Использование репрезентативных систем.

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Мы просим многих своих терапевтических клиентов открыть то, что неизвестно даже им самим и следовать инструкции без информации о том, для чего эти инструкция нужны или к чему они поведут. Мы нуждаемся в доверии клиентов, чтобы помочь им, и первый шаг в том, чтобы обрести это доверие, состоит в установлении раппорта.

Вы установили раппорт с клиентом, если клиент уве­рен, что вы обладаете знаниями, что вы выше всего стави­те их основные интересы, что вы понимаете их пережива­ния. Установление раппорта — предпосылка к тому, чтобы клиенты поверили, что вы можете помочь им совершить такие изменения, которые улучшают качество их жизни.

Этот раздел опирается на то, что мы уже установили, я описывает, как репрезентативные системы и ключи доступа могут быть важными средствами установления раппорта и продвижения процесса изменения.

Подстройка

Чтобы эффективно собирать информацию или чтобы начать процесс изменения, всегда важно установить раппорт между вами и клиентом как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Подстройка — процесс порождения вербального и невербального поведения, который направляет поведение клиента, техника создания сознательного и бессознательного раппорта. Когда вы пользуетесь техникой подстройки, ваши клиенты субъективно будут переживать, что их реально понимают. В конце концов, вы говорите на их языке — вербально и невербально.

Процесс подстройки к репрезентативным системам и ключам доступа требует, чтобы вы (1) распознавали, какие репрезентативные системы и ключи доступа использу­ют и порождают ваши клиенты, (2) были достаточно гибки в собственном поведении, чтобы коммуницировать в языке любой репрезентативной системы и по своей воле управ­лять собственными движениями глаз, и (3) чтобы быть способным выполнить это, могли держать свое сознание внимательным к сенсорному опыту, а не к собственному внутреннему опыту. Поскольку внутренний и внешний опыт конкурируют друг с другом, если ваше сознание за­нято доступом к внутреннему опыту, вы пропустите вер­бальную и невербальную коммуникацию, предложенную клиентом. Я каждый раз удивляюсь, когда вижу терапев­та, проводящего работу с закрытыми глазами. Для успеш­ного вмешательства вы должны быть алертны к сенсорно­му опыту.

Следующие примеры, взятые из записей моих терапевтических сессий, поясняют технику подстройки:

Джун. Да (глаза вверх налево), для меня ясно, что он совершенно не заинтересован в изменении того, что проис­ходит.

ЛКБ. О? Вам видится (глаза вверх влево), что вашего мужа удовлетворяет то, что сейчас происходит.

Джун. По-видимому. Я не могу (глаза вверх влево, голова отрицательно качается) представить себе, чтобы он начал делать что-то по-другому.

ЛКБ. То есть вы не можете представит себе (глаза вверх влево) картину того, каким вы хотели бы его ви­деть? (глаза вверх, направо) Попробуйте вообразить это.

(Я веду Джун с помощью невербального поведения — ключа доступа конструируемого невербального образа, что конгруентно картине, которую она никогда раньше не видела).

***

Мег. Он просто не видит, что я такое.

ЛКБ. О, а какой он вас видит.

Мег. Я не знаю, я только знаю, что это — не я.

ЛКБ. Как вы могли бы показать ему себя реальную, так что он мог бы посмотреть? (Это предлагает Мег вы­звать своим собственным поведением реакции, которые для нее желательны).

***

Джо. Послушайте (глаза вниз налево), в наших отношениях нет ничего, кроме разногласий и что бы я ни пытался делать, это только усиливало (глаза вниз налево) наши проблемы.

ЛКБ. Хм, если я правильно вас слышу, вам бы хоте­лось, чтобы все успокоилось, вам хотелось бы создания большей гармонии между вами.

Джо. Ага, вы хорошо настроились на то, чего я хочу.

***

Ширли. Если бы только я могла почувствовать, что он хоть пытается. Но он только отворачивается, прячется за занавеской, все что угодно, только бы не сталкиваться с тем, что происходит.

ЛКБ. Если я только правильно схватываю то, что вы говорите, вы чувствуете, что он как бы не соприкасается с тем, что происходит, и вам приходиться трясти его, чтобы привлечь его внимание.

В случаях, когда используются неспецифицируемые предикаты, ключи доступа могут указать, как эффективно структурировать коммуникацию, так чтобы установить раппорт, подстраиваясь к клиенту:

Бетси. Я хочу, чтобы вы знали, что он (глаза вверх налево) действительно пытался. Я не думаю (вниз нале­во), что здесь еще что-нибудь можно сделать.

ЛКБ. Так что вы видите, что уже делалось, и говорить себе, что ничего не осталось?

***

Джимми. (глаза вниз направо) мне ничего здесь не остатается, это сплошное несчастье.

ЛКБ. Вы чувствуете, что здесь не за что ухватиться и может быть нет ничего, что могло бы или хотело бы держаться за вас?

***

Сэм. Мы были бы (глаза вверх направо) о'кей, если бы в этом было больше уважения.

ЛКБ Как вы видите, что вы могли бы сделать, чтобы показать своей жене, насколько вы ее уважаете?

(Это предлагает Сэму принять ответственность за порождение уважения, которого он хочет).



***

Тереза. Ну, и только мы (Глаза вниз налево) выбира­емся, что-то происходит, и — бум! — мы снова там (глаза вверх,налево)

ЛКБ. Это звучит для меня так (глаза вниз налево), что как раз когда вы говорите себе, что все о'кей, бум! — (гла­за вверх, налево) и вы можете видеть, что все опять нача­лось.

Перевод

Когда вы работаете более чем с одним человеком, вам нужно установить раппорт с каждым, подстраиваясь под предикаты и ключи доступа. Вы также должны иметь воз­можность установить мостики коммуникации, развиваю­щиеся между людьми. Один из самых легких и эффектив­ных способов установить такие мостики — переводить пе­реживания, одной репрезентативной системы в терминах другой.

Для очень визуального человека переживание от неоп­рятной квартиры сравнимо с тем, как очень кинестетиче­ский человек переживал бы укладывание в постель, пол­ную крошек сухарей. Для кинестетического человека жест отталкивания похож на то, как визуальный переживает нахождение вне картины. Для аудиального человека, реа­гирующего на слова прежде всего (а не на тональные и темповые качества речи) нелогичность эквивалентна не­приятной поездке в автомобиле по ухабистой дороге для кинестетика, или психоделическому световому спектаклю для визуального человека. Перевод опыта из одной мо­дальности в другую создает понимание и сочувствие. Что­бы переводить успешно, вы должны уметь представлять различные переживания в любой модальности. Например, аудиальный опыт молчания может быть сравним с кинестетическим опытом исчезновения чувствительности, или с визуальным опытом полной темноты. Визуальный про­цесс воображения можно перевести как кинестетический процесс конструирования, или аудиальный процесс оркестровки. Вот два примера, взятые из записей терапии пар, демонстрирующие технику подстройки и ключей доступа перевода в терминах переживаний или использования не специфических предикатов для обращения к различным людям одновременно.

Запись А
Джо. (глаза вверх налево) Ну, я думаю, что наша проблема не такая, как у многих других.

ЛКБ. Да. и как же вы это видите?

Джо. Ну, она очень нетерпелива (глаза вверх налево, Я люблю планировать, как все будет, так сказать, создаватъ сцену.

ЛКБ. Как же вы планируете?

Джо. (глаза вверх направо) Ну...

ЛКБ. Я понимаю. Вам доставляет удовольствие рисовать себе, что будет происходить.

Джо. Да. Я прямо-таки погружаюсь в планирование изменение планов, пока они не достигают совершенства,

тогда я люблю проживать эти фантазии. И во всех них есть Дженис, я хочу, чтобы вы знали это.

ЛКБ. Посмотрим, понимаю ли я вас (глаза вверх нале во, отзеркаливая ключ доступа Джо вверх направо; жест руками перед его глазами) правильно: вы создаете визуальаую фантазию того, как вы и Дженис занимаетесь любовью от начала до конца — подробную фантазию, с деталями. И когда она вас устраивает, вы хотите воплотить фантазию в реальность, тах чтобы вы оба разыграли Правильно?

Джо. Да.

ЛКБ. 0'кей, теперь я задам несколько вопросов Дженис и хочу, чтобы вы внимательно следили. Дженис (я протя гиваю руку и слегка прикасаюсь к ее левой руке), как вы чувствуете, чего вам хочется?

Дженис. Ну (глаза вниз, сначала направо, потом налево), я так чувствую, что все это так глупо. Я не хочу участ­вовать в сцене. Я хочу чувствовать себя желанной без все­го этого спектакля. В этом нет никакой непосредственности.

Джо. Видите, она не слишком-то романтична!

Дженис. А ты не слишком непосредствен!

ЛКБ. У-у! Подождите минутку (держит Дженис за ру­ку, и делает ее рукой останавливающий жест перед лицом Джо). Теперь, Дженис, давай ты мне расскажешь, чего же ты хочешь, а не чего ты не хочещь. Можешь ты представить себе, как тебе хотелось бы. чтобы это было? А ты, Джо, смотри внимательно.

Дженис. (глаза вниз, направо) Я просто хотела бы, чтобы в этом было больше удовольствия. Я бы хотела, что­бы он давал мне себя удивить; но нет, это всегда по его плану. И всегда должно быть правильное освещение, и ти­хая музыка. Иногда мне, знаете, хочется его просто схва­тить. Когда я чувствую сексуальное желание, я хочу этого именно в этот момент.

ЛКБ. Прямо в этот момент, и с возбуждением! Ты чувствуешь, что была бы счастливее, если бы, когда ты хочешь секса с Джо, ты могла бы обхватить его, или дать ему понять, и он бы реагировал. Тебе хотелось бы. чтобы в этом было больше неожиданного.

Дженис. Да-да, неожиданного.

ЛКБ. Теперь, Джо, будь очень внимательным, потом что я хочу показать Дженис, чего ты хочешь, таким обра­зом, чтобы для нее это имело смысл. 0'кей?

Джо. 0'кей, это может удастся.

ЛКБ. Дженис, случалось ли тебе приготовить обед из четырех или пяти блюд?

Дженис. Да-да. раза два.

ЛКБ. А бывало ли, что тебя приглашали на такой обед?

Дженис. Да.

ЛКБ, И каждое блюдо было так задумано и рассчитано. чтобы возбудить аппетит для следующего... да?

Дженис. Ну да.

ЛКБ. И когда ты готовила такой обед, почувствовала ли бы ты себя разочарованной, если бы гости поставили на стол все пять блюд сразу и начали бы поедать вперемешку? Или еще хуже, если бы они еще до того, как ты накрыла на стол, наелись бутербродами?

Дженис (смеясь). Еще бы, конечно я бы расстроилась, До умопомрачения.

ЛКБ. Так вот это похоже на то, что происходит с Джо. Он составляет планы, как восхитить тебя, и привести тебя в волнующие места, и оказывается разочарованным, когда ты наедаешься закуской.

Дженис. Но...

ЛКБ. Я бы хотела удостовериться, можешь ли ты почувствовать, каково это для него.

Дженис. (Кивает головой вниз и вверх)

ЛКБ. Хорошо, теперь а хочу, чтобы Джо представил себе, как это было для тебя, так что подожди минуточку. Джо, был ли ты когда-нибудь на экскурсии с экскурсоводом... в школе, например?

Джо. Только один раз, на Гавайях.

ЛКБ. И при этом у экскурсовода очень определенный маршрут. А ты, может быть, заранее представлял себе, что ты увидишь.

Джо. Угу.

ЛКБ. И пока он вас вел, ты глядел по сторонам, и может быть замечал привлекательную дорожку в сторону, или любопытный магазинчик, и тебе хотелось посмотреть поближе. Но увы, это не вписывалось в маршрут, и возможность посмотреть что-нибудь неожиданное, что показалось интересным, исчезала, потому что экскурсовод та­щил вас по маршруту. Можешь представить себе, насколько это может оказаться разочаровывающим? Это может отбить охоту к таким путешествиям, да?

Джо. Ну... вы хотите сказать, что похож на экскурсо­вода?

Дженис. Да-да, вот именно.

ЛКБ. Конечно, иногда экскурсия может быть увлекательным переживанием, как и обед из восьми блюд, а в другой раз новая тропинка или импульс момента может быть более волнующим. Вы согласны?

Запись Б
ЛКБ. Скажите мне, что вы хотели бы изменить в ва­ших отношениях.

Рон. (хмурится: глаза вниз, налево, затем вниз напра­во). Ну, я думаю, помогло бы, если в этом было бы больше (глаза вниз направо) кооперации.

ЛКБ. А что могла бы ваша жена, Сью, сделать, чтобы помочь вам почувствовать эту кооперацию?

Рон. Ох, если бы она только поняла, что мне трудно работать, и часто я чувствую такое давление, понимаете? Тяжело идти на работу, а когда прихожу домой, она добавляет мне еще.

ЛКБ. Так что вы чувствуете: будто она утяжеляет ва­шу ношу, а вам хотелось бы, чтобы она положила свою руку и облегчила груз, правильно?

Рон. Угу, что-то вроде того.

ЛКБ. Хорошо, теперь подождите минутку, Рон, я поговорю со Сью. Я уверена, Сью, что вы хотите ответить на то, что сказал Рон, но сначала я хотела бы, чтобы вы сказа ли мне, что вы сами хотели изменить.

Сью. (глаза вверх налево) — Это не имеет значения.

ЛКБ. (глаза вверх направо, отзеркаливая ключ досту­па) Что не имеет значения?

Сью. (глаза вверх налево) Чего я хочу, вот что. Ничто не собирается меняться. Никогда не менялось, и никогда не изменится.

ЛКБ. Вам не нравится то, что, как вы видите, сейчас происходит, правда? (Мои глаза ведут глаза Сью вверх и

налево).

Сью. Правда.

ЛКБ. Хорошо, если бы вы могли взять эту картину, которая у вас, как это все у вас с Роном происходит, и изменили ее... Что бы изменили в этой картине, чтобы это выглядело лучше для вас?

Сью. Ну, мне бы хотелось видеть, что он меня ценит. О, черт возьми! Посмотрите на него. Что пользы? Каждый раз, как я думаю, — о, может быть дела пойдут лучше, — но каждый раз одно разочарование за другим. Только я подумаю, что светлеет — щелк — свет опять выключен, и, скажу вам, темно как в преисподней.

ЛКБ. Посмотрим, правильно ли я понимаю. Мне ви­дится так, что как только у вас появляется надежда, вы представляете себе как хорошо могло быть — щелк — что-то случается, из-за чего все надежды исчезают. Так?

Сью. Да.

ЛКБ. Сью, смотрите внимательно, понаблюдайте, уда­стся ли мне передать Рону вашу точку зрения, ладно?

ЛКБ. Рон, Сью хотела бы, чтобы вы заметили, как разочарована она оказывается временами. Строили ли вы когда-нибудь песчаный замок у моря, перед приливом? Вы, может быть, очень старались, чтобы укрепить по­стройку, но прилив накатывается, и все смывает. И в кон­це концов вы перестаете строить и перестраивать песчаные замки. Кажется, что это нечто, с чем невозможно спра­виться в одиночку. Вот что чувствует Сью, что происходит с ее надеждами. Они возникают лишь для того, чтобы быть поверженными. Так что теперь она не очень-то надеется.

Рон. Я никогда не собирался разбивать ее надежды.

ЛКБ. Я вам верю. Пока вы немного подумайте над этим, я хочу поговорить со Сью о том, чего хотите вы.

Сью, давайте посмотрим, удастся ли мне передать вам картину просьб Рона. Случалось ли вам возвращаться домой издалека и находить дом в страшном беспорядке? Вы оглядываетесь вокруг себя и видите, сколько всего нужно сде-лать и это кажется вам слишком большой и малопривлекательной задачей, и хуже всего, не видно никого, кто мог бы помочь. Я полагаю, так это выглядит иногда для Рона. Сейчас вы оба здесь, чтобы получить помощь от меня в том, как лучше относиться друг к другу. И я согласна, что вам нужна такая помощь. Но ни один из вас не осознает того, насколько другой в нем нуждается; насколько Сью нужна ваша помочь в укреплении ее надежд, в том, чтобы ее мечты сбылись, и как Рон нуждается в вашей, Сью, помощи, чтобы очистить путь, чтобы он мог видеть на что можно надеяться и о чем мечтать. Каждый из вас, наверное, думает, что если другой победит, то он сам проиграет. Но это совсем не так. Если каждый из вас будет побеждать, вы оба будете побеждать; но если каждый из вас проиграет вы оба проиграете.



В этих двух примерах я подстраивалась к предикатам ключам доступа, чтобы получить доверие и раппорт, затем переводила каждому клиенту позицию другого в терминах его опыта и использовала неспецифические предикаты чтобы говорить с обоими одновременно. Эти техники сколько они ни просты, очень полезны.

Следующий отрывок взят из сеанса терапии двадцативосьмилетней женщины. По мере развития процесса ценность определения ключей доступа и предикатов становилась все более явной. Используя мета-модель, подстройку и отзеркаливание, я получила необходимую информацию продвигаясь одновременно в полезном направлении с клиенткой, Джоан. Я рекомендую вам изучить использование реакций мета-модели; я все время использовала их в работе. Очерк мета-модели можно найти в Приложении 1.

Джоан — помощник модельера в маленьком, но престижном магазине женской одежды. Она поразительно привлекательна и картинно совершенна: высокая, стройная, безукоризненно одетая и причесанная. Сексуальная дисфункция не была первичной причиной обращения Джоан к терапии, но стала важным моментом в процессе изменения.

ЛКБ. Джоан, скажите, что вы надеетесь изменить для себя?

Джоан. (глаза вверх, направо). Ну, я просто вижу, что подавлена слишком много времени.

ЛКБ. Подавлены по поводу чего?

Джоан. (глаза вверх, налево, левая рука жестикулиру­ет) В основном по поводу мужа.

ЛКБ. Что вы идите в муже такого, что приводит вас в угнетенное состояние?

Джоан. Ну, (глаза вверх, налево) я не знаю. Его как будто тут уже нет.

ЛКБ. О-о. Его отсутствие в картине угнетает вас?

Джоан: Угу (глаза вверх и налево), хммм, как будто он покинул меня и теперь я одна.

ЛКБ. А, вы так это видите? Он вас покинул?

Джоан. О, да. Об этом не может быть двух мнений. Он оставил меня. Я не хотела расходиться.

ЛКБ. Когда это случилось?

Джоан. (глаза вверх, нзлево). Два года назад.

ЛКБ. Какими бы вы хотели сделать свои переживания?

Джоан, (глаза вверх, направо; потом вниз, налево). Я не знаю. Без подавленности.

ЛКБ. Я хотела бы знать, можете ли вы мне сказать, какими вы хотели бы сделать ваши переживания?

Джоан. Ну (глаза вверх, налево), если бы я могла быть счастлива опять.

ЛКБ. А что, по-вашему, могло бы сделать вас счастли­вой?

Джоан (хмуриться) хммм (глаза вверх, налево) Если бы все было так, как было.

ЛКБ. (улыбаясь) А как это было тогда? (Я веду глаза Джоан снова наверх-налево, сдвигая свои глаза вверх на­право).

Джоан. О, нет. Этого я не хочу (глаза вверх, налево;

глаза вверх направо). Я была бы счастлива, если бы могла видеть, что продвигаюсь.

ЛКБ. Что вам нужно увидеть, чтобы знать, что вы про­двигаетесь?

Джоан. Больше всего это про отношения... (глаза вверх налево)... мужчины.

ЛКБ. Какие именно мужчины?

Джоан. Любой мужчина (глаза вверх, налево; потом вверх направо).

ЛКБ. Любой мужчина?

Джоан. Нет, нет. Но нет никого в особенности...

ЛКБ. Такая красивая женщина, и без мужчины в своей жизни?

Джоан. Есть мужчины (глаза вверх, налево, потом вниз, направо), но никого в особенности. Вообще, я не очень люблю мужчин (делает лицо).

ЛКБ. О, вы любите женщин? (аналогичные жесты, поднятые брови и пр.: сексуальная коннотация).

Джоан. Нет! Упаси господи!

ЛКБ. Ну, ну. Что вы имеете в виду, что не любите мужчин?

Джоан. Мой муж часто обвинял меня в лесбианстве.

ЛКБ. О, я уверена, что вы знаете, что вызывало эти обвинения. Я имею в виду, что именно ваши реакции очень непреклонны. Но сначала мне нужно знать, чп именно вам было бы нужно видеть происходящим, чтобы знать, что вы продвигаетесь?

Джоан. Мне нужно знать, что я могу заставить это работать с мужчинами (глаза вверх, направо).

ЛКБ. Что это значит — заставить это работать?

Джоан. Мне самой это не совсем понятно (хмурится).

ЛКБ. Хорошо, используйте воображение и нарисуйте сцену, которая покажет, что вы заставили это работать мужчиной.

Джоан (глаза вверх-налево; вверх-направо; снова налево, потом направо, потом выдержанный взгляд).

ЛКБ. Можете вы себе это представить?

Джоан. М-ммм. Хм-ммм.

ЛКБ. Протягивает руку, дотрагивается до клиентки чтобы усилить переживание и связать это особое прикосновение с переживанием). Продолжайте рассматривавать эту сцену, пока вам не станет ясно, на что именно вы смотрите.

Джоан. Это так смутно. Я не могу ясно рассмотреть его. Только я сама, но я знаю, что есть и мужчина. Я хорошо знаю, что он любит меня и он рад мне.

ЛКБ. 0'кей (убирает руку). Джоан, вернитесь снова сюда. Хелло. Так что мешает вам получить то, что было этой картине? Вы же несомненно настолько привлекательны, чтобы мужчины были около вас. Правда?

Джоан. Да, конечно. Но я не могу удержать их... Я не знаю. Я так подавлена... (глаза вниз, направо).

Обнаружение репрезентативных систем, предикатов и ключей доступа и реагирование на них позволили мне ус-тановить раппорт и собрать необходимую информацию от-носительно того, как Джоан создавала свои персживания. Позже в течение сеанса Джоан заключила, что главным аспектом ее проблемы была сексуальная дисфункция. Он хотела успешных отношений с мужчиной и понимала, что для этого необходимы сексуальные переживания, которые были бы интимными и удовлетворяющими, какими они никогда для нее не были. Хотя у нее было множество воз­можностей для сексуальных встреч, она полагала, что “не­которые вещи” должны измениться, прежде чем она может воспользоваться ими. Но в этот момент она не знала, какие именно вещи могли или должны измениться.

Важной частью структурной загадки, лежащей в осно­ве проблемы, было ее привычное использование визуаль­ной ведущей системы и визуальной репрезентативной сис­темы. Сексуальное переживание — это прежде всего кине­стетическое переживание, так что для достижения желаемых изменений было необходимо увеличить пове­денческую гибкость Джоан, чтобы включить сознательный внутренний и внешний кинестетический опыт.

Поскольку сознание ограничено, проблемы часто воз­никают из-за того, что оно сосредоточено на чем-то дру­гом, а не на кинестетической части переживания во время сексуальной деятельности. К счастью, большинство высо­ковизуальных людей достаточно гибки, чтобы быть способными перейти на кинеститеческую репрезентацию. Они могут зависеть от сексуально стимулирующего визу­ального впечатления, чтобы запустить кинестетическую реактивность, или могут использовать внутренне вызывае­мые визуальные образы для той же цели. Важно подчерк­нуть, что люди, излюбленная ведущая система которых — визуальная, чувствуют не меньше любого другого. Они мо­гут не сознавать своих чувствований, если только не при­влекают намеренно внимание на этот аспект опыта. Там, где дело касается секса, большинство так и поступает. Ес­ли же они этого не делают, возникает дисфункция.

Когда человек привычно сознает только одну репрезентативную систему, часто все его страхи и страдания накапливаются в другом. Если эта другая — кинестетиче­ская система, она приносит в сознание только плохие ощу­щения. Или для человека, который обычно ощущает ре­альность кинестетически и редко использует визуальную систему, картины могут быть только устрашающими. Он бессознательно избегает сознавания в области этой систе­мы для защиты себя. В таких случаях ригидность человека в использовании только одной системы — лучший выбор, какой у него есть.

Один мой молодой клиент был типичный в этом отно­шении. Он десятилетие страдал от мигреней. Как и Джоан, он использовал визуальную систему в качестве ведущей и репрезентативной, несмотря на кинестетическую природу вопросов, которые я ему задавала. Кроме головных болей он не располагал чувственными ощущениями. Его голова шея и асимметрия лица указывали на привычный визуаль­ный доступ (то есть правая сторона лица клонилась вниз; левая ноздря была короче и выше; левая сторона рта выше чем правая; голова наклонена вперед, подбородок вверх так что задняя часть шеи сжималась от привычного взглядывания вверх; узкая грудь и плечи, дыхание верхней частью груди, поднятые брови, сжимающие лоб; морщины от прищуривания для фокусирования внутренних картин) Похожие физические паттерны я видела и у Джоан.

В какой-то момент я своими руками наклонила его голову вниз и направо, и сказала ему, куда направить глаза, чтобы вызвать явную кинестетическую реакцию. Когда я спросила его: “Что там?” — он ответил: “Печаль”, и слезы покатились из его глаз. Простое изменение положения головы заставило “печаль” “исчезнуть” (по его словам), но при каждом приведении в положение кинестетического доступа печаль и слезы возвращались. Он не сознавал свои ощущений, пока они не становились чрезмерно плохим) или не достигался определенный порог боли, как при головной боли. Мое вмешательство закончилось тем, что он смог с удобством воспринимать кинестетически. Он смог воспринимать тонкие сообщения своего тела и реагировать на них, и обнаружил, что если на некоторые из них не обращать внимание, то они порождают головную боль. Он научился создавать реакции, которые вели к улучшению а не к ухудшению, и головные боли прошли.

Джоан также оставалась фиксированной в визуально ведущей репрезентативной системах, переходя от эйдети­ческих (глаза вверх и налево) к конструируемым (вверх направо) образам, несмотря на то, что я задавала ей вопро­сы вроде таких:

ЛКБ. И как вы себя чувствуете, вспоминая его слова?

Джоан. Я вижу, что потерпела неудачу.

ЛКБ. Когда вы чувствуете себя действительно сексуально привлекательной?

Джоан. Я знаю, что привлекательна. Я могу видеть что мужчина хочет меня. Но я не получаю от этого удовольствия.

ЛКБ. Что вам больше всего запомнилось из секса с ва-шим мужем?

Джоан. Какие-то блестящие штучки на потолке. Просто ждала, когда это кончится.

ЛКБ. Какого рода сексуальные предпочтения у вас есть?

Джоан. Чтобы свет был выключен; должно быть тем­но.



Я использовала одни и те же техники (наложение — описанное в главе 14 — и изменение истории), как с упо­мянутым молодым человеком, так и с Джоан, одинаково успешно.

Важная роль, которую различные репрезентативные системы могут играть в создании конфликта, видна из сле­дующего примера. Пара пришла ко мне на терапию, пото­му что каждый из них полагал, что не любим другим, и что партнер/партнерша постоянно проявляет отсутствие ува­жения. Это весьма ограничивало возможность выражения любви. В корне проблемы, как часто бывает, лежало раз­личие в индивидуальных внутренних процессах. Она ре­презентировала переживания прежде всего в чувствах. Она чувствовала все как либо конкретно правильное, либо неправильное. Ее вербализация часто страдала крайно­стью, будучи выражением чувств, а не фактов. Она часто употребляла слова “всегда”, “никогда”, “каждый раз”. При расспросе я выяснила, что она не то чтобы действительно верила в то, что это было, например, “всегда”, она просто так чувствовала. Он же нуждался в ясности мысли, чтобы принять решение, а решение было ему необходимо, чтобы приступить к действию. Ясность мысли требовала уточне­ния множества деталей, нужно было принять во внимание все “про” и “контра”, просмотреть все последствия и пр. Ког­да все факты бывали представлены и указаны, и шли в том же направлении, что и ее чувства, проблем не возникало, но когда одно не соответствовало другому, возникали жес­токие споры. Ее наиболее значимая жалоба, то, что ее больше всего огорчало, — что она не может поверить, что он сделает что-нибудь по единственной причине, что она его попросила. Их взаимодействие происходило примерно так:

Она. Я чувствую, что это хорошо. Он. Я не вижу в этом ничего плохого. В чем твои возра­жения?

Она. Я подумала об этом, и мне просто это не нравится.

Он. Я не вижу, как ты могла просмотреть все факты и придти к такому выводу. Я хочу на самом деле знать, какие у тебя есть конкретные возражения.

Она. Ты просто не можешь дать этому идти своим чередом, правда? Тебе всегда нужно заключить соглашение.

Он. Давай не будем переходить на эмоции, и это не правда, что мне всегда нужно придти к соглашению. Бывали случаи, когда мы не соглашались и я принимал это например, дали Джеку остаться дольше на прошлой неделе.

Она. Ну вот, теперь ты хочешь, чтобы я плохо себя чувствовала.

Кроме паттернов, содержащихся в этих вербализациях, у них были явные различия в предпочитаемых темпах Она ценила скорость, стараясь, чтобы все шло так быстро, как возможно. Она все время чувствовала, что время ухо­дит и она опаздывает. Он же предпочитал более медлен­ный, умеренный шаг, что давало ему ощущение уверенности и соответствовало потребности в точности тщательности. По его мнению, ничто не должно было делаться пока не было определенно понятно, что именно это нужно делать — не делать ничего лучше, чем делать то, что возможно окажется неправильным.

Эти несоответствия создавали значительные и серьез­ные конфликты в их отношениях. Оптимальным выходом для них было — каждому разнообразить свое поведение настолько, чтобы включить и использовать ресурсы друго­го. Первым шагом, как это часто бывает, было показать им, что поведение каждого из них было естественным след­ствием того, как организуется опыт. Вторым шагом было подчеркнуть, что каждая из этих манер поведения содер­жит свои преимущества, и дать им понять, что каждый из них не имел в виду обидеть или ущемить другого. Сделав это, я стала помогать им расширить рамки их поведенческих выборов, чтобы дать им возможность лучше играть и работать друг с другом. Это создало для них контекст, в котором они могли учиться друг у друга и чувствовать себя ценимыми друг другом, так же как и учиться ценить друг друга по-новому. Они научились понимать, что эти отношения дают каждому из них как индивидууму много нового.


Источник: Кэмерон-Бендлер Лесли «С тех пор они жили счастливо»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.