I
Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления заключается, с точки зрения основной теории Пиаже, в эгоцентризме детского мышления. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точки зрения между артистической мыслью и направленным разумным мышлением.
Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах. Во-первых, в асоциальности ребенка и, во-вторых, в своеобразном характере его практической деятельности.
II
Центральным нам представляется вопрос относительно бессознательности аутистического мышления. Пиаже избегает выражения «бессознательное рассуждение», считая его весьма скользким, и поэтому предпочитает говорить о том, что в мышлении ребенка господствует логика действия, но нет еще логики мысли. Пиаже подробно останавливается на недостаточной способности ребенка к интроспекции, на трудности осознания и устанавливает, что обычный взгляд, согласно которому эгоцентричные по своей манере мыслить люди осознают себя лучше, чем другие, что эгоцентризм ведет к правильному самонаблюдению, является неправильным.
Аутистическое мышление в генетическом, структурном и функциональном отношениях не является той первичной ступенью, той основой, из которой вырастают все дальнейшие формы мышления, а, следовательно, и взгляд, рассматривающий эгоцентризм детского мышления как промежуточную, переходную ступень между этой первичной, основной и высшими формами мышления, по-видимому, нуждается в пересмотре.
Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления заключается, с точки зрения основной теории Пиаже, в эгоцентризме детского мышления. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точки зрения между артистической мыслью и направленным разумным мышлением.
Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах. Во-первых, в асоциальности ребенка и, во-вторых, в своеобразном характере его практической деятельности.
II
Центральным нам представляется вопрос относительно бессознательности аутистического мышления. Пиаже избегает выражения «бессознательное рассуждение», считая его весьма скользким, и поэтому предпочитает говорить о том, что в мышлении ребенка господствует логика действия, но нет еще логики мысли. Пиаже подробно останавливается на недостаточной способности ребенка к интроспекции, на трудности осознания и устанавливает, что обычный взгляд, согласно которому эгоцентричные по своей манере мыслить люди осознают себя лучше, чем другие, что эгоцентризм ведет к правильному самонаблюдению, является неправильным.
Аутистическое мышление в генетическом, структурном и функциональном отношениях не является той первичной ступенью, той основой, из которой вырастают все дальнейшие формы мышления, а, следовательно, и взгляд, рассматривающий эгоцентризм детского мышления как промежуточную, переходную ступень между этой первичной, основной и высшими формами мышления, по-видимому, нуждается в пересмотре.
Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Игра - "гигантская кладовая настоящей творческой мысли будущего человека".
На протяжении своего развития ребенок постоянно "овладевает" взрослым человеком. Необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. Самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
На протяжении своего развития ребенок постоянно "овладевает" взрослым человеком. Необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. Самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
В детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
До операторное мышление - стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7-8 лет. К 2 годам у ребенка начинает формироваться символическая функция, т. е. возникает различение обозначаемого и обозначающего. Средства обозначения, используемые ребенком, имеют форму отсроченной имитации, игрового символа, рисунка, умственного образа и, наконец, речи. Благодаря символической функции начинает формироваться внутренний план деятельности - план представления. Теперь ребенок может не только непосредственно выполнить действие, но и представить действие, выполненное им в прошлом или в другой ситуации, может мысленно расчленить объект или составить его из частей. Для возникающих задач уже недостаточно средств сенсомоторного интеллекта, а новых орудий интеллектуальной деятельности у ребенка еще нет.
В возрасте от 2 до 7 лет, как правило, отсутствуют обратимые операции и понятие о сохранении. Ребенок, напр., считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в др., отличающийся от первого формой, количество ее увеличивается или уменьшается в зависимости от формы сосуда. Во всех ситуациях, где требуется количественная оценка величин, можно наблюдать конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий.
В возрасте от 2 до 7 лет, как правило, отсутствуют обратимые операции и понятие о сохранении. Ребенок, напр., считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в др., отличающийся от первого формой, количество ее увеличивается или уменьшается в зависимости от формы сосуда. Во всех ситуациях, где требуется количественная оценка величин, можно наблюдать конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий.
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе.
Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
20 – 30-е годы 20 века.
Дооперациональный период творчества Пиаже.
Молодой Пиаже уделял наибольшее внимание речи детей-дошкольников. Анализ Пиаже показал, что детские высказывания можно разделить на две группы:
1. Социализированная речь — характеризуется заинтересованностью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция — воздействие на собеседника.
2. Эгоцентрическая речь. Ребенок сообщает то, о чем он думает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его, какова точка зрения собеседника.
Первоначально гипотеза Пиаже состояла в том, что обнаружена промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление, которое обеспечивает переход от аутизма младенца к реалистическому социализированному мышлению взрослого. Аутистическая мысль — индивидуализированная, ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к удовлетворению желания; выявляется в образах. Социализированная, разумная, направленная мысль социальна, преследует сознательные цели, приспосабливается к действительности, подчиняется законам опыта и логики, выражается речью. Эгоцентрическое мышление — промежуточная форма в развитии мышления в генетическом, функциональном, структурном аспектах.
Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения, фрагментарной и личной, и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Эгоцентрическое мышление — это активная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная познавательная центрация ума.
Эгоцентризм – основание всех других
Дооперациональный период творчества Пиаже.
Молодой Пиаже уделял наибольшее внимание речи детей-дошкольников. Анализ Пиаже показал, что детские высказывания можно разделить на две группы:
1. Социализированная речь — характеризуется заинтересованностью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция — воздействие на собеседника.
2. Эгоцентрическая речь. Ребенок сообщает то, о чем он думает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его, какова точка зрения собеседника.
Первоначально гипотеза Пиаже состояла в том, что обнаружена промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление, которое обеспечивает переход от аутизма младенца к реалистическому социализированному мышлению взрослого. Аутистическая мысль — индивидуализированная, ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к удовлетворению желания; выявляется в образах. Социализированная, разумная, направленная мысль социальна, преследует сознательные цели, приспосабливается к действительности, подчиняется законам опыта и логики, выражается речью. Эгоцентрическое мышление — промежуточная форма в развитии мышления в генетическом, функциональном, структурном аспектах.
Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения, фрагментарной и личной, и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Эгоцентрическое мышление — это активная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная познавательная центрация ума.
Эгоцентризм – основание всех других
Последовательный харак¬тер стадий развития – важный признак его частично биологической природы. Созревание в основном заключается в предоставлении новых возможностей для развития.
Между "логикой нейронов" и логикой мышления не существует прямой связи. Про¬цесс развития – это последовательность конструкций, каждая из которых частично повторяет предыдущую, но совсем на другом уровне и в гораздо большем масштабе. Первоначально логика нейронов делает возможной только нервную деятельность, которая в свою очередь делает возможной сенсомоторную организацию на уровне поведения. Первоначально, однако, эта организация, обеспечивает систему связей между отдельными актами поведения, которая проще, чем система самой нервной деятельности, потому что эти акты поведения должны связывать действия и объекты, не ограничи-ваясь более лишь исключительно внутренними передачами. Сенсомоторная организация делает возможным возникновение мышления и его символических инструментов, что предполагает построение новой логики, частич¬но изоморфной предыдущей, но встречающейся с новыми проблемами, и цикл повторяется.
Опыт, приобре¬таемый посредством контакта с внешним физическим миром, делится на три категории: а. Первая категория - это простое упражнение. Оно играет положительную роль в упрочении отдельного рефлекса. Это также справедливо по отношению к упражнению интеллектуаль¬ных операций. В самом упражнении можно различить два противоположных полюса деятельности: полюс аккомодации к объекту, выступающий затем в качестве един¬ственного источника приобретений, основанных на свойствах самого объекта, и полюс функциональной ассимиля¬ции, т.е. консолидации посредством активного повторения.
Между "логикой нейронов" и логикой мышления не существует прямой связи. Про¬цесс развития – это последовательность конструкций, каждая из которых частично повторяет предыдущую, но совсем на другом уровне и в гораздо большем масштабе. Первоначально логика нейронов делает возможной только нервную деятельность, которая в свою очередь делает возможной сенсомоторную организацию на уровне поведения. Первоначально, однако, эта организация, обеспечивает систему связей между отдельными актами поведения, которая проще, чем система самой нервной деятельности, потому что эти акты поведения должны связывать действия и объекты, не ограничи-ваясь более лишь исключительно внутренними передачами. Сенсомоторная организация делает возможным возникновение мышления и его символических инструментов, что предполагает построение новой логики, частич¬но изоморфной предыдущей, но встречающейся с новыми проблемами, и цикл повторяется.
Опыт, приобре¬таемый посредством контакта с внешним физическим миром, делится на три категории: а. Первая категория - это простое упражнение. Оно играет положительную роль в упрочении отдельного рефлекса. Это также справедливо по отношению к упражнению интеллектуаль¬ных операций. В самом упражнении можно различить два противоположных полюса деятельности: полюс аккомодации к объекту, выступающий затем в качестве един¬ственного источника приобретений, основанных на свойствах самого объекта, и полюс функциональной ассимиля¬ции, т.е. консолидации посредством активного повторения.
Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены З. Фрейдом. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.
В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.
3. Фрейд утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно", "Я" и "Сверх - Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх - Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх - Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.
В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.
3. Фрейд утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: «Оно", "Я" и "Сверх - Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх - Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх - Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.
Павлов наблюдал, что пища, помещённая в рот голодной собаке, автоматически вызывает слюноотделение. Слюноотделение - безусловный рефлекс (БР). Пища – безусловный стимул (БС). Если ранее нейтральный стимул многократно объединялся с БС, то нейтральный стимул приобретал способность вызывать БР и в тех случаях, когда он предъявлялся без БС. Слюноотделение на звук колокольчика – условный рефлекс. Ранее нейтральный, вызывающий реакцию стимул (звук колокольчика) – условный стимул. Процесс угасания демонстрирует, что подкрепление (пища) значимо как для приобретения, так и для сохранения респондентного научения. Самопроизвольное восстановление – дают длительный отдых в период угасания, слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика.
Уотсон и Рейнер обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика (« Маленький Альберт»). Прирученная белая крыса – УС. Громкий удар в гонг за спиной при показе крысы – БС. После 7 повторений реакция сильного страха (УР) – плач и запрокидывание наступала, когда ему только показывали животное. Реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика, маску Деда Мороза. Большинство из обусловленных страхов можно было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания.
Торндайк – особый тип условных реакций – инструментальные. Явление инструментального обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими лёгкостью и постоянством. Если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.
Уотсон и Рейнер обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика (« Маленький Альберт»). Прирученная белая крыса – УС. Громкий удар в гонг за спиной при показе крысы – БС. После 7 повторений реакция сильного страха (УР) – плач и запрокидывание наступала, когда ему только показывали животное. Реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика, маску Деда Мороза. Большинство из обусловленных страхов можно было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания.
Торндайк – особый тип условных реакций – инструментальные. Явление инструментального обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими лёгкостью и постоянством. Если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.
Отличительная черта кризиса - возникновение на сравнительно небольшом отрезке времени новых умений, черт характера, особенностей поведения.:
-Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.
(Ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: ползания, затем вертикальная походка. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращение ребенка в субъект действия).
-Латентный период становления речи, который длится примерно три месяца.
(Ребенок делает величайшее открытие в своей жизни: он узнает, что всякая вещь имеет свое имя, или (вторая формулировка того же самого закона) ребенок открывает связь между знаком и значением, т.е. открывает символизирующую функцию речи, то, что всякую вещь можно обозначить в знаке, в символе. В автономной детской речи мы находим разнообразные формы, типичные для кризиса первого года. Начало этой формы и конец детской речи можно рассматривать как симптомы начала и конца критического возраста. Возникает настоящая речь, и автономная речь исчезает вместе с окончанием критического возраста; хотя особенностью приобретения этих критических возрастов является их преходящий характер, но они имеют очень большое генетическое значение: они являются как бы переходным мостом. Без образования автономной речи ребенок никогда не перешел бы от безъязычного к языковому периоду развития).
-Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.
(Ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: ползания, затем вертикальная походка. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращение ребенка в субъект действия).
-Латентный период становления речи, который длится примерно три месяца.
(Ребенок делает величайшее открытие в своей жизни: он узнает, что всякая вещь имеет свое имя, или (вторая формулировка того же самого закона) ребенок открывает связь между знаком и значением, т.е. открывает символизирующую функцию речи, то, что всякую вещь можно обозначить в знаке, в символе. В автономной детской речи мы находим разнообразные формы, типичные для кризиса первого года. Начало этой формы и конец детской речи можно рассматривать как симптомы начала и конца критического возраста. Возникает настоящая речь, и автономная речь исчезает вместе с окончанием критического возраста; хотя особенностью приобретения этих критических возрастов является их преходящий характер, но они имеют очень большое генетическое значение: они являются как бы переходным мостом. Без образования автономной речи ребенок никогда не перешел бы от безъязычного к языковому периоду развития).
Кризис семи лет
На основе возникновение личного сознания возникает кризис 7 лет.
Основная симптоматика кризиса:
• Потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
• Манерничание: ребенок что-то из себя стоит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
• Симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показывать;
• Трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
Ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непос¬редственности—недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. У ребенка 7 лет как раз и начинается дифференциации внутренней и внешней стороны личности.
К кризису семи лет впервые возникает обобщение пережи¬ваний, или аффективное обобщение, логика чувств. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок по-нимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Следовательно, возникает и острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.
На основе возникновение личного сознания возникает кризис 7 лет.
Основная симптоматика кризиса:
• Потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
• Манерничание: ребенок что-то из себя стоит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
• Симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показывать;
• Трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
Ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непос¬редственности—недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. У ребенка 7 лет как раз и начинается дифференциации внутренней и внешней стороны личности.
К кризису семи лет впервые возникает обобщение пережи¬ваний, или аффективное обобщение, логика чувств. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок по-нимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Следовательно, возникает и острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.
- (короткий вариант) Три линии развития приводят к этому кризису: бурный физический рост и половое созревание, необходимость найти своё профессиональное призвание.
Юношеский возраст – наиболее важный период развития, так как человек должен переосмыслить все предыдущие критические моменты. В конце юношеского возраста человек обретает либо «взрослую идентичность», либо происходит «диффузия идентичности».
Синдром социальной патологии идентичности – регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских; презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности. -
Юношеский возраст – наиболее важный период развития, так как человек должен переосмыслить все предыдущие критические моменты. В конце юношеского возраста человек обретает либо «взрослую идентичность», либо происходит «диффузия идентичности».
Синдром социальной патологии идентичности – регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских; презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности. -
Из Обуховой:
Основное достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребёнка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции.
Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребёнок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на точку зрения собеседника.
Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребёнка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребёнок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознаёт. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.
Выготский писал:
Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребёнка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь, является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией, что приводит постепенному снижению на нет эгоцентризма. По своей функции эгоцентрическая речь не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Её генетическая судьба есть тоже умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребёнка (инволюция). Развитие эгоцентрической речи идёт по убывающей кривой (вершина – на начале развития, ноль – на пороге школьного возраста).
Основное достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребёнка как центральной особенности мышления, скрытой умственной позиции.
Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребёнок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на точку зрения собеседника.
Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребёнка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребёнок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознаёт. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.
Выготский писал:
Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребёнка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь, является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией, что приводит постепенному снижению на нет эгоцентризма. По своей функции эгоцентрическая речь не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Её генетическая судьба есть тоже умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребёнка (инволюция). Развитие эгоцентрической речи идёт по убывающей кривой (вершина – на начале развития, ноль – на пороге школьного возраста).