Как известно, в психологии распространено понимание психологической сути личности как «ансамбля отношений».
Естественно, что в основе личностного акме у разных людей лежат не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей, что хорошо видно даже из приведенных выше примеров. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других — глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих — беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т. д.
Очевидно также, что, хотя каждое из названных отношений и доминирует в ансамбле всех других, но вместе с тем оно, как правило, родственно всем остальным по признаку своей сущности, поскольку в нем находит выражение один из элементов главных ценностей жизни и культуры.
Правда, в реальной жизни бывают случаи, когда в «ансамбль» отношений, которые несет в себе какая-то конкретная личность, оказываются включенными противоречащие друг другу по своей нравственной основе отношения. И тогда то, какое из них возьмет верх и проявится в соответствующем поступке, будет всецело зависеть от конкретного стечения обстоятельств, в которые попадает такой человек.
Но несомненно, что на цельность человека как личности всегда влияет высокая степень сформированности у него совести. Постоянно работающая совесть — это одновременно и одно из условий минимизации проявления противоречивости в отношениях человека как личности к действительности.
Если в человеке борются два отношения, и в основе одного из них лежит высоконравственная (бытийная, по А. Маслоу) потребность, а основанием другого отношения оказывается какая-то низменная потребность, например, как образно говорит народ, спасти свою шкуру или, если выразится интеллигентно, сохранить свое положение, то, если голос совести у человека побеждает и он совершает поступок, направленный на сохранение, а подчас и приумножение основных ценностей жизни и культуры, это способствует ослаблению противоречивости в отношениях, совокупность которых составляет суть его личности, и приближает ее к обретению качества цельности, психологическим стержнем которого выступает духовно-нравственное начало.
Из сказанного ясно, насколько важна непрекращающаяся работа совести человека для продвижения его личности к своему акме, особенно в ситуациях, значимых с ценностно-нравственной точки зрения. И проведенные исследования (Ю. В. Александрова, Н. Л. Карпова, А. В. Суворов, В. Э. Чудновский) показывают, что обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно здоровая направленность и положительная продуктивность которой является результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам конкретный взрослый человек. Так, например, установлено: то, в чем видит человек смысл своей жизни, какими способами его реализует, что из достигнутого его удовлетворяет, совершенно определенно влияет на деятельность его внутреннего мира. И вместе с тем принятый им на вооружение смысл жизни прямо влияет на то, проявляет ли он себя при прохождении своего жизненного пути как стратег, как тактик или как операционалист: у этих социально-психологических типов личности совершенно разные внутренние миры, если сравнивать их основные параметры.
Естественно, что в основе личностного акме у разных людей лежат не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей, что хорошо видно даже из приведенных выше примеров. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других — глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих — беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т. д.
Очевидно также, что, хотя каждое из названных отношений и доминирует в ансамбле всех других, но вместе с тем оно, как правило, родственно всем остальным по признаку своей сущности, поскольку в нем находит выражение один из элементов главных ценностей жизни и культуры.
Правда, в реальной жизни бывают случаи, когда в «ансамбль» отношений, которые несет в себе какая-то конкретная личность, оказываются включенными противоречащие друг другу по своей нравственной основе отношения. И тогда то, какое из них возьмет верх и проявится в соответствующем поступке, будет всецело зависеть от конкретного стечения обстоятельств, в которые попадает такой человек.
Но несомненно, что на цельность человека как личности всегда влияет высокая степень сформированности у него совести. Постоянно работающая совесть — это одновременно и одно из условий минимизации проявления противоречивости в отношениях человека как личности к действительности.
Если в человеке борются два отношения, и в основе одного из них лежит высоконравственная (бытийная, по А. Маслоу) потребность, а основанием другого отношения оказывается какая-то низменная потребность, например, как образно говорит народ, спасти свою шкуру или, если выразится интеллигентно, сохранить свое положение, то, если голос совести у человека побеждает и он совершает поступок, направленный на сохранение, а подчас и приумножение основных ценностей жизни и культуры, это способствует ослаблению противоречивости в отношениях, совокупность которых составляет суть его личности, и приближает ее к обретению качества цельности, психологическим стержнем которого выступает духовно-нравственное начало.
Из сказанного ясно, насколько важна непрекращающаяся работа совести человека для продвижения его личности к своему акме, особенно в ситуациях, значимых с ценностно-нравственной точки зрения. И проведенные исследования (Ю. В. Александрова, Н. Л. Карпова, А. В. Суворов, В. Э. Чудновский) показывают, что обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно здоровая направленность и положительная продуктивность которой является результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам конкретный взрослый человек. Так, например, установлено: то, в чем видит человек смысл своей жизни, какими способами его реализует, что из достигнутого его удовлетворяет, совершенно определенно влияет на деятельность его внутреннего мира. И вместе с тем принятый им на вооружение смысл жизни прямо влияет на то, проявляет ли он себя при прохождении своего жизненного пути как стратег, как тактик или как операционалист: у этих социально-психологических типов личности совершенно разные внутренние миры, если сравнивать их основные параметры.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи