Как известно в школьном возрасте ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение окружающих путем выполнения продуктивной деятельности. Я-концепция развивается однако самооценка учеников снижается, так как их оценивают в школе по определенным критерием в частности знаний. У ребенка самооценка может как повыситься, так и понизиться.
Личность в концепции Э. Эриксона рассматривается во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает изменение личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности (как З.Фрейд), но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.
Роль общества в развитии личности равноценна биологическому развитию индивида. Концепция основана на понятии групповой идентичности, т. е. развитие может проходить непосредственно в группе, в обществе. Каждый этап развития личности завершается кризисным моментом, а доминирующую роль в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы, которые осуществляются только в группе людей – в обществе.
Роль общества в развитии личности равноценна биологическому развитию индивида. Концепция основана на понятии групповой идентичности, т. е. развитие может проходить непосредственно в группе, в обществе. Каждый этап развития личности завершается кризисным моментом, а доминирующую роль в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы, которые осуществляются только в группе людей – в обществе.
Ритуализация является формой преодоления жизненных кризисов личности. В детском возрасте она помогает различать добро и зло. В дальнейшем развитии помогает устанавливать границы приемлемого поведения в обществе. Это происходит за счет ритуалов, которые показывают одобрение или отвержение поведения индивида. Такой ритуализацией для юношеского возраста является идеологическая ритуализация. Она предполагает такие формы взаимодействия личности и общества, в которых возникает возможность соотнести систему идей, идеалов и ценностей, заданных в обществе и собственными идеалами. Благодаря этому осуществляется процесс самоопределения.
В психоанализе под ритуалом понимается симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Понятие ритуал имеет несколько значений, но в концепции Э. Эриксона используется для описания определенных, филогенетически сформированных церемониальных действий служащих для обмена информацией между людьми.
Ритуализация – это основанное на соглашении взаимодействие нескольких людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.
Ритуализация – это основанное на соглашении взаимодействие нескольких людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.
Модус органа- это зона концентрации сексуальной энергии; орган, стимуляция которого на той или иной стадии доставляет удовольствие человеку.
Модальность поведения– воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.
Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.
Модальность поведения– воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.
Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.
Каждая стадия развития личности сопровождается кризисом идентичности. Кризис возникает как следствие достижение определенного уровня психологической зрелости и выполнения социальных требований, предъявляемых человеку на определенной стадии развития. Каждая стадия характеризуется специфической генетической задачей, проблемой в социальном развитии, которая предъявляется человеку, но необязательно находит решение.
Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.
Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.
Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.
Кризис идентичности можно хорошо рассмотреть на примере мальчика Сэма, который приводит Э. Эриксон в своей монографии. Стимулом этого кризиса у Сэма оказался страх, что его мать, как и бабушка могла умереть из-за того, что он повредил ей зуб, и из-за более общих садистических действии и желаний. Мальчик страдал соматическим раздражением, вид и сила которого предполагают возможность патологического раздражения головного мозга. В период кризиса «конституция» Сэма, так же как темперамент и возрастная стадия развития обладали общностью своих специфических тенденций. Будучи всегда организмом, эго и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Тело Сэма подвержено действию боли напряжения, эго- действию тревоги, а как член общества он был чувствителен к страху, исходящему от группы. Отсюда следует, что не существует индивидуальной тревоги, которая не отражала бы скрытого беспокойства, общего для непосредственного и расширенного окружения.
В случае же морского пехотинца кризис идентичности наступил вследствие потери им личной идентичности. Личная идентичность обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно своим принципам. Появления же автомата, как символа зла способствовало потере идентичности, так как он угрожал принципам, с помощью которых пехотинец пытался охранять личную целостность. А такой легкой потере послужила невыполненная генетическая задача на предыдущей стадии развития личности пехотинца.
Кризис идентичности можно хорошо рассмотреть на примере мальчика Сэма, который приводит Э. Эриксон в своей монографии. Стимулом этого кризиса у Сэма оказался страх, что его мать, как и бабушка могла умереть из-за того, что он повредил ей зуб, и из-за более общих садистических действии и желаний. Мальчик страдал соматическим раздражением, вид и сила которого предполагают возможность патологического раздражения головного мозга. В период кризиса «конституция» Сэма, так же как темперамент и возрастная стадия развития обладали общностью своих специфических тенденций. Будучи всегда организмом, эго и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Тело Сэма подвержено действию боли напряжения, эго- действию тревоги, а как член общества он был чувствителен к страху, исходящему от группы. Отсюда следует, что не существует индивидуальной тревоги, которая не отражала бы скрытого беспокойства, общего для непосредственного и расширенного окружения.
В случае же морского пехотинца кризис идентичности наступил вследствие потери им личной идентичности. Личная идентичность обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно своим принципам. Появления же автомата, как символа зла способствовало потере идентичности, так как он угрожал принципам, с помощью которых пехотинец пытался охранять личную целостность. А такой легкой потере послужила невыполненная генетическая задача на предыдущей стадии развития личности пехотинца.
Групповая идентичность - это соотнесение себя с той социальной группой, в которую ты входишь, что способствует формированию присущего данной группе мироощущения.
Эго-идентичность – это соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я. Развивается в соответсвии с групповой идентичностью.
Эго-идентичность – это соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я. Развивается в соответсвии с групповой идентичностью.
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической, так как в ее основе лежит эпигенетический принцип. Эпигенетический принцип заключается в том, что все, что рост и развитие организмов идет по общему план. По данному плану развивается и каждая отдельная часть, которая имеет свой наиболее благоприятный период для своего развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Последовательность прохождения стадий в развитии осуществляется за счет биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.
Здоровый образ жизни, псих здоровье должны стать естественной, органичной потребностью ч-ка, восприняв к-рую он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей жизни. Формир псих здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание дух сферы, нравственной жизненной позиции, чистоты помыслов. Но на практике о здоровье по-настоящему начинает заботиться, когда его состояние уже серьезно нарушено. Ч-к должен уметь «расшифровать» свое псих состояние и оказывать на него необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые стороны, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный ур своих физ и псих возможностей. Он должен уметь управлять своим псих здоровьем. Ориентация только на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к врачам психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам, различного рода целителям делают ч-ка пассивным, зависимым от внешней среды в решении собственных псих проблем. Ч-к должен быть уверен в собственных силах, присущих ему способностях и уметь ими распоряжаться. Эксперимент исслед показывают, что хотя пожилые действительно обучаются заметно медленнее, чем молодые, обычно они в целом способны усваивать новый материал и могут запоминать новую инф-цию так же. Тем не менее, различия в обучении увеличиваются со сложностью преподаваемого материала. Пожилые стремятся быть внимательными и более жестокими в поведении. Многие люди, которые «стареют успешно», прилагают известные усилия для поддержания мозговой активности беспрерывным обучением и расширением соц контактов с людьми мл возрастной гр. Согласно Цицерону, для мудрого ч-ка старый возраст - самый драгоценный период жизни, так как страсти успокаиваются и более не затуманивают рассудок. Кроме того, ч-к в старости владеет таким сокровищем, как накопленный опыт. Больших высот можно достигнуть путем размышления благодаря силе характера и здравому смыслу; во всем этом старые люди превосходят молодых. Долгожители - как правило, худые, активные люди, любители свежего воздуха, у них нет старческих недугов, органических заболеваний. По данным исслед ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологич функциям ч-ка, как ощущение, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 обнаружилось: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом сохраняется лучше, чем механическое запечатление; основой прочности в старом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая.
Этот период часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на 3 гр: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Переходным сост-ем от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла ч-ка некоторые авторы считают пожилой возраст. Гл особенностью явл процесс старения, к-рый ген запрограммирован. Люди уже не так сильны физ, общий запас энергии становится существенно меньше. Ухудшается деят сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма. С точки зрения Эриксона, конечной стадией жизненного цикла явл психосоц конфликт «целостность против отчаяния». Основная потребность в этом периоде- убедиться в ценности прожитой жизни. Ч-к должен оглянуться назад и пересмотреть свои достижения и неудачи. Вопрос о ведущей деят-ти в период поздней взрослости остается открытым для обсуждения и обучения. Считается, что ведущей деят явл внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути. В развитии когнитивной сферы происходят изменения, т.к большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллект функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется. Изменения в эмоц сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости.
Можно обозначить неке возрастные периоды, на к-рые чаще всего приходятся личностные сдвиги: ок 20, 30, 40-45, 55-60 лет и в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют приблизительный хар-р. Момент возникновения, продолжительность, острота кризисов варьируются в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движ силой развит признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение и ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения сост-я здоровья, экономич и политич события, смену условий, требований, соц ожиданий. Юнг середину жизни рассматривал как критич момент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души». Форсированная социализация сменяется линией саморазвития. В зрелом возрасте ч-к должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». Левинсон выделил переходы: к ранней взрослости -17-22 г; переход 30-летия -28-33; к ср взрослости- 40-45; -переход 50-летия -50-55; переход к поздней взрослости- 60-65. Переходные периоды, явл стрессовыми, т.к в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Шихи анализировал жизнь супругов. Она выделила: 1) (20 -22) -переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней»: уточнение жизненных планов и начало их осущ-ния; поиски себя, выработка индивидуальности; осознание себя как взрослого ч-ка со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи. 2)Ок 30- переход к ср взрослости, 30 - возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений.