1. Вмонтируйте стратегию в диссоциированном состоянии. «Анна, увидьте саму себя вон там, впереди. Та Анна собирается научиться новому способу реагировать на критику». Сделайте то, что необходимо для поддержания диссоциации. «Вы можете увидеть Анну на таком расстоянии, на каком вам захочется; или в чёрно-белом изображении; и вы можете поместить перед собой плексигласовый барьер, если это помогает вам оставаться здесь в качестве наблюдателя».
Всегда используйте местоимения и слова, обозначающие локализацию, такие как «здесь», «там», чтобы сохранять эту дистанцию и диссоциацию. Не забывайте следить за несловесными признаками диссоциации. Когда Карл только вышел сюда, он начал видеть себя там, и тогда его плечи и голова подались назад — что было хорошим признаком того, что он диссоциировался полнее. Поэтому убедитесь, что клиент выглядит по-разному, когда он диссоциирован и когда ассоциирован.
Некоторые люди предпочтут использовать слуховую диссоциацию — слышание себя в магнитофонной записи в другом месте пространства, а очень редко даже кинестетическую диссоциацию — ощупывание себя кончиками пальцев в другом месте пространства. Вы также можете использовать рамку «как если бы» или туманный язык, для людей, которые сознательно не визуализируют: «притворитесь, что можете видеть себя вон там». «Добейтесь ощущения, что вы находитесь за плексигласовым щитом».
2. Диссоциируйтесь от критики. «Анну, которая находится там, сейчас будут критиковать. Посмотрите и послушайте, как она мгновенно диссоциируется от критики». У неё есть разные способы сделать это. Один заключается в том, чтобы Анна, которая там, увидела себя критикуемой. Другой способ — напечатать слова критики в пространстве на расстоянии вытянутой руки; или она может выйти из своего тела и увидеть себя в момент, когда её критикуют. Если одной простой диссоциации недостаточно, чтобы поддерживать ту Анну впереди вас в ресурсном состоянии, попробуйте использовать какие-либо другие вспомогательные субмодальные сдвиги. Пусть та Анна сделает диссоциированную картину того, как её критикуют, меньше, дальше от себя, прозрачной, более туманной — или проделайте любой другой субмодальный сдвиг, который в нужной степени уменьшил бы её реакцию. Диссоциация препятствует мгновенному возникновению тяжелых чувств, которые испытывают столь многие люди; и она также обеспечивает объективную точку зрения, необходимую для следующего шага.
3. Создайте диссоциированную репрезентацию содержания критики. «Наблюдайте за Анной, как она создаёт фильм о том, что говорит критикующий её человек». И вновь, та Анна может сделать эту репрезентацию меньше и дальше от себя, для того, чтобы поддержать себя в ресурсном состоянии. Некоторые люди делают такие большие, яркие и близкие картины той «ужасной» вещи, которую они совершили, что им очень трудно поддержать ресурсное состояние. Она может отодвинуть эту репрезентацию достаточно далеко — или что-нибудь ещё, так чтобы чувствовать себя комфортно — но в то же время ясно видеть её.
Прежде чем вы сможете оценить критику, вам надо понять её. Что этот человек имеет в виду? Если кто-то говорит: «Ты опоздал на двадцать минут; теперь нам придется либо спешить, либо опоздать на фильм», вы сможете легко сделать достаточно детальную внутреннюю репрезентацию этой информации во всех основных системах восприятия.
Однако часто критика бывает слишком неопределенной, чтобы хорошо понять её. Если некто говорит: «Ты вонючка», или «Ты неосмотрительна» — в подобном случае та Анна должна будет собрать более конкретную информацию, чтобы точно знать, что имеет в виду критик. Прежде чем спрашивать о дополнительной информации, всегда полезно каким-либо образом синхронизироваться с критиком: «Меня беспокоит то, что вы считаете меня вонючкой», «Я ценю честность, с которой вы сказали об этом», «Я сожалею, что огорчил вас» и т. п. Потом вы можете спросить: «Что конкретно я сделал такого, что было непродуманным?» «Наблюдайте, как та Анна продолжает собирать информацию до тех пор, пока она не сможет создать ясную и детальную репрезентацию критики во всех основных системах восприятия».
4. Оцените критику, собирая по мере необходимости информацию. «Наблюдайте за Анной по мере того, как она сравнивает свою репрезентацию критики со всей остальной информацией, какую она имеет о ситуации, чтобы выяснить, совпадают они или не совпадают». Самый простой и прямой способ сделать это, состоит в том, чтобы предложить Анне вновь прокрутить фильм своих собственных воспоминаний о событии и сравнить его с фильмом критики. Она также может прокрутить фильмы события с разных точек зрения, включая точку зрения критика, наблюдателя или другого значимого человека. Если она получит замечание от других наблюдателей, они могут быть также полезны для оценки того, содержит или не содержит критика достоверную, полезную информацию.
Если, когда она это делает, между воспоминанием и критикой имеется полное несовпадение — возможно, ей понадобится вернуться к Шагу 2 и собрать больше информации о критическом замечании. Например, она могла не понять, что, говоря, что она «кричала» и «говорила напыщенно», он подразумевал, что громкость и высота её голоса увеличились на 10% — а это то, к чему он очень чувствителен из-за своего прошлого опыта унижений.
Если после повторного сбора информации остаётся полное несовпадение, то, может быть, для неё самое время заключить, что она просто не согласна. Возможно, критик галлюцинирует или каким-то образом внутренне генерирует опыт. Его замечание на самом деле не про неё, а про него самого, про его личную историю и т. п. Конечно, возможно также, что у неё может быть амнезия того, о чем говорит критик; или что её точка зрения настолько отлична, что она до сих пор не нашла способа понять его. В зависимости от ситуации может оказаться стоящим или не стоящим для неё продолжать работу по приближению к пониманию.
Обычно бывает по меньшей мере некоторое соответствие между репрезентациями той Анны и репрезентациями критика. Когда это так, она может признать совпадающие части и запросить больше информации о тех, которых она пока не понимает.
Когда эти две репрезентации соответствуют — это эквивалентно утверждению, что в соответствии с максимальной доступной ей информацией — а чем больше она её имеет, тем лучше! — критика является точной обратной связью, о которой ей полезно знать.
5. Примите решение об ответной реакции. «Наблюдайте за Анной в то время, как она решает, что она хочет сделать». До этого момента единственной её реакцией на критика были синхронизация и сбор информации. Теперь наступает время для реакции, даже если это всего лишь универсальный ответ типа «Спасибо, что обратили на это моё внимание; я должна буду серьёзно подумать об этом». Реакция Анны зависит от того, что она за человек — от её целей, критериев, ценностей, — а также от контекста и самой критики. Возможно, она захочет принести извинение или даже какого-то рода возмещение, чтобы компенсировать то, что она сделала. С другой стороны, если её намерением было досадить критику, может подойти простое: «Вы правильно меня поняли». Если же имеется полное несовпадение, она может отреагировать, сказав просто: «Это, конечно, совсем не то, как я это запомнила». Если его точка зрения является возможной интерпретацией её поведения, она может сказать: «Это, конечно, совсем не то, что я хотела вам сообщить; но я понимаю, что вы могли понять всё именно так. То, что я намеревалась сделать, было Y» — и разъяснить недоразумение.
«Наблюдайте за Анной в то время, как она осуществляет выбранную ею реакцию».
6. Обдумайте изменение будущего поведения. «Спросите Анну, которая находится там: «хочешь ли ты использовать информацию, полученную из критики, чтобы в будущем действовать по-другому?» Если ответ будет положительным, то понаблюдайте, как Анна выбирает новый(-ые) способ(-ы) поведения и синхронизирует новое поведение с будущим».
На Шаге 5 вы наблюдали, как Анна отвечает критику в «настоящем». На этом шаге вы наблюдаете, как она решает, хочет ли она изменить своё поведение, чтобы в будущем получать от критика или других людей иные реакции. Если она действительно хочет быть в будущем другой, то теперь ей надо выбрать или создать новые способы поведения и синхронизировать их с подходящими контекстами будущего. Если у неё недостаточно времени сейчас, то она может взять листок, чтобы тщательно записать, что она хотела бы изменить, и запрограммировать себя на то, чтобы проделать эти изменения в определенном времени и месте, когда у неё для этого будет время. Это — синхронизация процесса синхронизации с будущим с тем моментом будущего, когда она сможет сделать это более тщательно.
7. Повторение. Полезно повторить стратегию два иди три раза. Каждый повтор должен задействовать один или больше из основных необязательных элементов стратегии, которые не были использованы в предыдущих повторах. Например, если критика в первом примере была детализированной и конкретной, то последующая критика должна быть столь неопределенной, чтобы Анне понадобилось собирать информацию для создания репрезентации этой критики. «Наблюдайте за Анной, которая там, в ещё одной ситуации, где её сейчас будут критиковать. На этот раз критика будет очень общей, так что ей придётся собирать детальную информацию о том, что имеет в виду критик. Смотрите и слушайте внимательно, как Анна проходит через ту же последовательность в новой ситуации». Основные необязательные элементы таковы:
а. Сбор информации, когда критика является неопределенной.
б. Совпадение или несовпадение при сравнении репрезентации критики с вашей собственной репрезентацией того же события.
в. Принятие решения о реакции в сиюминутной ситуации
г. Использование информации, содержащейся в критике, чтобы избрать и синхронизировать с будущим новое поведение.
Обычно около трёх повторений бывает достаточно, чтобы вмонтировать новую стратегию. Когда вам кажется, что стратегам вмонтирована, вы можете провести проверку: «Спросите Анну, понимает ли она этот метод реагирования на критику достаточно хорошо, чтобы использовать его автоматически в любой момент будущего, когда она подвергнется критике». Если последует ответ «Нет» — определите, что конкретно она не понимает, и зафиксируйте это, или понаблюдайте, как она проделает ту же последовательность ещё несколько раз.
8. Повторно ассоциируйтесь с той частью себя, которая обучилась этой стратегии. Теперь наступает время повторно ассоциироваться с диссоциированным собой, чтобы инкорпорировать эту стратегию. «Вы только что наблюдали, как часть вас обучалась новому полезному способу реагирования на критику. Я хочу, чтобы вы поблагодарили её за то, что она таким образом была для вас особым ресурсом... Теперь я хочу, чтобы вы по-настоящему потянулись своими руками и ладонями, обняли ту Анну и мягко вернули её обратно в себя, затрачивая на это столько времени, сколько нужно; так что всё то, чему вы научились, будет доступно вам мгновенно и бессознательно, в любой момент в будущем, когда вас станут критиковать».
Как и со всеми другими техниками НЛП, вам нужно быть чувствительным к любым возможным возражениям, возникающим по ходу, и соответственно адаптировать свои действия.
Вмонтирование
Если вы думаете о критике в свой адрес и используете это содержание, чтобы пройти шаги стратегии в своем воображении, то вы можете вмонтировать её в себя с помощью процесса диссоциированного повторения. Стратегия может стать по-настоящему гладкой и автоматической, если вы повторите этот процесс с несколькими различными видами критики от различных людей и в различных контекстах, так что вы используете и генерализуете все элементы стратегии. Хотя вы можете вмонтировать её в себя, мы нашли очень полезным, — поскольку так много людей реагирует на критику столь быстро и «фобически» — чтобы кто-нибудь другой помог вам установить диссоциацию и обеспечил руководство во время внедрения вами стратегии.
Резюме
1. Вмонтируйте стратегию в диссоциированном состоянии.
2. Диссоциируйтесь от критики.
3. Создайте диссоциированную репрезентацию содержания критики.
4. Оцените критику, если нужно, собирая информацию.
5. Решите, как отреагировать.
6. Обдумайте изменение будущего поведения.
7. Повторение.
8. Восстановите ассоциацию с частью себя, обучившейся этой стратегии.
Проверка
Вся хорошая работа в НЛП включает проверку перед и после вмешательства — чтобы удостовериться, что полезное изменение произошло. Мы предположили, что ваш клиент уже продемонстрировал вам неполезную реакцию на критику. Поскольку поведенческая проверка всегда наилучшая, вы можете проверить, говоря с конгруэнтным несловесным аналоговым поведением: «Я учил этому процессу многих людей; но вы, ей-богу, задавали самые глупые вопросы» — и понаблюдайте за его реакцией. Может также оказаться полезным провести проверку в воображении клиента, используя все основные типы контекстов (люди, места, ситуации и т. п.), которые раньше были проблемными, и убедиться, что он полностью генерализовал это новое умение.
Обсуждение
Поскольку не у многих людей есть хороший способ объективно оценивать критику и конгруэнтно реагировать на неё, мы нашли эту стратегию очень полезной для большинства клиентов. Люди, которым мы её преподали, сообщали, что они с легкостью обучали ей других людей; поэтому ясно, что здесь работает сама техника — изменение не сводимо к особому личному стилю, обаянию или другим случайным обстоятельствам. Поскольку она столь полезна, некоторые из наших студентов неизменно вмонтируют её всем своим клиентам. Обучая кого-нибудь этой стратегии, вы на самом деле внедряете ему часть внутренней референции, способ больше зависеть от его собственных внутренних оценок, оставаясь при этом открытым для внешней обратной связи. Есть ли у вас какие-либо вопросы?
Джоан: Для обучения стратегии вы использовали двойную диссоциацию. А потом вы возвращаете эту часть в себя. Теперь, когда человека критикуют, сколько диссоциаций у него происходит — одна или две?
У него только одна диссоциация. Вы реинтегрировали первую диссоциацию, которую использовали, чтобы обучиться стратегии.
Марк: Посоветуйте что-нибудь относительно того, как бы можно было помочь кому-либо распространить эту стратегию на прошлое. Я думаю об одном конкретном клиенте, который до сих пор испытывает жгучую боль от старой критики.
Здесь мы использовали критику в настоящем; вы можете проделать ту же вещь и в прошлом. Подумайте о критике, которая была для вас по-настоящему разрушительной в прошлом, и увидьте самого себя там, перед тем как вас начнут критиковать. Проходя через всю стратегию, вы будете эффективно комбинировать её с техникой изменения личной истории. Некоторые люди использовали эту стратегию, чтобы пересмотреть трудные отношения в прошлом и научиться на них. Собирая информацию, они часто бывали глубоко тронуты важными вещами, которым они научились, и испытывали ощущение разрешения проблемы и облегчения. Такового рода информация может также оказывать оздоравливающее воздействие на отношения, продолжающиеся в настоящем.
Сильвия: У меня нет больших трудностей с критикой извне. Но я очень часто критикую себя, и я более критична к себе, чем кто-либо другой. Что я могу сделать с этим?
Вы можете использовать ту же стратегию с внутренним голосом или с любой частью вас, которая вас критикует. Просто диссоциируйтесь от этого голоса. И позвольте мне предложить вам прекрасный способ сделать это. Где вы слышите этот голос в своей голове?
Сильвия: Где я слышу его в моей голове? Где географически?
Да. Слышите ли вы его вот тут (показывает вправо), или тут (показывает влево), или тут (показывает вверх), или прямо в центре, или?..
Сильвия: Больше в левой стороне головы.
Можете ли вы услышать этот голос сейчас? Представьте, что он говорит вам что-то критическое. Что он может вам сказать? «Ты сделала это не очень хорошо», или…
Сильвия: Да. «Что это за тупость»
«Что это за тупость». Великолепно. Теперь услышьте этот голос исходящим из большого пальца вашей левой ноги... (смех) Это действительно по-другому, не так ли?
Сильвия: Да, точно.
Это обеспечивает дистанцию, слуховую диссоциацию. А потом вы можете пройти с этим внутренним критическим голосом через ту же стратегию.
Билл: Когда мы проводим это внедрение, каждый заранее предупрежден, что то, что должно появиться — это критика, поэтому зашита может быть возведена заранее. В реальной жизни так не бывает. Я сначала чувствую себя плохо, а потом осознаю: «О, меня критикуют». Но нож уже вошел в меня.
Это никогда не было проблемой. Если вы находите, что это проблема для вас — потратьте немного времени, чтобы определить вашу «систему раннего оповещёния» о критике. Как вы узнаете, что кто-то начинает говорить что-то о вас? Используйте это как стартовый сигнал для внедрения стратегии. Это логическая возможность, но это никогда не было практической проблемой при внедрении этой стратегии.
Сэлли: Можно ли использовать эту стратегию в ситуациях, где кто-то высказывает критику вас другому человеку, и это доходит до вас через того третьего человека?
Безусловно. Входной канал не имеет значения. Та же самая стратегия сработает, если кто-то критикует вас по телефону, в письме или любым другим способом. Вход может быть также абсолютно несловесным. Кто-то может выглядеть «обиженным», или вздохнуть, или отвернуться с «презрительным» видом, или что-то ещё. Если хотите быть абсолютно уверенным, можете для каждого повторения использовать другой входной канал, чтобы заставить человека генерализовать на различные варианты входа.
Хотя на это жалуется меньше людей, мы заметили, что многие столь же уязвимы для лести, как и для критики. Окружающие могут «умаслить» их комплиментами и приобрести преимущество над ними, или сделать их слепыми к проблемному поведению, которое им следовало бы исправить. Один из наших любимых парадоксов из комиксов гласит: «Вы слишком умны, чтобы поддаваться на лесть» (смех). Если вы не оцениваете комплименты тщательно, то легко можете поверить в такие утверждения о себе, которые не являются верными. Люди с лестными иллюзиями о себе менее открыты для обратной связи, и когда она, в конце концов, становится неизбежной, она обычно действует гораздо более опустошающе; людям нужно не только приспосабливаться к несовпадению между их поведением и чьей-то критикой, им также приходится приспосабливаться к несовпадению между своим поведением и собственными иллюзиями. Иногда люди, у которых нет способа оценивать критику или лесть, просто избегают критикующих людей и окружают себя людьми, которые будут им только льстить. Хотя на какое-то время это делает их жизнь более приятной, они упускают много полезной информации, и раньше или позже обычно разбивают себе нос когда, то «седьмое небо», на котором они находятся, падает на острые скалы.
Эта стратегия столь же полезна для людей, которые захотят оценивать комплименты прежде, чем реагировать на них. Всё, что требуется — это сделать маленькое изменение в способе описания пусковых сигналов для шага номер один. Вместо того чтобы говорить: «Диссоциируйтесь от любой критики», вы говорите: «Диссоциируйтесь от любых комментариев о себе и своём поведении, как комплиментов, так и критики». Единственное добавочное изменение заключается в прямой инструкции позаботиться о том, чтобы ассоциироваться с любыми похвалами, которые вы расцените как верные, чтобы вы могли получить от них полноценное удовольствие.
Одним очень продуктивным следствием овладения этим процессом является то, что люди меняются в сторону приобретения намного большей внутренней референции, становясь в то же время гораздо более открытыми для информации из внешних источников. Это лучший из всех возможных миров: быть открытым для всех источников информации, имея в то же время способность выносить свои собственные решения, основанные на своих собственных ценностях, целях и критериях.
Всегда используйте местоимения и слова, обозначающие локализацию, такие как «здесь», «там», чтобы сохранять эту дистанцию и диссоциацию. Не забывайте следить за несловесными признаками диссоциации. Когда Карл только вышел сюда, он начал видеть себя там, и тогда его плечи и голова подались назад — что было хорошим признаком того, что он диссоциировался полнее. Поэтому убедитесь, что клиент выглядит по-разному, когда он диссоциирован и когда ассоциирован.
Некоторые люди предпочтут использовать слуховую диссоциацию — слышание себя в магнитофонной записи в другом месте пространства, а очень редко даже кинестетическую диссоциацию — ощупывание себя кончиками пальцев в другом месте пространства. Вы также можете использовать рамку «как если бы» или туманный язык, для людей, которые сознательно не визуализируют: «притворитесь, что можете видеть себя вон там». «Добейтесь ощущения, что вы находитесь за плексигласовым щитом».
2. Диссоциируйтесь от критики. «Анну, которая находится там, сейчас будут критиковать. Посмотрите и послушайте, как она мгновенно диссоциируется от критики». У неё есть разные способы сделать это. Один заключается в том, чтобы Анна, которая там, увидела себя критикуемой. Другой способ — напечатать слова критики в пространстве на расстоянии вытянутой руки; или она может выйти из своего тела и увидеть себя в момент, когда её критикуют. Если одной простой диссоциации недостаточно, чтобы поддерживать ту Анну впереди вас в ресурсном состоянии, попробуйте использовать какие-либо другие вспомогательные субмодальные сдвиги. Пусть та Анна сделает диссоциированную картину того, как её критикуют, меньше, дальше от себя, прозрачной, более туманной — или проделайте любой другой субмодальный сдвиг, который в нужной степени уменьшил бы её реакцию. Диссоциация препятствует мгновенному возникновению тяжелых чувств, которые испытывают столь многие люди; и она также обеспечивает объективную точку зрения, необходимую для следующего шага.
3. Создайте диссоциированную репрезентацию содержания критики. «Наблюдайте за Анной, как она создаёт фильм о том, что говорит критикующий её человек». И вновь, та Анна может сделать эту репрезентацию меньше и дальше от себя, для того, чтобы поддержать себя в ресурсном состоянии. Некоторые люди делают такие большие, яркие и близкие картины той «ужасной» вещи, которую они совершили, что им очень трудно поддержать ресурсное состояние. Она может отодвинуть эту репрезентацию достаточно далеко — или что-нибудь ещё, так чтобы чувствовать себя комфортно — но в то же время ясно видеть её.
Прежде чем вы сможете оценить критику, вам надо понять её. Что этот человек имеет в виду? Если кто-то говорит: «Ты опоздал на двадцать минут; теперь нам придется либо спешить, либо опоздать на фильм», вы сможете легко сделать достаточно детальную внутреннюю репрезентацию этой информации во всех основных системах восприятия.
Однако часто критика бывает слишком неопределенной, чтобы хорошо понять её. Если некто говорит: «Ты вонючка», или «Ты неосмотрительна» — в подобном случае та Анна должна будет собрать более конкретную информацию, чтобы точно знать, что имеет в виду критик. Прежде чем спрашивать о дополнительной информации, всегда полезно каким-либо образом синхронизироваться с критиком: «Меня беспокоит то, что вы считаете меня вонючкой», «Я ценю честность, с которой вы сказали об этом», «Я сожалею, что огорчил вас» и т. п. Потом вы можете спросить: «Что конкретно я сделал такого, что было непродуманным?» «Наблюдайте, как та Анна продолжает собирать информацию до тех пор, пока она не сможет создать ясную и детальную репрезентацию критики во всех основных системах восприятия».
4. Оцените критику, собирая по мере необходимости информацию. «Наблюдайте за Анной по мере того, как она сравнивает свою репрезентацию критики со всей остальной информацией, какую она имеет о ситуации, чтобы выяснить, совпадают они или не совпадают». Самый простой и прямой способ сделать это, состоит в том, чтобы предложить Анне вновь прокрутить фильм своих собственных воспоминаний о событии и сравнить его с фильмом критики. Она также может прокрутить фильмы события с разных точек зрения, включая точку зрения критика, наблюдателя или другого значимого человека. Если она получит замечание от других наблюдателей, они могут быть также полезны для оценки того, содержит или не содержит критика достоверную, полезную информацию.
Если, когда она это делает, между воспоминанием и критикой имеется полное несовпадение — возможно, ей понадобится вернуться к Шагу 2 и собрать больше информации о критическом замечании. Например, она могла не понять, что, говоря, что она «кричала» и «говорила напыщенно», он подразумевал, что громкость и высота её голоса увеличились на 10% — а это то, к чему он очень чувствителен из-за своего прошлого опыта унижений.
Если после повторного сбора информации остаётся полное несовпадение, то, может быть, для неё самое время заключить, что она просто не согласна. Возможно, критик галлюцинирует или каким-то образом внутренне генерирует опыт. Его замечание на самом деле не про неё, а про него самого, про его личную историю и т. п. Конечно, возможно также, что у неё может быть амнезия того, о чем говорит критик; или что её точка зрения настолько отлична, что она до сих пор не нашла способа понять его. В зависимости от ситуации может оказаться стоящим или не стоящим для неё продолжать работу по приближению к пониманию.
Обычно бывает по меньшей мере некоторое соответствие между репрезентациями той Анны и репрезентациями критика. Когда это так, она может признать совпадающие части и запросить больше информации о тех, которых она пока не понимает.
Когда эти две репрезентации соответствуют — это эквивалентно утверждению, что в соответствии с максимальной доступной ей информацией — а чем больше она её имеет, тем лучше! — критика является точной обратной связью, о которой ей полезно знать.
5. Примите решение об ответной реакции. «Наблюдайте за Анной в то время, как она решает, что она хочет сделать». До этого момента единственной её реакцией на критика были синхронизация и сбор информации. Теперь наступает время для реакции, даже если это всего лишь универсальный ответ типа «Спасибо, что обратили на это моё внимание; я должна буду серьёзно подумать об этом». Реакция Анны зависит от того, что она за человек — от её целей, критериев, ценностей, — а также от контекста и самой критики. Возможно, она захочет принести извинение или даже какого-то рода возмещение, чтобы компенсировать то, что она сделала. С другой стороны, если её намерением было досадить критику, может подойти простое: «Вы правильно меня поняли». Если же имеется полное несовпадение, она может отреагировать, сказав просто: «Это, конечно, совсем не то, как я это запомнила». Если его точка зрения является возможной интерпретацией её поведения, она может сказать: «Это, конечно, совсем не то, что я хотела вам сообщить; но я понимаю, что вы могли понять всё именно так. То, что я намеревалась сделать, было Y» — и разъяснить недоразумение.
«Наблюдайте за Анной в то время, как она осуществляет выбранную ею реакцию».
6. Обдумайте изменение будущего поведения. «Спросите Анну, которая находится там: «хочешь ли ты использовать информацию, полученную из критики, чтобы в будущем действовать по-другому?» Если ответ будет положительным, то понаблюдайте, как Анна выбирает новый(-ые) способ(-ы) поведения и синхронизирует новое поведение с будущим».
На Шаге 5 вы наблюдали, как Анна отвечает критику в «настоящем». На этом шаге вы наблюдаете, как она решает, хочет ли она изменить своё поведение, чтобы в будущем получать от критика или других людей иные реакции. Если она действительно хочет быть в будущем другой, то теперь ей надо выбрать или создать новые способы поведения и синхронизировать их с подходящими контекстами будущего. Если у неё недостаточно времени сейчас, то она может взять листок, чтобы тщательно записать, что она хотела бы изменить, и запрограммировать себя на то, чтобы проделать эти изменения в определенном времени и месте, когда у неё для этого будет время. Это — синхронизация процесса синхронизации с будущим с тем моментом будущего, когда она сможет сделать это более тщательно.
7. Повторение. Полезно повторить стратегию два иди три раза. Каждый повтор должен задействовать один или больше из основных необязательных элементов стратегии, которые не были использованы в предыдущих повторах. Например, если критика в первом примере была детализированной и конкретной, то последующая критика должна быть столь неопределенной, чтобы Анне понадобилось собирать информацию для создания репрезентации этой критики. «Наблюдайте за Анной, которая там, в ещё одной ситуации, где её сейчас будут критиковать. На этот раз критика будет очень общей, так что ей придётся собирать детальную информацию о том, что имеет в виду критик. Смотрите и слушайте внимательно, как Анна проходит через ту же последовательность в новой ситуации». Основные необязательные элементы таковы:
а. Сбор информации, когда критика является неопределенной.
б. Совпадение или несовпадение при сравнении репрезентации критики с вашей собственной репрезентацией того же события.
в. Принятие решения о реакции в сиюминутной ситуации
г. Использование информации, содержащейся в критике, чтобы избрать и синхронизировать с будущим новое поведение.
Обычно около трёх повторений бывает достаточно, чтобы вмонтировать новую стратегию. Когда вам кажется, что стратегам вмонтирована, вы можете провести проверку: «Спросите Анну, понимает ли она этот метод реагирования на критику достаточно хорошо, чтобы использовать его автоматически в любой момент будущего, когда она подвергнется критике». Если последует ответ «Нет» — определите, что конкретно она не понимает, и зафиксируйте это, или понаблюдайте, как она проделает ту же последовательность ещё несколько раз.
8. Повторно ассоциируйтесь с той частью себя, которая обучилась этой стратегии. Теперь наступает время повторно ассоциироваться с диссоциированным собой, чтобы инкорпорировать эту стратегию. «Вы только что наблюдали, как часть вас обучалась новому полезному способу реагирования на критику. Я хочу, чтобы вы поблагодарили её за то, что она таким образом была для вас особым ресурсом... Теперь я хочу, чтобы вы по-настоящему потянулись своими руками и ладонями, обняли ту Анну и мягко вернули её обратно в себя, затрачивая на это столько времени, сколько нужно; так что всё то, чему вы научились, будет доступно вам мгновенно и бессознательно, в любой момент в будущем, когда вас станут критиковать».
Как и со всеми другими техниками НЛП, вам нужно быть чувствительным к любым возможным возражениям, возникающим по ходу, и соответственно адаптировать свои действия.
Вмонтирование
Если вы думаете о критике в свой адрес и используете это содержание, чтобы пройти шаги стратегии в своем воображении, то вы можете вмонтировать её в себя с помощью процесса диссоциированного повторения. Стратегия может стать по-настоящему гладкой и автоматической, если вы повторите этот процесс с несколькими различными видами критики от различных людей и в различных контекстах, так что вы используете и генерализуете все элементы стратегии. Хотя вы можете вмонтировать её в себя, мы нашли очень полезным, — поскольку так много людей реагирует на критику столь быстро и «фобически» — чтобы кто-нибудь другой помог вам установить диссоциацию и обеспечил руководство во время внедрения вами стратегии.
Резюме
1. Вмонтируйте стратегию в диссоциированном состоянии.
2. Диссоциируйтесь от критики.
3. Создайте диссоциированную репрезентацию содержания критики.
4. Оцените критику, если нужно, собирая информацию.
5. Решите, как отреагировать.
6. Обдумайте изменение будущего поведения.
7. Повторение.
8. Восстановите ассоциацию с частью себя, обучившейся этой стратегии.
Проверка
Вся хорошая работа в НЛП включает проверку перед и после вмешательства — чтобы удостовериться, что полезное изменение произошло. Мы предположили, что ваш клиент уже продемонстрировал вам неполезную реакцию на критику. Поскольку поведенческая проверка всегда наилучшая, вы можете проверить, говоря с конгруэнтным несловесным аналоговым поведением: «Я учил этому процессу многих людей; но вы, ей-богу, задавали самые глупые вопросы» — и понаблюдайте за его реакцией. Может также оказаться полезным провести проверку в воображении клиента, используя все основные типы контекстов (люди, места, ситуации и т. п.), которые раньше были проблемными, и убедиться, что он полностью генерализовал это новое умение.
Обсуждение
Поскольку не у многих людей есть хороший способ объективно оценивать критику и конгруэнтно реагировать на неё, мы нашли эту стратегию очень полезной для большинства клиентов. Люди, которым мы её преподали, сообщали, что они с легкостью обучали ей других людей; поэтому ясно, что здесь работает сама техника — изменение не сводимо к особому личному стилю, обаянию или другим случайным обстоятельствам. Поскольку она столь полезна, некоторые из наших студентов неизменно вмонтируют её всем своим клиентам. Обучая кого-нибудь этой стратегии, вы на самом деле внедряете ему часть внутренней референции, способ больше зависеть от его собственных внутренних оценок, оставаясь при этом открытым для внешней обратной связи. Есть ли у вас какие-либо вопросы?
Джоан: Для обучения стратегии вы использовали двойную диссоциацию. А потом вы возвращаете эту часть в себя. Теперь, когда человека критикуют, сколько диссоциаций у него происходит — одна или две?
У него только одна диссоциация. Вы реинтегрировали первую диссоциацию, которую использовали, чтобы обучиться стратегии.
Марк: Посоветуйте что-нибудь относительно того, как бы можно было помочь кому-либо распространить эту стратегию на прошлое. Я думаю об одном конкретном клиенте, который до сих пор испытывает жгучую боль от старой критики.
Здесь мы использовали критику в настоящем; вы можете проделать ту же вещь и в прошлом. Подумайте о критике, которая была для вас по-настоящему разрушительной в прошлом, и увидьте самого себя там, перед тем как вас начнут критиковать. Проходя через всю стратегию, вы будете эффективно комбинировать её с техникой изменения личной истории. Некоторые люди использовали эту стратегию, чтобы пересмотреть трудные отношения в прошлом и научиться на них. Собирая информацию, они часто бывали глубоко тронуты важными вещами, которым они научились, и испытывали ощущение разрешения проблемы и облегчения. Такового рода информация может также оказывать оздоравливающее воздействие на отношения, продолжающиеся в настоящем.
Сильвия: У меня нет больших трудностей с критикой извне. Но я очень часто критикую себя, и я более критична к себе, чем кто-либо другой. Что я могу сделать с этим?
Вы можете использовать ту же стратегию с внутренним голосом или с любой частью вас, которая вас критикует. Просто диссоциируйтесь от этого голоса. И позвольте мне предложить вам прекрасный способ сделать это. Где вы слышите этот голос в своей голове?
Сильвия: Где я слышу его в моей голове? Где географически?
Да. Слышите ли вы его вот тут (показывает вправо), или тут (показывает влево), или тут (показывает вверх), или прямо в центре, или?..
Сильвия: Больше в левой стороне головы.
Можете ли вы услышать этот голос сейчас? Представьте, что он говорит вам что-то критическое. Что он может вам сказать? «Ты сделала это не очень хорошо», или…
Сильвия: Да. «Что это за тупость»
«Что это за тупость». Великолепно. Теперь услышьте этот голос исходящим из большого пальца вашей левой ноги... (смех) Это действительно по-другому, не так ли?
Сильвия: Да, точно.
Это обеспечивает дистанцию, слуховую диссоциацию. А потом вы можете пройти с этим внутренним критическим голосом через ту же стратегию.
Билл: Когда мы проводим это внедрение, каждый заранее предупрежден, что то, что должно появиться — это критика, поэтому зашита может быть возведена заранее. В реальной жизни так не бывает. Я сначала чувствую себя плохо, а потом осознаю: «О, меня критикуют». Но нож уже вошел в меня.
Это никогда не было проблемой. Если вы находите, что это проблема для вас — потратьте немного времени, чтобы определить вашу «систему раннего оповещёния» о критике. Как вы узнаете, что кто-то начинает говорить что-то о вас? Используйте это как стартовый сигнал для внедрения стратегии. Это логическая возможность, но это никогда не было практической проблемой при внедрении этой стратегии.
Сэлли: Можно ли использовать эту стратегию в ситуациях, где кто-то высказывает критику вас другому человеку, и это доходит до вас через того третьего человека?
Безусловно. Входной канал не имеет значения. Та же самая стратегия сработает, если кто-то критикует вас по телефону, в письме или любым другим способом. Вход может быть также абсолютно несловесным. Кто-то может выглядеть «обиженным», или вздохнуть, или отвернуться с «презрительным» видом, или что-то ещё. Если хотите быть абсолютно уверенным, можете для каждого повторения использовать другой входной канал, чтобы заставить человека генерализовать на различные варианты входа.
Хотя на это жалуется меньше людей, мы заметили, что многие столь же уязвимы для лести, как и для критики. Окружающие могут «умаслить» их комплиментами и приобрести преимущество над ними, или сделать их слепыми к проблемному поведению, которое им следовало бы исправить. Один из наших любимых парадоксов из комиксов гласит: «Вы слишком умны, чтобы поддаваться на лесть» (смех). Если вы не оцениваете комплименты тщательно, то легко можете поверить в такие утверждения о себе, которые не являются верными. Люди с лестными иллюзиями о себе менее открыты для обратной связи, и когда она, в конце концов, становится неизбежной, она обычно действует гораздо более опустошающе; людям нужно не только приспосабливаться к несовпадению между их поведением и чьей-то критикой, им также приходится приспосабливаться к несовпадению между своим поведением и собственными иллюзиями. Иногда люди, у которых нет способа оценивать критику или лесть, просто избегают критикующих людей и окружают себя людьми, которые будут им только льстить. Хотя на какое-то время это делает их жизнь более приятной, они упускают много полезной информации, и раньше или позже обычно разбивают себе нос когда, то «седьмое небо», на котором они находятся, падает на острые скалы.
Эта стратегия столь же полезна для людей, которые захотят оценивать комплименты прежде, чем реагировать на них. Всё, что требуется — это сделать маленькое изменение в способе описания пусковых сигналов для шага номер один. Вместо того чтобы говорить: «Диссоциируйтесь от любой критики», вы говорите: «Диссоциируйтесь от любых комментариев о себе и своём поведении, как комплиментов, так и критики». Единственное добавочное изменение заключается в прямой инструкции позаботиться о том, чтобы ассоциироваться с любыми похвалами, которые вы расцените как верные, чтобы вы могли получить от них полноценное удовольствие.
Одним очень продуктивным следствием овладения этим процессом является то, что люди меняются в сторону приобретения намного большей внутренней референции, становясь в то же время гораздо более открытыми для информации из внешних источников. Это лучший из всех возможных миров: быть открытым для всех источников информации, имея в то же время способность выносить свои собственные решения, основанные на своих собственных ценностях, целях и критериях.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи