Синдром Бэмби
Любовь иногда бывает так же гибельна, как ненависть.
В национальных парках Европы и Северной Америки посетители встречают иногда оленят. Звереныши кажутся одинокими и всеми покинутыми, даже если мать находится недалеко. Поддавшись чувству нежности, радуясь возможности приблизиться к неопасному животному, похожему на плюшевую игрушку, люди часто хотят погладить оленят. Этот жест не таит в себе никакой агрессии, наоборот, беззащитность детеныша вызывает желание проявить ласку.
Но контакт этот оказывается гибельным. В течение первых недель жизни мать узнает своего детеныша только по запаху. Прикосновение человека, даже самое нежное, оставляет на детеныше новый запах. Это чужой запах, пусть самый слабый, разрушает обонятельную идентификационную карту олененка, и его покидает все семейство. Ни одна лань больше не подпустит его к себе, и олененка ждет голодная смерть. Смертельную ласку называют «синдром Бэмби» или «синдром Уолта Диснея».
– Хорошо, надо предупредить людей, чтобы они не ели его, – сказал король.
– Но, – ответил министр, – есть больше нечего, если не дать им этой отравленной пищи, они умрут от голода или взбунтуются.
– Хорошо, отдайте им отравленный урожай, а себе мы возьмем запасы чистого зерна, – сказал король.
– Но, – ответил министр, – если все будут безумными, а мы сохраним здравый рассудок, то это нас все будут считать сумасшедшими.
Король подумал и уступил:
– Хорошо, у нас нет выбора. Мы тоже должны есть отравленный хлеб, как и весь народ. Но, – добавил он, – мы себе на лбу сделаем отметку, чтобы не забыть о том, что мы стали сумасшедшими.
Любовь иногда бывает так же гибельна, как ненависть.
В национальных парках Европы и Северной Америки посетители встречают иногда оленят. Звереныши кажутся одинокими и всеми покинутыми, даже если мать находится недалеко. Поддавшись чувству нежности, радуясь возможности приблизиться к неопасному животному, похожему на плюшевую игрушку, люди часто хотят погладить оленят. Этот жест не таит в себе никакой агрессии, наоборот, беззащитность детеныша вызывает желание проявить ласку.
Но контакт этот оказывается гибельным. В течение первых недель жизни мать узнает своего детеныша только по запаху. Прикосновение человека, даже самое нежное, оставляет на детеныше новый запах. Это чужой запах, пусть самый слабый, разрушает обонятельную идентификационную карту олененка, и его покидает все семейство. Ни одна лань больше не подпустит его к себе, и олененка ждет голодная смерть. Смертельную ласку называют «синдром Бэмби» или «синдром Уолта Диснея».
– Хорошо, надо предупредить людей, чтобы они не ели его, – сказал король.
– Но, – ответил министр, – есть больше нечего, если не дать им этой отравленной пищи, они умрут от голода или взбунтуются.
– Хорошо, отдайте им отравленный урожай, а себе мы возьмем запасы чистого зерна, – сказал король.
– Но, – ответил министр, – если все будут безумными, а мы сохраним здравый рассудок, то это нас все будут считать сумасшедшими.
Король подумал и уступил:
– Хорошо, у нас нет выбора. Мы тоже должны есть отравленный хлеб, как и весь народ. Но, – добавил он, – мы себе на лбу сделаем отметку, чтобы не забыть о том, что мы стали сумасшедшими.
Синхронность
Проведенный в 1901 году одновременно во многих странах научный эксперимент показал, что в результате тестирования на наличие разума мыши получили шесть очков из двадцати возможных по серии тестов.
Тот же эксперимент повторили в 1965 году: страны и тесты были те же, но теперь мыши заработали восемь очков из двадцати возможных.
Географические зоны не играли никакой роли в этом феномене. Европейские мыши были не более и не менее умны, чем мыши американские, африканские, австралийские или азиатские. На всех континентах все мыши в 1965 году получили больше баллов, чем их предки в 1901 году. Стало очевидно, мыши всей Земли прогрессируют. Словно существует «планетарный мышиный разум», который вырос с течением времени. Точно так же обезьяны «вдруг» научились чистить бататы на многих, кстати, весьма удаленных друг от друга, островах Тихого океана. У людей некоторые открытия и изобретения были сделаны одновременно в Китае, в Индии и в Европе, например: огонь, порох, ткачество. Да и в наши дни какие то находки происходят в один и тот же момент во многих точках земного шара. Создается такое впечатление, что некоторые идеи витают в воздухе, над атмосферой, и те, кто способен их воспринять, повышают уровень глобального знания своего вида.
Проведенный в 1901 году одновременно во многих странах научный эксперимент показал, что в результате тестирования на наличие разума мыши получили шесть очков из двадцати возможных по серии тестов.
Тот же эксперимент повторили в 1965 году: страны и тесты были те же, но теперь мыши заработали восемь очков из двадцати возможных.
Географические зоны не играли никакой роли в этом феномене. Европейские мыши были не более и не менее умны, чем мыши американские, африканские, австралийские или азиатские. На всех континентах все мыши в 1965 году получили больше баллов, чем их предки в 1901 году. Стало очевидно, мыши всей Земли прогрессируют. Словно существует «планетарный мышиный разум», который вырос с течением времени. Точно так же обезьяны «вдруг» научились чистить бататы на многих, кстати, весьма удаленных друг от друга, островах Тихого океана. У людей некоторые открытия и изобретения были сделаны одновременно в Китае, в Индии и в Европе, например: огонь, порох, ткачество. Да и в наши дни какие то находки происходят в один и тот же момент во многих точках земного шара. Создается такое впечатление, что некоторые идеи витают в воздухе, над атмосферой, и те, кто способен их воспринять, повышают уровень глобального знания своего вида.
Испанцы в Мексике
Появление в Центральной Америке первых западных европейцев спровоцировало значительное недоразумение, так как в религии ацтеков говорилось о том, что однажды на землю прибудут посланники оперенного бога змеи Кетцалькоатля. У посланников будет светлая кожа, они будут ехать верхом на больших животных с четырьмя лапами и метать громы и молнии, карая неверных. Поэтому, когда в 1519 году ацтеки узнали об испанских всадниках, высадившихся на мексиканский берег, они решили, что речь идет о теотлях («божествах» на языке науатль). А ведь в 1511 году, за несколько лет до этого, их предупредили. Это сделал испанский моряк Герреро, попавший в кораблекрушение у берегов Юкатана. Тогда войско Кортеса было еще на островах Сан Доминго и Куба.
Герреро был хорошо принят местным населением и женился на туземке. Он рассказал индейцам о том, что конкистадоры скоро прибудут, о том, что это не боги и не посланники богов и что доверять им нельзя. Герреро научил коренных жителей делать для своей защиты арбалеты (до того индейцы знали только топоры и стрелы с наконечниками из обсидиана, а арбалет был единственным оружием, способным пробить металлические доспехи воинов Кортеса).
Герреро повторял, что не надо бояться лошадей и ни в коем случае не терять самообладания перед огнестрельным оружием. Это не волшебное оружие и не частицы молнии. «Испанцы, как и вы, состоят из плоти и крови», – говорил Герреро. Для того чтобы доказать это, он сам нанес себе рану, из которой полилась красная кровь, такая же, как у всех людей. Герреро столько сделал для просвещения индейцев из своей деревни, что, когда конкистадоры Кортеса напали на нее, они, к своему удивлению, впервые в Америке встретились с настоящей индейской армией, которая противостояла им в течение многих недель.
Но информация дальше деревни Герреро не распространилась. В сентябре 1519 года царь ацтеков Монтесума, с повозками, полными драгоценностей в качестве даров, ехал навстречу испанской армии. Он был убит в тот же вечер. Через год Кортес три месяца морил голодом население осажденной столицы ацтеков Теночтитлана, а затем пушками разрушил город. Герреро же погиб во время организованной им атаки на испанский форт.
Появление в Центральной Америке первых западных европейцев спровоцировало значительное недоразумение, так как в религии ацтеков говорилось о том, что однажды на землю прибудут посланники оперенного бога змеи Кетцалькоатля. У посланников будет светлая кожа, они будут ехать верхом на больших животных с четырьмя лапами и метать громы и молнии, карая неверных. Поэтому, когда в 1519 году ацтеки узнали об испанских всадниках, высадившихся на мексиканский берег, они решили, что речь идет о теотлях («божествах» на языке науатль). А ведь в 1511 году, за несколько лет до этого, их предупредили. Это сделал испанский моряк Герреро, попавший в кораблекрушение у берегов Юкатана. Тогда войско Кортеса было еще на островах Сан Доминго и Куба.
Герреро был хорошо принят местным населением и женился на туземке. Он рассказал индейцам о том, что конкистадоры скоро прибудут, о том, что это не боги и не посланники богов и что доверять им нельзя. Герреро научил коренных жителей делать для своей защиты арбалеты (до того индейцы знали только топоры и стрелы с наконечниками из обсидиана, а арбалет был единственным оружием, способным пробить металлические доспехи воинов Кортеса).
Герреро повторял, что не надо бояться лошадей и ни в коем случае не терять самообладания перед огнестрельным оружием. Это не волшебное оружие и не частицы молнии. «Испанцы, как и вы, состоят из плоти и крови», – говорил Герреро. Для того чтобы доказать это, он сам нанес себе рану, из которой полилась красная кровь, такая же, как у всех людей. Герреро столько сделал для просвещения индейцев из своей деревни, что, когда конкистадоры Кортеса напали на нее, они, к своему удивлению, впервые в Америке встретились с настоящей индейской армией, которая противостояла им в течение многих недель.
Но информация дальше деревни Герреро не распространилась. В сентябре 1519 года царь ацтеков Монтесума, с повозками, полными драгоценностей в качестве даров, ехал навстречу испанской армии. Он был убит в тот же вечер. Через год Кортес три месяца морил голодом население осажденной столицы ацтеков Теночтитлана, а затем пушками разрушил город. Герреро же погиб во время организованной им атаки на испанский форт.
Acacia cornigera
Акация корнигера – это кустарник, который может расти только при соблюдении одного условия – его должны заселить муравьи. Для того чтобы расцвести, корнигере нужны забота и защита муравьев, поэтому кустарник со временем превратился в гигантский муравейник.
Все его ветви стали полыми, в них находится сеть коридоров и залов, удобных для муравьев. Более того, в этих коридорах водится белая тля, чьим молочком любят лакомиться муравьи рабочие и солдаты. Таким образом, корнигера предоставляет кров и пищу тем муравьям, которые поселятся в ней. В благодарность муравьи выполняют свои обязанности – выгоняют гусениц, чужую тлю, слизняков, пауков и других древоточцев, пожирающих листву. Муравьи челюстями срезают плющ и другие ползучие растения, лечат дерево своей дезинфицирующей слюной.
Редко в природе встречается столь успешное сотрудничество между представителями растительного и животного мира. Благодаря поддержке союзников муравьев корнигера часто возвышается над основной массой деревьев, которые могли бы закрыть ее своей тенью. Она царит над их верхушками и получает прямые лучи солнца.
Акация корнигера – это кустарник, который может расти только при соблюдении одного условия – его должны заселить муравьи. Для того чтобы расцвести, корнигере нужны забота и защита муравьев, поэтому кустарник со временем превратился в гигантский муравейник.
Все его ветви стали полыми, в них находится сеть коридоров и залов, удобных для муравьев. Более того, в этих коридорах водится белая тля, чьим молочком любят лакомиться муравьи рабочие и солдаты. Таким образом, корнигера предоставляет кров и пищу тем муравьям, которые поселятся в ней. В благодарность муравьи выполняют свои обязанности – выгоняют гусениц, чужую тлю, слизняков, пауков и других древоточцев, пожирающих листву. Муравьи челюстями срезают плющ и другие ползучие растения, лечат дерево своей дезинфицирующей слюной.
Редко в природе встречается столь успешное сотрудничество между представителями растительного и животного мира. Благодаря поддержке союзников муравьев корнигера часто возвышается над основной массой деревьев, которые могли бы закрыть ее своей тенью. Она царит над их верхушками и получает прямые лучи солнца.
Индейская западня
Канадские индейцы делают очень простые западни для медведей. Это большой, обмазанный медом камень, подвешенный на веревке к ветке дерева. Как только медведь замечает то, что он считает лакомством, он подходит и пытается схватить камень, ударив его лапой. Таким образом, создается движение маятника, и камень бьет его в ответ. Медведь нервничает и начинает колотить по камню изо всех сил. Чем сильнее удары медведя, тем сильнее удары, которые он получает в ответ. Все заканчивается нокаутом зверя.
Медведь не способен подумать: «А если я прерву цикл насилия?» Он чувствует только обиду. «Меня бьют, я даю сдачи!» – говорит он себе. Его бешенство нарастает. А ведь если бы он перестал драться, камень стал бы неподвижным, и зверь, обретя былое хладнокровие, быть может, заметил бы, что это всего лишь предмет, привязанный к веревке. И ему осталось бы только перегрызть веревку клыками, дать камню упасть и слизать мед.
Канадские индейцы делают очень простые западни для медведей. Это большой, обмазанный медом камень, подвешенный на веревке к ветке дерева. Как только медведь замечает то, что он считает лакомством, он подходит и пытается схватить камень, ударив его лапой. Таким образом, создается движение маятника, и камень бьет его в ответ. Медведь нервничает и начинает колотить по камню изо всех сил. Чем сильнее удары медведя, тем сильнее удары, которые он получает в ответ. Все заканчивается нокаутом зверя.
Медведь не способен подумать: «А если я прерву цикл насилия?» Он чувствует только обиду. «Меня бьют, я даю сдачи!» – говорит он себе. Его бешенство нарастает. А ведь если бы он перестал драться, камень стал бы неподвижным, и зверь, обретя былое хладнокровие, быть может, заметил бы, что это всего лишь предмет, привязанный к веревке. И ему осталось бы только перегрызть веревку клыками, дать камню упасть и слизать мед.
Принцесса ночи
Ее можно увидеть в начале ночи и в конце утра. Ее можно увидеть два раза в году. Ее можно увидеть, глядя на луну.
Что это?
Разгадка: буква N. (Ночь по французски «nuit», утро – «matin», луна – «lune», а год – annee.)
Ее можно увидеть в начале ночи и в конце утра. Ее можно увидеть два раза в году. Ее можно увидеть, глядя на луну.
Что это?
Разгадка: буква N. (Ночь по французски «nuit», утро – «matin», луна – «lune», а год – annee.)
Рецепт человеческого тела
Вы – не просто имя и фамилия с социальной историей. Вот из чего вы состоите на самом деле.
Вы – это 70% чистой воды, 18% углерода, 4% азота, 2% кальция, 2% фосфора, 1% калия, 0,5% серы, 0,5% натрия, 0,4% хлора. Да еще хорошая суповая ложка разных микроэлементов: магния, цинка, марганца, меди, йода, никеля, брома, фтора, кремния. И щепотка кобальта, алюминия, молибдена, ванадия, свинца, олова, титана, бора. Вот рецепт вашей жизни.
Все эти вещества образовались в результате сгорания звезд и существуют не только в вашем организме. Вода в вашем теле подобна самой банальной океанской воде. Фосфор роднит вас со спичками. Хлор такой же, каким дезинфицируют бассейны. Но вы – не только это.
Вы – химический собор, потрясающая конструкция, в которой соблюдены дозировки, баланс, механизмы взаимодействия почти немыслимой сложности. Ваши молекулы состоят из атомов, частиц, кварков, пустот, все это связано между собой электромагнитными, гравитационными, электронными силами, тонкость работы которых вам не доступна.
Все, что окружает вас во времени и пространстве, зачем то нужно. Нужны вы. Ваша эфемерная жизнь имеет смысл. Она ведет вас не в тупик. Имеет смысл все. Действуйте. Сделайте что нибудь, сделайте какое нибудь небольшое дело в вашей жизни перед тем, как умереть. Вы родились для чего то. Поймите, для чего вы родились.
Какова ваша, пусть крошечная, миссия?
Вы родились не случайно.
Вы – не просто имя и фамилия с социальной историей. Вот из чего вы состоите на самом деле.
Вы – это 70% чистой воды, 18% углерода, 4% азота, 2% кальция, 2% фосфора, 1% калия, 0,5% серы, 0,5% натрия, 0,4% хлора. Да еще хорошая суповая ложка разных микроэлементов: магния, цинка, марганца, меди, йода, никеля, брома, фтора, кремния. И щепотка кобальта, алюминия, молибдена, ванадия, свинца, олова, титана, бора. Вот рецепт вашей жизни.
Все эти вещества образовались в результате сгорания звезд и существуют не только в вашем организме. Вода в вашем теле подобна самой банальной океанской воде. Фосфор роднит вас со спичками. Хлор такой же, каким дезинфицируют бассейны. Но вы – не только это.
Вы – химический собор, потрясающая конструкция, в которой соблюдены дозировки, баланс, механизмы взаимодействия почти немыслимой сложности. Ваши молекулы состоят из атомов, частиц, кварков, пустот, все это связано между собой электромагнитными, гравитационными, электронными силами, тонкость работы которых вам не доступна.
Все, что окружает вас во времени и пространстве, зачем то нужно. Нужны вы. Ваша эфемерная жизнь имеет смысл. Она ведет вас не в тупик. Имеет смысл все. Действуйте. Сделайте что нибудь, сделайте какое нибудь небольшое дело в вашей жизни перед тем, как умереть. Вы родились для чего то. Поймите, для чего вы родились.
Какова ваша, пусть крошечная, миссия?
Вы родились не случайно.
Будущее принадлежит актерам
Чтобы добиться уважения, актеры умеют изображать гнев. Чтобы добиться народного признания, актеры умеют изображать любовь. Чтобы им завидовали, актеры умеют изображать радость. Актеры проникли во все профессии.
Избрание Рональда Рейгана в президенты Соединенных Штатов в 1980 году окончательно подтвердило наступление эры актеров. Не нужно иметь идеи или уметь управлять, достаточно окружить себя группой специалистов для составления речей и хорошо затем сыграть свою роль под объективами камер.
В большинстве демократических стран, кстати, кандидата выбирают не по его политической программе (все прекрасно знают, что ни одно обещание выполнено не будет, поскольку страна следует глобальным политическим курсом, свернуть с которого не может), а по походке, по улыбке, по голосу, по манере одеваться, по непринужденности общения с прессой, по остроумным замечаниям. Во всех профессиях актеры неумолимо одерживают победу. Хороший актер художник способен убедить всех, что однотонное полотно является шедевром. Хороший актер певец может не иметь голоса, если он способен удачно сняться в клипе. Актеры правят миром. Проблема в том, что при выдвижении вперед актеров форма превалирует над содержанием, казаться становится важнее, чем быть. Мы больше не слушаем то, что люди говорят. Нам достаточно следить за тем, как они говорят, какие у них при этом глаза, подходит ли их галстук по цвету к платочку в верхнем кармане. Те же, у кого есть идеи, но кто не умеет их представить, постепенно исключаются из дебатов.
Чтобы добиться уважения, актеры умеют изображать гнев. Чтобы добиться народного признания, актеры умеют изображать любовь. Чтобы им завидовали, актеры умеют изображать радость. Актеры проникли во все профессии.
Избрание Рональда Рейгана в президенты Соединенных Штатов в 1980 году окончательно подтвердило наступление эры актеров. Не нужно иметь идеи или уметь управлять, достаточно окружить себя группой специалистов для составления речей и хорошо затем сыграть свою роль под объективами камер.
В большинстве демократических стран, кстати, кандидата выбирают не по его политической программе (все прекрасно знают, что ни одно обещание выполнено не будет, поскольку страна следует глобальным политическим курсом, свернуть с которого не может), а по походке, по улыбке, по голосу, по манере одеваться, по непринужденности общения с прессой, по остроумным замечаниям. Во всех профессиях актеры неумолимо одерживают победу. Хороший актер художник способен убедить всех, что однотонное полотно является шедевром. Хороший актер певец может не иметь голоса, если он способен удачно сняться в клипе. Актеры правят миром. Проблема в том, что при выдвижении вперед актеров форма превалирует над содержанием, казаться становится важнее, чем быть. Мы больше не слушаем то, что люди говорят. Нам достаточно следить за тем, как они говорят, какие у них при этом глаза, подходит ли их галстук по цвету к платочку в верхнем кармане. Те же, у кого есть идеи, но кто не умеет их представить, постепенно исключаются из дебатов.
Конь по имени Ганс
В1904 году международное научное сообщество было потрясено. Было похоже на то, что, наконец, найдено «животное, такое же умное, как человек». Этим животным был восьмилетний конь, обученный австрийским ученым, профессором фон Остеном. К вящему изумлению посетителей, конь Ганс, казалось, прекрасно разбирался в современной математике. Он отлично решал предлагаемые ему уравнения, он мог точно определить, который был час, узнавал по фотографии людей, которых видел несколько дней назад, находил правильные ответы на логические задачи.
Предметы Ганс показывал копытом, а цифры отстукивал по земле. Буквы он выбивал одну за другой, формируя из них слова. Один удар обозначал букву «а», два – букву «Ь», три – «с» и так далее.
Ганса подвергали всевозможным испытаниям, и каждый раз он подтверждал наличие у него его талантов. Зоологи, биологи, физики и даже психологи и психиатры ехали отовсюду для того, чтобы увидеть Ганса. Они приезжали скептически настроенными, а уезжали в растерянности. Они не понимали, в чем же заключается мошенничество, и в конце концов признавали, что это животное действительно «разумно».
12 сентября 1904 года группа из тринадцати экспертов опубликовала отчет, исключавший всякую возможность подтасовки. История наделала много шума, и научный мир начал привыкать к мысли о том, что этот конь действительно так же разумен, как и человек.
Раскрыл же тайну Оскар Пфюнгст, один из ассистентов фон Остена. Он заметил, что Ганс ошибался каждый раз, когда решение задачи было неизвестно стоявшим вокруг людям. Точно так же он всегда давал неправильные ответы, когда ему надевали шоры, мешавшие видеть присутствовавших. Единственное объяснение заключалось в том, что Ганс был чрезвычайно чутким животным и что, топая копытом, он следил за изменениями в поведении окружавших его зрителей. Он чувствовал нарастание возбуждения в аудитории в тот момент, когда приближался к правильному ответу. Его внимание усиливала надежда на награду в виде пищи.
Когда разгадка была найдена, научное сообщество было так унижено тем, что его одурачили настолько нехитрым способом, что впало в полный скептицизм относительно всех опытов, связанных с поисками разума у животных. Во многих университетах до сих пор приводят случай с конем по имени Ганс как карикатурный пример научного мошенничества. А бедный Ганс между тем не заслужил ни такой славы, ни такого осуждения. В конце концов, этот конь понимал поведение людей так хорошо, что сумел какое то время казаться равным человеку. Может быть, одна из причин обиды на Ганса лежала глубже. Людям неприятно сознавать, что у них нет тайн от животного.
В1904 году международное научное сообщество было потрясено. Было похоже на то, что, наконец, найдено «животное, такое же умное, как человек». Этим животным был восьмилетний конь, обученный австрийским ученым, профессором фон Остеном. К вящему изумлению посетителей, конь Ганс, казалось, прекрасно разбирался в современной математике. Он отлично решал предлагаемые ему уравнения, он мог точно определить, который был час, узнавал по фотографии людей, которых видел несколько дней назад, находил правильные ответы на логические задачи.
Предметы Ганс показывал копытом, а цифры отстукивал по земле. Буквы он выбивал одну за другой, формируя из них слова. Один удар обозначал букву «а», два – букву «Ь», три – «с» и так далее.
Ганса подвергали всевозможным испытаниям, и каждый раз он подтверждал наличие у него его талантов. Зоологи, биологи, физики и даже психологи и психиатры ехали отовсюду для того, чтобы увидеть Ганса. Они приезжали скептически настроенными, а уезжали в растерянности. Они не понимали, в чем же заключается мошенничество, и в конце концов признавали, что это животное действительно «разумно».
12 сентября 1904 года группа из тринадцати экспертов опубликовала отчет, исключавший всякую возможность подтасовки. История наделала много шума, и научный мир начал привыкать к мысли о том, что этот конь действительно так же разумен, как и человек.
Раскрыл же тайну Оскар Пфюнгст, один из ассистентов фон Остена. Он заметил, что Ганс ошибался каждый раз, когда решение задачи было неизвестно стоявшим вокруг людям. Точно так же он всегда давал неправильные ответы, когда ему надевали шоры, мешавшие видеть присутствовавших. Единственное объяснение заключалось в том, что Ганс был чрезвычайно чутким животным и что, топая копытом, он следил за изменениями в поведении окружавших его зрителей. Он чувствовал нарастание возбуждения в аудитории в тот момент, когда приближался к правильному ответу. Его внимание усиливала надежда на награду в виде пищи.
Когда разгадка была найдена, научное сообщество было так унижено тем, что его одурачили настолько нехитрым способом, что впало в полный скептицизм относительно всех опытов, связанных с поисками разума у животных. Во многих университетах до сих пор приводят случай с конем по имени Ганс как карикатурный пример научного мошенничества. А бедный Ганс между тем не заслужил ни такой славы, ни такого осуждения. В конце концов, этот конь понимал поведение людей так хорошо, что сумел какое то время казаться равным человеку. Может быть, одна из причин обиды на Ганса лежала глубже. Людям неприятно сознавать, что у них нет тайн от животного.
Телем
В 1534 году Франсуа Рабле предложил публике свое видение идеального утопического города, описав в «Гаргантюа» Телемское аббатство.
Правительства в нем нет, так как Рабле считает: «Как можно управлять другими, если не знаешь, как управлять самим собой?» Итак, в отсутствие правительства телемиты действовали «согласно своей доброй воле», руководствуясь девизом: «Делай то, что хочется делать». Для того чтобы утопия успешно существовала, жители аббатства тщательно отбирались. В него допускались лишь выходцы из хороших семей, свободомыслящие, образованные, добродетельные, красивые и чувствовавшие единство с природой. Девочки принимались с восьми лет, мальчики – с двенадцати. Распорядок дня полностью зависел от их желаний, они могли работать, если это им нравилось, или отдыхать, пить, веселиться и заниматься любовью. Часов у них не было, что совершенно лишало их ощущения проходящего времени. Они вставали тогда, когда просыпались, ели тогда, когда испытывали голод. В аббатстве не было ни волнений, ни насилия, ни ссор. Тяжелым трудом занимались слуги и ремесленники, жившие вне аббатства.
Рабле дает описание аббатства. Оно должно было быть построено на берегу Луары, в лесу Пор Юо. В нем должно быть триста тридцать две комнаты. Никаких стен вокруг аббатства, так как «стены благоприятствуют зарождению заговоров». Каждая постройка должна быть шестиэтажной. Канализация должна быть выведена в реку. Аббатство должно иметь многочисленные библиотеки, парк, украшенный лабиринтом, а в центре обители должен бить фонтан.
Рабле не был наивен. Он знал, что его идеальное аббатство скорее всего будет разрушено демагогией, абсурдными теориями и разногласиями, а может быть, просто напросто погибнет из за какого нибудь пустяка, но он был убежден в том, что попробовать все таки стоит.
В 1534 году Франсуа Рабле предложил публике свое видение идеального утопического города, описав в «Гаргантюа» Телемское аббатство.
Правительства в нем нет, так как Рабле считает: «Как можно управлять другими, если не знаешь, как управлять самим собой?» Итак, в отсутствие правительства телемиты действовали «согласно своей доброй воле», руководствуясь девизом: «Делай то, что хочется делать». Для того чтобы утопия успешно существовала, жители аббатства тщательно отбирались. В него допускались лишь выходцы из хороших семей, свободомыслящие, образованные, добродетельные, красивые и чувствовавшие единство с природой. Девочки принимались с восьми лет, мальчики – с двенадцати. Распорядок дня полностью зависел от их желаний, они могли работать, если это им нравилось, или отдыхать, пить, веселиться и заниматься любовью. Часов у них не было, что совершенно лишало их ощущения проходящего времени. Они вставали тогда, когда просыпались, ели тогда, когда испытывали голод. В аббатстве не было ни волнений, ни насилия, ни ссор. Тяжелым трудом занимались слуги и ремесленники, жившие вне аббатства.
Рабле дает описание аббатства. Оно должно было быть построено на берегу Луары, в лесу Пор Юо. В нем должно быть триста тридцать две комнаты. Никаких стен вокруг аббатства, так как «стены благоприятствуют зарождению заговоров». Каждая постройка должна быть шестиэтажной. Канализация должна быть выведена в реку. Аббатство должно иметь многочисленные библиотеки, парк, украшенный лабиринтом, а в центре обители должен бить фонтан.
Рабле не был наивен. Он знал, что его идеальное аббатство скорее всего будет разрушено демагогией, абсурдными теориями и разногласиями, а может быть, просто напросто погибнет из за какого нибудь пустяка, но он был убежден в том, что попробовать все таки стоит.
Искусство фуги
Фуга, по сравнению с каноном, – плод эволюции. Если в каноне работа идет над одной темой, «терзаемой» разными способами для того, чтобы увидеть, что она дает, сочетаясь сама с собой, в фуге может быть много тем. «Музыкальное приношение» Иоганна Себастьяна Баха представляет собой одно из лучших архитектурных решений фуги. Как многие из них, эта фуга начинается в до минор, но оканчивается, в результате переходов, достойных лучшего из иллюзионистов, в ре минор. При этом ухо самого внимательного из слушателей не может уловить мгновения, в которое совершается метаморфоза.
При помощи этой системы «прыжков» тональности «Музыкальное приношение» можно без конца повторять во всех нотах гаммы. «Так провозглашается растущая вместе с модуляциями слава короля», – объяснял Бах.
Вершиной конструкции фуги является отрывок «Искусства фуги», в котором, прямо перед своей смертью, Иоганн Себастьян Бах хотел объяснить смертным технику музыкальной прогрессии от простоты к абсолютной сложности. В разгар работы его остановили проблемы со здоровьем (он почти ослеп). Фуга осталась незавершенной.
Интересно, что Бах подписал ее, используя в качестве музыкальных тем четыре буквы своего имени. В немецком сольфеджио В соответствует ноте «си бемоль», А– ноте «ля», С – ноте «до», Н – простому «си». Bach – си бемоль, ля, до, си.
Бах жил внутри своей музыки и хотел вместе с ней, словно бессмертный король, подняться к бесконечности.
Фуга, по сравнению с каноном, – плод эволюции. Если в каноне работа идет над одной темой, «терзаемой» разными способами для того, чтобы увидеть, что она дает, сочетаясь сама с собой, в фуге может быть много тем. «Музыкальное приношение» Иоганна Себастьяна Баха представляет собой одно из лучших архитектурных решений фуги. Как многие из них, эта фуга начинается в до минор, но оканчивается, в результате переходов, достойных лучшего из иллюзионистов, в ре минор. При этом ухо самого внимательного из слушателей не может уловить мгновения, в которое совершается метаморфоза.
При помощи этой системы «прыжков» тональности «Музыкальное приношение» можно без конца повторять во всех нотах гаммы. «Так провозглашается растущая вместе с модуляциями слава короля», – объяснял Бах.
Вершиной конструкции фуги является отрывок «Искусства фуги», в котором, прямо перед своей смертью, Иоганн Себастьян Бах хотел объяснить смертным технику музыкальной прогрессии от простоты к абсолютной сложности. В разгар работы его остановили проблемы со здоровьем (он почти ослеп). Фуга осталась незавершенной.
Интересно, что Бах подписал ее, используя в качестве музыкальных тем четыре буквы своего имени. В немецком сольфеджио В соответствует ноте «си бемоль», А– ноте «ля», С – ноте «до», Н – простому «си». Bach – си бемоль, ля, до, си.
Бах жил внутри своей музыки и хотел вместе с ней, словно бессмертный король, подняться к бесконечности.
Цензура
Когда– то для того, чтобы идеи, почитаемые власть предержащими вредными, не доходили до широкой публики, была установлена полицейская инстанция: государственная цензура, долженствующая просто и прямо запрещать распространение подрывающих устои общества произведений.
Сегодня цензура изменила облик. Запретов нет, но мы тонем в изобилии. Под нескончаемой лавиной бесполезных сведений уже никто не знает, где взять интересную информацию. Умножение количества телевизионных каналов, публикация тысяч романов в год, выпуск километров одинаковых песен мешает появлению новых течений. Да их бы и не заметили в общей массе. Избыток пошлости душит оригинальное творчество, и даже критики, чьим долгом вроде бы является фильтрация потока, не успевают все прочесть, все увидеть, все услышать. Результатом является парадокс: чем больше появляется телевизионных и радиоканалов, журналов и информационных изданий, тем меньше их творческое разнообразие. Серый цвет окрашивает все.
Когда– то для того, чтобы идеи, почитаемые власть предержащими вредными, не доходили до широкой публики, была установлена полицейская инстанция: государственная цензура, долженствующая просто и прямо запрещать распространение подрывающих устои общества произведений.
Сегодня цензура изменила облик. Запретов нет, но мы тонем в изобилии. Под нескончаемой лавиной бесполезных сведений уже никто не знает, где взять интересную информацию. Умножение количества телевизионных каналов, публикация тысяч романов в год, выпуск километров одинаковых песен мешает появлению новых течений. Да их бы и не заметили в общей массе. Избыток пошлости душит оригинальное творчество, и даже критики, чьим долгом вроде бы является фильтрация потока, не успевают все прочесть, все увидеть, все услышать. Результатом является парадокс: чем больше появляется телевизионных и радиоканалов, журналов и информационных изданий, тем меньше их творческое разнообразие. Серый цвет окрашивает все.