Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего.
С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:
· Предмет общения (партнер по общению как субъект)
· Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)
· Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)
· Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)
· Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)
· Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)
С точки зрения деятельности общение является коммуникативной деятельностью.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева выделяются следующие структурные компоненты коммуникативной деятельности:
· Предмет общения (партнер по общению как субъект)
· Потребность в общении (стремление к познанию других людей, а через это и познание себя)
· Коммуникативные мотивы (то, ради чего принимается общение)
· Действие общения (целостный акт, направленный на другого человека, как на свой объект)
· Задачи общения (та цель, на достижение которых направлены действия общения)
· Средства общения (те операции, с помощью которых осуществляются действия общения)
Джемс: представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям.
Факторы, определяющие самооценку:
• кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку.
• интериоризация социальных реакций на данного индивида (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие).
• индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.
В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.
Символический интеракционизм опирается на три основные посылки.
Факторы, определяющие самооценку:
• кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку.
• интериоризация социальных реакций на данного индивида (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие).
• индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.
В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.
Символический интеракционизм опирается на три основные посылки.
Педагогические: во все времена педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Важнейшей частью этого процесса должно стать признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания.
Психологические: Речь идет о подходе к изучению поведения с точки зрения самой личности, чье поведение изучается. Проблема Я-копцепции оказывается при этом центральной.
Психологические: Речь идет о подходе к изучению поведения с точки зрения самой личности, чье поведение изучается. Проблема Я-копцепции оказывается при этом центральной.
В период новорожденности ребенок во всем зависим от внешних воздействий в том, что касается организации его жизнедеятельности и обучения. Я-концепция не может развиваться, так как нет условий, способствующих этому процессу. Во время младенчества появляется возможность социальных действий, что является основой для развития Я-концепции. От полутора до 3-4 лет ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. От 4 до 6 лет появляются первые представления о том каким он может быть человеком (начинает формироваться идеальное Я). В школьные годы ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. В подростковом возрасте Я-концепция остается чем-то поверхностным и синкретическим. Самооценка выступает в этом возрасте как основной регулятор поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В юности Я – концепция более устойчивая, но претерпевает большие изменения.
Я-концепция может изменяться в зависимости от возраста или социальной среды. Например, переход из начальной школы в среднюю может сопровождаться негативными изменениями Я-концепции. Это связано как с возрастными изменениями, так и с пубертатными. Пубертат сам по себе не действует на Я-концепцию, но повышает уязвимость личности перед лицом обстоятельств, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на ее самосознание. Также большие изменения Я-концепция претерпевает в период юношества, когда человек во многом пересматривает свои взгляды и мировоззрение.
Большинство методик изучения Я - концепции основываются на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании. Считается, что такого рода методики, претендующие на экспериментальное изучение Я - концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Предлагается четко различать понятия "Я- концепция" и "самоотчет", поскольку содержание этих терминов является близким, но не совпадает. Как следует из всех определений, Я - концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я - концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной гуманитарной психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.
Позитивная Я - концепция как психологический феномен является индивидуально-личностной стороной осознания и понимания своего «Я» и выступает главным фактором саморазвития, самосовершенствования, самоуправления и самоактуализации личности.
Факторы, определяющие позитивную Я-концепцию:
твердая убежденность в импонировании другим людям
уверенность в способности к тому или иному виду деятельности
чувство собственной значимости
Факторы, определяющие позитивную Я-концепцию:
твердая убежденность в импонировании другим людям
уверенность в способности к тому или иному виду деятельности
чувство собственной значимости
Я – концепция включает в себя такие понятия, как самооценка и самосознание. Под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самосознание же – это осознание человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Предметом самосознания и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, ого социальные отношения и множество других личностных проявлений, которые в дальнейшем формируют его Я-концепцию.
Как известно в школьном возрасте ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. Я-концепция развивается однако самооценка учеников снижается, так как их оценивают в школе по определенным критерием в частности знаний. У ребенка самооценка может как повыситься, так и понизиться.
Личность в концепции Э. Эриксона рассматривается во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает изменение личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности (как З.Фрейд), но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.
Роль общества в развитии личности равноценна биологическому развитию индивида. Концепция основана на понятии групповой идентичности, т. е. развитие может проходить непосредственно в группе, в обществе. Каждый этап развития личности завершается кризисным моментом, а доминирующую роль в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы, которые осуществляются только в группе людей – в обществе.
Роль общества в развитии личности равноценна биологическому развитию индивида. Концепция основана на понятии групповой идентичности, т. е. развитие может проходить непосредственно в группе, в обществе. Каждый этап развития личности завершается кризисным моментом, а доминирующую роль в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы, которые осуществляются только в группе людей – в обществе.
Ритуализация является формой преодоления жизненных кризисов личности. В детском возрасте она помогает различать добро и зло. В дальнейшем развитии помогает устанавливать границы приемлемого поведения в обществе. Это происходит за счет ритуалов, которые показывают одобрение или отвержение поведения индивида. Такой ритуализацией для юношеского возраста является идеологическая ритуализация. Она предполагает такие формы взаимодействия личности и общества, в которых возникает возможность соотнести систему идей, идеалов и ценностей, заданных в обществе и собственными идеалами. Благодаря этому осуществляется процесс самоопределения.
В психоанализе под ритуалом понимается симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Понятие ритуал имеет несколько значений, но в концепции Э. Эриксона используется для описания определенных, филогенетически сформированных церемониальных действий служащих для обмена информацией между людьми.
Ритуализация – это основанное на соглашении взаимодействие нескольких людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.
Ритуализация – это основанное на соглашении взаимодействие нескольких людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.