Наука » Психология » Соционика
Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:
- как заметная “невооруженным глазом”, явная, видимая, проявленная; - как до поры, до времени незаметная, непроявленная, хоть и объективно существующая. То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные. Почему приходится вводить новое название? А. Аугустинавичюте разделила информацию об объектах на внешние и внутренние. Для деления информации об отношениях не было предложено такого общего принципа. Отношения в статике А. Аугустинавичюте разделила на объективные и субъективные. Для отношений в динамике не было дано термина. Тем не менее объединяющее название третьего деления информации на аспекты необходимо для четкого понимания информационной структуры мира и психики. Сначала и мне хотелось аспекты информации об отношениях тоже называть внешними и внутренними для единства терминологии, как это сделал Р. К. Седых, но не получается. Вызывает недоумение простой вопрос: ощущение – внешнее? А самочувствие? Так можно еще больше запутаться. Такой общий термин пришлось довольно долго выбирать. Конкретное – абстрактное? Фактическое – предполагаемое? Объективное – субъективное? Ощутимое – эфемерное? Очевидное – невероятное? В результате долгого поиска мы остановились на терминах “явное – неявное (скрытое)”. Термины “явное – неявное” введены как рабочие названия, возможно, в будущем, кто-то предложит более удачные. Вопрос выбора терминов сложен не только для нас сегодня. Еще Юнг говорил о том, что термины полностью не отражают суть явления: “В сущности надо только знать, что и как мы называем. Психология – это целина, где языку еще только нужно закрепиться” [3]. А стоит ли вообще вводить здесь единое деление? Первоначально у меня сложилось даже мнение, что в каждой из четырех описанных групп информации деление свое, и они не связаны друг с другом. Но наблюдения и логика рассуждений подсказывают, что такое деление должно быть четко обозначено. Не зря же логическому мышлению иногда противопоставляют не чувства, а интуицию. Не зря доктор принимает во внимание ощущения больного, стараясь отделить их от эмоций. Те стороны жизни, где превалируют логика и сенсорика, мы воспринимаем, как основательные, серьезные, весомые, конкретные. А выводы, основанные на чувствах и интуиции, часто воспринимают как субъективные, о чувствах и интуиции говорят, что это что-то эфемерное.
Похожие статьи