Пророк Заратустра учил, что все люди в мире познают Божественную справедливость. За все дела, что совершил смертный при жизни, получит он воздаяние.
Если человек много грешил и совершал дурные поступки, то не спасет его никакое богатство и высокое положение, ведь после смерти окажется он в преисподней, где будут терзать его страшные демоны. Но если человек был беден и много страдал, но выполнял все заветы Бога, после смерти поднимется он на Небеса, где будет пребывать среди прекрасных духов и созерцать сияющий лик Ормазда.
За каждое совершенное дело, за каждый поступок и даже дурную мысль придется держать ответ перед Создателем. «Не полагайся на жизнь, так как в конце концов тебя настигнет смерть», – говорили древние иранцы. Чтобы не оказаться во власти злых демонов и выносить мучения до конца времен, когда Ормазд не уничтожит мировое зло, следует заботиться о своей душе и не совершать дурных поступков, не говорить дурных слов и не иметь дурных мыслей. Ведь душа человека, покинув тело, подвергнется Высшему и Справедливому Суду.
Когда человек умирает, его душа урван еще три дня находится возле тела. Она сидит у изголовья, а на рассвете четвертого дня за ней приходит Сраош (Срош), и душа отправляется в трудное путешествие к мосту Чинват (Чандвар). Этот мост связывает реальный мир и потусторонний, поэтому часто его называют «Разлучитель». Долгий путь с многими опасностями предстоит душе, пока не достигнет она Чинвата. Возле моста ожидают ее Сраош, благой Ветер могущественный Вахрам, а также Аствихад, злой Ветер и демон смерти. Окружают душу ужасные дэвы Фрезишт и Низишт, а также злодей с кровавой дубинкой Хешма – дэв злонамеренных действий. Пытаются дэвы схватить душу и утащить ее в преисподнюю. Но если это душа праведника, то нечего ей бояться страшных когтей и клыков дэвов, не сможет увлечь ее в преисподнюю даже черный и страшный дэв Визарш.
На мосту Чинват встречает душу сияющий Митра и начинается Суд. На своих весах праведный Рашну начнет взвешивать все дела умершего. Точны эти весы, не наклоняет их Рашну ни в ту, ни в другую сторону ни для праведных, ни для грешных, ни для господ, ни для правителей, ни для последнего бедняка. Точно покажут весы, сколько совершил в жизни человек хороших, а сколько дурных поступков. Не отклонит Рашну весы ни на волос и не замыслит вреда человеку. Относится он одинаково и к правителю страны, и к самому незначительному человеку.
На мосту Чинват происходит и много споров. Если видят дэвы, что совершил человек в своей жизни много добрых дел, начинают они страшно выть и кричать. Фрезишт и Низишт попытаются схватить душу и утащить ее, помогают им Хешма с кровавой дубинкой в своем желании зла всему окружающему и Аствихад, что пожирает все творения и не знает насыщения, главный подручный Ахримана.
Но если душа праведна, то нечего ей бояться. Заслонит ее от ужасных дэвов всеблагой Срош. И если окажется больше добрых дел, то сияющий Митра повелит отойти дэвам и разрешит душе подняться на Небеса.
Отступят злые демоны, злобно воя, унесутся они с моста Чинват в преисподнюю, а душа праведника проследует по мосту дальше. И станет этот мост шириной в один фрасанг. Будет сопровождать душу благородный Сраош. И выйдет навстречу праведной душе прекрасная девушка, которая красивее и лучше всех девушек в мире. Улыбаясь, пойдет красавица навстречу душе.
Душа праведника спросит у нее: «Кто же ты? Кем ты можешь быть? Ведь я никогда не видел никого красивее и лучше тебя?» А в ответ услышит душа от удивительной красавицы: «Я не девушка, хотя и кажусь такой, я все твои благие деяния, благородный человек, с благими мыслями, благими делами, благими речами и благой верой. Это благодаря тебе у меня такой образ. Ведь когда ты жил в мире и видел, как вокруг почитают дэвов и поклоняются им, то воздерживался от такого поклонения, а почитал богов.
Святой Миларепа (Мила, одетый в бумажную ткань) в молодости занимался черной магией, но в 40 лет стал учеником великого гуру. Проведя много лет отшельником, Миларепа собрал учеников и проповедовал им, что видел небесную обитель. Его смерть сопровождалась различными чудесами.
Когда ты видел, что кто-то притеснял, обижал, грабил, оскорблял хорошего человека и преступным образом захватывал его богатство, то ты не уподоблялся ненасытному волку и не грабил слабого и не унижал униженного. Ты всегда удерживался от притеснений и грабежа других.
Ты был заботлив. Ты давал приют человеку, принимал его, давал подаяние тому, кто пришел из далеких мест. Не отказывал нуждающемуся в пище и крове. Ты не отталкивал протянутую к тебе за милостыней руку, помогал просившему. Ты не проходил мимо того, кто нуждался в твоей помощи.
Когда тебя уговаривали вынести лживый приговор, давали взятку и склоняли к тому, чтобы ты принес ложные показания, то ты отстранялся от этого; не лгал и не свидетельствовал против хорошего человека, не соблазнялся взяткой; твоя речь всегда была правдивой и искренней.
И я есмь те твои добрые мысли, добрые слова и добрые деяния, которые тобой подуманы, сказаны и сотворены. И если я была уважаема, то твоими добрыми мыслями стала бы еще больше уважаема; если я была ценна, то твоими добрыми словами стала бы еще более ценной; если я была восхитительна, то твоими добрыми деяниями стала еще более восхитительной».
После этого прекрасная девушка берет душу праведника и ведет ее по мосту Чинват прямо в Небесную обитель. Тоньше волоса этот мост, но для праведника он прочнее железа. Узок он, словно луч звезды, но для совершавшего добрые дела шириною он в целый фрасанг. Бушует вокруг него яростное пламя, горячий этот мост, как расплавленная сталь, но для того, кто не отступал от заветов Бога, приятно по нему идти, как по мягкой и шелковистой траве.
Пройдя через мост Чинват, вступает душа в Небесную обитель. На пороге Небесной обители исчезает прекрасная девушка, дальше душу будет сопровождать Срош и сонм добрых и прекрасных духов.
Очутившись на Небесах, почувствует душа ароматный ветер, который ароматнее и благоуханнее любого земного аромата. И спросит тогда душа у Сроша: «Что это за ветер, что я никогда не встречалась в мире с таким ароматным ветром, даже не соприкасалась ни с чем подобным этому благоуханию?» А благородный Срош так отвечает на это душе праведника: «Этот ветер такой благоуханный и ароматный доносится из рая. Ты вкусишь этот аромат, насладишься этим благоуханием, когда мы достигнем рая».
Прежде чем достичь рая и предстать перед ослепительным Ормаздом, душа проходит через три неба. И с каждым шагом открывается праведной душе, как прекрасно все согретое теплом божественной любви, и с каждым шагом предстоит ей познать подлинную красоту и блаженство мира. Прекрасны эти небеса, но прекраснее всех четвертое небо, где восседает Ормазд в своем божественном величии в окружении небесных духов и богов.
Первое небо – небо благой мысли. Когда душа праведника вступает на это небо, то со всех сторон окружают ее прекрасные духи. Они осыпают душу лепестками благоуханных цветов, они облекают ее в прекрасные воздушные одежды, чтобы могла душа радоваться тому, что не держала она зла на людей даже в мыслях, а идя трудным жизненным путем, всегда желала людям добра.
Конфуций (Кун фу-цзы или Кун-цзы) – великий мудрец-учитель почитается в Китае святым. Детство и юность его прошли в бедности и лишениях. 10 лет провел он на чиновничьем поприще, но оставил государственную службу и стал странствовать вместе с учениками. Конфуций оставил несколько трудов, из которых самый известный «И цзин» («Книга перемен»).
Второе небо – небо благого слова. Когда душа праведника поднимается выше и вступает на это небо, то окружают ее со всех сторон духи и окропляют божественной росой, что стекает с лепестков прекрасных цветов. И открывается душе красота божественного слова. Начинает она слышать и понимать все прекрасные звуки, что есть во вселенной. Окропляют духи праведную душу за то, что не произносил человек при жизни дурных и злых слов, и для того чтобы могла душа радоваться всем прекрасным божественным звукам.
Третье небо – небо благого дела. Поднимаясь все выше, душа праведника достигает неба благого дела. Там добрые духи осыпают его благоухающими цветами. Открывается тогда душе вся божественная красота мира, и обретает она особое зрение. Видит она все благие дела, что совершаются во вселенной, и радуется прекрасному и славит всеблагого Ормазда, что наделил ее этим зрением.
Пройдя три неба, вступает душа в рай, в царство бесконечного света всеблагого Ормазда. Встречают душу праведника боги и амахраспанды – бессмертные святые (шесть божеств, которых породил Ормазд). Выходят они навстречу праведной душе, приветствуют ее и спрашивают: «Как ты пришел из этого опасного, страшного и очень злого мира в этот мир, такой прекрасный, благоухающий и защищенный? Кто ты, о человек с благими мыслями, благими словами, благими деяниями и благой верой?»
Молчит душа, преисполненная блаженства от божественной красоты, что вокруг. И тут раздается божественный голос, и нет во всей вселенной прекраснее этого голоса, потому что принадлежит он всеблагому Ормазду. И говорит Ормазд богам и амахраспандам: «Не спрашивайте его, ибо, отделенный от того, что было дорогим телом, он пришел этой опасной дорогой. А принесите ему лучшее из яств, то есть масло маuбиозаръм, чтобы его душа отдохнула от того моста, что длиною в три ночи, на который она ступила, спасаясь от Аствихада, Визарша и других дэвов. Так усадите эту праведную душу на полностью изукрашенный трон».
И выслушав повеление Ормазда, приносят небесные духи душе праведного мужчины или праведной женщины лучшее из небесных яств, что могут вкушать только небесные боги и амахраспанды, масло маuбиозаръм. И, вкусив этого масла, душа навсегда приобщается к сонму небесных духов. Забывает она обо всех земных горестях, потому что теперь суждено ей вкушать только радость, любоваться божественным светом и слышать божественные звуки.
И усаживают душу праведного мужчины или праведной женщины на полностью изукрашенный трон, чтобы она могла видеть всю красоту мира, освещенного божественным светом и согретого божественным теплом. И так ей надлежит пребывать в небесной обители навсегда и навечно. И будет она пребывать во всеблаженстве до конца времен, навеки с небесными богами, пока не произойдет последняя битва между Ормаздом и Ахриманом и не будет уничтожено мировое Зло. Все души грешников поднимутся из преисподней и будут очищены божественным огнем. И тогда все души живых людей сольются с Ормаздом и растворятся в вечном блаженстве.
Похожие статьи