Системное и смысловое строение сознания.

Наука » Психология » Возрастная психология
Л.С. Выготский определил область своего исследования, как вершинную психологию (психологию сознания). Согласно ему становление сознания является существенной линией развития человека. Человеческое сознание не может быть разложено на отдельные психические функции, оно представляет собой не механическую сумму, а структурное образование, систему высших психических функций, то есть сознание имеет системное строение и ни одна психическая функция не развивается изолировано. Развитие каждой психической функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает.
Под системным строением сознания Выготский понимал своеобразное отношение отдельных функций друг к другу, то есть то, что на каждой возрастной ступени определенные функции стоят в известном отношении друг к другу, образуют определенную систему сознания.
О системном и смысловом строении сознании упоминается в статье Выготского «Ранний возраст», поскольку именно в этом возрасте наряду с речью развивается именно смысловое и системное строение сознание. Вместе с речью для ребенка, прежде всего, возникает начало осмысления, осознания окружающей действительности.
В раннем детстве в центре сознания стоит - восприятие, и, по словам Выготского все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия», в дошкольном возрасте это память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры.
Смысловая структура сознания - это уровень развития значения слов, словесных обобщений данного человека.
Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания у другой осуществляется благодаря развитию обобщений.
Выготский упоминал о таком строении сознания в связи с влиянием обучения на психическое развитие ребенка, утверждал, что, формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.
Связывая обобщение с общением, видно, что обобщение выступает как функция сознания в целом, а не только одного мышления. Все акты сознания есть обобщение.
Если рассмотреть значения детского слова в раннем возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, то есть структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Ребенок этого возраста мыслит преимущественно обобщенными восприятиями, то есть общее восприятие является первой выступающей формой структуры значения детского слова. В словаре ребенка еще очень мало слов, которые не имели бы конкретного значения, поэтому в разных ситуациях слово ребенка относится к одному и тому же, к одинаково воспринимаемому предмету или вещи. Также в связи с доминированием восприятия в этом возрасте преобладает несамостоятельность, зависимость от него всех других процессов, память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того - латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается», память еще не действует, как отдельный процесс.
Эта гипотеза Выготским была высказана еще в 30-х годах.
В ней можно выделить ряд недостатков:
- во-первых, схема сознания носит интеллектуалистический характер, в структуре сознания рассматриваются только познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы сознательной личности оставалась за пределами внимания исследователей.
-во-вторых, Л.С. Выгосткий сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей, по его мнению « самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка с взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот. В этом явно выражается, что развитие это взаимодействие сознаний.
-в-третьих, эта гипотеза не имел экспериментального подтверждения, поскольку во времена Л.С.детская психология вообще обладала бедными экспериментальными фактами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.