Начиная работать с новым клиентом, фасилитатор обычно выступает в роли ремонтника. Клиент приходит, потому что что-то не в порядке, ему нужно что-то изменить или починить. Это похоже на вызов водопроводчика. Вы вряд ли вызовете его просто так, чтобы посмотреть, что он может предложить. Вы можете вызвать его, если у вас забился водосток, или если вам нужно проложить новы трубы, когда вы изменяете планировку.
Но через некоторое время очевидные повреждения исправлены. Водосток уже не забит, кран уже не течет. Это могло занять несколько посещений или несколько месяцев. Что тогда?
Вы можете просто отпустить клиента домой, счастливого, что его проблема решена. И это правильно. Мы проводим процессинг, чтобы люди могли обращать больше внимания на наслаждение своими занятиями в жизни.
Но через некоторое время очевидные повреждения исправлены. Водосток уже не забит, кран уже не течет. Это могло занять несколько посещений или несколько месяцев. Что тогда?
Вы можете просто отпустить клиента домой, счастливого, что его проблема решена. И это правильно. Мы проводим процессинг, чтобы люди могли обращать больше внимания на наслаждение своими занятиями в жизни.
Специалисту-фасилитатору нужно не только действовать правильно, но к тому же точно знать, почему он так действует. Правильные действия дадут вам очень многое. Но полностью осознавать то, что вы делаете, приведет вас на совершенно другой уровень.
Действия и техники преобразующего процессинга не изолированы друг от друга. Они становятся взаимосвязанными частями большего целого. Фасилитатор, который всегда осознает большее целое, ценнее, чем тот, который может сосредотачиваться только на проведении текущего действия.
По мере того, как фасилитатор постепенно овладевает разнообразными принципами, техниками и навыками процессинга, он постепенно перемещает свое осознание на более высокий уровень.
Сначала ему может быть трудно понять идею повторного переживания, и он может напряженно запоминать все шаги. По мере того как он обучается этому, его внимание скорее всего переходит на клиента, на выбор того, чем заняться, и когда оно завершено. Постепенно умение становится второй натурой фасилитатора. Тогда у него появляется общие взгляды на то, где место повторного переживания, и как оно стыкуется с другими техниками. По мере того как он овладевает этим, он может посвящать больше внимания максимальному увеличению продвижения клиента в жизни.
Мастеру-фасилитатору не нужно тратить внимание на то, правильно ли он проводит техники, или раздумывать, какую технику ему нужно использовать следующей. Он просто делает то, что эффективно. Всё внимание мастера обращено на клиента и его продвижение с течением времени. Он сохраняет всеобъемлющий взгляд на вещи, при этом правильно действуя. Он никогда не упускает из виду целостность ситуации.
Действия и техники преобразующего процессинга не изолированы друг от друга. Они становятся взаимосвязанными частями большего целого. Фасилитатор, который всегда осознает большее целое, ценнее, чем тот, который может сосредотачиваться только на проведении текущего действия.
По мере того, как фасилитатор постепенно овладевает разнообразными принципами, техниками и навыками процессинга, он постепенно перемещает свое осознание на более высокий уровень.
Сначала ему может быть трудно понять идею повторного переживания, и он может напряженно запоминать все шаги. По мере того как он обучается этому, его внимание скорее всего переходит на клиента, на выбор того, чем заняться, и когда оно завершено. Постепенно умение становится второй натурой фасилитатора. Тогда у него появляется общие взгляды на то, где место повторного переживания, и как оно стыкуется с другими техниками. По мере того как он овладевает этим, он может посвящать больше внимания максимальному увеличению продвижения клиента в жизни.
Мастеру-фасилитатору не нужно тратить внимание на то, правильно ли он проводит техники, или раздумывать, какую технику ему нужно использовать следующей. Он просто делает то, что эффективно. Всё внимание мастера обращено на клиента и его продвижение с течением времени. Он сохраняет всеобъемлющий взгляд на вещи, при этом правильно действуя. Он никогда не упускает из виду целостность ситуации.
При процессинге общих областей вопросы и темы используются несколько по-другому, чем при работе с конкретными проблемами.
Когда мы занимаемся конкретной проблемой, использование вопросов и техник в основном сходящееся, сужающееся. Мы работаем над тем, чтобы найти подход к проблеме, выяснить, в чем же дело, как это устроено, какая структура проблемы, для чего она полезна, и так далее. Наша задача в том, чтобы привести именно эту проблему в более оптимальное состояние. Если всплывают другие проблемы, можно их просто игнорировать.
Когда мы работаем над общими областями, мы не имеем в виду какой-то конкретной проблемы. Нам может подойти что угодно из того, что мы обнаружим. Это расходящаяся, расширяющаяся деятельность. Можно использовать вопрос по общей теме просто как введение, чтобы попросить клиента выдать что-то, над чем мы потом сможем поработать. Тогда мы справляемся со всплывшей проблемой любыми подходящими для нее техниками. А затем мы возвращаемся к исходному вопросу и смотрим, можно ли из него извлечь еще какие-то проблемы.
Когда мы занимаемся конкретной проблемой, использование вопросов и техник в основном сходящееся, сужающееся. Мы работаем над тем, чтобы найти подход к проблеме, выяснить, в чем же дело, как это устроено, какая структура проблемы, для чего она полезна, и так далее. Наша задача в том, чтобы привести именно эту проблему в более оптимальное состояние. Если всплывают другие проблемы, можно их просто игнорировать.
Когда мы работаем над общими областями, мы не имеем в виду какой-то конкретной проблемы. Нам может подойти что угодно из того, что мы обнаружим. Это расходящаяся, расширяющаяся деятельность. Можно использовать вопрос по общей теме просто как введение, чтобы попросить клиента выдать что-то, над чем мы потом сможем поработать. Тогда мы справляемся со всплывшей проблемой любыми подходящими для нее техниками. А затем мы возвращаемся к исходному вопросу и смотрим, можно ли из него извлечь еще какие-то проблемы.
Свобода выбора—это одна из самых важных способностей, которую можно помогать получать людям. Мы достигаем это гораздо эффективнее, если никогда не забываем о ней. В частности мы всегда ясно показываем клиенту, что у него есть выбор, и помогаем ему иметь больше возможностей.
Человек перед вами является вашим клиентом, потому что он сделал выбор прийти сюда. Он сделал выбор получить какую-то помощь. И для него важнее всего новые возможности, которые он выберет, и увеличение способности делать выбор.
При каждом удобном случае давайте клиенту выбор, по крайней мере в таком темпе, в котором он способен делать выбор. Есть много возможностей, которые новый клиент не готов выбрать. Не давайте их ему. Но давайте ему те, которые он может с удобством выбрать.
Клиент не должен выбирать, как вам делать вашу работу, это снижало бы эффективность. Но по крайней мере ему нужно выбирать основные области, на которых мы будем сосредотачиваться. Поэтому когда приходит новый клиент, спрашивайте его, над чем он хотел бы поработать. У него всегда есть этот выбор.
Человек перед вами является вашим клиентом, потому что он сделал выбор прийти сюда. Он сделал выбор получить какую-то помощь. И для него важнее всего новые возможности, которые он выберет, и увеличение способности делать выбор.
При каждом удобном случае давайте клиенту выбор, по крайней мере в таком темпе, в котором он способен делать выбор. Есть много возможностей, которые новый клиент не готов выбрать. Не давайте их ему. Но давайте ему те, которые он может с удобством выбрать.
Клиент не должен выбирать, как вам делать вашу работу, это снижало бы эффективность. Но по крайней мере ему нужно выбирать основные области, на которых мы будем сосредотачиваться. Поэтому когда приходит новый клиент, спрашивайте его, над чем он хотел бы поработать. У него всегда есть этот выбор.
Из тех тем, на которые мы нацеливаемся в процессинге, мы можем составлять модули.
У модуля может быть общая последовательная тема; простая, общая цель. В нем может быть систематическая разбивка темы на её составные части, или систематическое исследование темы с разных точек зрения. В модуле еще могут быть модели и принципы, которые относятся к рассматриваемой теме. И в нем могут предлагаться техники и процедуры, которые можно использовать для исследования и усовершенствования темы.
Модулем может быть общая область жизни, которая систематически исследуется. Это сильно отличается от работы с конкретными проблемами, которые клиент выносит на обсуждение. Если у клиента есть конкретная проблема, то мы работаем с ней любыми эффективными для этого техниками. И мы работаем над проблемой, пока она не прояснится к удовлетворению клиента.
В модульном процессинге мы начинаем с нуля. У клиента нет на уме никакой конкретной неотложной проблемы. Если бы она была, мы бы работали над ней. Мы начинаем модульный процессинг только тогда, когда разобрались со всеми неотложными проблемами и жалобами.
У модуля может быть общая последовательная тема; простая, общая цель. В нем может быть систематическая разбивка темы на её составные части, или систематическое исследование темы с разных точек зрения. В модуле еще могут быть модели и принципы, которые относятся к рассматриваемой теме. И в нем могут предлагаться техники и процедуры, которые можно использовать для исследования и усовершенствования темы.
Модулем может быть общая область жизни, которая систематически исследуется. Это сильно отличается от работы с конкретными проблемами, которые клиент выносит на обсуждение. Если у клиента есть конкретная проблема, то мы работаем с ней любыми эффективными для этого техниками. И мы работаем над проблемой, пока она не прояснится к удовлетворению клиента.
В модульном процессинге мы начинаем с нуля. У клиента нет на уме никакой конкретной неотложной проблемы. Если бы она была, мы бы работали над ней. Мы начинаем модульный процессинг только тогда, когда разобрались со всеми неотложными проблемами и жалобами.
Если у вас будет возможность направлять личность по долгосрочной программе развития, как вы будете строить эту программу?
Прежде всего поймите, что люди разные. Не получится делать точно одно и то же со всеми. По крайней мере если вы не будете сначала промывать им мозги и убеждать их в том, что ваша программа единственно правильная. Наверное, вам не хочется этого делать, если вы занимаетесь людьми, которые приходят к вам по своей свободной воле. Так что вам нужно быть гибким и приспосабливаться к желаниям людей и образу жизни каждого из них. У каждого человека совершенно особый путь развития. Ваша задача в том, чтобы помогать ему в его собственном путешествии, а не навязывать ему свои фиксированные идеи.
Сказав об этом, мы всё же можем набросать общую схему, которая будет эффективной для многих людей. Это можно делать разными способами, но бывает проще иметь один основной план, по которому можно следовать, если не очевидны никакие другие действия.
Можно составить план, разделенный на три основных этапа.
Прежде всего поймите, что люди разные. Не получится делать точно одно и то же со всеми. По крайней мере если вы не будете сначала промывать им мозги и убеждать их в том, что ваша программа единственно правильная. Наверное, вам не хочется этого делать, если вы занимаетесь людьми, которые приходят к вам по своей свободной воле. Так что вам нужно быть гибким и приспосабливаться к желаниям людей и образу жизни каждого из них. У каждого человека совершенно особый путь развития. Ваша задача в том, чтобы помогать ему в его собственном путешествии, а не навязывать ему свои фиксированные идеи.
Сказав об этом, мы всё же можем набросать общую схему, которая будет эффективной для многих людей. Это можно делать разными способами, но бывает проще иметь один основной план, по которому можно следовать, если не очевидны никакие другие действия.
Можно составить план, разделенный на три основных этапа.
Есть два разных способа выбора процедур и техник для использования в долгосрочной программе. Их можно отчасти перемежать и смешивать, но нужно ясно понимать отличие между ними.
В качестве начальной точки вы можете использовать или процедуру, или тему. Делать и то, и другое одновременно вряд ли даст желаемые результаты. Это по сути разновидность правила о том, что нельзя одновременно фиксировать и процедуру, и результат.
Если вы фиксируете процедуру, то неизвестно, на какие темы вы натолкнетесь. Если вы фиксируете тему, вам могут потребоваться разные процедуры, чтобы справиться с ней.
Темы—это, например, "Общение", "Взаимоотношения", "Проблемы", "Нежелательная привычка".
Процедурами могут быть такие вещи, как: "Объединение противоположностей", "Разгрузка", "Заземление".
Прежде всего заметьте, что это очень общие слова. Когда мы проводим готовые модули, мы делаем их достаточно общими, чтобы разные люди могли заполнить их своими собственными конкретными подробностями.
В качестве начальной точки вы можете использовать или процедуру, или тему. Делать и то, и другое одновременно вряд ли даст желаемые результаты. Это по сути разновидность правила о том, что нельзя одновременно фиксировать и процедуру, и результат.
Если вы фиксируете процедуру, то неизвестно, на какие темы вы натолкнетесь. Если вы фиксируете тему, вам могут потребоваться разные процедуры, чтобы справиться с ней.
Темы—это, например, "Общение", "Взаимоотношения", "Проблемы", "Нежелательная привычка".
Процедурами могут быть такие вещи, как: "Объединение противоположностей", "Разгрузка", "Заземление".
Прежде всего заметьте, что это очень общие слова. Когда мы проводим готовые модули, мы делаем их достаточно общими, чтобы разные люди могли заполнить их своими собственными конкретными подробностями.
Проводимый в сеансе процессинг можно подразделить на два основных вида деятельности.
Если у клиента есть конкретная проблема, над которой он хочет поработать, то мы обычно работаем над этим. Мы применяем техники конкретно для того, чтобы решить эту проблему. Мы начинаем с ситуации, которая по крайней мере расплывчато определена, и мы заканчиваем, когда эта ситуация превратилась во что-то более желательное.
Если у клиента нет никаких конкретных проблем, можно заняться более общими, большими областями жизни. Вместо того, чтобы использовать как начальную точку конкретную ситуацию клиента, мы начинаем с более общего взгляда на то, какие вещи было бы хорошо делать или не делать, мы знакомим клиента с этими областями, и смотрим, что всплывает.
Можно назвать эти два типа процессов "конкретными" и "общими". Это не безупречные слова, но они дают некоторое представление о том, чем мы занимаемся.
Если у клиента есть конкретная проблема, над которой он хочет поработать, то мы обычно работаем над этим. Мы применяем техники конкретно для того, чтобы решить эту проблему. Мы начинаем с ситуации, которая по крайней мере расплывчато определена, и мы заканчиваем, когда эта ситуация превратилась во что-то более желательное.
Если у клиента нет никаких конкретных проблем, можно заняться более общими, большими областями жизни. Вместо того, чтобы использовать как начальную точку конкретную ситуацию клиента, мы начинаем с более общего взгляда на то, какие вещи было бы хорошо делать или не делать, мы знакомим клиента с этими областями, и смотрим, что всплывает.
Можно назвать эти два типа процессов "конкретными" и "общими". Это не безупречные слова, но они дают некоторое представление о том, чем мы занимаемся.
Ничего не происходит вообще. Всё происходит конкретно.
Одна из ваших основных задач как фасилитатора—улучшать контакт людей с тем, что на самом деле происходит. Вы помогаете им перейти из страны заблуждений, копий и общей неопределенности в страну восприятия и непосредственного переживания.
Какой бы вопрос вы ни задавали клиенту, рассчитывайте получить в ответ что-то, относящееся к переживанию. Лучше всего то, что клиент переживает прямо сейчас. Даже если мы говорим о прошлом или о будущем, можно пережить воспоминание или образ здесь и сейчас.
Если клиент дает вам только общие абстракции, нам нужно еще поработать. Если вы спрашиваете кого-то: "Как у вас идут дела?", и он отвечает: "О, довольно хорошо", то вы на самом деле не получили никакой информации. Этот человек не установил связи ни с чем внутри себя, а просто дал вам общие слова.
В цикл процессинга входит то, чтобы клиент поискал ответ внутри. И он ищет не просто слова. Он находит то, что он может воспринять прямо сейчас. И именно это действует в процессинге. Нам нужно, чтобы личность воспринимала всё больше и больше.
Одна из ваших основных задач как фасилитатора—улучшать контакт людей с тем, что на самом деле происходит. Вы помогаете им перейти из страны заблуждений, копий и общей неопределенности в страну восприятия и непосредственного переживания.
Какой бы вопрос вы ни задавали клиенту, рассчитывайте получить в ответ что-то, относящееся к переживанию. Лучше всего то, что клиент переживает прямо сейчас. Даже если мы говорим о прошлом или о будущем, можно пережить воспоминание или образ здесь и сейчас.
Если клиент дает вам только общие абстракции, нам нужно еще поработать. Если вы спрашиваете кого-то: "Как у вас идут дела?", и он отвечает: "О, довольно хорошо", то вы на самом деле не получили никакой информации. Этот человек не установил связи ни с чем внутри себя, а просто дал вам общие слова.
В цикл процессинга входит то, чтобы клиент поискал ответ внутри. И он ищет не просто слова. Он находит то, что он может воспринять прямо сейчас. И именно это действует в процессинге. Нам нужно, чтобы личность воспринимала всё больше и больше.
Выбирая способ взаимодействия с клиентом, учитывайте его состояние развития и ясности. Желательно подвергать клиента тем испытаниям, которые лучше всего способствуют его продвижению. Что для этого нужно—зависит от того, насколько далеко он уже прошел.
Вначале идеи и переживание собственных реакций обычно являются для клиента более чем достаточным испытанием. Он еще не достиг личной ясности. Внутренние реакции обеспечивают все требующиеся развлечения и учебный материал.
Затем наступает поворотный момент, который можно назвать состоянием личной ясности, после которого собственные семантические реакции уже не являются самым интересным полем. Личность переросла их и прекрасно знает, что эти реакции осуществляет она сама. И если она не подвергается внешним потрясениям, она не обязана как-то реагировать. Она не создает для себя стрессовых ситуаций в своей голове. Ее внимание естественно направлено наружу, и для того чтобы вызвать у нее стрессовое состояние, нужно её участие в чем-то за пределами её личной сферы.
Просто сидеть и спокойно разговаривать о чем-то с дружественным фасилитатором может стать слишком беззубым занятием. Теперь личность может справляться с беспорядком побольше. Поэтому будет лучше, если вы как фасилитатор станете чуть более изобретательным.
Вначале идеи и переживание собственных реакций обычно являются для клиента более чем достаточным испытанием. Он еще не достиг личной ясности. Внутренние реакции обеспечивают все требующиеся развлечения и учебный материал.
Затем наступает поворотный момент, который можно назвать состоянием личной ясности, после которого собственные семантические реакции уже не являются самым интересным полем. Личность переросла их и прекрасно знает, что эти реакции осуществляет она сама. И если она не подвергается внешним потрясениям, она не обязана как-то реагировать. Она не создает для себя стрессовых ситуаций в своей голове. Ее внимание естественно направлено наружу, и для того чтобы вызвать у нее стрессовое состояние, нужно её участие в чем-то за пределами её личной сферы.
Просто сидеть и спокойно разговаривать о чем-то с дружественным фасилитатором может стать слишком беззубым занятием. Теперь личность может справляться с беспорядком побольше. Поэтому будет лучше, если вы как фасилитатор станете чуть более изобретательным.
Чтобы отмечать продвижение в процессинге, можно расположить несколько ориентировочных вех по сферам жизни. Они обозначают вполне определенные поворотные пункты.
Сферы—это не просто разные области жизни. Это всё более широкие сферы действия. И так как в системе преобразующего процессинга мы стремимся к расширению пространства личности и развитию способности справляться с большим количеством сторон жизни, то конечно эти сферы тесно связаны с нашей работой.
Разрешите мне прежде всего сказать, что цель нашей системы НЕ в том, чтобы выпускать людей, которые всегда всё правильно делают и никогда не попадают в неприятности. Личность с определенным уровнем способностей вполне может найти достаточно маленькую сферу действий, чтобы не попадать в неприятности. Небольших способностей может быть вполне достаточно, если всё спокойно и личность не пытается ничего сделать.
Сферы—это не просто разные области жизни. Это всё более широкие сферы действия. И так как в системе преобразующего процессинга мы стремимся к расширению пространства личности и развитию способности справляться с большим количеством сторон жизни, то конечно эти сферы тесно связаны с нашей работой.
Разрешите мне прежде всего сказать, что цель нашей системы НЕ в том, чтобы выпускать людей, которые всегда всё правильно делают и никогда не попадают в неприятности. Личность с определенным уровнем способностей вполне может найти достаточно маленькую сферу действий, чтобы не попадать в неприятности. Небольших способностей может быть вполне достаточно, если всё спокойно и личность не пытается ничего сделать.
Люди будут переживать разные типы проблем в зависимости от того, в какой плотности реальности они живут. А эта плотность довольно быстро меняется во всем мире. Определенные темы будут проходить через общество, как волны, и можно рассчитывать, что будут приходить люди с определенными видами просьб или проблем.
Сейчас, когда я пишу это, планета Земля переходит от сознания третьей плотности к сознанию четвертой плотности. Это значит, что физические усилия, продолжительность времени и линейное планирование будут менее важными. Становится важнее то, что личность чувствует и ожидает, и дела могут меняться очень быстро.
Поэтому наша задача сейчас—как можно лучше поддерживать этот переход к четвертой плотности: сделать его как можно более быстрым и приятным.
Происходит то, что эмоции и ожидания людей вдруг гораздо больше влияют на их окружение. Если говорить прямее, мир личности создается на основе её внутреннего состояния. Вы получите то, что вы чувствуете как целостная личность.
Сейчас, когда я пишу это, планета Земля переходит от сознания третьей плотности к сознанию четвертой плотности. Это значит, что физические усилия, продолжительность времени и линейное планирование будут менее важными. Становится важнее то, что личность чувствует и ожидает, и дела могут меняться очень быстро.
Поэтому наша задача сейчас—как можно лучше поддерживать этот переход к четвертой плотности: сделать его как можно более быстрым и приятным.
Происходит то, что эмоции и ожидания людей вдруг гораздо больше влияют на их окружение. Если говорить прямее, мир личности создается на основе её внутреннего состояния. Вы получите то, что вы чувствуете как целостная личность.