На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике (см. данный сайт) приводятся многочисленные примеры.
По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».
Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.
По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».
Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать студентам. В этом плане умения, личностные качества и способности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Он должен
1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;
2) фундаментально знать преподаваемый предмет;
3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;
8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
9) владеть педагогическим тактом.
Безусловно, как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.
1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также быть эрудированным в других науках;
2) фундаментально знать преподаваемый предмет;
3) уметь самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
5) уметь доступным образом объяснять учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;
8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;
9) владеть педагогическим тактом.
Безусловно, как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельности психологу важно учитывать индивидуальные особенности своей личности.
Научная психология — одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологических знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность,. индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления. Научно-психологические исследования характеризуются их обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические знания и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном для профессиональных психологов, и не всегда доступны для понимания неподготовленного читателя. Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях.
В семейном консультировании клиентом является не человек, а вся семья. Семейное консультирование опирается в своей работе на представление о семье, как о едином организме.
Психологическое изучение семьи связано с психологией сексуальности, симпатии, эмоционального притяжения, и любви. Изучаются функции и этапы развития семьи, функционально-ролевая структура семейных отношений, психология супружеских отношений, психология детско-родительских отношений. Специалисты разрабатывают концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей, исследуют причины дисгармонии в семейных отношениях, психологические факторы благополучия в семейной жизни. Психология семьи охватывает весь комплекс научных и практических проблем, которые возникают до создания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада.
Психологическое изучение семьи связано с психологией сексуальности, симпатии, эмоционального притяжения, и любви. Изучаются функции и этапы развития семьи, функционально-ролевая структура семейных отношений, психология супружеских отношений, психология детско-родительских отношений. Специалисты разрабатывают концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей, исследуют причины дисгармонии в семейных отношениях, психологические факторы благополучия в семейной жизни. Психология семьи охватывает весь комплекс научных и практических проблем, которые возникают до создания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада.
Наиболее востребованная услуга психолога - это отбор и подбор работников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом их психологической пригодности к выполнению планируемой работы. Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.
Еще один раздел работы психолога на фирме - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования. Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний. И, наконец, для многих организаций в последнее время становится актуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.
Еще один раздел работы психолога на фирме - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования. Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний. И, наконец, для многих организаций в последнее время становится актуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.
Политическая психология изучает психологические условия эффективности политической деятельности. Политика — это деятельность органов государственной власти, государственного управления, социальных классов и группировок, партий и отдельных политических деятелей, в которой отражаются их интересы и цели. Очевидно, что политические процессы обусловлены не только объективными социально-экономическими факторами общества, но и эмоциями, стереотипами и иллюзиями, индивидуальными особенностями политиков, их межличностными отношениями. Психологические факторы играют огромную роль в принятии политических решений. Поэтому в политической психологии изучаются психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического лидера; проблемы политической социализации личности и др.
В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью; исследуются закономерности формирования трудовых умений и навыков; выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
В отечественной психологии круг проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, изучается в таких дисциплинах, как психология и психофизиология труда, эргономика, промышленная психология, инженерная психология, космическая и авиационная психология, организационная психология и психология управления.
К психологии труда относится также целый ряд отраслей психологии, изучающих отдельные виды или аспекты трудовой деятельности: инженерная психология, эргономика, индустриальная психология, авиационная и космическая психология, транспортная психология, психология торговли и обслуживания, военная психология, организационная психология и психология управления.
В отечественной психологии круг проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, изучается в таких дисциплинах, как психология и психофизиология труда, эргономика, промышленная психология, инженерная психология, космическая и авиационная психология, организационная психология и психология управления.
К психологии труда относится также целый ряд отраслей психологии, изучающих отдельные виды или аспекты трудовой деятельности: инженерная психология, эргономика, индустриальная психология, авиационная и космическая психология, транспортная психология, психология торговли и обслуживания, военная психология, организационная психология и психология управления.
Психологический взгляд на культуру зависит от того, как мы ее понимаем. Если культура — это творчество, опыт бытия и жизнедеятельности людей во всем разнообразии своих конкретных значений, то она укоренена в человеческих отношениях, в их психологии с присущими им индивидуально-личностными возможностями. Психология связывает культуру с творчеством и жизнью людей. Культура — это все, что создано человеком. Природа остается естественным условием обитания человека, тогда как культура составляет искусственное, созданное им самим условие собственного бытия. Культура оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. Культура отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых существ. Сама культуротворческая роль человеческой психики находится под постоянным воздействием культуры. Поэтому вряд ли можно серьезно отрицать связи психики и культуры. Само собой разумеется, что это вовсе не означает сведение особенностей культуры к психологическим понятиям. Просто понятия и принципы психологии приобретают значение предельных оснований культуры, оживляя, обогащая и разнообразя ее смысловые выражения.
Профессиональная деятельность человека (в том числе и профессиональная деятельность психолога) в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности.
Ключевыми позициями психолога являются не столько поддержка, сколько обеспечение (печься - заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс Сопровождение, с одной стороны, рассматривается как позиция психологов по отношению к субъектам взаимодействия, а с другой как основные принципы его работы: осознанное, осторожное, обоснованное, четко рас считанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс взрослых, предполагающее постепенную передачу функции управления саморегуляции, самоконтролю субъектов взаимодействия с психологом.
Такой подход при реализации всех профессиональных функции психолога (в том числе и психодиагностической, нацеленной не только на диагностику педагогической практики, но в первую очередь на свою, психологическую) позволяет снять напряженность, неадекватность в позиции «над» с педагогической и родительской практикой, нацеливает психолога на осознание необходимости собственной инициативности в определении содержания своей работы, на согласованность с нуждами других субъектов образовательных учреждений.
Ключевыми позициями психолога являются не столько поддержка, сколько обеспечение (печься - заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс Сопровождение, с одной стороны, рассматривается как позиция психологов по отношению к субъектам взаимодействия, а с другой как основные принципы его работы: осознанное, осторожное, обоснованное, четко рас считанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс взрослых, предполагающее постепенную передачу функции управления саморегуляции, самоконтролю субъектов взаимодействия с психологом.
Такой подход при реализации всех профессиональных функции психолога (в том числе и психодиагностической, нацеленной не только на диагностику педагогической практики, но в первую очередь на свою, психологическую) позволяет снять напряженность, неадекватность в позиции «над» с педагогической и родительской практикой, нацеливает психолога на осознание необходимости собственной инициативности в определении содержания своей работы, на согласованность с нуждами других субъектов образовательных учреждений.
Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки. Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».
Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».
Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей.
Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:
a. научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);
b. практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
c. обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).
Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:
a. научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);
b. практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
c. обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).
Практическая психология - психология, ориентированная на запросы широкого круга образованных людей, как минимум - людей достаточного уровня культур. Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.
Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицин¬ской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психоло¬гии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.
Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицин¬ской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психоло¬гии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.