Хотя термин атеизм появился в XVI столетии во Франции, некоторые идеи Античности и Ведической цивилизации могут сегодня быть расценены как атеистические.
Ранняя индийская религия
Атеистические школы присутствовали в индуизме, который в остальном является очень теистичной религией. Материалистическая и антирелигиозная философская школа Чарвака, основанная в Индии ориентировочно в VI столетии до нашей эры, — вероятно, наиболее яркая атеистическая философская школа в Индии. Эта ветвь индийской философии классифицируется как неортодоксальная система и не рассматривается как часть шести ортодоксальных школ индуизма, но заслуживает внимания как материалистическое движение в индуизме.
Четерджи и Датта пишут, что до нас не дошли тексты философии Чарвака, и наше представление об этой философии основано, главным образом, на критике их идей другими школами.
Часто к атеистам причисляют индийских философов Санкхья и Пурва Мимамса. Отрицание бога, как единого творца, также присутствует в джайнизме и буддизме. В то же время следует отметить, что сами буддисты не признают свою религию атеистичной и предпочитают использовать термин non-theism, который в русскоязычной литературе обычно переводится как не-теизм.
Ранняя индийская религия
Атеистические школы присутствовали в индуизме, который в остальном является очень теистичной религией. Материалистическая и антирелигиозная философская школа Чарвака, основанная в Индии ориентировочно в VI столетии до нашей эры, — вероятно, наиболее яркая атеистическая философская школа в Индии. Эта ветвь индийской философии классифицируется как неортодоксальная система и не рассматривается как часть шести ортодоксальных школ индуизма, но заслуживает внимания как материалистическое движение в индуизме.
Четерджи и Датта пишут, что до нас не дошли тексты философии Чарвака, и наше представление об этой философии основано, главным образом, на критике их идей другими школами.
Часто к атеистам причисляют индийских философов Санкхья и Пурва Мимамса. Отрицание бога, как единого творца, также присутствует в джайнизме и буддизме. В то же время следует отметить, что сами буддисты не признают свою религию атеистичной и предпочитают использовать термин non-theism, который в русскоязычной литературе обычно переводится как не-теизм.
Атеизм часто рассматривается не только как целостное материалистическое мировозрение, но и как обыденное отрицание религиозной веры, то есть неверие.
Христианство
В христианском богословии могут рассматриваться следующие виды неверия:
1. Неверие как синоним незнания.
2. Неверие как нежелание верить.
3. Неверие как неверность (отказ от веры).
4. Неверие как безразличие (практический индифферентизм к религии).
5. Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм.
6. Неверие как противление Богу (ярким примером является ницшеанство).
Ислам
Исламское богословие выделяет следующие виды неверия:
Христианство
В христианском богословии могут рассматриваться следующие виды неверия:
1. Неверие как синоним незнания.
2. Неверие как нежелание верить.
3. Неверие как неверность (отказ от веры).
4. Неверие как безразличие (практический индифферентизм к религии).
5. Неверие как рациональная проблема, или теоретический атеизм.
6. Неверие как противление Богу (ярким примером является ницшеанство).
Ислам
Исламское богословие выделяет следующие виды неверия:
Язычество (от ц.-сл. языцы - народы, иноземцы) – обозначение нехристианских, политеистических религий в литературе христианских народов. Обычно употребляется в одном из следующих значений:
1. Политеистические религии вообще.
2. Религиозные верования, обряды и праздники первобытных народов (аниматизм, анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы культурных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, греков, римлян, кельтов, скандинавов, сербов, русских и др.
3. Общее обозначение всех религий, кроме христианства, иудаизма и ислама. В этом смысле языческими считаются и такие современные религии как индуизм, брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ламаизм, синтоизм и пр.
4. Этническая, родовая вера славянских народов до принятия христианства, то есть родноверие.
Политеизм — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
1. Политеистические религии вообще.
2. Религиозные верования, обряды и праздники первобытных народов (аниматизм, анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы культурных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, греков, римлян, кельтов, скандинавов, сербов, русских и др.
3. Общее обозначение всех религий, кроме христианства, иудаизма и ислама. В этом смысле языческими считаются и такие современные религии как индуизм, брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ламаизм, синтоизм и пр.
4. Этническая, родовая вера славянских народов до принятия христианства, то есть родноверие.
Политеизм — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
Тотемизм — некогда почти универсальная и ещё ныне весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибве, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) — оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по видимому, древними) тотемами были животные.
Тотемы
В качестве тотема встречаем ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голову черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений. Так, например, сев.-американское племя состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.); на Золотом берегу в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где Т. особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у негров из Mount Gambier к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Port Mackay солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.
Тотемы
В качестве тотема встречаем ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голову черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений. Так, например, сев.-американское племя состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.); на Золотом берегу в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где Т. особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у негров из Mount Gambier к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Port Mackay солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.
Магия (лат. magia) — обряды ( ритуалы), связанные с предполагаемой способностью человека сверхъестественным путём воздействовать на мир: на явления природы, события, на людей, животных и предметы, духов и т д.
История магических традиций
Возникновение магии
В самых ранних формах социума магия еще не отделена от прочих верований, так же как еще не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п.; впрочем, конечно же не исключены и групповые действия, необходимые всему племени: инициационные обряды, похороны покойников, и прочее. Характерные для этого времени верования: тотемизм — вера в покровительство того или иного животного, или вообще, объекта (в частности фетишизм); либо анимизм — вера в существование мира духов, возможность контактировать с ним, и его посредством влиять на мир физический.
Магия, как основа возникновения религии
История магических традиций
Возникновение магии
В самых ранних формах социума магия еще не отделена от прочих верований, так же как еще не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п.; впрочем, конечно же не исключены и групповые действия, необходимые всему племени: инициационные обряды, похороны покойников, и прочее. Характерные для этого времени верования: тотемизм — вера в покровительство того или иного животного, или вообще, объекта (в частности фетишизм); либо анимизм — вера в существование мира духов, возможность контактировать с ним, и его посредством влиять на мир физический.
Магия, как основа возникновения религии
Викка – это древняя религия колдовства, ставшая очень популярной в последние годы, потому что люди ищут прочную связь с природным миром. Многие люди находят, что индивидуализм и веселая природа Викка может помочь заполнить пустоту, которая появляется в повседневной жизни: она делает нас ближе к природе, друг другу и себе. Бесконечное продвижение к прогрессу в прошлом столетии слишком отдалило нас от ритмов и циклов природы; образ жизни Викка старается уменьшить этот дисбаланс с помощью празднования времен года, работы с природой и открытия заново обрядов прощания внутри нашей жизни. Питающая, наполняющая силой и не имеющая догм, Викка может обеспечить альтернативный образ жизни, которая помогает нам становиться лучше, точно так же как и обрести уважение к природе и земле, на которой мы живем. Колдовство является традиционной природной религией и очень тесно связано с язычеством наших предков. Некоторые люди считают колдовство тем, что осталось в прошлом, но на самом деле оно никогда не переставало существовать. Христианство пыталось подавить колдовство, но проиграло в битве за его полное уничтожение. Хотя это было не до отменения Колдовского Акта в Британии в 1951, когда Викка действительно снова набрала силу. Джеральд Б. Гарднер был одним из первых колдунов, которые публично заявили о своей вере, написав «Книгу Теней» детализированных ритуалов и заклинаний, вызвавших огромный интерес. В течение двадцати лет количество людей, практикующих Викка, очень сильно возросло; колдовство стало популярным во всем мире, найдя прочную основу в Соединенных Штатах и Австралии, а так же во Франции, Германии и штатах Балтики. Максин и Алекс Сандерс начали вести толкование, основав традицию, известную как Александрийская Викка. Она практически ничем не отличается от Гарднерианской Викка. Много других традиций появились в последующие года: Дианическая Викка, Кельтская Викка и традиция Кингстона. Некоторые основаны на принципах Гарднерианской/Александрийской Викка, тогда как некоторые развили полностью отдельные ветви. Благодаря индивидуальной природе и неимению догм, Викка теперь – смесь множества способов работы, часто отличающаяся в каждом ковене (группе) и у каждого человека. Этот сайт – проводник по ее общим принципам.
Христианство — религия, основанная на учении Иисуса Христа.
Возникновение христианства
Христианство зародилось в I веке в Израиле в контексте мессианских движений иудаизма.
Христианство имеет еврейские корни. Иешуа (Иисус) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в шабат, соблюдал праздники. Апостолы, первые ученики Иешуа, были евреи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Возникновение христианства
Христианство зародилось в I веке в Израиле в контексте мессианских движений иудаизма.
Христианство имеет еврейские корни. Иешуа (Иисус) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в шабат, соблюдал праздники. Апостолы, первые ученики Иешуа, были евреи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Монотеизм — религия, основанная на вере в единого Бога, обладающего абсолютной неразделимой властью и силой, а также являющегося Создателем всего сущего.
История
Первая попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в 14 веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.
Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм. Считается, что зороастризм также оказал сильное влияние и на другие возникшие позднее монотеистические религии Ближнего Востока.
Родоначальником наиболее распространенных на сегодняшний момент монотеистических религий - христианства и ислама - является иудаизм, вследствие чего в этих религиях существует много сходных верований и традиций, в том числе: представление о Боге как мужественной сущности, вера в существование бестелесной сущности (т. н. «духа») после смерти человека, прощение (по несвязанным историческим причинам), прямое общение с Божеством путём мыслей (молитв), наличие священных постулатов.
История
Первая попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в 14 веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.
Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм. Считается, что зороастризм также оказал сильное влияние и на другие возникшие позднее монотеистические религии Ближнего Востока.
Родоначальником наиболее распространенных на сегодняшний момент монотеистических религий - христианства и ислама - является иудаизм, вследствие чего в этих религиях существует много сходных верований и традиций, в том числе: представление о Боге как мужественной сущности, вера в существование бестелесной сущности (т. н. «духа») после смерти человека, прощение (по несвязанным историческим причинам), прямое общение с Божеством путём мыслей (молитв), наличие священных постулатов.
ИУДАИЗМ, религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.
Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.
Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога».
Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства.
Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.
Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога».
Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства.
Ислам ( Религия Мира. Монотеистическая религия, признающая Мухаммада поcледним (но не единственным) пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы ислама называются мусульманами (муслимуна, приставка му- и огласовка "касра" [краткое "и"] формирует причастие от упомянутого выше корня).
Для того, чтобы быть мусульманином, необходимо и достаточно публичного (в присутствии двух полноправных свидетелей) принятия символа веры, состоящего всего из двух положений: (1) что бог один (таухид) и (2) что Мухаммед является одним из его пророков. Все течения шиизма, как и мазхабы суннизма признают оба положения. Тем самым в исламе отсутствует сама идея, концепция "отлучения от ислама, имеющая место в большинстве христианских конфессий.
Ислам - это вторая после христианства по количеству приверженцев религия мира. Для многих ислам кажется странным и непонятным. Практически все христиане достаточно критично относятся к некоторым отдельно взятым моментам данной религии. Но это неправильно, поскольку нельзя судить о религии, не зная всех ее нюансов. Среди всех религий мира, именно ислам заслуживает внимания и уважения больше, нежели другие.
Само слово ислам в переводе с арабского обозначает предание себя Богу. Ислам как религия возник в Аравии еще в начале 7 века.
Для того, чтобы быть мусульманином, необходимо и достаточно публичного (в присутствии двух полноправных свидетелей) принятия символа веры, состоящего всего из двух положений: (1) что бог один (таухид) и (2) что Мухаммед является одним из его пророков. Все течения шиизма, как и мазхабы суннизма признают оба положения. Тем самым в исламе отсутствует сама идея, концепция "отлучения от ислама, имеющая место в большинстве христианских конфессий.
Ислам - это вторая после христианства по количеству приверженцев религия мира. Для многих ислам кажется странным и непонятным. Практически все христиане достаточно критично относятся к некоторым отдельно взятым моментам данной религии. Но это неправильно, поскольку нельзя судить о религии, не зная всех ее нюансов. Среди всех религий мира, именно ислам заслуживает внимания и уважения больше, нежели другие.
Само слово ислам в переводе с арабского обозначает предание себя Богу. Ислам как религия возник в Аравии еще в начале 7 века.
Секта (от лат. secta — учение, направление, школа) — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления.
В. И. Даль определил слово «секта» как «франц. братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь.»
Д. Н. Ушаков определил слово «секта» как «1. религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.)».
В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п.»
Особенности употребления понятия
Само слово «секта» — не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.
В. И. Даль определил слово «секта» как «франц. братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь.»
Д. Н. Ушаков определил слово «секта» как «1. религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.)».
В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т. п.»
Особенности употребления понятия
Само слово «секта» — не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.
"И тогда откроется беззаконник, которого
Господь Иисус убьет духом уст Своих и
истребит явлением пришествия Своего".
Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам 2:8
"Фридрих фон Хайек, блестящий теоретик рыночной экономики, сказал в 1984 г. в Гамбурге, что для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых он особенно выделил инстинкт солидарности и сострадания. Признав, что речь идет о природных, врожденных инстинктах, философ выявил все величие проекта современного общества: превратить человека в новый биологический вид…
Небольшая раса тех, кто сумеет вырвать из своего сердца и души некоторые инстинкты и культурные табу, составит "золотой миллиард", который с полным правом подчинит себе низшие расы. Автоматически будет устранен и инстинктивный запрет на убийство ближнего, ибо принадлежащие к иному виду - уже не ближние.. И все это - под знаменем Демокpатии, при поддержке ума и души интеллигенции" (Сергей Кара-Мурза. "Евроцентризм. Скрытая идеология перестройки" М. 1996).
Господь Иисус убьет духом уст Своих и
истребит явлением пришествия Своего".
Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам 2:8
"Фридрих фон Хайек, блестящий теоретик рыночной экономики, сказал в 1984 г. в Гамбурге, что для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых он особенно выделил инстинкт солидарности и сострадания. Признав, что речь идет о природных, врожденных инстинктах, философ выявил все величие проекта современного общества: превратить человека в новый биологический вид…
Небольшая раса тех, кто сумеет вырвать из своего сердца и души некоторые инстинкты и культурные табу, составит "золотой миллиард", который с полным правом подчинит себе низшие расы. Автоматически будет устранен и инстинктивный запрет на убийство ближнего, ибо принадлежащие к иному виду - уже не ближние.. И все это - под знаменем Демокpатии, при поддержке ума и души интеллигенции" (Сергей Кара-Мурза. "Евроцентризм. Скрытая идеология перестройки" М. 1996).