ПСИХОТЕРАПИЯ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Первые модели НЛП вышли из психотерапии. Хотя НЛП не ограничивается психотерапией, исторически сложилось так, что Джон и Ричард имели доступ к выдающимся психотерапевтам в то время, когда начинали заниматься моделированием. Первый том "Структуры магии" описывает, как мы порой ограничиваем свой мир тем, как мы используем язык, и как применять метамодель, чтобы преодолевать эти ограничения. Второй том "Структуры магии" развивает тему репрезентативных систем и семейной терапии. Отталкиваясь от этой основы, НЛП разработало ряд мощных психотерапевтических техник, и в этой главе мы познакомимся с тремя наиболее важными из них: излечение фобии, взмах и разрешение внутренних конфликтов. Кроме того, будет предложено небольшое руководство, касающееся того, в каких случаях эти техники лучше всего использовать. Общая рамка для всех этих техник заключается в том, чтобы применять их мудро, с должным вниманием относясь к взаимосвязи человека с другими людьми и к его собственному внутреннему равновесию. Цель НЛП предлагать больше выборов, а не отбирать какие-то из них.

Деятельность любого терапевта, помогающего другим людям совершать изменения в своей жизни, имеет два существенных аспекта. Первый из них взаимоотношения. Установите и поддерживайте раппорт, чтобы создать атмосферу доверия. Второй аспект конгруэнтность. Вам необходимо быть полностью конгруэнтными относительно того, что вы делаете, помогая другому человеку; не конгруэнтность с вашей стороны сделает ваше общение неоднозначным и снизит эффективность процесса изменения. Это означает, что вам следует действовать так, как будто вы верите, что данная техника сработает. Взаимоотношения и конгруэнтность находятся на более высоком логическом уровне, чем любая техника, которую вы будете применять на их фоне. Используйте рамку результата, чтобы собрать информацию о настоящем состоянии, желаемом состоянии и о ресурсах, необходимых для того, чтобы совершить переход от первого ко второму. Во время использования рамки результата будьте внимательны к тому, что вы видите, слышите и ощущаете, и приготовьтесь реагировать на изменяющееся беспокойство клиента. Применяйте техники только в пределах этих рамок. Техники это фиксированные инструменты. Будьте готовы варьировать их или отказаться от них и использовать другие для достижения результата.

ПЕРЕГОВОРЫ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Переговоры - это совещания, проводимые с целью выработки совместных решений в тех случаях, когда интересы не совпадают. С результатом успешных переговоров конгруэнтно согласны обе стороны вы получаете то, что хотите от других, предлагая им то, что хотят они.

Было бы неплохо, если бы оказалось, что это столь же легко сделать, сколь и описать. Происходит балансирование и танец между вашей целостностью, ценностями и результатами, с одной стороны, и целостностью, ценностями и результатами других участников, с другой. Танец коммуникации перемещается то в одну сторону, то в другую, некоторые интересы и ценности будут совпадать, другие будут противоположны. В этом смысле переговоры проникают буквально во все, что мы делаем. Мы имеем здесь дело с процессом переговоров, а не с тем, о чем вы уже договорились.

Часто происходят переговоры по поводу недостающих ресурсов. Ключевое умение в переговорах - это согласование результатов: увязать их друг с другом таким образом, чтобы каждый участник переговоров получил то, что он хочет (хотя это может и не совпадать с его требованиями в начале переговоров). Предположение заключается в том, что наилучший способ достичь своих целей - это гарантировать, что каждый участник тоже достигнет своих целей.

СОВЕЩАНИЯ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Несмотря на то, что мы будем описывать совещания в контексте бизнеса, этот паттерн одинаково применим к любому контексту, где встречаются двое или более людей, имеющих общую цель. Читая оставшуюся часть этого параграфа, вы можете думать о каждом паттерне в том контексте, который подходит для вас.

В НЛП есть много вещей, которые можно было бы предложить в контексте бизнеса. Величайшим ресурсом в любом бизнесе являются люди, занятые в нем. Чем более эффективными будут люди. тем более совершенным станет бизнес. Одна из сторон бизнеса - формирование команды, работающей над общей целью Успех будет определяться главным образом тем. насколько хорошо они справляются со следующими ключевыми моментами:

а) Постановка цели.

б) Эффективная коммуникация внутри группы и с внешним миром.

в) Внимательное отношение к окружению. Постоянно следить за потребностями и реакцией клиентов.

г) Уверенность в успехе: конгруэнтность.

РАМКИ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Установка рамки в НЛП --это тот способ, с помощью которого мы помещаем вещи в различные контексты, чтобы придать им различные смыслы, это то, что мы выделяем как важное в этот момент. Вот пять различных полезных способов помещать события в рамки. Некоторые из них неявно возникали при рассмотрении других аспектов НЛП и поэтому здесь их стоит отметить явно.

Рамка результата

Ситуация оценивается в терминах результата. Во-первых. определите свой собственный результат и убедитесь, что он хорошо сформирован. Выражен ли он позитивно? Находится ли он под вашим контролем? Достаточно ли он конкретен и правильно ли выбраны размеры результата? Каково подтверждение того, что результат достигнут? Есть ли у вас ресурсы, чтобы выполнить то, что задумали?

Каким образом этот результат согласуется с другими? Во-вторых, возможно, вам следует определить результаты каждого

из включенных в ситуацию людей, помочь им прояснить, чего они хотят, с тем, чтобы вы могли вместе двигаться дальше. В- третьих, существуют согласованные результаты. Как только вы определили свой собственный результат и результаты других людей, вы можете увидеть, насколько они согласуются друг с другом. Возможно, вам придется провести переговоры по поводу каждого различия между ними.

МЕТАПРОГРАММЫ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Метапрограммы представляют собой фильтры восприятия, которые действуют в нас привычным образом. Нас окружает такая масса информации, на которую мы могли бы обратить внимание, но большая ее часть оказывается проигнорированной, так как наше сознательное внимание способно ухватить максимум девять единиц информации. Метапрограммы - это паттерны, которые мы используем для того, чтобы определить, какая информация будет допущена в сознание. Например, подумайте о стакане, наполненном водой. Теперь представьте себе, что ровно половину воды отпили. Будет ли стакан наполовину полным или наполовину пустым? И тем, и другим, несомненно, вопрос лишь в том, как на него посмотреть. Одни люди в любой ситуации обращают внимание на позитивную ее сторону, на то, что в ней действительно есть, другие же видят лишь то, чего в ней не хватает. Обе точки зрения являются полезными, и каждый человек будет предпочитать тот или иной способ смотреть на вещи. Метапрограммы действуют систематически и привычно, и мы нечасто задаем себе вопрос, достаточно ли хорошо они нам служат. Эти паттерны могут не изменяться от контекста к контексту, но устойчивыми привычками обладают немногие люди, поэтому метапрограммы скорее всего изменяются от контекста к контексту То, что привлекает наше внимание в рабочей обстановке, может совершенно отличаться от того, на что мы обращаем внимание дома.

Таким образом, метапрограммы фильтруют окружающий нас мир, чтобы помочь нам создать нашу собственную карту этого мира. Вы можете заметить метапрограммы других людей как по их языку, так и по их поведению. Поскольку метапрограммы фильтруют опыт и мы передаем наш опыт с помощью языка, то определенные паттерны языка оказываются типичными для определенных метапрограмм.

ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Множество вещей важны для нас, и было бы очень полезно определить относительную важность своих критериев.

Поскольку критерии связаны с контекстом, то те из них, которыми вы руководствуетесь в своей работе, будут отличаться от тех, которые вы применяете в личных отношениях. Мы можем использовать критерии, чтобы исследовать ситуацию, например, когда вам необходимо представиться на новой работе или перед группой людей. Ниже приводится упражнение для изучения критериев в этой ситуации.

1. Предположим, вам необходимо представиться перед группой людей. Что должно произойти такое, чтобы вы ушли, не представившись? Найдите ценность или критерий, который будет мотивировать вас уйти. Не подпрыгивайте с самого начала до уровня "жизнь или смерть", подумайте о чем-то таком, чего будет достаточно, чтобы решить исход дела.

2. Далее, подумайте о том, что могло бы остановить вас, даже если бы (1) произошло? Найдите критерий, который пересилит тот, что вы нашли в п. 1.

3. Теперь задайтесь вопросом, что должно произойти дополнительно такое, чтобы вы все-таки ушли при условии, что (1) и (2) имели место. Откройте для себя более важный критерий.

4. Продолжайте до тех пор, пока вы не сможете продвигаться дальше, так что ничто уже не сможет заставить вас остаться, если ваш последний критерий выполнен - Вы наверняка обнаружите какие-нибудь интересные вещи по пути от (1) к последнему пункту.

ВЫЯВЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Выпишите примерно 10 наиболее важных ценностей а своей жизни. Вы можете сделать это самостоятельно или воспользоваться помощью друга. Сформулируйте ответы на такие вопросы, как:

Что является важным для меня? Что по-настоящему мотивирует меня? Что должно быть верным для меня?

Критерии и ценности должны быть выражены позитивно. "Избегать болезней" - это, конечно, может быть ценным для вас, но лучшая формулировка: "быть здоровым". Это несложно, и вы легко определите ценности, которые вас мотивируют.

Критерии, вероятно, будут выражены номинализациями, и вам понадобится мета-модель, чтобы распутать их. Что они означают в реальных, практических терминах? Вы сможете ответить на этот вопрос, отыскивая подтверждения тому, что данный критерий удовлетворен. Возможно, не всегда будет легко найти ответ, но вопрос заключается в следующем:

ЦЕННОСТИ И КРИТЕРИИ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Ценности обеспечивают нас мотивацией и направлением, они, образно говоря, узловые города, столицы на нашей карте мира. Наиболее устойчивые и важные ценности - свободно выбранные, а не навязанные другими людьми. Они выбраны с осознанием последствий и несут в себе множество положительных ощущений.

И все же ценности часто оказываются неосознаваемыми, и мы редко изучаем их сознательно. Чтобы подняться по служебной лестнице в компании, вам следует усвоить ценности этой компании. Если они отличаются от ваших собственных, это может привести к не конгруэнтности. Компания может использовать работника лишь наполовину, если он имеет ценности, противоречащие его работе.

НЛП использует слово критерий, чтобы описать те ценности, которые оказываются важными в определенном контексте.

Критерии являются менее общими и менее всеохватывающимии, чем ценности. Критерии - это причины, по которым вы делаете что-либо, и это то, что вы получаете из этого занятия. Обычно это номинализации, такие, как здоровье, успех, веселье, богатство, восторг, любовь, обучение и т.п. Наши критерии определяют то, зачем мы работаем, для кого мы работаем, на ком мы женимся (если вообще женимся), как устанавливаем отношения и где мы живем. Руководствуясь ими, мы выбираем машину, одежду, которую носим, и ресторан, в который пойдем обедать.

Присоединение к ценностям и критериям другого человека устанавливает хороший раппорт. Если вы отражаете его позу, но не подстраиваетесь под его ценности, то вряд ли вы установите раппорт. Присоединение к ценностям другого не означает, что вам следует с ним соглашаться, это показывает, что вы относитесь к ним с уважением.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА НЕКОНГРУЭНТНОСТИ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Вспомните то время, когда у вас появлялись оговорки относительно какого-нибудь плана. Возможно, вы чувствовали, что

это хорошая идея, но что-то подсказывало вам, что это может привести к неприятностям. Или же вы могли представлять себя делающим это и все же испытывать чувство неопределенности. В то время как вы думаете об имеющейся у вас оговорке, в вашем теле возникает определенное ощущение, возможно, какой- то особенный образ или звук, который дает вам понять, что вы мобилизованы не полностью. Это и есть ваш сигнал не конгруэнтности.

Познакомьтесь с ним, это ваш хороший друг, он мог бы сэкономить вам кучу денег. Возможно, вы захотите испытать его в различных ситуациях, где у вас имеются сомнения или оговорки. Способность выявлять в себе сигнал не конгруэнтности предохранит вас от многих ошибок.

Продавцы подержанных автомобилей печально известны своей не конгруэнтностью. Не конгруэнтность также проявляется

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА КОНГРУЭНТНОСТИ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Вспомните то время, когда вы действительно чего-то хоте- ли. То особенное угощение, подарок или событие, которого вы действительно ждали. Когда вы мысленно вернетесь к тому времени и событию, вы сможете начать осознавать, на что похоже это ощущение конгруэнтности. Познакомьтесь с этим ощущением, чтобы использовать его в будущем для определения своей конгруэнтности относительно результата. Обратите внимание на свои ощущения, отметьте субмодальности переживания, в то время как вы мысленно возвращаетесь к тому времени. Можете ли вы найти какое-нибудь внутреннее ощущение, картинку или звук, который безошибочно указывал бы вам на то, что вы конгруэнтны?

Не конгруэнтность представляет собой смешанное сообщение - инструмент, играющий не в лад с оркестром, мазок, цвет, которого совершенно не подходит к картине. Смешанные внутренние сообщения будут отражаться в двусмысленных сообщениях другим людям и приводить в результате к запутанным действиям и само саботажу. Когда вы стоите перед необходимостью принять решение и не конгруэнтны в отношении его, это предоставляет вам бесценную информацию со стороны вашего подсознания. Говорят, что в таком случае неразумно предпринимать какие-либо действия и что пришло время подумать, собрать больше информации, создать больше выборов или исследовать другие результаты. Вопрос здесь в том, как вы узнаете, когда вы не конгруэнтны? Выполните следующее упражнение, чтобы улучшить способность осознавать свой сигнал не конгруэнтности.

КОНФЛИКТ И КОНГРУЭНТНОСТЬ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Все мы живем в одном и том же мире, но, поскольку мы создаем различные модели этого мира, у нас возникают

конфликты. Двое могут смотреть на одно и то же событие, слышать одни и те же слова, но придавать им совершенно различные смыслы. Благодаря этим моделям и смыслам мы получаем богатое разнообразие человеческих ценностей, политических направлений, религий, интересов и мотивов. В этой главе исследуются переговоры и совещания, имеющие целью примирение конфликтующих интересов, а также рассматриваются некоторые приемы разрешения конфликтов, которые успешно применяются в мире бизнеса.

Наиболее важными составляющими наших карт реальности являются убеждения и ценности, которые выстраивают нашу

жизнь и придают ей смысл. Они руководят тем, что мы делаем, и могут втянуть нас в конфликт с другими людьми. Ценности определяют то, что для нас является важным; конфликт возникает тогда, когда мы настаиваем на том, что важное для нас должно быть важным и для других. Порой наши собственные ценности с трудом согласуются друг с другом, и мы вынуждены принимать трудные решения. Могу ли я солгать другу? Следует ли мне заняться скучной, но хорошо оплачиваемой работой, или же взяться за интересную, но за которую меньше платят?

ЯЗЫК И ВРЕМЯ

Наука » Психология » НЛП » Введение в нейролингвистическое программирование
Язык воздействует на мозг. Мы реагируем на язык на неосознаваемом уровне. То, как мы говорим о событиях,

программирует нашу репрезентацию этих событий в вашей голове и, следовательно, нашу реакцию на них. Мы уже рассматривали некоторые последствия использования в мышлении номинализаций, универсальных квантификаторов, модальных операторов и других паттернов того же рода. Не являются исключением и времена глаголов.

Сейчас подумайте о том времени, когда вы гуляли. Вероятно, такая форма предложения заставит вас представить себе ассоциированную подвижную картинку. Если я скажу: "Подумайте о том времени, когда вы совершили прогулку", - то вы скорее всего создадите диссоциированную неподвижную картинку. Такой выбор слов удалил из картинки движение. И тем не менее оба предложения имеют один и тот же смысл, не правда ли?

Теперь подумайте о том будущем времени, когда вы совершите прогулку. И снова диссоциированная картинка. Сейчас о том, когда вы будете гулять. В этом случае ваша мысль скорее всего будет ассоциированным фильмом.