Акмеология как высокоорганизованная область знания о человеке

Наука » Психология » Акмеология
Теоретические основы акмеологии были заложены в русской философии, а экспериментальные в отечественной медицине, социологии и психологии. Идеи акмического можно найти у Н.И. Пирогова, В.М. Бехтерева, П.А. Сорокина и др. Особенно ярко акмическое представлено в литературе (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий). А. Ахматова писала: «Я стала акмеисткой …, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели оставаться в предыдущем». Выбор в пользу акмеистической школы был выбором в пользу нового, более тревожного и драматичного и, в конечном счете, более человечного мироощущения. Одно из требований акмеистов – смотреть на мир глазами первооткрывателя.

В античных биографиях слово «акме» означает высшую точку, время расцвета, лучшую пору в жизни и творчестве. Часто, наряду с датами рождения и смерти человека, указывались хронологические границы пережитого им «периода расцвета». И современную акмеологию – науку о «периоде расцвета» – интересуют люди разных профессий, достигающие вершин своих возможностей, и как долго удерживаются они на этом уровне. Главной проблемой акмеологии становится не отрезок жизненного времени, объективно, статистически наиболее благоприятный для творчества в той или иной области, а состояние духа самого творца, которое может превратить любой период жизни в «период расцвета».

Само понятие «акмеология» впервые было введено Н.А. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения особого раздела возрастной психологии – психологии зрелости или взрослости. Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» показал место и значение акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд: «педагогика – акмеология – геронтология». Это обстоятельство определялось принципом развития, на который опирался Б.Г. Ананьев при анализе психофизиологических функций, психических процессов, психических свойств и состояний человека. Конечным продуктом онтогенетического развития человека, с точки зрения Б.Г. Ананьева, является обретение им собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего жизнетворчества, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания своего жизненного пути.

Взаимодействие психолога и педагогов в учебной деятельности.

Наука » Психология » Акмеология
Позиции педагога и психолога в общеобразовательных учреждениях зачастую разделены уже на уровне целеполагания. Педагоги в качестве основной цели своей деятельности видят сформированность у ученика знаний, умений и навыков, а также социальных норм поведения, а психологи считают, что их цель — помощь в развитии личности ученика и выполнение «заказов» педагогов. Соответственно строится и деятельность психологических служб: предоставить педагогам информацию о развитии учащихся, просветить их, как надо действовать, консультировать всех участников педагогического процесса, корректировать личностное развитие учеников, проводить профилактику и пр. В этом случае следует исходить из того, что и психолог, и педагог выполняют единую деятельность по организации поддержки личностного роста, социализации и индивидуализации ученика и им нужно согласовывать не цели, а действия и операции. В первую очередь это касается организации учебной деятельности, являющейся одной из основных в образовании, в которой, однако, психологи почти не участвуют.

Содержание образования, оформленное в виде учебной дисциплины, неизбежно отражает иерархическую структуру и измерения культуры как исторически заданного универсума «кристаллизованных, опредмеченных творческих возможностей людей» (В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев). Однако актуализация этих измерений зависит от способа включения содержания образования в общение и взаимодействие участников образовательного процесса. Можно выделить два «крайних» способа такого включения:

Роль и задача педагога-психолога в совр люразовательном пространстве

Наука » Психология » Акмеология
Раскрывая роль психолога в обществе, (Е.А.Климов) его основные предназначения:

предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое — области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности;

систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.

Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. социальных ожиданий:

Профессиограма и Требования к личности педагога-психолога

Наука » Психология » Акмеология
Воздействие одной личности на другую — это влияние на сознание, волю, эмоции, через них — на поведение и деятельность человека в целом. Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов. Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним.

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах.

Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней.

Эм-ное заражение — воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).

Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности.

Основным фактором, определяющим проф-ную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. Важными личностными характеристикам психолога явля-ются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость социальная адаптированность.

Конкурентоспособная личность

Наука » Психология » Акмеология
Личность человека развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий его жизни и деятельности, но прежде всего в процессе д-ти и общения, и каж-дая из этих сфер предъявляет особые требования к личн-ым качествам.

Структура личности представляет собой систему взаимосвязанных подструктур: биологически детерминированной и социально детерминированной.

Проблема соотношения биологического и социального, физиологического и психологического неизменно остается одной из центральных и острейших проблем психологии личности.

Крайние точки зрения. Согласно первой, все основные особенности и способы развития психики предопределены биологическими факторами — врожденными или приобретенными. Другая крайняя точка зрения состоит в том, что особенности психики целиком и полностью определяются качеством воспитания и обучения.

Эти две точки зрения, крайние, и немногие авторы принимают эти позиции. Поэтому самой популярной и распространенной является средняя между двумя позициями. Согласно ей, в психическом развитии равно определяющую роль играют и биологические, и социальные моменты. Последние, как правило, превалируют, не заглушая, однако, большего или меньшего звучания первых.

Сравнение двух культур (европейской и восточной) при разработке я концепции

Наука » Психология » Акмеология
Для разработки «Я-концепции» творческого саморазвития также важно, насколько учитель объективно оценивает себя. Чтобы ответить на этот вопрос, рекомендуется соотнести свою самооценку с оценкой других учителей, администрации, учеников, близких друзей.

В процессе разработки «Я-концепции» творческого саморазвития большое значение имеет осмысление, самоосознание того, в рамках какой культуры учитель осуществляет свою жизнедеятельность. Поскольку мы, россияне, принадлежим к евроазиатской культуре, то у нас есть устремленность к синтезу европейской и азиатской культур. Поэтому, развивая свое видение, вы с неизбежностью будете осмысливать, отбирать характерное для европейской и азиатской культурной традиции.

Для европейской культурной традиции характерны:

- стремление к аналитическому осмыслению мира;

- быстрое приятие нового;

- приоритет материальных ценностей;

- стремление как можно раньше уйти от опеки родителей, обрести самостоятельность, независимость;

- быстрая смена профе-ных интересов, увлечений;

Факторы развития личностного акменологии

Наука » Психология » Акмеология
Как известно, в психологии распространено понимание психологической сути личности как «ансамбля отношений».

Естественно, что в основе личностного акме у разных людей лежат не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей, что хорошо видно даже из приведенных выше примеров. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других — глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих — беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т. д.

Очевидно также, что, хотя каждое из названных отношений и доминирует в ансамбле всех других, но вместе с тем оно, как правило, родственно всем остальным по признаку своей сущности, поскольку в нем находит выражение один из элементов главных ценностей жизни и культуры.

Правда, в реальной жизни бывают случаи, когда в «ансамбль» отношений, которые несет в себе какая-то конкретная личность, оказываются включенными противоречащие друг другу по своей нравственной основе отношения. И тогда то, какое из них возьмет верх и проявится в соответствующем поступке, будет всецело зависеть от конкретного стечения обстоятельств, в которые попадает такой человек.

Личностная культура как акмеологический феномен

Наука » Психология » Акмеология
Общепринятыми значениями понятия «культура» являются следующие: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Культура как творческая деятельность во всех сферах бытия и сознания характеризуется диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследства) и направлена на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

Культура по природе своей изменчива.

Можно выделить три основных подхода к исследованию культуры: аксиологический, деятельностный и личностный.

Согласно аксиологическому подходу, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А.А. Зварыкин, Г.П. Францев, Н.Э. Чавчадзе);

Акменология в личностном развитии человека

Наука » Психология » Акмеология
Феномен акменологии и его главные характеристики

Взрослость во всех проявлениях своей природной и социальной сути человека оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.

При таком понимании акме - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

Вместе с тем в акмеологии понятие «акме» используется в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его поведение как личности оказывается относительно наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретного результате его творчества.

Опыт изучения жизненных перспектив личности в современной науке

Наука » Психология » Акмеология
Концепции:

1. сценарный подход

«никогда, всегда, после того как, перед тем как, снова и снова»...

2. социология жизненных планов

объективные факторы пути человека и тесные связи с субъектами, причинами (место обучения, жизненные ориентации). Жизненные планы содержат ориентацию на определенное соц-ое положение и отражают возможности его достижения

3. психосоциология/ клиническая социология принцип социоклинического и социобиографического аспектов анализа, с использованием многопричинности, множественных лроблематизацнй. Взаимности влияния диалектической причинности и т.д.

Принцип детерминизма развития

Наука » Психология » Акмеология
Одним из основных принципов в акмеологическом понимании развития человека является принцип детерминизма.

Важными особенностями акмеологической трактовки принципа детерминизма являются: поступательный, созидательный характер развития; определяющая роль личности как системообразующего фактора развития; важная роль механизмов саморазвития, самоорганизации, саморегуляции; гармоничное сочетание внутренней и внешней детерминации поведения и деятельности личности как необходимое условие созидательного характера процесса функционирования и развития личности.

Но сегодня проблема социальной детерминации - особенно для акмеологии — выступает совсем в другом качестве. Еще Б.Г. Ананьев сформулировал, предвидя недалекое будущее, идею о необходимости подготовить человека к жизни, а не только передать необходимую систему знаний. Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе заключается не в ее определенности, а, напротив, в неопределенности, в изменчивости, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время — это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а не простые и категорические руководства.

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

Наука » Психология » Акмеология
Индивид — человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.

Рассматривая людей как индивидов, т. е. как элемент природы, мы можем выделить основные биологические особенности, которые, характеризуя вид в целом, всем людям даны от рождения и вместе с тем очень важны для их дальнейшего формирования в качестве личностей и субъектов. Человеческий вид характеризуется следующим:

Человек — существо общественное, самой природой предназначенное для бытия в социуме.

Персонифицированное сообщество людей имеет Иерархическую структуру независима от произвола, поскольку там, где произвол полностью отсутствует, она всегда устанавливается спонтанно. Формирование иерархий свойственно не только людям^ используется в природе как универсальный способ. Иерархия представля ет собой единую систему - все ее члены между собой связаны но не равны. Стремление к равенству скорее культурный феномен, оно противно природе, человеческой в том числе.