В своей книге "Основы личности" Тэд Джеймс описывает две основных типа линии времени. Первый он назвал "рядом со временем'', или Англо-европейский тип времени, когда линия времени идет слева направо. Прошлое с одной стороны, а будущее с другой, но оба находятся в поле зрения человека прямо перед ним. Второй тип он назвал "сквозь время", или Арабское время, тогда линия времени вытягивается, пронзая вас спереди насквозь таким образом, что одна ее часть (обычно пришлое) сказывается позади вас и невидима. И вам приходится поворачиваться назад, чтобы увидеть ее.
Люди типа "сквозь время" не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, разложенного перед ними. Они все время находятся в настоящем моменте, так что крайние сроки, условленные встречи и хронометраж имеют для них меньшее значение, чем для людей типа "рядом со временем". Они находятся внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего сказываются ассоциированными. "Такая модель восприятие времени шляется распространенной в восточных, в особенности арабских, странах, где люди бизнеса более гибко относятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. И это может сильно раздражать западного бизнесмена. Будущее выглядит очень похожим на Целый ряд "сейчас". так что пропадает необходимость действовать безотлагательно. Ведь существует гораздо больше кадров "сейчас", из которых исходит эта срочность.
Люди типа "сквозь время" не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, разложенного перед ними. Они все время находятся в настоящем моменте, так что крайние сроки, условленные встречи и хронометраж имеют для них меньшее значение, чем для людей типа "рядом со временем". Они находятся внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего сказываются ассоциированными. "Такая модель восприятие времени шляется распространенной в восточных, в особенности арабских, странах, где люди бизнеса более гибко относятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. И это может сильно раздражать западного бизнесмена. Будущее выглядит очень похожим на Целый ряд "сейчас". так что пропадает необходимость действовать безотлагательно. Ведь существует гораздо больше кадров "сейчас", из которых исходит эта срочность.
Мы не можем быть ни в каком ином состоянии, кроме состояния "сейчас", и у каждого из нас в черепной коробке имеется машина времени. Когда мы спим, время останавливается. И в своих мечтах и сновидениях мы можем без всякого труда перепрыгивать из настоящего в прошлое или будущее. Порой кажется, что время летит или, наоборот, ползет в зависимости от того, чем мы заняты. Что бы ни представляло собой время в действительности, наше субъективное переживание времени постоянно изменяется.
Мы измеряем время в окружающем нас мире, используя расстояние и движение - движущуюся стрелку на циферблате часов, - но какое отношение ко времени имеет наш мозг? У нас должен быть какой-нибудь способ определения времени, иначе
мы никогда бы не узнали, сделали мы что-то или только собираемся сделать, принадлежит ли это событие нашему прошлому или нашему будущему. Ведь трудно жить с ощущением deja vu по отношению к будущему. В чем различие между тем, как мы думаем о прошлых событиях, и тем, как мы думаем о будущем?
Мы измеряем время в окружающем нас мире, используя расстояние и движение - движущуюся стрелку на циферблате часов, - но какое отношение ко времени имеет наш мозг? У нас должен быть какой-нибудь способ определения времени, иначе
мы никогда бы не узнали, сделали мы что-то или только собираемся сделать, принадлежит ли это событие нашему прошлому или нашему будущему. Ведь трудно жить с ощущением deja vu по отношению к будущему. В чем различие между тем, как мы думаем о прошлых событиях, и тем, как мы думаем о будущем?
В основе рефрейминга лежит различие между намерение ем и поведением: тем, что вы делаете, и тем, чего вы на самом деле пытаетесь достичь при этом. Это решающее различие, которое следует иметь в виду, сталкиваясь с любым поведением. Часто то, что вы делаете, не дает вам того, чего вы хотите. Например, женщина может постоянно испытывать беспокойство о своей семье. Это ее способ проявления своей любви и заботою семье. Семья же смотрит на это как на придирки и обидные выпады. Мужчина может стремиться продемонстрировать свою любовь к семье, много и долго работая. А его семья, возможно, хотела бы, чтобы он больше времени проводил вместе с ними, пусть даже в ущерб заработной плате.
Иногда поведение дает вам то, чего вы хотите, но не вполне согласуется с другими частями вашей личности. Например, работник может льстить и шутить со своим начальником, чтобы получить повышение, а затем ненавидеть себя за это. Порой вы и в самом деле можете не знать, чего пытаетесь достичь с по- мощью определенного поведения, и это кажется досадным. За каждым поведением всегда скрывается позитивное намерение. в противном случае зачем же вы его осуществляете? Все, что вы делаете, преследует некоторую цель, толь ко эта цель может быть устаревшей. А некоторые типы поведений (подходящим примером является курение) достигают, мягко говоря, противоположных результатов.
Иногда поведение дает вам то, чего вы хотите, но не вполне согласуется с другими частями вашей личности. Например, работник может льстить и шутить со своим начальником, чтобы получить повышение, а затем ненавидеть себя за это. Порой вы и в самом деле можете не знать, чего пытаетесь достичь с по- мощью определенного поведения, и это кажется досадным. За каждым поведением всегда скрывается позитивное намерение. в противном случае зачем же вы его осуществляете? Все, что вы делаете, преследует некоторую цель, толь ко эта цель может быть устаревшей. А некоторые типы поведений (подходящим примером является курение) достигают, мягко говоря, противоположных результатов.
Содержание опыта - это то, на чем вы фокусируете свое внимание, придавая ему то значение, какое вам нравится. Когда двухлетняя дочка одного из авторов спросила его, что значит говорить неправду, он объяснил важным, отеческим тоном (принимая во внимание ее возраст и понимание), что это означает говорить что-то такое, что не является правдой, чтобы заставить кого-нибудь другого подумать, что что-то является правильным, когда на самом деле это не так. Девочка на мгновение задумалась, и затем лицо ее просветлело.
- Вот здорово! - воскликнула она. - Давай займемся этим! Следующие несколько минут отец и дочь провели, сообщая друг другу вопиющую ложь.
Рефрейминг содержания полезно применять к утверждениям типа: "Я начинаю сердиться, когда мною командуют" Или: "Я впадаю в панику, когда приближается крайний срок"
Заметьте, что в утверждениях этого типа используется нарушение метамодели типа причинаследствие. Задайте себе вопросы:
Что еще это могло бы означать?" "Какова позитивная направленность этого поведения?" "Как еще я мог бы описать это поведение?"
- Вот здорово! - воскликнула она. - Давай займемся этим! Следующие несколько минут отец и дочь провели, сообщая друг другу вопиющую ложь.
Рефрейминг содержания полезно применять к утверждениям типа: "Я начинаю сердиться, когда мною командуют" Или: "Я впадаю в панику, когда приближается крайний срок"
Заметьте, что в утверждениях этого типа используется нарушение метамодели типа причинаследствие. Задайте себе вопросы:
Что еще это могло бы означать?" "Какова позитивная направленность этого поведения?" "Как еще я мог бы описать это поведение?"
Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Лишь очень немногие поведения не могут иметь ценности и цели ни при каких обстоятельствах. Если вы начнете раздеваться на оживленном шоссе, то вас арестуют, а на нудистском пляже, наоборот, у вас будут неприятности, если вы этого не сделаете. Не рекомендуется надоедать своей аудитории на семинаре, но эта способность оказывается полезной, когда вы хотите выдворить непрошеных гостей. Вас не будут любить, если вы будете нагло врать своим друзьям и родным, но вы станете популярным. если будете использовать свое воображение, чтобы написать фантастический бестселлер. А как насчет нерешительности? Она может оказаться полезной, если вы никак не можете решить, рассердиться вам, или нет а затем совсем забываете об этом.
Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа 'Я слишком. " - или: "Я бы хотел прекратить. Спросите себя:
"Когда это поведение было бы полезным?" "При каких обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?"
Когда вы найдете тот контекст, в котором это поведение является подходящим, вы можете мысленно прорепетировать его именно в этом контексте и выработать уместное поведение для первоначального контекста Здесь может оказаться полезным Генератор Нового Поведения
Если некоторое поведение выглядит неадекватным ситуации, часто это означает, что этот человек находится в состоянии даунтайма и реагирует на внутренний контекст, который не соответствует внешней ситуации Примером является перенос в психотерапии Пациент реагирует на терапевта точно так же, как он в свое время реагировал на родителей. То, что является уместным для ребенка, может уже не быть полезным для взрослого человека. Терапевт должен рефреймировать поведение и помочь пациенту освоить другие способы действий.
Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа 'Я слишком. " - или: "Я бы хотел прекратить. Спросите себя:
"Когда это поведение было бы полезным?" "При каких обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?"
Когда вы найдете тот контекст, в котором это поведение является подходящим, вы можете мысленно прорепетировать его именно в этом контексте и выработать уместное поведение для первоначального контекста Здесь может оказаться полезным Генератор Нового Поведения
Если некоторое поведение выглядит неадекватным ситуации, часто это означает, что этот человек находится в состоянии даунтайма и реагирует на внутренний контекст, который не соответствует внешней ситуации Примером является перенос в психотерапии Пациент реагирует на терапевта точно так же, как он в свое время реагировал на родителей. То, что является уместным для ребенка, может уже не быть полезным для взрослого человека. Терапевт должен рефреймировать поведение и помочь пациенту освоить другие способы действий.
Вот несколько образцов различных точек зрения на одно и то же утверждение:
"Моя работа идет из рук вон, и я чувствую себя подавленным".
Обобщите: Может быть, вы просто чувствуете себя плохо, и работа здесь ни при чем.
Примените к себе: Быть может, вы этими мыслями сами нагоняете на себя депрессию.
Выделите ценности и критерии: Что настолько важное в вашей работе не так, что вы считаете, что она идет из рук вон?
Позитивный результат: Это заставило бы вас работать упорнее, чтобы преодолеть эту проблему.
Измените результат: Возможно, вам следует сменить работу.
"Моя работа идет из рук вон, и я чувствую себя подавленным".
Обобщите: Может быть, вы просто чувствуете себя плохо, и работа здесь ни при чем.
Примените к себе: Быть может, вы этими мыслями сами нагоняете на себя депрессию.
Выделите ценности и критерии: Что настолько важное в вашей работе не так, что вы считаете, что она идет из рук вон?
Позитивный результат: Это заставило бы вас работать упорнее, чтобы преодолеть эту проблему.
Измените результат: Возможно, вам следует сменить работу.
Нет ни хороших вещей, ни плохих - наше мышление делает их такими.
Люди всегда и во всем ищут смысл. События происходят, но до тех пор, пока мы не придадим им смысл, не свяжем их с другими событиями нашей жизни и не оценим возможные последствия, они не имеют для нас никакой важности. Мы узнаем о смысле вещей из нашей культуры и индивидуального воспитания. Для древних людей астрономические явления имели огромное значение, кометы были предвестниками перемен, а взаимное расположение звезд и планет определяло судьбы людей. Сейчас ученые уже не принимают затмения и кометы так близко к сердцу. Они представляют собой замечательное зрелище и подтверждают тот факт, что вселенная все-таки подчиняется тем законам, которые мы для нее придумали.
Какой смысл имеет ливень? Плохая новость, если вы на открытой местности и без плаща, хорошая новость, если вы фермер и была засуха. Плохая новость, если вы организуете пикник на природе. Хорошая новость, если ваша крикетная команда близка к поражению, и матч откладывается. Смысл любого события зависит от того, в какую рамку вы его помещаете. Когда вы меняете рамку, вы меняете и смысл. Когда меняется смысл, ваши реакции и поведение также меняются. Способность помещать события в различные рамки (рефреймировать событие) дает вам больше свободы и больше выборов.
Вильям Шекспир
Люди всегда и во всем ищут смысл. События происходят, но до тех пор, пока мы не придадим им смысл, не свяжем их с другими событиями нашей жизни и не оценим возможные последствия, они не имеют для нас никакой важности. Мы узнаем о смысле вещей из нашей культуры и индивидуального воспитания. Для древних людей астрономические явления имели огромное значение, кометы были предвестниками перемен, а взаимное расположение звезд и планет определяло судьбы людей. Сейчас ученые уже не принимают затмения и кометы так близко к сердцу. Они представляют собой замечательное зрелище и подтверждают тот факт, что вселенная все-таки подчиняется тем законам, которые мы для нее придумали.
Какой смысл имеет ливень? Плохая новость, если вы на открытой местности и без плаща, хорошая новость, если вы фермер и была засуха. Плохая новость, если вы организуете пикник на природе. Хорошая новость, если ваша крикетная команда близка к поражению, и матч откладывается. Смысл любого события зависит от того, в какую рамку вы его помещаете. Когда вы меняете рамку, вы меняете и смысл. Когда меняется смысл, ваши реакции и поведение также меняются. Способность помещать события в различные рамки (рефреймировать событие) дает вам больше свободы и больше выборов.
Однажды давным-давно жил юный принц, которым верил всему. кроме трех вещей. Он не верил тому, что существуют
принцессы, не верил, что существуют острова. и не верил в Бога. Его отец, король, говорил ему, что таких вещей не существует. Поскольку во владениях отца не было никаких принцесс и островов и никаких признаков Бога, юный принц верил своему отцу. Однажды принц убежал из своего дворца. Он пришел в соседние земли. Здесь, к своему удивлению, он с любого берега видел острова и на этих островах странные и волнующие создания, которым он не осмеливался дать имя. В то врем я как он искал лодку на берегу, к нему подошел мужчина в смокинге, гулявший вдоль берега.
- Это настоящие острова? - спросил юный принц.
- Конечно, это настояние острова, - ответил человек в смокинге. А эти странные и беспокойные создания? Все они настоящие и неподдельные принцессы. Тогда Бог тоже должен существовать! Bоскликнул принц.
Бог- это я, ответит человек в смокинге, поклонившись.
принцессы, не верил, что существуют острова. и не верил в Бога. Его отец, король, говорил ему, что таких вещей не существует. Поскольку во владениях отца не было никаких принцесс и островов и никаких признаков Бога, юный принц верил своему отцу. Однажды принц убежал из своего дворца. Он пришел в соседние земли. Здесь, к своему удивлению, он с любого берега видел острова и на этих островах странные и волнующие создания, которым он не осмеливался дать имя. В то врем я как он искал лодку на берегу, к нему подошел мужчина в смокинге, гулявший вдоль берега.
- Это настоящие острова? - спросил юный принц.
- Конечно, это настояние острова, - ответил человек в смокинге. А эти странные и беспокойные создания? Все они настоящие и неподдельные принцессы. Тогда Бог тоже должен существовать! Bоскликнул принц.
Бог- это я, ответит человек в смокинге, поклонившись.
Рассказывание историй требует не только владения милтон-моделью, но и других умений. Присоединение и ведение, синтестезии, якорение, транс и плавные переходы - все это необходимо для того, чтобы рассказать хорошую историю. Сюжет должен быть выстроен психологически и соответствовать опыту слушателя.
Чтобы сочинить полезную историю, изучите вначале настоящее, а затем желаемое состояния клиента. Метафора будет историей путешествия от одного к другому.
Выделите элементы обоих состоянии: люди, место, предметы, действия, время - не забудьте о репрезентативных системах и субмодальностях различных элементов.
Затем подберите подходящий контекст для истории, который будет интересен для другого человека, и замените все элементы проблемной ситуации другими элементами, сохранив отношения между ними. Спланируйте историю так, чтобы она имела ту же структуру, что и настоящее состояние, и далее вела через связывающую стратегию к разрешению (желаемому состоянию). Сюжетная линия отвлечет левое полушарие, и сообщение пройдет в подсознание.
Чтобы сочинить полезную историю, изучите вначале настоящее, а затем желаемое состояния клиента. Метафора будет историей путешествия от одного к другому.
Выделите элементы обоих состоянии: люди, место, предметы, действия, время - не забудьте о репрезентативных системах и субмодальностях различных элементов.
Затем подберите подходящий контекст для истории, который будет интересен для другого человека, и замените все элементы проблемной ситуации другими элементами, сохранив отношения между ними. Спланируйте историю так, чтобы она имела ту же структуру, что и настоящее состояние, и далее вела через связывающую стратегию к разрешению (желаемому состоянию). Сюжетная линия отвлечет левое полушарие, и сообщение пройдет в подсознание.
Слово метафора употребляется в НЛП в общем случае для обозначения истории или риторической фигуры, заключающей в
себе сравнение. Она включает в себя простые сравнения и более длинные истории, аллегории и притчи. Метафоры оказывают непрямое воздействие. Простые метафоры предлагают простые сравнения: белый, как ягненок миловидный, как картинка; толстый, как слон. Многие из таких высказываний стали клише, но простая хорошая метафора может разъяснить непонятное, связывая его с тем, что вы уже понимаете.
Сложные метафоры - это истории, содержащие множество смысловых уровней. Умело рассказанная история отвлекает сознательный разум и активизирует бессознательный поиск смысла и ресурсов. По существу она является прекрасным способом поддерживать коммуникацию с человеком в состоянии транса. Эриксон широко использовал метафоры в работе со своими клиентами.
Подсознание оценивает взаимосвязи. Сновидения используют воображение и метафоры, одна вещь символизирует другую, потому что у них есть какие-то общие черты. Чтобы создать хорошую метафору, которая укажет путь к решению проблемы. необходимо, чтобы связи между элементами истории были такими же, как отношения между элементами проблемы. Тогда метафора будет резонировать в подсознании и мобилизовывать подсознательные ресурсы Подсознание получает сообщение и начинает производить необходимые изменения.
себе сравнение. Она включает в себя простые сравнения и более длинные истории, аллегории и притчи. Метафоры оказывают непрямое воздействие. Простые метафоры предлагают простые сравнения: белый, как ягненок миловидный, как картинка; толстый, как слон. Многие из таких высказываний стали клише, но простая хорошая метафора может разъяснить непонятное, связывая его с тем, что вы уже понимаете.
Сложные метафоры - это истории, содержащие множество смысловых уровней. Умело рассказанная история отвлекает сознательный разум и активизирует бессознательный поиск смысла и ресурсов. По существу она является прекрасным способом поддерживать коммуникацию с человеком в состоянии транса. Эриксон широко использовал метафоры в работе со своими клиентами.
Подсознание оценивает взаимосвязи. Сновидения используют воображение и метафоры, одна вещь символизирует другую, потому что у них есть какие-то общие черты. Чтобы создать хорошую метафору, которая укажет путь к решению проблемы. необходимо, чтобы связи между элементами истории были такими же, как отношения между элементами проблемы. Тогда метафора будет резонировать в подсознании и мобилизовывать подсознательные ресурсы Подсознание получает сообщение и начинает производить необходимые изменения.
Правое полушарие чувствительно к тону голоса, громкости и направленности звука - ко всем тем аспектам речи, которые могут изменяться постепенно, в отличие от самих слов, которые отделены друг от друга. Оно чувствительно к контексту сообщения, а не к вербальному содержанию. Поскольку правое полушарие способно понимать простые лингвистические формы, то простые сообщения, выделенные специальным образом, будут поступать в правое полушарие. Такие сообщения минуют левый мозг и вряд ли осознаются.
Существует множество способов сделать такого рода выделения. Вы можете маркировать отдельные части того, что вы говорите, интонацией и жестами. Это может быть использовано для выделения инструкций или вопросов, адресованных подсознанию. В книгах это делается с помощью курсива. Если автору желательно, чтобы вы смогли прочитать что-то на этой странице (отдельное предложение) очень внимательно, то он выделит его курсивом.
Удалось ли вам уловить скрытое здесь сообщение? Точно так же особенным тоном голоса могут быть выделены слова, формирующие команду, вставленную в речь. Эриксон, который часть своей жизни был прикован к инвалидной коляске, мастерски использовал повороты головы для того, чтобы часть того, что он говорил, приходила к слушающему с другого направления. Например: "Помните, что вам нет необходимости закрывать свои глаза, чтобы войти в транс". Он выделил бы вставленную команду поворотом головы в тот момент, когда произносил слова, отмеченные курсивом. Выделение важных слов тоном голоса н жестами - это то, что мы всегда делаем естественным образом в обычных разговорах.
Существует множество способов сделать такого рода выделения. Вы можете маркировать отдельные части того, что вы говорите, интонацией и жестами. Это может быть использовано для выделения инструкций или вопросов, адресованных подсознанию. В книгах это делается с помощью курсива. Если автору желательно, чтобы вы смогли прочитать что-то на этой странице (отдельное предложение) очень внимательно, то он выделит его курсивом.
Удалось ли вам уловить скрытое здесь сообщение? Точно так же особенным тоном голоса могут быть выделены слова, формирующие команду, вставленную в речь. Эриксон, который часть своей жизни был прикован к инвалидной коляске, мастерски использовал повороты головы для того, чтобы часть того, что он говорил, приходила к слушающему с другого направления. Например: "Помните, что вам нет необходимости закрывать свои глаза, чтобы войти в транс". Он выделил бы вставленную команду поворотом головы в тот момент, когда произносил слова, отмеченные курсивом. Выделение важных слов тоном голоса н жестами - это то, что мы всегда делаем естественным образом в обычных разговорах.
Каким образом мозг обрабатывает язык и как он справляется с неопределенными формами языка? Передняя часть головного мозга разделена на два половины, или полушария. Обмен информацией между ними происходит через соединительную ткань, так называемое мозолистое тело. Эксперименты, в которых измерялась активность обоих полушарий при решении различных задач, показали, что полушария выполняют различные, но дополняющие друг друга функции.
Левое полушарие известно как доминантное и имеет дело с языком. Правое, известное как не доминирующее полушарие, обрабатывает информацию более холистическим и интуитивным способом. Оно оказывается более задействованным при прослушивании музыки, при визуализации и решении задач, включающих в себя сравнение и постепенное изменение. Такая специализация встречается у 90% людей. Для незначительного меньшинства (обычно левшей) все оказывается перевернутым, и языком занимается правое полушарие. У не- которых людей эти функции распределены между обоими полушариями.
Левое полушарие известно как доминантное и имеет дело с языком. Правое, известное как не доминирующее полушарие, обрабатывает информацию более холистическим и интуитивным способом. Оно оказывается более задействованным при прослушивании музыки, при визуализации и решении задач, включающих в себя сравнение и постепенное изменение. Такая специализация встречается у 90% людей. Для незначительного меньшинства (обычно левшей) все оказывается перевернутым, и языком занимается правое полушарие. У не- которых людей эти функции распределены между обоими полушариями.