Путь Познания
Согласно тибетской традиции Учение Будды определяется как нан-пэ чой, что в переводе с тибетского буквально означает "внутреннее учение" или "наука внутреннего", то есть познание того, что находится внутри нас. Это не учение, обращенное к внешнему миру, и не способ управлять миром, - это практический метод познания того, что находится в самой глубине нашего сознания.
Это сознание, которым мы все наделены, есть средоточие всего нашего опыта: оно - наша глубинная природа, оно лежит в основе нашей обусловленности и наших аффектов. От него исходят наши радости и наши страдания. Познать его - значит узнать, чем мы являемся на самом деле. Это знание есть само по себе освобождение от обусловленности и связанных с ней иллюзий и страданий.
Учение Будды как "наука о сознании" имеет универсальный, вневременной характер и выходит за рамки конкретной культуры, ведь предлагаемый Дхармой процесс познания нашего сознания является доступным и актуальным для всех, кто бы мы ни были.
Наивысшее знание как непосредственное переживание
Буддизм не является догмой, которую следует принять, - это, прежде всего практическое Учение. Речь не идет о том, что мы должны уверовать в некие догматы, данные нам как априорная истина. Буддийский путь предполагает возможность опыта, который в конце концов выходит за пределы дискурсивного, понятийного мышления и всех обычных форм двойственного познания.
Существует традиционное образное сравнение Учения с пальцем, указывающим на луну, но объект этого сравнения ускользает от своего обозначения и лишь глупцы могут принять указывающий палец за саму луну. Итак, не следует изложение Учения рассматривать как собственно истину. С точки зрения Дхармы ценность духовной традиции заключается в ее способности выходить за границы собственных формулировок в превосходящем их опыте. Какого бы рода ни были эти положения - метафизические, философские или теологические - в сущности, они лишь трамплин, позволяющий раскрыться опыту, лежащему вне построений ума, неизъяснимому и непосредственному опыту.
В сущности своей знание, предлагаемое Дхармой, непосредственно и мгновенно. Оно мгновенно, в смысле полноты постижения в данный момент времени, и непосредственно в том смысле, что оно не нуждается в интерпретациях ума и концептуальном мышлении. Обычное, двойственное, познание осуществляется посредством образов и представлений. Оно концептуально и дискурсивно. Это познание, конечно же, ценно и даже необходимо, и его нельзя отвергать, но оно относительно, ибо его возможности ограничены. Когда мы говорим, что оно относительно, мы имеем в виду, что оно не может выйти за пределы, которые называются барьером двойственности. По природе своей концептуальное познание двойственно. Это познание субъекта, который познает нечто другое, т.е. объект, схватывая его посредством понятийного мышления.
Здесь очень важно осознать, что это двойственное и концептуальное познание не является единственно возможным; имеется иной тип постижения - непосредственный и мгновенный. Он заключается в прямом проникновении субъекта в объект: это недвойственное переживание, оно свободно от представлений о наблюдателе и наблюдаемом; это знание вне представлений и проекций ума; это то, что в Дхарме называют наивысшим знанием.
Согласно тибетской традиции Учение Будды определяется как нан-пэ чой, что в переводе с тибетского буквально означает "внутреннее учение" или "наука внутреннего", то есть познание того, что находится внутри нас. Это не учение, обращенное к внешнему миру, и не способ управлять миром, - это практический метод познания того, что находится в самой глубине нашего сознания.
Это сознание, которым мы все наделены, есть средоточие всего нашего опыта: оно - наша глубинная природа, оно лежит в основе нашей обусловленности и наших аффектов. От него исходят наши радости и наши страдания. Познать его - значит узнать, чем мы являемся на самом деле. Это знание есть само по себе освобождение от обусловленности и связанных с ней иллюзий и страданий.
Учение Будды как "наука о сознании" имеет универсальный, вневременной характер и выходит за рамки конкретной культуры, ведь предлагаемый Дхармой процесс познания нашего сознания является доступным и актуальным для всех, кто бы мы ни были.
Наивысшее знание как непосредственное переживание
Буддизм не является догмой, которую следует принять, - это, прежде всего практическое Учение. Речь не идет о том, что мы должны уверовать в некие догматы, данные нам как априорная истина. Буддийский путь предполагает возможность опыта, который в конце концов выходит за пределы дискурсивного, понятийного мышления и всех обычных форм двойственного познания.
Существует традиционное образное сравнение Учения с пальцем, указывающим на луну, но объект этого сравнения ускользает от своего обозначения и лишь глупцы могут принять указывающий палец за саму луну. Итак, не следует изложение Учения рассматривать как собственно истину. С точки зрения Дхармы ценность духовной традиции заключается в ее способности выходить за границы собственных формулировок в превосходящем их опыте. Какого бы рода ни были эти положения - метафизические, философские или теологические - в сущности, они лишь трамплин, позволяющий раскрыться опыту, лежащему вне построений ума, неизъяснимому и непосредственному опыту.
В сущности своей знание, предлагаемое Дхармой, непосредственно и мгновенно. Оно мгновенно, в смысле полноты постижения в данный момент времени, и непосредственно в том смысле, что оно не нуждается в интерпретациях ума и концептуальном мышлении. Обычное, двойственное, познание осуществляется посредством образов и представлений. Оно концептуально и дискурсивно. Это познание, конечно же, ценно и даже необходимо, и его нельзя отвергать, но оно относительно, ибо его возможности ограничены. Когда мы говорим, что оно относительно, мы имеем в виду, что оно не может выйти за пределы, которые называются барьером двойственности. По природе своей концептуальное познание двойственно. Это познание субъекта, который познает нечто другое, т.е. объект, схватывая его посредством понятийного мышления.
Здесь очень важно осознать, что это двойственное и концептуальное познание не является единственно возможным; имеется иной тип постижения - непосредственный и мгновенный. Он заключается в прямом проникновении субъекта в объект: это недвойственное переживание, оно свободно от представлений о наблюдателе и наблюдаемом; это знание вне представлений и проекций ума; это то, что в Дхарме называют наивысшим знанием.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи