ВЛИЯНИЕ СЛОВЕСНОГО ВНУШЕНИЯ В ГИПНОЗЕ НА ПСИХИКУ

Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
Посмотрим на работу мозга с точки зрения скорости прохождения сигнала. Она велика, очень велика И вот оказывается, что ее не хватает, чтобы обеспечить сложную психическую деятельность! Создается странное впечатление, как будто каждая зона знает все о деятельности тысячи точек, участвующих в психической деятельности. А им, в свою очередь, все известно о ней, единственной... По-видимому, мозг владеет инструментом, который по мере необходимости - допустим, сложная напряженная ситуация принятия - представляет возможность срочной передачи неограниченного объема информации.

Н.П. Бехтерева


Во всех учебниках психологии можно столкнуться с одним и тем же затруднением: как объяснить читателям, что психические процессы, состояния и их единство с личностью представляют собой неотделимое и неразделимое целое. То обстоятельство, что мы рассматриваем восприятие, память, представления и т.п. как взаимно связанные разделенные явления, происходящие в определенном человеческом сознании, является только методологической необходимостью.

Следует придерживаться этой традиции только по методологическим соображениям, хотя было бы великолепно, если бы читатель постоянно помнил о том, что все психические процессы (восприятие, внимание, представление и т.п.), свойства личности (вспыльчивость, упрямство, непостоянство) и состояния (ощущения приятного настроения, -спокойствия, волнения и т.п.) не являются чем-то самостоятельным и отдельным, изолированным, а все они зависят от личности и происходят в единстве с личностью, являются ее проявлением и выражением.

Это можно видеть из того, что процессы личности являются управляемыми (если они не протекают несознательно). Между личностью, которая соединяет, интегрирует все психические процессы, свойства и состояния, если речь не идет о патологической личности, и процессами, свойствами состояниями, которые, реагируя на внешнюю среду, формируют личность, имеется тесная взаимосвязь

В этой главе преимущественное внимание будет уделено тем особенностям загипнотизированного (гипнотика), которые характеризуют стадию глубокого гипноза (сомнам5улическую), когда сознание наиболее сужено и сконцентрировано внимание.

Ощущение и восприятие

Раздражители, действующие на органы чувств, вызывают их раздражение. Раздражение в нервной ткани вызывает возбуждение, которое по афферентным путям передается в полушария головного мозга. Следствием этого сложного процесса является ощущение (света, тепла, звука, прикосновения и т.п.). Следовательно, под ощущением в психологии понимают наиболее простые психические процессы, которые возникают под действием предметов на органы чувств как отражение отдельных свойств предмета (ощущений). В таком понимании ощущения -это строительный материал всех наших представлений о мире, который создает необходимую базу для остальных процессов познания.

Под восприятием понимаются такие психические процессы, с помощью которых мы можем непосредственно осознавать явления, находящиеся вне нас, на основе деятельности наших органов чувств.

Различие между восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Необходимо избегать представления о том, что восприятие складывается из ощущений. Восприятие невозможно психологически разложить на ощущения и самовосприятие, оно является сложным процессом, в котором отражаются все ступени развития человека, вся биопсихологическая личность в данный момент развития (ближе к первичному "ощущению" стоит новорожденный, так как он не обладает сознательным опытом).

Мы никогда "не ощущаем", "не чувствуем" красный, зеленый цвет, тон, боль, но всегда воспринимаем какой-нибудь конкретный красный предмет, тон какого-нибудь конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т.д.

На нас никогда не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому мы говорим о восприятии, а не об ощущении. Предпосылкой для восприятия являются раздражители (импульсы), действующие на органы чувств. Из-за того, что одни органы чувств воспринимают раздражители на расстоянии (дистанционно), мы делим органы чувств и раздражители на контактные и дистанционные.

С помощью внушения в гипнотическом состоянии вызываются разнообразные изменения в деятельности любого органа чувств. В состоянии гипноза происходит понижение чувствительности к боли (аналгезия), прикосновению, температурным раздражителям вплоть до полной нечувствительности любого участка кожной поверхности, уничтожение некоторых из рефлексов со слизистых оболочек (анестезия), например, корнеальный и ресничный, а также глоточный рефлекс. Эти оборонительные приспособления, несомненно, исключают корковый элемент. Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой на уколы, прокалывания кожной складки и т.д.

Важно отметить, что во время гипноза боль воспринимается, (это регистрируется с помощью ЭМГ), но пациент ее не "переживает". Таким образом, при гипнотической анальгезии и анестезии отмечается функциональная диссоциация: информация о болевом воздействии сохраняется, но его эмоциональный компонент исчезает.

На основании проведенных Н.Е. Свидерской (1987 г.) исследований можно полагать, что одним из главных механизмов гипноанальгезии является дезактивация передних областей левого полушария головного мозга, наступающая в момент действия болевых импульсов под влиянием информации, приходящей из мотивационно-аффективных подкорковых центров и центров селективного внимания. Ослабление болевых ощущений происходит вследствие игнорирования сведений о боли как незначимых для организма.

Таким образом, в отличие от процессов, развившихся при других методах обезболивания, эффекты гипноанальгезии обусловлены, по-видимому, в первую очередь участием высших корковых инстанций, управляющих интегративными процессами мозга.

Под гипнозом можно вызвать и увеличение чувствительности (гиперестезия) к тем раздражителям, которые ранее вызывали ее понижение. При этом гипнотик будет реагировать гримасой дискомфорта на легкое прикосновение, незначительное изменение температуры и т.д. В гипнотическом состоянии путем внушения вызывается и увеличение остроты зрения, полная слепота или слепота на один глаз, сужение поля зрения, цветовая слепота (полная или на отдельные цвета), глухота на одно или оба уха или, напротив, обострение слуха.

Подобно зрению, осязанию в гипнозе понижаются или обостряются обоняние, вкус.

В состоянии гипноза можно вызвать также изменения общего чувства (ощущения, соотносимые не с внешними объектами, а с собственным организмом) - чувство телесного благополучия и неблагополучия, чувство слабости, утомления, ощущение силы, свежести, бодрости, отвращения к пище или, наоборот, повышенный аппетит, жажду, зуд, тошноту, чувство свободного или затрудненного дыхания, чувство тяжести, стесненности, давления в области груди и т.д.

В состоянии гипноза у гипнотика можно вызвать не только извращенные реакции но и иллюзии. В.А. Гиляровский (1954г.) иллюзиям и называет искаженные восприятия, при которых нарушенные при открытых глазах действительно существующие явления или предметы принимаются не в полном соответствии с действительностью, а в измененном виде. Например, гипнотизер показывает красный плакат с большим белым кругом внутри него, а гипнотик отвечает, что круга не замечает, он также может смотреть на своего родственника или знакомого, но не видит его правой руки и при этом удивляется.

Много иллюзий (измененного восприятия) могут возникать в стрессовых ситуациях, что вызывает различные толки и разговоры у населения.

Вы можете спросить, почему закрывают зеркала во время похорон? Оказывается, смотря в зеркало, человек может увидеть не свое отображение, а дьявола, черта или самого умершего человека (иногда говорят, что человек общается с потусторонним миром), слышит его голос и т.п. Эти иллюзии возникают только в нашем сознании; иначе говоря - самовнушение встревоженного человека влияет на эмоциональный блок сознания. Хотя, если сфотографировать свое отображение или заснять на видеопленку, то изменений отображения не будет. Таким образом при отображении предмет не искажается, он искажается только в нашем сознании.

Представления

Психологическими представлениями называют образы предметов, сцен или событий, которых в данный момент не воспринимаем (с помощью органов чувств). Мы говорим об "образах" предметов или явлений, событий потому, что могли их отличить от размышления о предметах или явлениях. Представление приближается к восприятию (именно потому, что физиологической предпосылкой являются энграммы). Поэтому иногда представления определяют как "восприятия без внешнего раздражителя или наши фантазии.

Воздействуя на психику человека, гипнотизер может вызвать галлюцинации. Наиболее четко сущность галлюцинаторных переживаний, их связь с мышлением, выразил известный русский психиатр В.Х. Кандинский, подчеркнувший связь галлюцинаций с восприятиями или чувственными представлениями, возникающими субъективно, вне зависимости от внешних впечатлений. Указанные представления появляются в результате возбуждения "центральных чувственных областей". Он так формирует понятие "галлюцинация": "Настоящей галлюцинацией субъективное чувственное восприятие может быть названо только в тех случаях, когда чувственный образ представляется в восприемлющем сознании с тем же самым характером объективности, действительности, который при объективных условиях принадлежит лишь чувственным образам, полученным при непосредственном восприятии реальных внешних впечатлений". Он подчеркивает, что "быть убежденным в том, что имеешь ощущение, и действительно иметь ощущение не всегда одно и то же, галлюцинации суть не просто субъективные ощущения, но субъективные восприятия".

Вслед за В.Х. Кандинским на те же признаки галлюцинаций указывает С.С. Корсаков (1913г.). Он пишет, что галлюцинации суть "...появление в сознании представлений, соединенных с ощущениями, соответствующими таким предметам, которые в действительности в данную минуту не производят впечатления на органы чувств человека".

Галлюцинации можно вызвать как в сфере каждого из различных органов чувств, так и в любой их комбинации. Например, гипнотик забрасывает воображаемую удочку, ловит золотую рыбку, поет, играет на фортепиано, ходит по канату, аппетитно ест и пьет вино, может смотреть кино и при этом смеяться или плакать, делиться впечатлениями с "окружающими", продавать или взвешивать продукты. Необходимо сказать, что гипнотик, лишенный в реальной жизни сценического дарования, начинает играть роль, словно актер

Необходимо сказать о существовании постгипнотических галлюцинаций, которые затруднительно отличить от реальных видений. В гипнозе могут вызываться представления, не соответствующие действительным событиям, носящие характер ложных воспоминаний (парамнезии): гипнотик живо, эмоционально описывает пожар, автомобильную аварию, конфликт в очереди и т.д., которых на самом деле не было.

Воля

Волевой акт начинается с импульса и предварительного представления о цели, с определения цели, продолжатся борьбой мотивов (желании), решимостью и заканчивается решением. Заключительным актом является исполнение (деятельность, действие).

Желание, борьба мотивов являются "проникновением Личности в ситуацию с некоторыми возможными действиями", между которыми выбирается решение. Желанием достичь определенной конкретной цели заканчивается этот динамически избирательный процесс принятия решения. Если индивид не может решиться, то не может и реализовать представления о цели, поскольку избирательный процесс не заканчивается: в качестве примера приведем известную басню о Буридановом осле, который так долго решался сделать выбор между охапками сена, что сдох от голода. Характер волевого акта очень наглядно представлен И.М. Сеченовым в его монографии "Рефлексы головного мозга", где он пишет, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к одному лишь явлению - мышечному движению: смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, открывает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным актом является мышечное движение.


Бесконечное множество импульсов, поступающих в головной мозг, проходит сложную обработку в структурах, осуществляющих мышление, интегрируется при помощи эмоциональных процессов, затем наступает последний этап, когда переработанная информация должна реализоваться в новом качественном виде действий: слове, письменном или устном, поступке или лишь в движении мимической мускулатуры. Этот процесс психической деятельности психологи называют волевым. Волю часто определяют как способность человека к сознательной, целенаправленной или произвольной деятельности, саморегуляции своего поведения; способность доводить начатое деле до конца, несмотря на имеющиеся трудности и препятствия.

Путем внушения в гипнозе мы снижаем уровень критики, уровень сознания, тем самым человек не может регулировать свое поведение (деятельность), мышечные движения испытуемому становятся неподвластны.

В сомнамбулической стадии мы можем внушить человеку определенное состояние и положение. Например, приподняв руки гипнотика вверх, гипнотизер делает внушение: Ваши руки окоченели, замерли. Они стали неподвижны.

В различное положение можно привести одновременно несколько частей тела. Неудобное положение гипнотик будет сохранять длительное время (в наших опытах до 30 мин). Гипнотизер словно "лепит" из человеческого тела определенную фигуру, поэтому этот симптом называют "восковой гибкостью".

Иногда эстрадные гипнотизеры приводят человека в состояние каталепсии, когда гипнотика можно положить пятками и затылком на два стула, и тело спящего остается ригидным, вытянутым, как вогнутая доска в виде мостика. При этом повышается тонус всей мышечной системы, на гипнотика можно встать, и он не прогнется. Необходимо отметить, что путем внушения можно влиять на движение отдельных членов (можно лишить возможности двигаться, внушить паралич, ног, языка, мышц шеи и т.д.), но отнюдь не на отдельные мышцы, изолированные от той группы, деятельность которой приводит в движение тот или иной член. Придав определенное положение гипнотику, например, внушив ему паралич в правой ноге, можно с ним разговаривать. При этом гипнотик потерял власть над мускулатурой своей ноги, не может изменить положение своего тела, хотя бы этого и хотел. Это явление называется "расхождением функций мозга"

В глубоком гипнотическом состоянии можно вызвать машинальное записывание, когда испытуемый, разговаривая с гипнотизером, автоматически несознательно пишет о своих личностных переживаниях, воспоминания о которых для него болезненны. При этом не отдает себе отчета в том что именно написала его рука, и смысл написанного будет осознано лишь при прочтении после выхода из гипноза. "Нечто подобное можно наблюдать у собак. Бывает так, что у собаки слюнная реакция сохраняется, как только начинает действовать сигнал, слюна течет. Когда дальше подается еда, слюна течет еще больше. А рядом с этим еду собака не возьмет, именно не может взять. Факт, совершенно похожий на то, что мы встречаем у человека", - писал И. Г Г. Павлов.

Самое интересное, что в состоянии гипноза человек не ощущает усталости и может выполнять работу, прикладывая при этом значительно меньше усилий. Это наводит на мысль о резервных возможностях организма, которые можно использовать.

Можно сделать вывод о существовании резервной системы потенциального управления психикой, при которой в различных экстремальных условиях возникает психофизиологическая активация, связанная с изменением активности сознания, его заметным сужением к резкой фокусировкой в сфере направленности необходимого действия. Это в свою очередь может вызвать мобилизацию физических, психических и духовных сил (в соответствии с требованиями возникшей ситуации).

Такая резервная мобилизация имеет место, например, при реакции на витальную (жизненную) опасность, когда при суженном сознании, сфокусированном только в одном доминантном направлении (спасение от опасности, бегство, борьба), заметно активизируется способность к физическому усилию, и человек может выполнить такую физическую нагрузку, которую никогда не смог бы выполнить в обычных условиях. Такого рода психофизиологические механизмы срабатывают, вероятно, и во время аутогенной тренировки, при психофизиологическом управлении, вызывающем возможность регуляции АД, снятия ощущения утомления, внушения анестезии и т.д.

Память

Каждый из нас обладает памятью. Мы пользуемся ею с такой легкостью, что очень редко задумываемся над ее особенностями.

Что значит вспомнить? По мнению знаменитого психолога Джеймса, вспомнить - это значит подумать о чем-нибудь, что было пережито в прошлом, и о чем мы непосредственно перед этим не думали. Это определение на первый взгляд кажется удачным, но все же понятие "память" не так-то просто определить одной фразой.

Память - это сложный психологический процесс, который предполагает запечатление, сохранение и воспроизведение прежнего содержания нашего опыта.

Энграммы или следы, позволяющие создавать представление, одновременно являются и физиологической предпосылкой памяти, которая тесно связана с соображением. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Между отдельными энграммами возникает связь. Новейшие исследования доказывают, что с образованием отпечатков связана концентрация и структура РНК.



Однажды А.Н. Пахомов задал И.П. Павлову вопрос о гепермнезии и ее физиологической трактовке: "В литературе имеется психологическое объяснение катарсиза, а физиологического объяснения нет. О каких процессах идет речь? Почему человек в бодром состоянии помнит события в одном объеме, а в гипнозе - в другом объеме - в большем?" И.П. Павлов предложил А.Н. Пахомову самому ответить на

свой вопрос, на что тот сказал: "Те следы, которые были слабее вследствие заторможенности, в гипнозе становятся в силу уравнительной фазы более сильными. Таким образом появляется возможность связать с настоящим поведением те события, которые участвовали, не доходя до сознания, окрашивая реакцию в тот или другой тон, а когда мы его потом будим, то приводим в фазу бодрствования и даем

задание повторить то, что он нам рассказал. Мы делаем ему внушение, чтобы он помнил это в бодрствовании, повторяем и закрепляем этот опыт". К сказанному И.П. Павлов добавил: "Получив от него эти сведения, вы сообщите ему, и они оживляют следы, которые были затемнены и задержаны. Вы эти следы усиливаете, и он начинает их припоминать. Если господствует бодрая деятельность и отрицательно индуцируют слабые следы, да еще нарочно заторможенные, тогда она, конечно, уничтожает появление их в сознании. Когда же эти господствующие пункты устраняются, тогда они не мешают. Ничто не тормозит".

В постгипнотическом состоянии большинство испытуемых могут вспомнить почти все, что происходило в гипнозе, другие забывают лишь частично, и, наконец, третьи не помнят абсолютно ничего (спонтанная nocтгипнотическая амнезия) . Спонтанная амнезия является показателем глубокой сомнамбулической стадии гипноза. Различают спонтанную и внушенную постгипнотическую амнезию. Вариантом внушенной амнезии является "амнезия источника", когда, например, человека чему-либо обучают и результат этого обучения сохраняется в постгипнотическом периоде, но налицо амнезия того факта, что он научился этому под гипнозом. Путем внушения можно вызвать эффект селективной, избирательной амнезии. Гипнотика можно заставить забыть свое собственное имя. Он во всем будет отдавать себе отчет, но не сможет вспомнить, как его зовут. Иногда гипнотизируемые так долго и мучительно пытаются вспомнить свою забытую личность, что это производит неблагоприятное действие на психику. Поэтому такого рода опыты далеко не всегда полезны и безопасны. В сомнамбулической стадии гипнотика можно заставить забыть имена или фамилии знакомых, близких, а также даты, адреса и т.п.

Если вы оттянете двумя пальцами кожу на горле человека, уже прошедшего тест на внушаемость, предварительно сказав: "Сейчас я отберу у вас голос, и вы не сможете говорить", дернете кожу и, отведя руку с зажатым кулаком, скажете: "Вот в этом кулаке ваш голос. Пробуйте говорить. У вас ничего не получится", гипнотизируемый, естественно, ничего не сможет сказать, как бы он ни старался. Если вы хлопнете в ладоши, предварительно сказав: "Я сейчас хлопну в ладоши и вы забудете свое имя и фамилию", то гипнотизируемый забудет свое имя и фамилию. Испытуемый будет стоять с открытыми глазами, все понимать, может даже делать попытку сопротивляться, но у него ничего не получится.

В настоящее время установлено, что путем внушения удается восстановить в памяти гипнотика такие воспоминания, которые совершенно невозможно извлечь из него в состоянии бодрствования. Эта обостренная способность воскрешать следы воспоминаний носит названия гепермнезии.

Чиричет наблюдал женщину, которая во время гипнотического сна пела мотивы второго акта "Африканки" Мейербера, но после пробуждения не могла вспомнить ни одной ноты.

В гипнозе наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых воспоминаний различной давности. Особенно важное значение это приобретает во врачебной практике при актуализации амнезированных травмирующих переживаний далекого прошлого, послуживших основой для болезненных явлений. Таким образом выявляется причина расстройств, и далее в процессе гипнотизации происходит вытеснение аффектов.

В учебных рассказах Милтона Эриксона, записанных Сиднеем Розеном, приводятся слова знаменитого врача-гипнолога, связанные с изменением подсознания: "Я хочу, чтобы вы перенеслись в прошлое, в то время, когда вы были очень-очень маленькими. И мой голос будет с вами. И мой голос превратится в голос ваших родителей, соседей, друзей, одноклассников, товарищей по играм, учителей".

Российские исследователи А.А. Востриков и В.В. Иванов также получали в результате экспериментов подобное состояние и назвали его особым суггестивным состоянием психики (ОССП). В ОССП хорошо проявляется известный в психологии феномен, названный "вспышкой пережитого". При этом восстановление прошлых мгновенных состоянии психики происходит по строго заданным ассоциативным адресам. Ход мыслей в значительной степени опережает их словесное выражение. Для преодоления этой трудности испытуемому внушается, что узловые моменты хода мысли он будет лишь "маркировать" отдельным словом или графическим символом. Маркерными отправными точками здесь также могут быть любые сигналы, с которыми испытуемый сталкивался ранее Методика "повторного проигрывания" позволяет многократно повторять поток мышления с его сознательными и бессознательными компонентами для более детального выяснения всех моментов ситуации. Аналогичным образом можно сужать и расширять в том состоянии объем сознания испытуемого. Интересно, что режим с полностью исчезнувшим сознанием переживается субъективно как полное ничто - абсолютное отсутствие восприятия, времени, действительности.

Как объяснить это с физиологической точки зрения? И.П. Павлов по этому поводу отметил: "Мне кажется, что когда имеется гипноз, некоторое торможение, то оно на высшей инстанции - на лобных долях, а дальше переходит на остальные анализаторы, при этом 1Орможсние движется по разным слоям коры. Тут же кора сразу вся быстро тормозится и индуцирует положительно подкорку, и получает плач, гнев и другие эмоции" (вспоминается вся психотравмирующая ситуация - М.С.).

Путем внушения у гипнотика можно вызвать искусственную амнезию разнообразного характера, например, стереть из памяти определенные периоды его жизни, и он может забыть, что недавно женился, переехал на другое место жительства и т.п. В гипнотическом состоянии можно лишить человека практических навыков, знании и тем самым сделать его неспособным писать, читать, рисовать, шить или производить даже простые действия при полной сохранности функционирования мускулатуры.

А.П. Слободяник говорил, что большую ценность имеет не способность памяти восстанавливать прежние следы, а другая, - способность активно воспринимать впечатления, сохранять их, а затем уже воспроизводить. И на эту чрезвычайно важную способность памяти соответствующим внушениям удается оказывать усиливающее или тормозящее влияние. Так, можно сказать гипнотику медленно и внушительно несколько десятков разных слов, и он свободно повторит их в том же порядке, причем слова могут быть удержаны в его памяти еще много дней после сеанса гипноза. В состоянии бодрствования это, несомненно, вызвало бы затруднение. Объясняется это не только освобождением от тех тормозных влияний, которые часто сопутствуют нашей духовной жизни и настроениям. Как известно, то или иное настроение может оказывать угнетающее, тормозящее действие на способность сосредоточить внимание.

В настоящее время в печати появляется информация о том, что с помощью гипноза или погружения в необычное " состояние можно вызвать впечатления прошлых жизней, открыть для себя неведомые миры, вспомнить себя плодом в материнском организме, прочувствовать свое рождение. , Но как объяснить "прошлые жизни" и другие феномены? Многие представители трансперсональной психологии рассматривают этот факт с позиции переселения душ.

Знаменитый ученый Карл Густав Юнг создал теорию коллективной бессознательности, которая является общей для всех людей. Он считал, что на бессознательном уровне каждый человек имеет доступ к информации, накопленной человечеством за всю историю своего развития. Своеобразие сгустков этой информации - архетипы - люди могут получать в необычных состояниях сознания. Например, американец способен увидеть индийских богов, даже если раньше ничего о них и не знал. Или он с удивлением осознает себя жителем одной из древних цивилизаций, хотя и не подозревал о возможности прошлых жизней.

На сегодняшний день в современной науке накапливается все больше доказательств существования в природе такого феномена, как мировой лептонный газ (МЛГ), проникающий во все тела Вселенной, который состоит из сверхлегких микрочастиц с массой от 10 40 до 10 30 г. В научной литературе описано около десятка разновидностей таких частиц - это электроны, позитроны, мюоны, теоны и др. По сравнению с ядрами атомов лептоны настолько малы, что могут свободно пронизывать все предметы материального мира подобно молекулам воды, пролетающим сквозь ячейки рыбацких сетей. Некоторые авторы увязывают данную концепцию с открытиями в области ядерной физики.

Опыт психоанализа показал, что надо понять причину, чтобы избавиться от проблемы. Станислав Гроф его последователи полагают, что она не только в биографическом материале, но и в области коллективного бессознательного. Психика может страдать от того, что в подсознании хранятся переживания "тысячелетней давности".

Однако традиционная психология полагает, что сознание новорожденного подобно чистому листу бумаги. Все, что происходит в человеческой психике, она объясняет впечатлениями сознательной жизни.

Внимание

Основной категорией жизни является поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Оно предполагает познание. Но если познание должно вести к !дели, то оно нуждается в организующем факторе активного поведения, каким является внимание.

Внимание представляет собой форму организации психической деятельности, проявляющейся в ее избирательной направленности (селективности), концентрации и относительной устойчивости. Условные связи, возникшие при многократном удовлетворении потребностей, определяют концентрацию, избирательность акта внимания, который в своей первоначальной основе является ориентировочным рефлексом. Селективная произвольность внимания вытекает из образования доминантных очагов. Концентрация внимания является усилением возбуждения в доминантном очаге; она сопровождается угнетением всей остальной части коры. И, наконец, относительная устойчивость вытекает из признаков доминанты: возбуждение в очаге доминанты имеет тенденцию к сохранению. Основная потребность самосохранения принуждает организм к ориентации - вниманию.


В гипнозе можно оказывать влияние на внимание, эту единственную "дверь" нашей души, через которую проходит все, что есть в сознании (К.Д. Ушинский). В основе внимания лежат определенные физиологические процессы торможения и возбуждения, концентрируя очаг оптимального возбуждения и изменения внимания.

В гипнозе можно воздействовать на внимание, его концентрацию, высокую степень сосредоточения, объем, распределяемость, устойчивость и отвлекаемость.

Джеймс так иллюстрирует данное положение: "...Проведите штрих на бумаге или доске и скажите человеку, что этого штриха там нет, и он не будет видеть ничего, кроме чистого листа бумаги или чистой доски. затем когда он не смотрит, окружите первый штрих другими точно такими же штрихами и спросите, что он видит. Он будет один задругам указывать на все новые штрихи и пропускать первый, каждый раз независимо от того, сколько будет добавлено штрихов и в каком порядке они будут расположены. Очевидно, что он не слеп ко всем штрихам, как кажется. Он не видит только один конкретный штрих, занимающий определенное положение на доске или бумаге, т.е. структуру объекта, и, как ни парадоксально это может звучать, он должен с большей точностью отличать его от всех других ему подобных, но он остается слеп к нему, когда рядом с ним появились другие. Он "воспринимает" его в качестве предварительного штриха и не видит его вообще!"

При использовании психофизиологических механизмов внимания во время гипноза возник новый метод обучения в состоянии внушенного и естественного сна - гипнопедия. Этот метод был красиво представлен в художественном фильме "Большая перемена", где роль ученика играл народный артист Евгений Леонов. Когда спящий воспринимает постороннюю речь, то восприятие, а следовательно, запоминание и обучение осуществляются только через незаторможенные "сторожевые", бодрствующие пункты (зона раппорта), которые и являются доминантным очагом возбуждения. В основе гипнопедии лежат определенные физиологические явления, при которых наблюдается так

называемая гипермнезия.

Методика гипнопедии состоит в следующем. Словесный материал, записанный на магнитофонную ленту, или устно повторяется многократно (30-40 раз), или в течение ночи подается через наушники. Испытуемые в состоянии гипноза (под воздействием специальной тренировки) смогли улучшить процесс запоминания иностранных слов в 20 раз (максимальный результат). Анализ данных говорит об особых свойствах функционирования памяти, о "бессознательной и вместе с тем произвольной памяти. Испытуемому внушали образ иностранца, знающего тот язык, который он изучает, и в этом случае он не осознавал своего "Я", был по отношению к своему самосознанию как бы в бессознательном состоянии Вместе с тем он мог активно сосредоточенно волевым усилием заставить "произвольно" изучать и запоминать иностранные тексты. (ВЛ. Райков, 1983г.).

При использовании ОССП обучение может происходить более быстро и эффективно не только за счет более прочного запоминания, но и за счет легкого образования мыслительных и двигательных навыков. Это становится возможным в результате оптимального ограничения зоны сознательного восприятия и мышления только тем, что непосредственно нужно для занятий. На этом фоне у испытуемого расширяется объем памяти, которая начинает функционировать по принципу необычно стойкого запечатления с последующим легким воспроизведением.

В ОССП значительно облегчается ассоциативная деятельность, а также перемещение идей и образов из сферы подсознательного в сознание. В результате оказывается возможным генерировать идеи, либо непосредственно используя погружение в ОССП, либо задав себе в этом состоянии отсроченное внушение, реализация которого происходила бы во время естественного сна

Личность

Если исходить из этимологии, то английское выражение "personality", французское "personnalite", немецкое "personhchkeit" отчетливо свидетльствует о латинском слове "persona", которое происходит от этрусского "phersu" - маска, характерная для бога потустороннего мира. Латинское "persona" означает "произносить", издавать звук через отверстие в маске. Маска была выражением определенного типа, была постоянной, выражала характер человека и одновременно предопределяла роль. Раб не был персоной, не был носителем прав, не имел никакой роли, не имел никакого признаваемого обществом характера - он не имел общественной маски.

Личность - это человек как психическое целое. В.А. Ганзен определяет личность как общественный индивид, субъект и объект социальных отношений в историческом процессе, проявляющий себя в деятельности, поведении, общении, облике. Однако следует сказать, что сколько людей - столько и мнений! В отечественной психологии существует четыре основных подхода к проблеме личности: с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), психологии деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев) и психологии установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). В этой связи хочется привести несколько определений личности:

"Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет отношение к окружающему".

(С.Л. Рубинштейн)


"Личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения".

(Е.В. Шорохова)


"Понятие личности обозначает человеческого индивида как часть общества, обозначает интегрированые в нем социально-значимые черты".

(И.С. Кон)


"Личность - субъект общественного поведения и коммуникации".

(Б.Г. Ананьев)


"Личность - это индивид, определяющий свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к ;судьбе другого человека ".

(П.Е. Кряжев)


"Личность - человек как носитель сознания".

(К.К. Платонов)


"Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности

(А.В. Петровский)


"Личность - это интегрированное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое"

(Б.Д. Парыгин)


Нам кажется целесообразным обратить внимание на то, что психологи при всем различии взглядов сходятся на том, что личность представляет собой единое целое, составляет единство как в смысле консистенции, интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле консистенции времени (постоянно осознает себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющейся. Мы добавили бы еще сюда важный признак индивидуальной самобытности - личность отличается от других индивидуальными свойствами. Поэтому личностью мы считаем организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт) характера, динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой

По этому поводу можно сказать, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают или отстаивают как собственное мнение (собственную точку зрения).

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, нужно сказать о типичной структуре личности и установить, какие основные компоненты личности могут подвергнуться изменениям при гипнозе.

Первый компонент структуры характеризует направленность личное i и или избирательное и (ношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование здорового образа жизни приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность в этом направлении. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего поведения (увлечения), придавать ему особую общественную и личную значимость, формируя культ здоровья.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Так, например, у А.С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер - сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся моральные, эмоциональные и волевые качества. Вот почему можно сказать, что морально-волевые и эмоционально-волевые качества составляют действенную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которая обычно обозначается понятием "Я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

По мнению Л.П. Гримак, специфические для гипнотического состояния процессы затрагивают прежде всем о область межфункциональных взаимоотношений между "сознательным" и "бессознательным". Активная перестройка взаимоотношений в этой сфере обуславливается комплексом воздействий на гипнотизируемого, призванных изменить его направленность, а если более конкретно, то его установку. Формирование новой установки происходит как в результате неосознаваемых моторно-висцеральных влияний на психическую сферу (соответствующая поза, гиподинамия, ограничение сенсорных раздражителей), так и под воздействием прямых словесных внушений

"Установка - писал Д.Н. Узнадзе, - представляет собой не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание и вступает с ними во взаимодействия, а некоторое целостное состояние субъекта, и... это не просто какое-нибудь определенное частичное содержание

сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону, на определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целое, чем какие-нибудь из его отдельных переживаний, - его основная, его изначальная реакция на воздействие ситуации, в которой

ему приходится ставить и решать задачи".

Теперь становится понятным, почему психофизиологические процессы, составляющие сущность гипнотического воздействия, практически не изменяет структуру личности гипнотизируемого Это процессы протекают в качественно ином русле психических явлений и связаны с личностными свойствами человека лишь косвенным образом. Своеобразие формирования установки, в которой реализуется гипнотическое состояние, в целенаправленном перераспределении компонентов сознания в сферу бессознательного и наоборот.

Данные литературных источников и экспериментов показали, что в состоянии гипноза не происходит значимых изменений структуры личности. Что же касается индивидуальных колебаний личностного профиля в состоянии гипноза, то они чаще всего имеют характер положительных корреляций, особенно проявляющихся при психосоматических заболеваниях.

В гипнозе прежняя личность никогда целиком и полностью не исчезает, не изменяется, не уступает место как бы новой личности, поэтому в судебной практике для раскрытия преступлений гипноз не применяется. Как бы мы ни гипнотизировали, человек контролирует ситуацию. Мы можем сослаться на известное письмо Э. Тельмана, в которое описываются тщетные попытки гестаповцев получить от него показания в состоянии гипноза.

Творчество

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Психология творчества исследует процесс, психологический механизм протекания акта творчества. Так, например, Кант анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому гении творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т.е. бессознательный процесс протекает в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу - это высшая форма человеческой деятельности; здесь человек соприкасается с абсолютом.

В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, т.е. как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический порыв природной необходимости, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего мира" (Н.А. Бердяев. Смысл творчества. М., 1989).

Осуществляя гипнотизацию, В.Л. Райков занимается психофизиологической мобилизацией творческих способностей в широком смысле слова. Учитывая творческую позицию, связанную с пониманием гипноза как особого состояния, в котором можно моделировать различные состояния, он, в частности, моделирует творческий процесс.

В настоящее время творчество можно рассматривать в качестве процесса как бы новою видения предметов и явлений. При этом творческий процесс предполагает сбалансирование, по крайней мере, двух компонентов: первичной, неуправляемой фантазии и ее логического, рационального контролирования

Его экспериментальные исследования позволили сделать предположение, что может существовать и, очевидно, существует особое, специфическое состояние психики, когда максимально активизируются психофизиологические функции, связанные с творчеством. Можно думать, что такое состояние сознания связано и с одновременным повышением интегративной внушаемости по отношению к объекту творческого решения и самому процессу работы, связанному с этим решением. Возникает специфическая мобилизация, как бы особого интуитивного проникновения в процесс решения задачи, окрашенного очень яркой и сильной эмоцией. Известно, например, что в период вдохновенного сознания человек может абсолютно не замечать окружающего. Возникает состояние, когда как бы исчезает ощущение времени, появляется полная отрешенность. Все подчиняется одному напряженному и вдохновенному порыву творческой деятельности. Известно, что Архимед был настолько погружен в свои математические расчеты, что не заметил взятия Сиракуз, которые он защищал. Такие состояния могут возникать при наличии сильной доминанты, проявляющейся в четкой психологической установке на решение какой-либо творческой задачи, течение образно-ассоциативных процессов перестает быть беспорядочным и приобретает продуктивный, целенаправленный характер, а внешние раздражители как бы утрачивают свою значимость (сенсорная депривация). Останавливаясь на "просоночном" состоянии сознания, как более близком к гипнотическому, необходимо сказать, что человек может решать в этом состоянии доминирующие творческие задачи, не заглушаемые даже болезнью. Именно таким образом было сделано, к примеру, блестящее математическое открытие "гения одной ночи" французского математика Эвариста Галуа. Теория алгебраических уравнений высших степеней одним неизвестным сложилась у него накануне смерти, вступившей вследствие ранения на дуэли. Последнюю ночь Галуа провел в лихорадочном состоянии (а оно всегда характеризуется резкой активацией образно-ассоциативной деятельности). Говоря об особенностях творческой мыслительной деятельности человека, уместно вспомнить об открытии периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеевым. В этом случае имеет место продуктивная активация образно-ассоциативной деятельности во время сна. Менделеев три дня и три ночи, не ложась спать, проработал у конторки, пробуя скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу, но попытки достигнуть этого оказались неудачными. Наконец под влиянием крайнего утомления Менделеев лег спать и тотчас заснул. "Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка".

Как же происходит процесс творчества? Как рождаются новые идеи? Любой творческий акт не возникает сам по себе, нужна некая предуготовленность организма, сосредоточение и направленность всего нашего внимания и помыслов на решение какой-либо проблемы или задачи. Недаром великий английский физик и математик И. Ньютон говорил: "Гений - это внимание". Сосредоточение, способность уйти вниманием в одно явление, в одну идею - это есть необходимая, постоянная и драгоценная черта работы мозга.

Многие творческие люди нередко упоминали, что решение той или иной мучившей их долгое время задачи подчас приходит как некое озарение. Немецкий физиолог и философ Эмиль Дюбуа-Реймон вспоминал: "В моей жизни иногда приходили в голову хорошие мысли, и я при этом наблюдал себя. Эти удачные мысли всегда приходили в голову совершенно непроизвольно, без всякого предварительного размышления о данном вопросе". Другой ученый - ирландский математик Уильям Роуан Гамильтон так описывал этот процесс: "Однажды в 1847 году я почувствовал, что гальванический ток мысли замкнулся мгновенно: решена была задача, мучившая меня 15 лет, затем последовало чувство интеллектуального облегчения".

Известный русский невролог и психиатр В.М. Бехтерев отмечал, что ему случалось наблюдать у себя появление внезапных счастливых догадок во сне или утром тотчас по пробуждении и что при этом существенную роль играла исключительная концентрация внимания на изучаемой проблеме перед сном. Момент возникновения новой идеи пли решения задачи нельзя предвидеть. Довольно часто подобные догадки могут приходить неожиданно и в совсем, казалось бы, неподходящих условиях. Как писал А.А. Ухтомский "Ум, беременный идеей, как темной тучей, вдруг находит механизм для ее разрешения посреди "не идущих к делу" впечатлений... Возможно, что иногда во сне человек увидит интегрирование и выпукло то, что бродило в его душе, но было смешано с прочими переживаниями и ощущениями, занимавшими его бодрствующее сознание. Сон может помогать человеку осознать новое, нарождающееся в его душе, оттого во сне открывается подчас то, что заслонено дневною сутолокою".

Современники вспоминали, что великий русский поэт А.С. Пушкин, перед тем как лечь спать, непременно оставлял рядом с собой перо и бумагу, чтобы утром при пробуждении, а порой и ночью записать возникшие в его сознании поэтические образы. Вместе с тем открытия, сделанные во время сна - это скорее редкие исключения, чем правило. Подавляющее большинство гипотез формируется во время бодрствования. Однако анализ содержании внимания, снов, подсознательно играет немаловажную роль для определения общего состояния духа, его главенствующих интересов, его доминант. Это сейчас находит широкое применение в психотерапевтический практике.

Приведем ряд примеров, на которые ссылался В.Л. Райков. Студенту Московского университета внушают, что он Рафаэль, или студентке Московской консерватории, что она - С. Рахманинов. Естественно, что испытуемые будут опираться на свой уровень культуры и использовать свое знание о Рафаэле и Рахманинове, и это знание станет как бы их самосознанием. Испытуемые с внушенной "вторичной личностью чувствовали себя творцами и после эксперимента у них повышался творческий потенциал. С помощью гипноза можно не только повысить творческие способности в разных областях знаний испытуемого, но и определить новые дарования, данные субъекту от природы, вторые не были ранее развиты. Очень часто родители стараются научить своих детей тому, что умеют делать сами, забывая, что у каждой личности имеются свои дарования и способности, не зависящие от потребностей окружающих. Тем самым автор противопоставляет свое понимание творчества марксискому. Марксисты творчество понимают как деятельность человека, в результате чего преобразуется природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.


Хочется верить, что настанет время, когда центры профориентации будут открывать дарования детей более точно, используя весь арсенал средств, известных науке. Если создать каждому человеку оптимальные условия для деятельности, он покажет поразительные способности.


Изложенные соображения вряд ли противоречат тому факту, что функционирование мозга строго дифференцировано. Левое полушарие мозга ответственно за словесное, логически протекающее мышление, правое - за образно-ассоциативное, интуитивное мышление. Если интуитивное мышление и локализовано в правом полушарии, то это не исключает возможности того, что сам мыслительный процесс глубоко связан с биохимическими процессами, протекающими в организме в целом. В.Л. Райков подчеркивает возможную причастность правого полушария к гипнотическому состоянию. Сейчас представляется очевидным, что в условиях гипнотического изменения сознания или состояния постгипнотического "иносознания" (при внушении образа "вторичной личности") облегчается выход из правого полушария той или иной информации (возможно, в какой-то степени уже обработанной). Такой выход осуществляется в трансформированное по гипнотическому типу "иносознание", в большей степени локализованное в левом полушарии, где функция психологической защиты "трезвого", "аналитического" бодрствования в той или иной степени снижается.



Таким образом, творческий процесс здесь осуществляется помимо сознания своего "Я" в состоянии бодрствования. Вербальная и ассоциативная функция гипнотического "иносознания" осуществляется в условиях, лишенных штампов обычного бодрствующего мышления.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.