Развитие социологии в российских регионах

Наука » Социология
Важной особенностью развития отечественной социологии в период с конца 1980-х гг. до наших дней является активизация усилий ее предста­вителей не только в центральных городах (Москва, Санкт-Петербург), но и в региональных центрах, особенно тех, где в 1990-х гг. начало развивать­ся профессиональное социологическое образование.

Социология не осталась в стороне от них. Ее также затронули центробеж­ные тенденции. Так, вместо нескольких крупных отделений, работавших в составе Советской социологической ассоциации (Центральное, Северо-Запад­ное, Поволжское, Северо-Кавказское, Уральское, Сибирское, Дальневосточ­ное), в структуре ее правопреемника — Российского общества социологов — оказалось первоначально 47 региональных отделений. В самом этом факте ничего страшного нет, если только он не ведет к опреде­ленному социологическому изоляционизму и снижению уровня научных ис­следований. Именно в последнем обстоятельстве заключена опасность разры­ва налаженных исследовательских связей в научном сообществе.

Говоря о развитии социологии в регионах, отметим три основные группы факторов, влияющих на этот процесс. Первая из них связана с социально-экономическими и политическими процессами в регионах, вто­рая — с отношением к социологии как науке, проведению социологичес­ких исследований и позицией региональных властей в этом вопросе, третья — с процессами в самой социологической науке. Сегодня в силу вли­яния этих факторов на развитие социологии в регионах можно ранжиро­вать в том убывающем порядке, в каком они указаны выше.

Более всего на состоянии социологических исследований и их пробле­матике сказывается конкретная ситуация в регионе, «узел» вопросов, бес­покоящих население и властные структуры. На втором месте — позиция этих структур, их отношение к социологии — негативное, равнодушное или поддерживающее. Последнее характеризуется не только моральной поддержкой, но и системой заказов на проведение исследований, привле­чением социологов к принятию управленческих решений.

Совершенно очевидно и не требует особых доказательств влияние со­циальных процессов в регионе — экономических, социальных и полити­ческих — на содержание и характер социологических исследований. Ког­да в регионе бастуют шахтеры, учителя, когда не выдают месяцами, а то и годами пенсию и зарплату, когда люди забывают, что такое «живые» деньги и не могут купить детям тетради и одежду, тогда возникают сами собой проблемы напряженности и возможного социального взрыва.

Рассматривая в целом положение социологии в регионах, употребим для его характеристики, пусть и весьма спорное и дискуссионное, понятие соци­ологического провинциализма. В 1997 г. известный отечественный социо­лог Л.Н. Коган утверждал: «Новая общественно-политическая ситуация в 90-е гг. привела к серьезным изменениям в отношениях регионов и центра, но только не к ожидавшемуся росту духовного потенциала провинции». Этот тезис можно использовать и для характеристики дел в социологии, имея в виду снижение (относительно центра) социологического потенциала провинции.

С одной стороны, существует целый ряд достижений социологической науки и практики в регионах. Среди них: возросшие возможности профес­сионального социологического образования; появление большого количе­ства центров, объединений, агентств и т.д., проводящих социологические исследования; усиление международных контактов, поездки за границу, использование сети «Интернет»; новые возможности публикации работ в области социологии; увеличение числа диссертационных советов и др.

С другой стороны, возник разрыв между центром и регионами в облас­ти использования возможностей развития социологической науки: в цен­тре существуют значительно большие финансовые средства для этого; штаб-квартиры международных и отечественных фондов, спонсирующих социологические исследования, проведение конференций, семинаров и школ, выделение грантов под проекты и поездки за границу, расположены в основном в Москве с вытекающими отсюда последствиями отлаженной системы лоббирования и получения средств и грантов преимущественно столичными участниками конкурса; наиболее крупные издательства, пуб­ликующие книги, переводы, учебники, также в основном используют ин­теллектуальный потенциал и силы авторов из столичных городов.

Все это ведет к усилению социологического провинциализма. Нельзя забывать и о такой его причине, как частое ощущение в регионах самодо­статочности того, что делается, удовлетворенность собственным творче­ством независимо от того, знакомо с ним социологическое сообщество или нет. Настоящий социологический провинциализм есть незнание на­учной общественностью региона того, что делают другие исследователи в стране, в мире, изучая аналогичные проблемы.

Социологической провинцией может быть и страна в це­лом, если работы ее социологов плохо известны в мире, если они не публику­ются на иностранных языках, если исследователи не принимают участия в жизни мирового социологического сообщества, не входят в руководящие ор­ганы и структуры Международной социологической ассоциации, не читают лекций в зарубежных университетах, не ведут совместных проектов, не обуча­ют своих студентов за рубежом, а иностранных студентов — в своей стране.

Следовательно, понятие социологического провинциализма имеет не только географический, но и содержатель­ный характер.

Выводы…

Социология — не математика, физика или биология, передовые рубежи развития которых имеют более четкие и строгие очертания, нежели у социогуманитарных наук. Но и у последних, включая социологию, есть кри­терии достижений: актуализация современных методов исследования (свя­занных в том числе с применением компьютерных технологий), появление новых концепций как способов интерпретации имеющихся и возникающих социальных процессов и явлений, использование этих концепций в социо­логическом сообществе как факт научного признания их ценности и полез­ности, эффект критического анализа исследований со стороны коллег по сообществу, публичность и общедоступность материалов этих исследова­ний, достигаемая и благодаря СМИ. Стремление соответствовать назван­ным критериям и есть преодоление социологического провинциализма в регионах России, путь развития в них современной социологии.

Если явление социологического провинциализма в России существует и мы признаем его как социальный факт, то возникает вопрос: что делать для его преодоления, как конкретизировать сформулированное требование соответст­вовать названным выше критериям? Самый банальный, но в то же время, ве­роятно, самый верный и простой ответ: работать, догонять, не отставать, ста­раться опережать, стремиться к участию в конкурсах проектов и получению грантов, к публикациям не только в местной, но и в центральной и зарубежной печати.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.