Прояснение значения

Наука » Психология » НЛП » Общие модули процессинга
Перед вами разнообразные способы разбираться со значением чего-то. Это может быть очень полезно делать со всем, с чем у человека проблемы, или с тем что нежелательно. Потому что если он не знает, что это значит, то как же он сможет это разрешить или достичь этого? Забавно, что когда человек проясняет значение чего-то, оно перестает быть таким, как он считал раньше.

1. Что это значит?

Может быть мощной техникой просто прояснять значение чего-то. Это лучше всего делать с дружественной, непредвзятой настойчивостью, чтобы получать реальности, а не абстрактные идеи. Реальности можно воспринимать какими-то чувствами. У них есть особенности восприятия. Они конкретные и точные, а не общие и туманные. Идея здесь в том, чтобы построить связь личности с теми реальностями, к которым она проявляет интерес. Когда личность установила связь с реальностями, они редко представляют собой какие-то проблемы. Проблема—это когда слова и символы мешают личности и она еще не поняла, что слова и символы не реальны.

"Что это для тебя значит?"

"Какое у тебя определение ___?"

"К какому опыту относится ___?"

"Что ты воспринимаешь насчет ___?"

2. Результат

Прояснение желательного результата—само по себе блестящий процесс. Часто больше ничего и не нужно. Или по крайней мере гораздо легче предпринять действия, когда известен желательный результат. Вот критерии, из которых состоит полный результат:

1. Он должен быть сформулирован положительно. Просто избавление от чего-то не подходит как результат. Чего ценного для себя он желает вместо этого? Это должно быть что-то конкретное и желательное.

2. Должен быть какой-то конкретный воспринимаемый признак достижения результата. Должна быть возможность проверить, есть ли у человека результат или нет. И это должна быть не просто идея, а конкретное воспринимаемое доказательство. Откуда человек будет знать, что результат достигнут?

3. Должны быть определлены обстоятельства. Когда результат желателен, где и с кем? Чтобы превратить желаемый результат в реальность, нам нужны подробности, где и как он воплотится в жизнь.

4. Результат должен быть во власти самого человека. Надежда на то, что кто-то другой просто начнет вести себя по-другому, не подходит как результат. Результатом должно быть что-то, что делает и поддерживает сам человек. Оно не должно зависеть от везения или действий кого-то другого.

5. Результат должен вписываться в экологию жизни человека. Он должен соответствовать всему остальному, что человек делает или хочет делать. Как получение результата отразится на его жизни? Может ли быть какая-то польза от того, что он не будет достигнут? Есть ли какие-то положительные или отрицательные побочные результаты?

3. Процедура творческого определения значения

Вот шаги, которые можно использовать, чтобы разобраться с определениями или ассоциациями слова или понятия. Идея в том, что слово не просто определяется другими словами. Его значение—это те ассоциации, которые конкретная личность с ним связывает. Эти шаги можно использовать для слова, на котором клиент особенно зациклился. Еще их можно использовать для общих слов, с которыми полезно разобраться, например "любовь", "будущее", "смерть", "старение", "успех", "неудача", и так далее.

1. "Что слово ___ означает или подразумевает?"

2. "Назови мне несколько вещей, к которым слово ___ не относится"

3. "Назови мне несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово ___."

4. "Назови мне несколько вещей, для описания которых нельзя использовать слово ___"

5. "С чем связано слово ___?"

6. "С чем не связано слово ___?"

7. "На что похоже слово ___?"

8. "От чего отличается слово ___?" (Выясните, чем отличается)

9. "Может быть, что-то повлияло на твое понимание слова ___?"

10. "Может быть, нужны какие-то убеждения, чтобы придать смысл слову ___?"

11. "Приведи мне пример неправильного понимания слова ___"

12. "Как именно ты мог бы передать твое понимание слова ___ другому человеку?"

13. "Каким слово ___ кажется тебе сейчас?"

Если нужно, добавьте:

14. "Что правильно в твоем понимании слова ___?"

15. "Как твое определение слова ___ помогает тебе быть свободным?"

16. "Как твое определение слова ___ помогает тебе достигать успеха в жизни?"

4. Искажения и пропуски

Высказывания людей часто немного искажены и пропускают часть информации. Язык—это все-таки символическое упрощение. Можно получить ценную информацию, выяснив, что именно было пропущено или искажено. Это говорит нам о том, как действует ум этого человека. В речи, которую использует человек, мы наблюдаем "поверхностную структуру". Но замечая, что искажено или пропущено, и пытаясь это восстановить, можно получить представление о "глубокой структуре". Вот самые распространенные искажения и пропуски, и примеры того как с ними разбираться.

1. Простой пробел: Упущены подробности. Не включена движущая сила или предмет деятельности.

К: “Я злюсь”

Ф: “Из-за чего ты злишься?”, “На кого ты злишься?”

2. Обобщенные ссылки: Обобщены люди, вещи и события. Не говорится, что это конкретно.

К: “Это неважно”

Ф: “А что именно неважно?”

3. Пробелы в сравнении: Делается видимое сравнение без указания того, с чем что-то сравнивается.

К: “Лучше уйти”

Ф: “Лучше уйти, чем что?”

4. Потеря исполнителя: Пропущен авторитет, источник или исполнитель. Оценки и суждения без источника.

К: “Хорошо быть вежливым”

Ф: “По чьим словам это хорошо?”, “Для кого это хорошо?”

5. Указание на необходимость: То, что человек должен/не должен, обязан / не обязан делать, что необходимо, что нужно делать. Пропущены последствия, точные причины и следствия.

К: “Я должен о ней заботиться”

Ф: “Что произойдет, если ты будешь о ней заботиться?”

“Что произойдет, если ты не будешь о ней заботиться?”

“Что не произойдет, если ты будешь о ней заботиться?”

“Что не произойдет, если ты не будешь о ней заботиться?”

6. Указание на возможность: То, что человек может/не может, мог бы/не мог бы, сможет/не сможет сделать. Это возможно или невозможно. Не включено причинение.

К: “Я не могу стать лучше”

Ф: “Что тебе мешает?”

7. Причина и следствие. Говорится, что будто бы один человек является причиной состояния другого человека, без подробностей того, как он это делает, и как будто сам человек не может ничего с этим поделать. Не включено собственное причинение.

К: “Она меня огорчила”

Ф: “Как именно она тебя огорчила?”

“Что бы случилось, если бы ты не огорчился?”

“Бывает ли, что ты не огорчаешься в такой ситуации?”

8. Указание на всеобщность: Что-то обобщается как происходящее всё время или как никогда не происходящее. Такие слова, как все, всё, всегда, всё время, никогда, никто, каждый, ни один, только. Подробности и исключения пропущены. Нет примеров обратного.

К: “Меня никто никогда не слушает”

Ф: “Тебя НИКОГДА никто не слушал?”

“Ты можешь вспомнить случай, когда кто-то тебя слушал?”

“Что бы случилось, если бы кто-то стал тебя слушать?”

9. Неуточненный глагол: Общий глагол, который не описывает, что на самом деле происходит. Доверять, любить, нравиться, поддерживать, помогать. Пропущены конкретные происходящие или желательные действия.

К: “Она меня не любит”

Ф: “А какие её действия говорят тебе об этом?”

“Как именно она тебя не любит?”

10. Чтение мыслей: Заявление о знании внутреннего состояния сознания кого-то другого, или ожидание от кого-то другого знания собственного состояния. Это скорее всего искаженная догадка, или по крайней мере пропущены подробности, каким образом это известно.

К: “Она не заботится обо мне”

Ф: “Откуда ты это знаешь?”

“Какие именно её действия сказали тебе об этом?”

11. Превращение глаголов в существительные (номинализация): Слова, описывающие процессы (глаголы), преобразованы в вещи (существительные). Человек думает о чем-то как о застывшей вещи, тогда как на самом деле это происходящее сейчас действие.

К: “Мне не хватает уверенности”

Ф: “А в чем ты должен быть более уверен?”

5. Ложная информация

Ложная информация—это информация, на основе которой действует человек, но которая неверна, обманчива или неприменима. Это хороший повод иметь неприятности в какой угодно области. В особенности нужно искать ложную информацию, если у человека вроде бы есть все требующиеся умения и знания, но он почему-то не может делать то, что нужно, в определенной области. Первым делом нужно выделить область, в которой скорее всего есть ложь:

"Что ты слышал о ___?"

"На основе какой информации ты действуешь?"

"Может быть, в ___ есть что-то бессмысленное?"

"Может быть, в ___ есть то, чего ты не понимаешь?"

"Может, в ___ есть что-то бесполезное?"

"Какие основные принципы в ___?"

"Какая информация не вписывается в общую картину?"

"Может, есть какие-то причины не делать ___?"

Затем нам нужно выловить конкретную ложную информацию в этой области:

"Может быть, какие-то из этих сведений неправильны?"

"Какую ложную информацию ты получил?"

"Может быть, кто-то дал тебе информацию по этой теме?"

Когда вы получили то, что возможно является ложной информацией, проверьте это:

"Кто так сказал?"

"Когда это было, где был ты, где были они?"

"Какие были конкретные обстоятельства, что ты видел, слышал, чувствовал?"

"Как эта информация соотносится с тем, что ты знаешь еще?"

"Относится ли эта информация к тебе?"

"В какой ситуации эта информация может подойти, если такие ситуации вообще есть?"

"Есть ли лучшая альтернатива?"



Источник: Флемминг Фанч «Общие модули процессинга»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.