Проблема исследования, зафиксированная в программе, все еще является слишком общей для того, чтобы исследовать ее напрямую. Поэтому формулируется гипотеза, утверждение, которое можно проверить эмпирическими данными. Формулировка гипотезы – заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. Например, в исследовании причин смены профессии была сформулирована гипотеза: «смена профессии происходит в тех случаях, когда изменяется предмет, процесс и/или результат труда, которые вынуждают проходить профессиональную переквалификацию».[5] То есть, причина заключается не в том, что профессия не нравится. Заметьте, что гипотеза достаточно конкретная для того, чтобы ее проверить. И она подтвердилась, поскольку 72,8 % обследованных нравилась их прежняя профессия. Но они стремились освоить профессию, более востребованную рынком: как общеизвестные – «организатор малого бизнеса», «специалист по работе с ценными бумагами», «бухгалтер», «практический психолог», так и «малораскрученные» пока «аудитор» или «логистик».
Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть
Из определения видно, что предварительное выдвижение гипотез может повлиять на внутреннюю логику всего процесса исследования. Реализация исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Общая направленность исследования может быть задана необходимостью опровергнуть или подтвердить какие-либо истины.
В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: (1) Гипотезы являются научным выводом из доказанных положений (например, законы, статистика, данные наблюдения); (2) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается; (3) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число; (4) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез, и их связь должна быть как можно более тесной; (5) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов; (6) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами; (7) Гипотеза должна быть извлечена из эмпирических данных и проверяться должна тем же путем.
Гипотезы – это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез – это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
Отсутствие гипотезы свидетельствует об отсутствии проблемной постановки вопроса в рамках темы прикладного исследования или о нечеткости ее формулировки. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. Эти требования касаются исследования, проводящегося в традиционном количественном ключе.
Итак, все это мы говорим для того, чтобы начинающий исследователь не забыл выдвинуть гипотезу.
Выбирая тему для исследования, следует учесть, что хорошее исследование начинается с сильной гипотезы (идеи)
Логика качественного исследования строится от поиска и проверки альтернативных гипотез. Поэтому гипотезы не выдвигаются априорно, а выдвигаются в ходе исследования, по мере поступления и анализа информации. Скажем, основной задачей фокус-группового исследования в маркетинге является поиск новых идей о новом продукте, которые могут затем использоваться в рекламной стратегии. Можно, конечно, пренебречь этим принципом и где-нибудь позаимствовать сюжет нового рекламного ролика (например, просто перевести рекламу, предложенную иностранным производителем), но эффект в обоих случаях будет разным.
Более того, сторонники качественных методов считают, что «примат доказательства в методологическом мышлении привел к тому, что из научных исследований исчезли идеи и теории как таковые, и в результате стало нечего доказывать» [17]. Откуда берутся содержательные идеи, достойные эмпирической проверки? Ведь если начинать исследование с изучения теоретического багажа, накопленного до вас, то в итоге вы сможете только проверить уже известные факты. А что делать, если вашу тему до вас никто еще не облюбовал и вообще неизвестно, что собой представляет объект и где найти предмет? Несколько примеров: «Влияет ли качество образования на трудоустройство выпускников»; «Механизмы коммуникации российского высшего класса»; «Влияние телевидения на ситуацию с употреблением алкоголя и наркотических веществ»; «Нелегальный рынок труда и социальное расслоение в России». А если гипотезы, которые вы все-таки сумели сформулировать, ничего кроме смеха не вызывают?
В любом случае, каждое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.
Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.
Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.
Описательные и аналитические социологические исследования, как правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Так, например, при анализе отношений собственности и особенностей их функционирования в качестве дополнительных задач может быть поставлено изучение: а) оценок всех существующих, в том числе формирующихся, форм собственности; б) предпочтений и приоритетов по отношению к ним; в) степени эффективности способов и методов хозяйствования как специфического проявления жизни собственности.
Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть
Из определения видно, что предварительное выдвижение гипотез может повлиять на внутреннюю логику всего процесса исследования. Реализация исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Общая направленность исследования может быть задана необходимостью опровергнуть или подтвердить какие-либо истины.
В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: (1) Гипотезы являются научным выводом из доказанных положений (например, законы, статистика, данные наблюдения); (2) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается; (3) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число; (4) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез, и их связь должна быть как можно более тесной; (5) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов; (6) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами; (7) Гипотеза должна быть извлечена из эмпирических данных и проверяться должна тем же путем.
Гипотезы – это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование. В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез – это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
Отсутствие гипотезы свидетельствует об отсутствии проблемной постановки вопроса в рамках темы прикладного исследования или о нечеткости ее формулировки. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. Эти требования касаются исследования, проводящегося в традиционном количественном ключе.
Итак, все это мы говорим для того, чтобы начинающий исследователь не забыл выдвинуть гипотезу.
Выбирая тему для исследования, следует учесть, что хорошее исследование начинается с сильной гипотезы (идеи)
Логика качественного исследования строится от поиска и проверки альтернативных гипотез. Поэтому гипотезы не выдвигаются априорно, а выдвигаются в ходе исследования, по мере поступления и анализа информации. Скажем, основной задачей фокус-группового исследования в маркетинге является поиск новых идей о новом продукте, которые могут затем использоваться в рекламной стратегии. Можно, конечно, пренебречь этим принципом и где-нибудь позаимствовать сюжет нового рекламного ролика (например, просто перевести рекламу, предложенную иностранным производителем), но эффект в обоих случаях будет разным.
Более того, сторонники качественных методов считают, что «примат доказательства в методологическом мышлении привел к тому, что из научных исследований исчезли идеи и теории как таковые, и в результате стало нечего доказывать» [17]. Откуда берутся содержательные идеи, достойные эмпирической проверки? Ведь если начинать исследование с изучения теоретического багажа, накопленного до вас, то в итоге вы сможете только проверить уже известные факты. А что делать, если вашу тему до вас никто еще не облюбовал и вообще неизвестно, что собой представляет объект и где найти предмет? Несколько примеров: «Влияет ли качество образования на трудоустройство выпускников»; «Механизмы коммуникации российского высшего класса»; «Влияние телевидения на ситуацию с употреблением алкоголя и наркотических веществ»; «Нелегальный рынок труда и социальное расслоение в России». А если гипотезы, которые вы все-таки сумели сформулировать, ничего кроме смеха не вызывают?
В любом случае, каждое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.
Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.
Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.
Описательные и аналитические социологические исследования, как правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Так, например, при анализе отношений собственности и особенностей их функционирования в качестве дополнительных задач может быть поставлено изучение: а) оценок всех существующих, в том числе формирующихся, форм собственности; б) предпочтений и приоритетов по отношению к ним; в) степени эффективности способов и методов хозяйствования как специфического проявления жизни собственности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи