Женщина: Вы всё время описываете изменение временной линии путем просто зрительной реорганизации её так, как вы того хотите. Есть ли что-то ещё, что нужно сделать?
Всегда нужно очень тщательно проверять на экологичность, поскольку временные линии очень сильно увязаны с ощущением человеком того, что реально, а что нет. Прошлое уже произошло, поэтому оно реально, а будущее — не произошло, поэтому оно не реально. Если вы начнете менять эти различения, то можете серьезно повредить реальность человека. Если предлагаемое вами изменение полностью экологично, оно произойдет легко.
Ещё мы любые изменения предлагаем, как временные. «Вы можете это попробовать; если вам это не понравится, или не подойдет в каком-либо отношении, то вы всегда можете вернуться к тому способу, каким делали это раньше». Чтобы быть по-настоящему аккуратным, попросите человека вообразить применение этой новой временной линии во всех подходящих контекстах. «Каково это, иметь эту новую временную линию? Заметьте, позволяет ли она вам делать то, что вы хотите делать, и приводит ли к каким-либо проблемам или ограничениям». Изменение временной линии — это очень важное изменение, такое, которое может повлиять на все сферы вашей жизни. Это не что-то такое, что можно предпринять поверхностно. Прежде чем изменить её, вам нужно быть уверенным, что вы знаете, что делаете. Если часть вас обеспокоена тем, что вы окажетесь в тупике с этой новой временной линией — она постоянно будет бороться с вами и совершенно справедливо.
Всегда нужно очень тщательно проверять на экологичность, поскольку временные линии очень сильно увязаны с ощущением человеком того, что реально, а что нет. Прошлое уже произошло, поэтому оно реально, а будущее — не произошло, поэтому оно не реально. Если вы начнете менять эти различения, то можете серьезно повредить реальность человека. Если предлагаемое вами изменение полностью экологично, оно произойдет легко.
Ещё мы любые изменения предлагаем, как временные. «Вы можете это попробовать; если вам это не понравится, или не подойдет в каком-либо отношении, то вы всегда можете вернуться к тому способу, каким делали это раньше». Чтобы быть по-настоящему аккуратным, попросите человека вообразить применение этой новой временной линии во всех подходящих контекстах. «Каково это, иметь эту новую временную линию? Заметьте, позволяет ли она вам делать то, что вы хотите делать, и приводит ли к каким-либо проблемам или ограничениям». Изменение временной линии — это очень важное изменение, такое, которое может повлиять на все сферы вашей жизни. Это не что-то такое, что можно предпринять поверхностно. Прежде чем изменить её, вам нужно быть уверенным, что вы знаете, что делаете. Если часть вас обеспокоена тем, что вы окажетесь в тупике с этой новой временной линией — она постоянно будет бороться с вами и совершенно справедливо.
Этот пик на линии Тома — пример резкой прерывности временной линии, в отличие от более постепенных изменений. Будьте внимательны к прерывности такого рода, как сигналу дискретного или категориального сдвига в способе реагирования человека. Например, вместо плавного континуума временная линия одного мужчины была похожа на вереницу шариков или пузырьков воздуха. Каждый шарик содержал около 6 месяцев воспоминаний. Хотя шарики были выстроены по времени, события внутри каждого шарика были организованы случайно. С ним легко было бы проделать изменение истории, потому что вы легко смогли бы внедрить новое ресурсное воспоминание безо всякой необходимости тщательно согласовывать его с тем, что произошло непосредственно перед или после него.
Хотя большинство людей используют местоположение как аналоговую субмодальность, некоторые проводят также дискретные различия в локализации, знать о которых очень важно. Жесты человека часто привлекают внимание к этим категориальным различиям. Жесты «стаккато», или рука, перебрасываемая в воздухе, как монета, обычно указывают на категориальные альтернативы. Иногда люди делают режущее движение рукой, чтобы нарисовать вертикальную или горизонтальную линию, отмечающую чёткую границу между двумя местоположениями. Напротив, плавное движение рукой обычно является ясным указанием на аналоговый континуум.
Хотя большинство людей используют местоположение как аналоговую субмодальность, некоторые проводят также дискретные различия в локализации, знать о которых очень важно. Жесты человека часто привлекают внимание к этим категориальным различиям. Жесты «стаккато», или рука, перебрасываемая в воздухе, как монета, обычно указывают на категориальные альтернативы. Иногда люди делают режущее движение рукой, чтобы нарисовать вертикальную или горизонтальную линию, отмечающую чёткую границу между двумя местоположениями. Напротив, плавное движение рукой обычно является ясным указанием на аналоговый континуум.
Позвольте мне задать вам другой вопрос: Заметили ли вы какие-либо различия — особенно дискретные — между прошлым и будущим?
Боб: У меня все образы прошлого видятся моими глазами, а будущее представляет собой диссоциированные изображения меня самого.
Энн: Вокруг образов и моего прошлого, и будущего есть туманная граница; но цвет тумана серый для прошлого и серебристый для будущего.
Какой вам больше нравится: серый или серебристый?
Энн: Серебристый гораздо притягательнее. Вот почему он прямо передо мной.
Сэлли: У меня нечто подобное. Мое прошлое очень темное, а вокруг будущего имеется свечение; картины далекого будущего такие маленькие, что всё, что я могу видеть — это блеск.
То есть, у вас блестящее будущее!
Крис: Временная линия Тома оказалась для меня очень странной.
Можно нам всем её испробовать, Том?
Том: Разумеется. У меня нет авторского права.
Продемонстрируйте, как это сделать.
Боб: У меня все образы прошлого видятся моими глазами, а будущее представляет собой диссоциированные изображения меня самого.
Энн: Вокруг образов и моего прошлого, и будущего есть туманная граница; но цвет тумана серый для прошлого и серебристый для будущего.
Какой вам больше нравится: серый или серебристый?
Энн: Серебристый гораздо притягательнее. Вот почему он прямо передо мной.
Сэлли: У меня нечто подобное. Мое прошлое очень темное, а вокруг будущего имеется свечение; картины далекого будущего такие маленькие, что всё, что я могу видеть — это блеск.
То есть, у вас блестящее будущее!
Крис: Временная линия Тома оказалась для меня очень странной.
Можно нам всем её испробовать, Том?
Том: Разумеется. У меня нет авторского права.
Продемонстрируйте, как это сделать.
Фред: Мне было бы интересно услышать о нескольких полезных временных линиях.
Вообще-то вопрос всегда в том, «Полезные для какой цели?» или «Полезные для кого?» Вы обретаете представление о том, какие существуют возможности. Позвольте мне описать вам несколько довольно стандартных из них. У большинства людей имеется какого-то рода плавная незамкнутая кривая, как у Линды. Прошлое обычно — линия, отходящая влево, настоящее — прямо перед вами, а будущее — на линии справа. Образы могут быть составлены один за другим, но обычно они сдвинуты или организованы под углом, так что видна часть каждой последующей картины.
Решение, полезна временная линия или нет, зависит от того, каковы ваши личные цели и что для вас экологично. Сказать: «Это правильная временная линия» — то же самое, что сказать «Это правильный способ бытия, и нет других полезных способов жить в мире». Временная линия человека может сделать его уникальным. Но если в определенных ситуациях она вовлекает его в неприятности, или если иная временная линия позволила бы ему делать то, чего он не в состоянии делать со своей линией сейчас — тогда исследование альтернатив может оказаться кстати, хотя бы для конкретных контекстов.
Протяженность временной линии
Часто полезно найти кого-нибудь, кто, по вашему мнению, является очень способным и умелым, исследовать, как он сортирует время, и испробовать это. Например, люди, компетентные в перспективном планировании, склонны иметь будущее скорее близко перед собой, чем где-то сбоку. Мы знаем мужчину, который учит перспективному планированию бизнесменов, и он очень силен в этом. У него как пятилетний, так и десятилетний планы прямо тут, перед собой, весьма близко, и очень детализированные. Десять лет — всего примерно в двух футах. Это хорошо работает на него, и ему это действительно нравится, но когда это пробую я, — кажется, что будущее слишком давит на меня. Я хочу, чтобы будущее было чуть подальше и менее детальным, так чтобы у меня было больше пространства для движения в настоящем.
Вообще-то вопрос всегда в том, «Полезные для какой цели?» или «Полезные для кого?» Вы обретаете представление о том, какие существуют возможности. Позвольте мне описать вам несколько довольно стандартных из них. У большинства людей имеется какого-то рода плавная незамкнутая кривая, как у Линды. Прошлое обычно — линия, отходящая влево, настоящее — прямо перед вами, а будущее — на линии справа. Образы могут быть составлены один за другим, но обычно они сдвинуты или организованы под углом, так что видна часть каждой последующей картины.
Решение, полезна временная линия или нет, зависит от того, каковы ваши личные цели и что для вас экологично. Сказать: «Это правильная временная линия» — то же самое, что сказать «Это правильный способ бытия, и нет других полезных способов жить в мире». Временная линия человека может сделать его уникальным. Но если в определенных ситуациях она вовлекает его в неприятности, или если иная временная линия позволила бы ему делать то, чего он не в состоянии делать со своей линией сейчас — тогда исследование альтернатив может оказаться кстати, хотя бы для конкретных контекстов.
Протяженность временной линии
Часто полезно найти кого-нибудь, кто, по вашему мнению, является очень способным и умелым, исследовать, как он сортирует время, и испробовать это. Например, люди, компетентные в перспективном планировании, склонны иметь будущее скорее близко перед собой, чем где-то сбоку. Мы знаем мужчину, который учит перспективному планированию бизнесменов, и он очень силен в этом. У него как пятилетний, так и десятилетний планы прямо тут, перед собой, весьма близко, и очень детализированные. Десять лет — всего примерно в двух футах. Это хорошо работает на него, и ему это действительно нравится, но когда это пробую я, — кажется, что будущее слишком давит на меня. Я хочу, чтобы будущее было чуть подальше и менее детальным, так чтобы у меня было больше пространства для движения в настоящем.
Давайте ещё чуть-чуть поговорим о людях, ориентированных на прошлое, настоящее и будущее, и о том, как соотносится их ориентация с сортировкой времени. Например, у одной женщины, с которой я работал, прошлое находилось сразу за ней, настоящее непосредственно перед ней, а будущее уходило вперед. Ну, и что за человеком она была по отношению ко времени? Если вы попробуете такую временную линию, какой будет ваша ориентация?
Эл: Я не уверен. Это сбивает с толку.
Ну, можете вы видеть будущее?
Эл: Нет, вообще-то.
Нет, если только ваши образы не прозрачны, — а её прозрачными не были! Если настоящее прямо перед вами, а ближайшее будущее — за ним, так что вы не можете его видеть, какова ваша временная ориентация?
Сэлли: Настоящее.
Верно, и для неё это было сиюминутное настоящее. Когда она говорила: «прямо сейчас», она действительно имела в виду прямо сейчас — в данную долю секунды! Пять минут спустя было для неё будущим. Она имела очень узкое чувство настоящего.
Эл: Я не уверен. Это сбивает с толку.
Ну, можете вы видеть будущее?
Эл: Нет, вообще-то.
Нет, если только ваши образы не прозрачны, — а её прозрачными не были! Если настоящее прямо перед вами, а ближайшее будущее — за ним, так что вы не можете его видеть, какова ваша временная ориентация?
Сэлли: Настоящее.
Верно, и для неё это было сиюминутное настоящее. Когда она говорила: «прямо сейчас», она действительно имела в виду прямо сейчас — в данную долю секунды! Пять минут спустя было для неё будущим. Она имела очень узкое чувство настоящего.
1. Выявление. В тройках выявите свою временную линию, а затем поделитесь ею с другими.
2. Экспериментирование.
а. Сначала подкорректируйте субмодальности, которые вы уже используете, чтобы обнаружить, как это меняет вашу реакцию.
б. Потом попробуйте субмодальности, которые используют другие.
в. Попробуйте целиком чью-либо временную линию.
Обсуждение: сортировка по местоположению и отношение к глазным сигналам доступа[4]
Нашелся кто-нибудь, кто не сортирует время по местоположению? Как мы упоминали, самая распространенная субмодальность, используемая людьми для сортировки времени — это местоположение. Если подумать, в этом есть смысл. Зрительная система идеальна для одновременного представления множества событий. Если вам нужно расположить множество репрезентаций последовательно, то местоположение — превосходный способ сделать это. Если бы они были все в одном месте, то вы могли бы видеть только одну за раз, и вам пришлось бы кодировать их по различиям в яркости, цвете, размере или чем-либо подобном.
2. Экспериментирование.
а. Сначала подкорректируйте субмодальности, которые вы уже используете, чтобы обнаружить, как это меняет вашу реакцию.
б. Потом попробуйте субмодальности, которые используют другие.
в. Попробуйте целиком чью-либо временную линию.
Обсуждение: сортировка по местоположению и отношение к глазным сигналам доступа[4]
Нашелся кто-нибудь, кто не сортирует время по местоположению? Как мы упоминали, самая распространенная субмодальность, используемая людьми для сортировки времени — это местоположение. Если подумать, в этом есть смысл. Зрительная система идеальна для одновременного представления множества событий. Если вам нужно расположить множество репрезентаций последовательно, то местоположение — превосходный способ сделать это. Если бы они были все в одном месте, то вы могли бы видеть только одну за раз, и вам пришлось бы кодировать их по различиям в яркости, цвете, размере или чем-либо подобном.
Я думаю, этой демонстрации достаточно, чтобы дать вам представление о том, что мы хотим, чтобы вы сделали. Хотя вы будете делать это в группах по три человека, это — такое упражнение, в котором вы все можете отправиться внутрь себя прямо сейчас... в то время как я даю вам инструкцию... и начать определять ваши собственные субмодальные коды времени. Сначала подумайте о каком-либо простом повседневном действии, которое вы многократно совершали в прошлом и, вероятно, будете продолжать совершать в будущем. Выберите что-нибудь вроде езды на работу, чистки зубов, мытья посуды или принятия душа. Подумайте о том, как вы совершали это действие много времени назад, а затем как совершали его в недавнем прошлом. Подумайте о том, как совершаете его в настоящем. Потом представьте, как совершаете его в ближайшем будущем, и, наконец, в отдаленном будущем.
Думая о совершении одного и того же действия в каждый момент времени, сохраняйте содержание неизменным, так чтобы единственным различием было то, когда совершается это действие. Мы хотим, чтобы вы обнаружили субмодальные отличия, относящиеся к тому, как вы представляете время. Эти отличия станут для вас гораздо очевиднее, когда вы одновременно подумаете о том, как завтракаете в разные моменты времени. Когда вы одновременно представляете себе завтрак пять лет назад и пять лет спустя, то чем отличаются способы, какими вы думаете об этих двух событиях? Обычно люди совсем по-другому представляют время, когда получают доступ к своим переживаниям по одному за раз, последовательно. Если вам трудно видеть вес эти картины одновременно, используйте прием «как если бы»: просто притворитесь, что можете это сделать.
Думая о совершении одного и того же действия в каждый момент времени, сохраняйте содержание неизменным, так чтобы единственным различием было то, когда совершается это действие. Мы хотим, чтобы вы обнаружили субмодальные отличия, относящиеся к тому, как вы представляете время. Эти отличия станут для вас гораздо очевиднее, когда вы одновременно подумаете о том, как завтракаете в разные моменты времени. Когда вы одновременно представляете себе завтрак пять лет назад и пять лет спустя, то чем отличаются способы, какими вы думаете об этих двух событиях? Обычно люди совсем по-другому представляют время, когда получают доступ к своим переживаниям по одному за раз, последовательно. Если вам трудно видеть вес эти картины одновременно, используйте прием «как если бы»: просто притворитесь, что можете это сделать.
Большинству из нас встречались люди, о которых мы думали: «О, она живёт в прошлом», или: «Он думает только о будущем! Он никогда не потратит времени на то, чтобы остановиться и вдохнуть аромат цветов», или: «Она живёт только сегодняшним днем. У неё отсутствует понимание того, куда она движется». Эти качества определяются способами, какими люди внутренне репрезентируют время. Способы, которыми люди представляют время — прошлое, настоящее и будущее — обеспечивают основу их способностей и ограничений. Поэтому некоторые проблемы невозможно разрешить, если вы не измените способ, каким человек репрезентирует время.
Некоторые люди говорят: «Оставить прошлое позади» — и это буквально то, что они делают. Если вы оставляете прошлое позади себя, то не можете более видеть его — оно ушло. Другие говорят о туманном будущем, и будущее на их временной линии действительно туманное. Есть даже люди вообще без будущего.
Время является наиважнейшим элементом в организации нашего опыта. Подумайте, каково было бы воспринимать мир без времени. Без времени не было бы и причинности, не было бы способа узнать, что делать для удовлетворения потребностей и когда это делать. За редкими исключениями у каждого из нас есть какой-то способ сортировки опыта по критерию времени.
Мы обнаружили в своих исследованиях множество интересных вариантов того, как люди представляют время. Преподав материал о временных линиях многим разным группам, мы всё ещё получаем удовольствие, играя с этим материалом — и думаем, что вы тоже его получите.
Некоторые люди говорят: «Оставить прошлое позади» — и это буквально то, что они делают. Если вы оставляете прошлое позади себя, то не можете более видеть его — оно ушло. Другие говорят о туманном будущем, и будущее на их временной линии действительно туманное. Есть даже люди вообще без будущего.
Время является наиважнейшим элементом в организации нашего опыта. Подумайте, каково было бы воспринимать мир без времени. Без времени не было бы и причинности, не было бы способа узнать, что делать для удовлетворения потребностей и когда это делать. За редкими исключениями у каждого из нас есть какой-то способ сортировки опыта по критерию времени.
Мы обнаружили в своих исследованиях множество интересных вариантов того, как люди представляют время. Преподав материал о временных линиях многим разным группам, мы всё ещё получаем удовольствие, играя с этим материалом — и думаем, что вы тоже его получите.
Наша любимая история о надлежащей пользе слов восходит к эпизоду, происшедшему с нами на вечеринке в Калифорнии в середине 70-х годов. Мы пошли туда со своим другом по имени Майк, который явился на вечеринку весьма голодным. На столе в столовой стояла большая тарелка с шоколадными пирожными, коими он многократно угощался. После того как он съел около девяти штук, хозяин объявил, что это были пирожные с марихуаной, и что одной штуки хватило бы для хорошего вечера. Через некоторое время Майк был под весьма приличным кайфом, в особенности, после того как провел некоторое время в горячем бассейне. Надевая одежду после выхода из горячего бассейна, мы услышали, как Майк говорит медленно и громко: «Теперь я надеваю свой левый носок... Теперь я надеваю свой левый ботинок...» Стив рассмеялся и сказал: «Майк, нам не нужен отчет о твоих действиях». Майк медленно ответил: «Я знаю, что вам не нужен. Мне нужен!»
Надлежащая функция слов в нашей жизни — помогать нам следить за переживаниями, наклеивая на них ярлыки и деля их на категории. Тогда мы можем использовать эти ярлыки в качестве картотеки, чтобы «вызывать» переживания определенного рода, когда нам это полезно. Слова в меню вызывают в памяти переживания вкуса и консистенции описываемой пищи, чтобы помочь нам принять решение о том, какие блюда выбрать. Слова — не пища; они только указывают на пищу. Это кажется простым и очевидным фактом (немногие пробуют есть меню); тем не менее, мир полон людей, которые могут очень долго говорить об опыте, никогда не имев его в большом количестве.
Надлежащая функция слов в нашей жизни — помогать нам следить за переживаниями, наклеивая на них ярлыки и деля их на категории. Тогда мы можем использовать эти ярлыки в качестве картотеки, чтобы «вызывать» переживания определенного рода, когда нам это полезно. Слова в меню вызывают в памяти переживания вкуса и консистенции описываемой пищи, чтобы помочь нам принять решение о том, какие блюда выбрать. Слова — не пища; они только указывают на пищу. Это кажется простым и очевидным фактом (немногие пробуют есть меню); тем не менее, мир полон людей, которые могут очень долго говорить об опыте, никогда не имев его в большом количестве.
1. Каждый не должен любить меня
Каждый вовсе не должен любить меня или уподобляться мне. И мне не обязательно должен нравится каждый.
Я знаю, что каждый не должен уподобляться мне. Я наслаждаюсь любовью, и даже если кто-то меня не любит, я все равно O.K. Что бы обо мне ни думали другие, я все равно O.K.
Я не могу заставить кого-нибудь уподобляться мне, и сам не буду уподобляться кому-то.
Я не нуждаюсь в постоянном одобрении. Если кто-то не одобряет меня, я все равно буду O.K.
2. Это хорошо — делать ошибки
Это O.K. — делать ошибки. Ошибки — это то, что все мы делаем, и я.
Я все еще прекрасный и заслуживающий внимания человек, когда я делаю ошибки. Нет никакой причины расстраиваться, когда я делаю ошибку. Я пробую, и если я делаю ошибку, я продолжаю пробовать. Я могу осознать причины ошибки. Это — O.K. Я принимаю как свои непосредственные ошибки, так и ошибки, которые делают другие.
Каждый вовсе не должен любить меня или уподобляться мне. И мне не обязательно должен нравится каждый.
Я знаю, что каждый не должен уподобляться мне. Я наслаждаюсь любовью, и даже если кто-то меня не любит, я все равно O.K. Что бы обо мне ни думали другие, я все равно O.K.
Я не могу заставить кого-нибудь уподобляться мне, и сам не буду уподобляться кому-то.
Я не нуждаюсь в постоянном одобрении. Если кто-то не одобряет меня, я все равно буду O.K.
2. Это хорошо — делать ошибки
Это O.K. — делать ошибки. Ошибки — это то, что все мы делаем, и я.
Я все еще прекрасный и заслуживающий внимания человек, когда я делаю ошибки. Нет никакой причины расстраиваться, когда я делаю ошибку. Я пробую, и если я делаю ошибку, я продолжаю пробовать. Я могу осознать причины ошибки. Это — O.K. Я принимаю как свои непосредственные ошибки, так и ошибки, которые делают другие.
Откуда исходят иррациональные верования? Это — важный вопрос, если мы действительно хотим избавиться от них. Они исходят из ряда источников: друзья, родители, телевидение, радио, реклама, газеты, журналы, кино и т.д.
Рекламодатели и рекламные издания делают большие деньги на наших верованиях.
Они — очень интеллектуальные люди. Они понимают, что если они убедят нас в том, что мы не можем жить без их продукции, мы обязательно будем покупать то, что они производят.
Но магия такой рекламы не всегда срабатывает. Мы постепенно теряем к ней интерес. Люди, которые хотят постоянно влиять на наши иррациональные верования, должны иметь множество средств контроля над ними.
Человек, убежденный, что курение делает его мужественным и смелым, закуривая, представляет себя в роли героя на рекламных плакатах.
Язык рекламы полон слов: «должен», «имеют», «требуют», «что, если» и т.д.
В любой рекламе содержатся намеки на действия, выражаемые этими словами. Возьмите молодежные журналы и просмотрите рекламные объявления. Обратите внимание на иллюстрации и язык.
А теперь определите, какие типы «умственного мусора» они содержат?
Рекламодатели и рекламные издания делают большие деньги на наших верованиях.
Они — очень интеллектуальные люди. Они понимают, что если они убедят нас в том, что мы не можем жить без их продукции, мы обязательно будем покупать то, что они производят.
Но магия такой рекламы не всегда срабатывает. Мы постепенно теряем к ней интерес. Люди, которые хотят постоянно влиять на наши иррациональные верования, должны иметь множество средств контроля над ними.
Человек, убежденный, что курение делает его мужественным и смелым, закуривая, представляет себя в роли героя на рекламных плакатах.
Язык рекламы полон слов: «должен», «имеют», «требуют», «что, если» и т.д.
В любой рекламе содержатся намеки на действия, выражаемые этими словами. Возьмите молодежные журналы и просмотрите рекламные объявления. Обратите внимание на иллюстрации и язык.
А теперь определите, какие типы «умственного мусора» они содержат?
1. Каждый должен любить меня!
Каждый всегда должен любить меня. Если я не получаю этого, я чувствую себя несчастным. Я думаю: «Никто меня не любит. Я несчастен. Я такой маленький и беззащитный! Мне жаль себя. Я бедный».
Я сделаю всё, чтобы все любили меня.
2. Я должен все делать хорошо!
Ложное верование, что мы чувствуем себя хорошо только тогда, когда мы всё делаем хорошо. Мы не можем ошибаться. Мы говорим сами себе: «Я пропал, потому что я плохой. Я ошибся... Я ошибся дважды... Это ужасно! Я несчастен»!
На самом же деле ошибки должны побуждать нас работать как можно лучше.
Каждый всегда должен любить меня. Если я не получаю этого, я чувствую себя несчастным. Я думаю: «Никто меня не любит. Я несчастен. Я такой маленький и беззащитный! Мне жаль себя. Я бедный».
Я сделаю всё, чтобы все любили меня.
2. Я должен все делать хорошо!
Ложное верование, что мы чувствуем себя хорошо только тогда, когда мы всё делаем хорошо. Мы не можем ошибаться. Мы говорим сами себе: «Я пропал, потому что я плохой. Я ошибся... Я ошибся дважды... Это ужасно! Я несчастен»!
На самом же деле ошибки должны побуждать нас работать как можно лучше.