К. Томас указывает, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество, или конкуренция.
Стиль конкуренции можно использовать, если:
1) исход конфликта очень важен;
2) имеется достаточная власть, а предлагаемое решение – наилучшее;
3) нет иного выбора и нечего терять;
4) нужно принять непопулярное решение, но достаточно полномочий для выбора этого шага;
5) подчиненные, предпочитают авторитарный стиль.
Стиль сотрудничества можно использовать, если есть необходимость принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
1) необходимо найти общее решение, а компромисс невозможен;
2) у вас прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
3) основной целью является приобретение совместного опыта работы;
4) стороны способны выслушать друг друга;
5) необходимо усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
Суть стиля компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных
уступках. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
1) стороны имеют убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
2) удовлетворение своего желания имеет не слишком большое значение;
3) возможность временного решения;
4) возможность получить хоть что-то.
Стиль уклонения реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна и нет желания тратить время на ее решение. Стиль уклонения можно рекомендовать в следующих ситуациях:
1) источник разногласий не существенен;
2) нет возможности решить вопрос в свою пользу;
3) мало власти для решения проблемы желательным способом;
4) возможность выиграть время, прежде чем принять какое-либо решение;
5) невозможность решения вопроса немедленно;
6) подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.
Стиль приспособления предполагает совместные действия с другой стороной, без попыток отстаивать собственные интересы. Стиль приспособления используется, когда:
1) необходимо восстановить стабильность;
2) предмет разногласия не важен;
3) есть желание сохранить добрые отношения людьми;
4) есть осознание ложности своей позиции;
5) есть недостаток власти или шансов победить. Для успешного разрешения конфликта необходимо,
чтобы обе стороны или хотя бы одна проявили желание разрешить конфликт.
36. Условия психического развития личности
Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека: его характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.
Психология считает, что психические особенности человека – прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играет социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание.
Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.
Человек – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой. При этом правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой.
Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, которые всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И. М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека.
В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, т. е. заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием. Процесс самовоспитания при этом мотивируется средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.
Стиль конкуренции можно использовать, если:
1) исход конфликта очень важен;
2) имеется достаточная власть, а предлагаемое решение – наилучшее;
3) нет иного выбора и нечего терять;
4) нужно принять непопулярное решение, но достаточно полномочий для выбора этого шага;
5) подчиненные, предпочитают авторитарный стиль.
Стиль сотрудничества можно использовать, если есть необходимость принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
1) необходимо найти общее решение, а компромисс невозможен;
2) у вас прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
3) основной целью является приобретение совместного опыта работы;
4) стороны способны выслушать друг друга;
5) необходимо усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
Суть стиля компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных
уступках. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
1) стороны имеют убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
2) удовлетворение своего желания имеет не слишком большое значение;
3) возможность временного решения;
4) возможность получить хоть что-то.
Стиль уклонения реализуется, когда затрагиваемая проблема не столь важна и нет желания тратить время на ее решение. Стиль уклонения можно рекомендовать в следующих ситуациях:
1) источник разногласий не существенен;
2) нет возможности решить вопрос в свою пользу;
3) мало власти для решения проблемы желательным способом;
4) возможность выиграть время, прежде чем принять какое-либо решение;
5) невозможность решения вопроса немедленно;
6) подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт.
Стиль приспособления предполагает совместные действия с другой стороной, без попыток отстаивать собственные интересы. Стиль приспособления используется, когда:
1) необходимо восстановить стабильность;
2) предмет разногласия не важен;
3) есть желание сохранить добрые отношения людьми;
4) есть осознание ложности своей позиции;
5) есть недостаток власти или шансов победить. Для успешного разрешения конфликта необходимо,
чтобы обе стороны или хотя бы одна проявили желание разрешить конфликт.
36. Условия психического развития личности
Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека: его характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.
Психология считает, что психические особенности человека – прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играет социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание.
Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.
Человек – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой. При этом правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой.
Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, которые всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И. М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека.
В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, т. е. заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием. Процесс самовоспитания при этом мотивируется средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи