Мозг и психика

Наука » Психология » Введение в психологию
Исходя из провозглашенных концептуальных позиций, мы должны согласиться и с приведенным ранее определением психики. А коль скоро психика признается свойством мозга, то логично рассмотреть вкратце строение и принципы его работы.

У примитивных организмов одни и те же клетки осуществляют различные функции: поиск и усвоение пищи, избегание опасности, размножение и проч. По мере усложнения организмов происходило формирование специфических клеток и тканей: мышечных, соединительных, нервных и пр. Нервная ткань стала ведущей в реализации (у животных) главного свойства живой материи - раздражимости, т. е. способности органических тел активизироваться (возбуждаться) от соприкосновения с раздражителями (внешними воздействиями из среды обитания) и отвечать на них определенными реакциями (ответными действиями).

Нервная ткань организована в нервную систему (НС), основным элементом которой является нервная клетка, или нейрон. Главная функция нейрона - проводить возбуждение. Нейрон состоит из тела, ветвящихся коротких волокон-отростков - дендритов, воспринимающих возбуждение, и аксона - относительно длинного волокна-отростка, передающего возбуждение другим нейронам. Место контакта аксона с другим нейроном называется синапсом. Здесь осуществляется функциональная связь между нервными клетками.

Дальнейшая эволюция живого на Земле привела к дифференциации (разделению) функций отдельных нервных клеток. Общая организация нервной системы у всех позвоночных одинакова. Одни нейроны воспринимают сигналы из среды и преобразуют энергию этих сигналов в процесс физиологического возбуждения в форме электрического тока и биохимических изменений. Это рецепторы. Анатомическое расположение большинства из них на границе между организмом и средой (в глазу, в ухе, на поверхности кожи) дало повод относить их к периферии нервной системы. Таким образом, можно сказать, что рецепторы, шифруя физические (в широком смысле слова, т. е. как механические, химические, электромагнитные (например, световые, температурные и проч.) параметры сигналов из внешней среды в электрохимический код, «переводят» показатели внешних воздействий с языка физического, на котором «говорит» внешняя среда обитания животного, на язык физиологический, на котором «говорит» его организм.

Другая группа нейронов - эффекторы - регулирует работу мышц и желез, т. е. отдает им «приказы» на том же физиологическом языке действовать тем или иным образом. По аналогии с рецепторными зонами эффекторы также относят к периферической части НС.

Постоянная четкая координации работы всех частей организма и выработка адекватных реакций на поступающие из среды сигналы осуществляется центральной нервной системой (ЦНС). В ней производится анализ (детальное изучение) и синтез (обобщение) поступающей от рецепторов на физиологическом языке информации. Эта информация здесь «переводится» (перекодируется) на психологический язык образов, на котором «говорит» психика. На уровне психики формулируются соответствующие приказы организму на ответные действия как реакции на сигналы из среды. Эти приказы в ЦНС декодируются с психологического языка обратно на физиологический и адресуются эффекторам.

Проведение информации от рецепторных зон периферии к ЦНС и от нее к эффекторной периферии осуществляется с помощью нейронов, объединенных в специфические пучки - нервы. Первая группа нервов, осуществляющая центростремительную, или восходящую, транспортировку информации от периферии к центру, носит наименование афферентных путей. Другая часть нервов, проводящая возбуждение от центра к периферии, именуется центробежными, нисходящими или эфферентными путями.

Центральная нервная система состоит из двух главных отделов - спинного и головного мозга. Первый регулирует в основном врожденные функции рефлекторной деятельности - безусловные рефлексы. Второй регулирует преимущественно приобретаемые индивидом в течение его жизни формы поведения, базирующиеся на условно-рефлекторной деятельности.

Головной мозг состоит из нескольких отделов: двух больших полушарий, мозжечка, таламуса, гипоталамуса и других образований. Мозжечок играет существенную роль в координации мышечных движений. Таламус соединяет все нервные пути из спинного мозга в большие полушария. Гипоталамус контролирует водный обмен, потребность в пище и некоторые другие функции организма.

В психологическом плане интерес представляет эффект некоторой специализации полушарий головного мозга в психической деятельности человека, которая в науке обозначается термином функциональная асимметрия мозга. Самым известным проявлением этой асимметрии выступает доминирование у людей одной из рук (чаще правой - праворукость, реже левой - леворукость). Широко известен и факт перекрестного управления мозгом правой и левой половин тела, регуляция речевой функции левым полушарием и т. д. Специализация полушарий проявляется и в психическом отражении пространства и времени, и в ряде других психических функций. Несомненно, что указанная асимметрия биологически целесообразна и имеет адаптивный (приспособительный) характер. Однако в науке пока однозначного и общепринятого объяснения необходимости этого эволюционного приобретения человека не выработано. Одно из наиболее приемлемых объяснений сводится к возможностям дублирования функций одного полушария другим либо как контроля, повышающего качество и надежность психической деятельности, либо как компенсации при повреждении одного из полушарий. Любопытную аргументацию праворукости большинства людей можно найти в работе Дж. и Л. Палмер «Эволюционная психология».

Большие полушария покрыты многослойной массой нейронов, носящей название коры. Кора - самый «молодой» (в эволюционном отношении) отдел головного мозга. Огромное количество корковых клеток у человека (около 10 миллиардов) помещается в относительно небольшом объеме черепной коробки благодаря своеобразной измятости поверхности коры. (Кстати сказать, реализация в человеке ставки природы в эволюции на интеллект и прямохождение, освободившее руку и увеличивающее обзор, приводит к следующему весьма неприятному противоречию. Крупный мозг разумного существа требует большого и прочного вместилища - черепа, что влечет требование широкого таза у женщины для свободного прохождения головы новорожденного. В то же время эффективность прямохождения (т. е. скорость ходьбы и бега) напрямую определяется узостью тазовых костей. Подробнее об этом и других негативных следствиях из интеллектуального превосходства человека см. в работах.)

Все органы, все чувствующие части организма имеют в головном мозге свое представительство. В коре сосредоточена основная масса этих представительств, а также «центры управления» высшими функциями человека. Так, там расположены центры движения, зрения, слуха, речи, волевой регуляции и т. д. Особая роль в этом плане принадлежит лобным долям, составляющим 30% коры.

Еще в XIX в. «отец психофизики» Г. Т. Фехнер четко обрисовал единство работы мозга и психики (а по сути нерасторжимого единства материального - тела и идеального - психики), представив нервно психический процесс как целостное трехзвенное явление: первый этап - физический (раздражение), второй - физиологический (возбуждение) и третий - собственно психологический (переживание и логическое суждение). Схематично этот процесс с небольшой коррекцией можно представить следующим образом (рис. 1.1):

Мозг и психика

Рис. 1.1. Схема нервно-психического процесса (по Фехнеру)


Раздражение - сигнал из внешнего мира в виде воздействий с определенными физическими параметрами (вид и количество энергии, топологические, химические, гравитационные и другие характеристики воздействия). На входе (в рецепторах) этот сигнал преобразуется в нервный процесс, представляющий собой электрохимический импульс соответствующей силы и структуры, т. е. физиологическое возбуждение передается как набор электрических и химических параметров, шифрующий совокупность физических параметров воздействующего раздражителя. Этот импульс в ЦНС (преимущественно в коре головного мозга) перекодируется в психические образования (в форме образов, понятий, отношений и проч.). Так человек и животные получают сведения об окружающей действительности на понятном для них психологическом «языке» (т. е. осуществляют процесс познания этой действительности). На основании полученных знаний о среде индивид выстраивает свое поведение как совокупность ответных действий на множество поступающих из среды раздражителей. Указанное выстраивание собственного поведения есть процесс регуляции, который осуществляется по обратному (относительно процесса познания) принципу: психические образования как сигналы к тому или иному действию преобразуются в соответствующие электрохимические комплексы, передаваемые из «центра» по нервным путям к «периферии» - эффекторам, дешифрующим нервный импульс в приказ исполнительным органам к соответствующим действиям (в форме мышечных движений).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.