Давайте ещё чуть-чуть поговорим о людях, ориентированных на прошлое, настоящее и будущее, и о том, как соотносится их ориентация с сортировкой времени. Например, у одной женщины, с которой я работал, прошлое находилось сразу за ней, настоящее непосредственно перед ней, а будущее уходило вперед. Ну, и что за человеком она была по отношению ко времени? Если вы попробуете такую временную линию, какой будет ваша ориентация?
Эл: Я не уверен. Это сбивает с толку.
Ну, можете вы видеть будущее?
Эл: Нет, вообще-то.
Нет, если только ваши образы не прозрачны, — а её прозрачными не были! Если настоящее прямо перед вами, а ближайшее будущее — за ним, так что вы не можете его видеть, какова ваша временная ориентация?
Сэлли: Настоящее.
Верно, и для неё это было сиюминутное настоящее. Когда она говорила: «прямо сейчас», она действительно имела в виду прямо сейчас — в данную долю секунды! Пять минут спустя было для неё будущим. Она имела очень узкое чувство настоящего.
Эл: Я не уверен. Это сбивает с толку.
Ну, можете вы видеть будущее?
Эл: Нет, вообще-то.
Нет, если только ваши образы не прозрачны, — а её прозрачными не были! Если настоящее прямо перед вами, а ближайшее будущее — за ним, так что вы не можете его видеть, какова ваша временная ориентация?
Сэлли: Настоящее.
Верно, и для неё это было сиюминутное настоящее. Когда она говорила: «прямо сейчас», она действительно имела в виду прямо сейчас — в данную долю секунды! Пять минут спустя было для неё будущим. Она имела очень узкое чувство настоящего.
1. Выявление. В тройках выявите свою временную линию, а затем поделитесь ею с другими.
2. Экспериментирование.
а. Сначала подкорректируйте субмодальности, которые вы уже используете, чтобы обнаружить, как это меняет вашу реакцию.
б. Потом попробуйте субмодальности, которые используют другие.
в. Попробуйте целиком чью-либо временную линию.
Обсуждение: сортировка по местоположению и отношение к глазным сигналам доступа[4]
Нашелся кто-нибудь, кто не сортирует время по местоположению? Как мы упоминали, самая распространенная субмодальность, используемая людьми для сортировки времени — это местоположение. Если подумать, в этом есть смысл. Зрительная система идеальна для одновременного представления множества событий. Если вам нужно расположить множество репрезентаций последовательно, то местоположение — превосходный способ сделать это. Если бы они были все в одном месте, то вы могли бы видеть только одну за раз, и вам пришлось бы кодировать их по различиям в яркости, цвете, размере или чем-либо подобном.
2. Экспериментирование.
а. Сначала подкорректируйте субмодальности, которые вы уже используете, чтобы обнаружить, как это меняет вашу реакцию.
б. Потом попробуйте субмодальности, которые используют другие.
в. Попробуйте целиком чью-либо временную линию.
Обсуждение: сортировка по местоположению и отношение к глазным сигналам доступа[4]
Нашелся кто-нибудь, кто не сортирует время по местоположению? Как мы упоминали, самая распространенная субмодальность, используемая людьми для сортировки времени — это местоположение. Если подумать, в этом есть смысл. Зрительная система идеальна для одновременного представления множества событий. Если вам нужно расположить множество репрезентаций последовательно, то местоположение — превосходный способ сделать это. Если бы они были все в одном месте, то вы могли бы видеть только одну за раз, и вам пришлось бы кодировать их по различиям в яркости, цвете, размере или чем-либо подобном.
Я думаю, этой демонстрации достаточно, чтобы дать вам представление о том, что мы хотим, чтобы вы сделали. Хотя вы будете делать это в группах по три человека, это — такое упражнение, в котором вы все можете отправиться внутрь себя прямо сейчас... в то время как я даю вам инструкцию... и начать определять ваши собственные субмодальные коды времени. Сначала подумайте о каком-либо простом повседневном действии, которое вы многократно совершали в прошлом и, вероятно, будете продолжать совершать в будущем. Выберите что-нибудь вроде езды на работу, чистки зубов, мытья посуды или принятия душа. Подумайте о том, как вы совершали это действие много времени назад, а затем как совершали его в недавнем прошлом. Подумайте о том, как совершаете его в настоящем. Потом представьте, как совершаете его в ближайшем будущем, и, наконец, в отдаленном будущем.
Думая о совершении одного и того же действия в каждый момент времени, сохраняйте содержание неизменным, так чтобы единственным различием было то, когда совершается это действие. Мы хотим, чтобы вы обнаружили субмодальные отличия, относящиеся к тому, как вы представляете время. Эти отличия станут для вас гораздо очевиднее, когда вы одновременно подумаете о том, как завтракаете в разные моменты времени. Когда вы одновременно представляете себе завтрак пять лет назад и пять лет спустя, то чем отличаются способы, какими вы думаете об этих двух событиях? Обычно люди совсем по-другому представляют время, когда получают доступ к своим переживаниям по одному за раз, последовательно. Если вам трудно видеть вес эти картины одновременно, используйте прием «как если бы»: просто притворитесь, что можете это сделать.
Думая о совершении одного и того же действия в каждый момент времени, сохраняйте содержание неизменным, так чтобы единственным различием было то, когда совершается это действие. Мы хотим, чтобы вы обнаружили субмодальные отличия, относящиеся к тому, как вы представляете время. Эти отличия станут для вас гораздо очевиднее, когда вы одновременно подумаете о том, как завтракаете в разные моменты времени. Когда вы одновременно представляете себе завтрак пять лет назад и пять лет спустя, то чем отличаются способы, какими вы думаете об этих двух событиях? Обычно люди совсем по-другому представляют время, когда получают доступ к своим переживаниям по одному за раз, последовательно. Если вам трудно видеть вес эти картины одновременно, используйте прием «как если бы»: просто притворитесь, что можете это сделать.
Большинству из нас встречались люди, о которых мы думали: «О, она живёт в прошлом», или: «Он думает только о будущем! Он никогда не потратит времени на то, чтобы остановиться и вдохнуть аромат цветов», или: «Она живёт только сегодняшним днем. У неё отсутствует понимание того, куда она движется». Эти качества определяются способами, какими люди внутренне репрезентируют время. Способы, которыми люди представляют время — прошлое, настоящее и будущее — обеспечивают основу их способностей и ограничений. Поэтому некоторые проблемы невозможно разрешить, если вы не измените способ, каким человек репрезентирует время.
Некоторые люди говорят: «Оставить прошлое позади» — и это буквально то, что они делают. Если вы оставляете прошлое позади себя, то не можете более видеть его — оно ушло. Другие говорят о туманном будущем, и будущее на их временной линии действительно туманное. Есть даже люди вообще без будущего.
Время является наиважнейшим элементом в организации нашего опыта. Подумайте, каково было бы воспринимать мир без времени. Без времени не было бы и причинности, не было бы способа узнать, что делать для удовлетворения потребностей и когда это делать. За редкими исключениями у каждого из нас есть какой-то способ сортировки опыта по критерию времени.
Мы обнаружили в своих исследованиях множество интересных вариантов того, как люди представляют время. Преподав материал о временных линиях многим разным группам, мы всё ещё получаем удовольствие, играя с этим материалом — и думаем, что вы тоже его получите.
Некоторые люди говорят: «Оставить прошлое позади» — и это буквально то, что они делают. Если вы оставляете прошлое позади себя, то не можете более видеть его — оно ушло. Другие говорят о туманном будущем, и будущее на их временной линии действительно туманное. Есть даже люди вообще без будущего.
Время является наиважнейшим элементом в организации нашего опыта. Подумайте, каково было бы воспринимать мир без времени. Без времени не было бы и причинности, не было бы способа узнать, что делать для удовлетворения потребностей и когда это делать. За редкими исключениями у каждого из нас есть какой-то способ сортировки опыта по критерию времени.
Мы обнаружили в своих исследованиях множество интересных вариантов того, как люди представляют время. Преподав материал о временных линиях многим разным группам, мы всё ещё получаем удовольствие, играя с этим материалом — и думаем, что вы тоже его получите.
Наша любимая история о надлежащей пользе слов восходит к эпизоду, происшедшему с нами на вечеринке в Калифорнии в середине 70-х годов. Мы пошли туда со своим другом по имени Майк, который явился на вечеринку весьма голодным. На столе в столовой стояла большая тарелка с шоколадными пирожными, коими он многократно угощался. После того как он съел около девяти штук, хозяин объявил, что это были пирожные с марихуаной, и что одной штуки хватило бы для хорошего вечера. Через некоторое время Майк был под весьма приличным кайфом, в особенности, после того как провел некоторое время в горячем бассейне. Надевая одежду после выхода из горячего бассейна, мы услышали, как Майк говорит медленно и громко: «Теперь я надеваю свой левый носок... Теперь я надеваю свой левый ботинок...» Стив рассмеялся и сказал: «Майк, нам не нужен отчет о твоих действиях». Майк медленно ответил: «Я знаю, что вам не нужен. Мне нужен!»
Надлежащая функция слов в нашей жизни — помогать нам следить за переживаниями, наклеивая на них ярлыки и деля их на категории. Тогда мы можем использовать эти ярлыки в качестве картотеки, чтобы «вызывать» переживания определенного рода, когда нам это полезно. Слова в меню вызывают в памяти переживания вкуса и консистенции описываемой пищи, чтобы помочь нам принять решение о том, какие блюда выбрать. Слова — не пища; они только указывают на пищу. Это кажется простым и очевидным фактом (немногие пробуют есть меню); тем не менее, мир полон людей, которые могут очень долго говорить об опыте, никогда не имев его в большом количестве.
Надлежащая функция слов в нашей жизни — помогать нам следить за переживаниями, наклеивая на них ярлыки и деля их на категории. Тогда мы можем использовать эти ярлыки в качестве картотеки, чтобы «вызывать» переживания определенного рода, когда нам это полезно. Слова в меню вызывают в памяти переживания вкуса и консистенции описываемой пищи, чтобы помочь нам принять решение о том, какие блюда выбрать. Слова — не пища; они только указывают на пищу. Это кажется простым и очевидным фактом (немногие пробуют есть меню); тем не менее, мир полон людей, которые могут очень долго говорить об опыте, никогда не имев его в большом количестве.
1. Каждый не должен любить меня
Каждый вовсе не должен любить меня или уподобляться мне. И мне не обязательно должен нравится каждый.
Я знаю, что каждый не должен уподобляться мне. Я наслаждаюсь любовью, и даже если кто-то меня не любит, я все равно O.K. Что бы обо мне ни думали другие, я все равно O.K.
Я не могу заставить кого-нибудь уподобляться мне, и сам не буду уподобляться кому-то.
Я не нуждаюсь в постоянном одобрении. Если кто-то не одобряет меня, я все равно буду O.K.
2. Это хорошо — делать ошибки
Это O.K. — делать ошибки. Ошибки — это то, что все мы делаем, и я.
Я все еще прекрасный и заслуживающий внимания человек, когда я делаю ошибки. Нет никакой причины расстраиваться, когда я делаю ошибку. Я пробую, и если я делаю ошибку, я продолжаю пробовать. Я могу осознать причины ошибки. Это — O.K. Я принимаю как свои непосредственные ошибки, так и ошибки, которые делают другие.
Каждый вовсе не должен любить меня или уподобляться мне. И мне не обязательно должен нравится каждый.
Я знаю, что каждый не должен уподобляться мне. Я наслаждаюсь любовью, и даже если кто-то меня не любит, я все равно O.K. Что бы обо мне ни думали другие, я все равно O.K.
Я не могу заставить кого-нибудь уподобляться мне, и сам не буду уподобляться кому-то.
Я не нуждаюсь в постоянном одобрении. Если кто-то не одобряет меня, я все равно буду O.K.
2. Это хорошо — делать ошибки
Это O.K. — делать ошибки. Ошибки — это то, что все мы делаем, и я.
Я все еще прекрасный и заслуживающий внимания человек, когда я делаю ошибки. Нет никакой причины расстраиваться, когда я делаю ошибку. Я пробую, и если я делаю ошибку, я продолжаю пробовать. Я могу осознать причины ошибки. Это — O.K. Я принимаю как свои непосредственные ошибки, так и ошибки, которые делают другие.
Откуда исходят иррациональные верования? Это — важный вопрос, если мы действительно хотим избавиться от них. Они исходят из ряда источников: друзья, родители, телевидение, радио, реклама, газеты, журналы, кино и т.д.
Рекламодатели и рекламные издания делают большие деньги на наших верованиях.
Они — очень интеллектуальные люди. Они понимают, что если они убедят нас в том, что мы не можем жить без их продукции, мы обязательно будем покупать то, что они производят.
Но магия такой рекламы не всегда срабатывает. Мы постепенно теряем к ней интерес. Люди, которые хотят постоянно влиять на наши иррациональные верования, должны иметь множество средств контроля над ними.
Человек, убежденный, что курение делает его мужественным и смелым, закуривая, представляет себя в роли героя на рекламных плакатах.
Язык рекламы полон слов: «должен», «имеют», «требуют», «что, если» и т.д.
В любой рекламе содержатся намеки на действия, выражаемые этими словами. Возьмите молодежные журналы и просмотрите рекламные объявления. Обратите внимание на иллюстрации и язык.
А теперь определите, какие типы «умственного мусора» они содержат?
Рекламодатели и рекламные издания делают большие деньги на наших верованиях.
Они — очень интеллектуальные люди. Они понимают, что если они убедят нас в том, что мы не можем жить без их продукции, мы обязательно будем покупать то, что они производят.
Но магия такой рекламы не всегда срабатывает. Мы постепенно теряем к ней интерес. Люди, которые хотят постоянно влиять на наши иррациональные верования, должны иметь множество средств контроля над ними.
Человек, убежденный, что курение делает его мужественным и смелым, закуривая, представляет себя в роли героя на рекламных плакатах.
Язык рекламы полон слов: «должен», «имеют», «требуют», «что, если» и т.д.
В любой рекламе содержатся намеки на действия, выражаемые этими словами. Возьмите молодежные журналы и просмотрите рекламные объявления. Обратите внимание на иллюстрации и язык.
А теперь определите, какие типы «умственного мусора» они содержат?
1. Каждый должен любить меня!
Каждый всегда должен любить меня. Если я не получаю этого, я чувствую себя несчастным. Я думаю: «Никто меня не любит. Я несчастен. Я такой маленький и беззащитный! Мне жаль себя. Я бедный».
Я сделаю всё, чтобы все любили меня.
2. Я должен все делать хорошо!
Ложное верование, что мы чувствуем себя хорошо только тогда, когда мы всё делаем хорошо. Мы не можем ошибаться. Мы говорим сами себе: «Я пропал, потому что я плохой. Я ошибся... Я ошибся дважды... Это ужасно! Я несчастен»!
На самом же деле ошибки должны побуждать нас работать как можно лучше.
Каждый всегда должен любить меня. Если я не получаю этого, я чувствую себя несчастным. Я думаю: «Никто меня не любит. Я несчастен. Я такой маленький и беззащитный! Мне жаль себя. Я бедный».
Я сделаю всё, чтобы все любили меня.
2. Я должен все делать хорошо!
Ложное верование, что мы чувствуем себя хорошо только тогда, когда мы всё делаем хорошо. Мы не можем ошибаться. Мы говорим сами себе: «Я пропал, потому что я плохой. Я ошибся... Я ошибся дважды... Это ужасно! Я несчастен»!
На самом же деле ошибки должны побуждать нас работать как можно лучше.
Давай представим, что с этого момента мы все одели невидимые очки. У этих очков большое количество различных линз. Мы можем заменять линзы всякий раз, когда мы делаем какой-то выбор в жизни. Возьми эти линзы и реши, какие из них ты хочешь установить?
Линзы эти — не обычные стекла. Каждая из них представляет верования или идеи, которые влияют на твою жизнь. Они воздействуют на то, что ты делаешь, думаешь и чувствуешь.
Вообрази себя трехлетним ребенком, вспоминающим своего отца. Ребенок видит перед собой вазу, полную леденцов. Он видит это через свои очки.
Представь себе, что этот набор линз, обозначающий верование, которое утверждает: «Я должен получать леденцы, чтобы быть счастливым». Ребенок убежден, что для счастья ему необходимы леденцы.
«Если я сейчас же не получу леденцы, я буду несчастным! Это будет ужасно! Мир рухнет! Я умру!»
Линзы эти — не обычные стекла. Каждая из них представляет верования или идеи, которые влияют на твою жизнь. Они воздействуют на то, что ты делаешь, думаешь и чувствуешь.
Вообрази себя трехлетним ребенком, вспоминающим своего отца. Ребенок видит перед собой вазу, полную леденцов. Он видит это через свои очки.
Представь себе, что этот набор линз, обозначающий верование, которое утверждает: «Я должен получать леденцы, чтобы быть счастливым». Ребенок убежден, что для счастья ему необходимы леденцы.
«Если я сейчас же не получу леденцы, я буду несчастным! Это будет ужасно! Мир рухнет! Я умру!»
«Умственный мусор»: пища для страждущих
В предыдущей главе мы научились устанавливать причину некоторых проблем. Но верования, которые есть у нас по поводу событий и фактов, обедняют и ограничивают наше восприятие. Итак, давайте рассмотрим их более пристально.
Вероятно, наиболее точный способ исследовать нашу систему верований состоит в изучении нашего языка. Под этим мы понимаем и то, что мы говорим вслух, и то, что мы храним в наших головах. Язык, которым мы думаем, называется «внутренней речью». Мы постоянно пользуемся ею, не осознавая этого.
1. Я всегда...
2. Я не могу...
3. Это нечестно...
4. Он не должен...
5. Я должен...
6. Что, если...
В предыдущей главе мы научились устанавливать причину некоторых проблем. Но верования, которые есть у нас по поводу событий и фактов, обедняют и ограничивают наше восприятие. Итак, давайте рассмотрим их более пристально.
Вероятно, наиболее точный способ исследовать нашу систему верований состоит в изучении нашего языка. Под этим мы понимаем и то, что мы говорим вслух, и то, что мы храним в наших головах. Язык, которым мы думаем, называется «внутренней речью». Мы постоянно пользуемся ею, не осознавая этого.
1. Я всегда...
2. Я не могу...
3. Это нечестно...
4. Он не должен...
5. Я должен...
6. Что, если...
Теперь мы понимаем, что наши плохие чувства вызываются не тем, что случается, а нашими мыслями относительно того, что произошло. Итак, если мы хотим распрощаться с нашими отрицательными эмоциями, самое время сделать первый шаг и уделить больше внимания тому, что мы думаем, по-новому взглянуть на наши верования, наш язык и слова, которые мы обычно говорим.
В этой главе мы найдем сведения о том, почему мы чувствуем, что именно это мы должны делать.
Имеется различие между фактом и верованием. Истинность факта, как известно, может быть доказана и принята почти каждым из нас.
Имеются некоторые факты:
1. «Мороженое — это еда»
2. «Велосипед не загрязняет окружающую среду»
3. «Математика — это предмет, который изучают в школе»
В этой главе мы найдем сведения о том, почему мы чувствуем, что именно это мы должны делать.
Имеется различие между фактом и верованием. Истинность факта, как известно, может быть доказана и принята почти каждым из нас.
Имеются некоторые факты:
1. «Мороженое — это еда»
2. «Велосипед не загрязняет окружающую среду»
3. «Математика — это предмет, который изучают в школе»
Чувства не проявляются сами по себе. Они вовсе не похожи на черные облака, плавающие в небе и ожидающие момента, чтобы атаковать нас. Чувства всегда имеют причину. Они проявляются «потому что». Мы можем научиться понимать наши чувства и причины их проявлений.
Как меняются чувства. Иногда они изменяются очень быстро. Только что вы вышли из дома в прекрасном настроении и вдруг, в следующую минуту, в памяти всплывает плохой завтрак. Почему??? Если кто-то в этот момент спросит вас: «Что случилось?», вы вероятно, должны ответить «Не знаю». Чувство изменилось, но мы не понимаем, почему это произошло. Иногда может казаться, что мы не имеем выбора в проявлении своих чувств.
Эта книга — о чувствах. У нас есть две цели: одна из них — понять, почему мы чувствуем то, что мы делаем. Другая цель состоит в том, чтобы научиться управлять нашими чувствами.
Как меняются чувства. Иногда они изменяются очень быстро. Только что вы вышли из дома в прекрасном настроении и вдруг, в следующую минуту, в памяти всплывает плохой завтрак. Почему??? Если кто-то в этот момент спросит вас: «Что случилось?», вы вероятно, должны ответить «Не знаю». Чувство изменилось, но мы не понимаем, почему это произошло. Иногда может казаться, что мы не имеем выбора в проявлении своих чувств.
Эта книга — о чувствах. У нас есть две цели: одна из них — понять, почему мы чувствуем то, что мы делаем. Другая цель состоит в том, чтобы научиться управлять нашими чувствами.