Фрейм «согласия»

Наука » Психология » НЛП » НЛП практика
Когда у двух конфликтующих людей отсутствует согласие по поводу какого-нибудь вопроса, они не­прерывно спорят друг с другом. Разногласия часто возникают из-за того, что люди рассматривают ситу­ацию с различных точек зрения и делают это катего­ричным образом. Чтобы достичь фрейма согласия, оба человека должны перейти на более высокий ло­гический уровень, который включает все интересы, мнения и системы отсчета. Данный паттерн способ­ствует процессу, посредством которого конфликтую­щие люди или группы людей могут достичь действительного согласия друг с другом. Запомните, что вы никогда не решите проблему на уровне проблемы. Вы должны укрупнить (перевести на другой уро­вень) ее для достижения согласия.

Чтобы достичь фрейма согласия, оба челове­ка должны перейти на более высокий логи­ческий уровень, который включает все инте­ресы, мнения и системы отсчета.

Паттерн фрейма согласия.

1. Определите имеющиеся фреймы. Попросите каж­дого человека дать конкретное описание желаемо­го результата. «Что именно вы хотите?» «Какие ценности, убеждения и критерии управляют этой целью?» «Что при этом вы оцениваете как по-на­стоящему важное?» (Эти вопросы не только дают возможность получить важную информацию, но и позволяют подстроиться к людям, так что каждый из них ощущает, что его услышали и поняли. При этом начинается конструирование результатов более высокого (или мета-) уровня, необходимых для фрейма согласия.)

2. Определите общие элементы. Найдите на более высоком уровне общий элемент, по поводу кото­рого у обеих сторон наблюдается согласие. Укруп­ните его до позитивной цели более высокого уров­ня, по поводу которой могут согласиться обе сто­роны: «Джек хочет купить синее кресло, а вы, Джилл, хотите купить красное. Кажется, что вы оба, по крайней мере, согласны купить кресло, вер­но?» Подстройка к желанию более высокого уров­ня перемещает на этот уровень и спорящие сторо­ны.

3. Определите категорию более высокого уровня. Если вы получите отказ, перемещайтесь вверх, к следующей категории. В приведенном примере вы могли бы использовать категорию «мебель»: «Со­гласны ли вы с тем, что вы оба желаете купить что-нибудь из мебели?». Продолжайте до тех пор, пока не обнаружите некоторый уровень (категорию) согласия: «Итак, вы оба согласны потратить день­ги на обустройство дома, верно?»

4. Используйте метарезультаты сторон, чтобы сформулировать фрейм согласия более высокого уровня. «Что даст вам покупка X, Джек?» «Джилл, если вы купите У, что это даст вам?» «Когда вы по­лучите свой результат, что это даст вам?» Продол­жайте, пока стороны не согласятся с целями, на­ходящимися на более высоком уровне: «Итак, вы оба хотите, чтобы ваш дом был уютным и привле­кательным?»

5. Осуществите фрейминг переговоров посредством использования согласия на более высоком уровне.

Перейдите обратно вниз из общего фрейма согла­сия к более конкретным вопросам: «Будет ли приобретение этого синего кресла соответство­вать критериям уюта и привлекательности?» «Если по поводу этой покупки решение примет Джек/а в следующий раз - Джилл, будет ли это соответствовать вашему совместному критерию о внесении одинакового вклада в принятие реше­ний?»

6. Подтверждайте согласие. Во время данного про­цесса постоянно отмечайте и укрепляйте все уров­ни достигнутого согласия и его значение для каж­дой стороны.

Часть II – диссоциативный фрейм реагирования на критику.

Реакция на критику является одной из наиболее сложных задач, с которыми мы сталкиваемся в обла­сти коммуникации. Как мы можем принять критику в качестве обратной связи, не испытав при этом интенсивных эмоций и не сделав каких-нибудь глупос­тей? В самом деле, проблемы, с которыми мы часто сталкиваемся, стараясь конструктивно реагировать на критику, заключаются в чувствах, испытываемых нами в ответ на соответствующие замечания. Если бы мы сумели контролировать эти сиюминутные от­рицательные эмоции, мы смогли бы реагировать на критику конструктивно.

Изучая НЛП, вы узнаете о значении диссоциации при удалении эмоций из опыта. Опираясь на этот феномен, Стив и Коннира Андреас* разработали ме­тод реагирования на критику. Они научились ему, моделируя техники людей, которые успешно превра­щали критику в обратную связь.

Используя этот метод, вы должны поддерживать ресурсное состояние. Вспомните, ощущали ли вы себя когда-нибудь «на вершине мира». Выберите определенный момент времени, когда вы чувствова­ли себя так, как будто можете завоевать ад при по­мощи водяного пистолета. Ассоциируйтесь с тем вре­менем. Отчетливо представьте себе, что вы видели, что слышали и что ощущали. Возможно, вам захочет­ся осуществить якорение в этом опыте. Если при ис­пользовании этого метода вы почувствуете, что теря­ете ресурсное состояние, активируйте ваш ресурсный якорь. Якорение - процесс, посредством которо­го определенный стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказываются свя­заны с определенной реакцией и таким образом запускают ее. Якоря возникают естественным образом во всех репрезентативных системах. Они могут использоваться преднамеренно, как при аналоговой маркировке или с многочислен­ными методами изменения, например с коллап­сом якорей. Понятие о якорении в НЛП проис­ходит от Павловской концепции «стимул -реакция», или классическое обусловливание. В исследованиях Павлова камертон становил­ся стимулом (якорем), который служил для собаки сигналом для выделения слюны.

1. Использование этого метода требует, чтобы вы находились в диссоциированном состоянии. Посмотрите на себя с некоторого расстояния (рис. 6.1). Если вам сложно увидеть себя таким об­разом, представьте, что смотрите на свою фотогра­фию. Чтобы помочь себе поддерживать диссоции­рованное состояние, представьте лист плексигла­са между собой и диссоциированным образом себя, подвергающегося критике. Таким образом, из-за того, что вы видите себя «снаружи», любые испытываемые при этом отрицательные чувства будут казаться «внешними», и вы сможете с инте­ресом рассматривать их.

2. Диссоциируйтесь от критики, увидев, как вы под­вергаетесь критике, находясь снаружи. Вы увиди­те, что находясь «снаружи» от вас самого, вы го­товы справиться с тем, что вот-вот произойдет. Те­перь взгляните со стороны на того, кто критикует вас, и представьте, что вы испытываете при этом сложности. Вам нужно увидеть себя в воображе­нии немного раньше, чем человека, который кри­тикует вас. Когда начнется критика, представьте, как вы «снаружи» незамедлительно диссоциируе­тесь. Попытайтесь мысленно увидеть, как еще один человек выходит из вас, того, который «сна­ружи». Теперь вы видите на картине двух себя. То есть, вы оба смотрите на себя, подвергающегося критике. Таким образом, вы испытываете двойную диссоциацию. Я (Б. Б.) сталкиваюсь с затруднени­ями при двойной диссоциации, видя себя в двух экземплярах. Это вводит меня в слишком глубо­кий транс, что не позволяет мне действовать осознанно. Другие студенты отмечают такую же слож­ность. К счастью, этот метод допускает другой ва­риант. Итак, осуществите двойную диссоциацию следующим образом: диссоциируйтесь однократ­но (то есть вообразите одного себя на картине) и затем представьте слова критики, напечатанные в воздухе или на воображаемой классной доске.

3. Создайте диссоциированный фильм на основе содержания критики. Попытайтесь полностью отра­зить критику в воображаемом фильме. Представь­те, что вы задаете другому человеку вопросы о том, что он имеет в виду, до тех пор пока не соберете всю необходимую информацию для фильма. Мы часто получаем критику в такой неясной форме, что не можем создать ее ясную репрезентацию. К ней относятся такие высказывания, как «Вы грубы» или «Вы бестактны». Поблагодарите дру­гого человека, сказав: «Я тоже озабочен этим. Не могли бы вы более конкретно описать мне, каким образом я поступаю грубо?».

4. Оцените критику. Теперь, когда вы собрали дос­таточное количество информации для того, чтобы «показать» себе ясную репрезентацию критики, решите, с какими аспектами критики вы согласны, а с какими нет. Показ фильма, описывающего со­бытия так, как вы поняли их, и сравнение его с фильмом, описывающим события так, как понима­ет ситуацию критик, оказывают хорошую помощь при оценке критики. Проверьте, в чем фильмы

Фрейм «согласия»


соответствуют и не соответствуют друг другу. Если ваше представление о событии значительно отли­чается от критики, накопите больше информации, задав больше вопросов.

5. Примите решение по поводу вашей реакции. Теперь вы обладаете всей информацией, необходимой, чтобы отреагировать на критику. Ваша реакция будет отражать то, с чем вы согласны в критике, и то, с чем не согласны. Стив и Коннира пишут:

«Реакция, которую выбираете вы, стоящий перед самим собой, зависит от ваших целей, ценностей, отношения к другому человеку и т. д. Реагируя на критику, отвечайте сначала на те ее положения, с которыми вы согласны. Затем поде­литесь, с чем вы не согласны, и объясните, поче­му. Это поможет поддержать раппорт с человеком. Если вам нужно извиниться, сделайте это.

6. Измените ваше поведение в результате приобре­тения новых знаний в результате критики. Если из критического сообщения вы узнали о себе что-то, что требует изменения, начните перестраивать ваше будущее поведение. Подстройтесь к будуще­му, то есть представьте себя в будущем в похожей ситуации и обратите внимание на то, как вы буде­те реагировать. Выполните эту операцию два или три раза, чтобы закрепить ее в вашем подсознании.

7. Объединитесь с той частью себя, которая изучи­ла этот процесс. Вы только что наблюдали «сна­ружи» за собой, изучающим новые способы реаги­рования на критику. Вы хотите, чтобы эти знания стали частью вас? Конечно, да. Если вы использо­вали лист плексигласа, уберите его. Затем протя­ните руки, втяните того нового себя внутрь и дай­те себе время для полного объединения двух вас в вашем подсознании.

Часть III — диссоциативный фрейм лечения фобий и травм

Так как развитие нашей личности во многом яв­ляется продуктом наших воспоминаний, рефрейминг негативных воспоминаний посредством «быстрого лечения фобий» помогает нам создать более позитивную и обладающую ресурсами личность. Ричард Бэндлер описывает «быстрое лечение фобий» в книге «Используйте свой мозг для изменений».** Ассоци­ация с нашими воспоминаниями приводит к тому, что мы заново испытываем эмоции. С другой сторо­ны, диссоциация с воспоминаниями обычно избавля­ет нас от связанных с этими воспоминаниями эмо­ций. Используя силу диссоциации, модель «быстро­го лечения фобий» позволяет нам стереть негативное эмоциональное влияние нежелательных воспомина­ний. В результате этого стирания мы заново кодиру­ем визуальные и кинестетические аспекты воспоми­нания. Разве может этот метод не быть полезным?

Вы можете испытать модель «быстрого лечения фобий» на себе. Однако вы, вероятно, получите луч­шие результаты, если кто-нибудь проведет вас через все этапы. Описанная ниже методика будет работать у большинства людей. Те люди, которые испытыва­ют сложности при визуализации, могут столкнуться с трудностями. «Быстрое лечение фобий» во многом обусловило популярность НЛП. Этот метод предла­гает работающую модель удаления не только эффек­тов фобии, но также и любых нежелательных воспо­минаний. Я активно использовал его для удаления у моих клиентов визуальных компонентов образов сексуального, физического и эмоционального наси­лия.

Удаление визуального компонента часто резко снижает отрицательные эмоции, вызываемые воспо­минаниями о насилии.

1. Установите ресурсный якорь. Если вы имеете дело с болезненными воспоминаниями, всегда есть ве­роятность, что клиент осуществит ассоциацию с очень мучительными воспоминаниями. Чтобы предотвратить это, мы начинаем с установления ресурсного якоря, который сможем использовать для «вытаскивания» клиента из неприятного пе­реживания. Пусть клиент ассоциируется с тем временем, когда он чувствовал себя в безопасно­сти и был спокоен. Проведите кинестетическое якорение этого состояния. Затем проверьте ваш якорь. При якорении выполните все надлежащие действия.

В своей работе, связанной с НЛП, я раньше уста­навливал ресурсные якоря. Теперь я делаю это редко. Когда клиент ассоциируется с неприятным воспоминанием, я прошу его встать и походить по комнате и этим изменяю его состояние. Я прошу его при ходьбе дышать животом. Вы также може­те крикнуть или сделать что-нибудь, что прервет стратегию эмоционального переживания человека. Однако установите якорь ресурсов для тре­нировки и для комфорта ваших клиентов. Воз­можно, позднее вы решите прекратить это делать. (Мы опишем якорение в главе 13).

2. Подтвердите вашу способность к научению с од­ной попытки. Фобия - это удивительное достижение! Подумать только, человек никогда не за­бывает испытать фобическую реакцию. Страда­ния, вызванные сильными эмоциональными переживаниями, протекают похожим образом. Когда инициируется соответствующий пусковой механизм, человек немедленно испытывает страдание. Скажите клиенту: «Как удивительно, что вы всегда помните, что вы должны испугаться или ощутить страдание при болезненном воспо­минании! Я вот забываю даже выбросить мусор. Вы помните, что вам нужно испытать страх (или страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно! Если вы на основе одно­кратного опыта смогли научиться испытывать фобию или страдание, то вы можете разучиться это делать также с одной попытки, верно?»

3. Пусть клиент представит пустой экран (рис. 6.2). Приведите клиента в воображаемый кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит на него. Как только человек представит экран, пусть он поместит на него свою черно-белую фо­тографию. Попросите человека «сфотографиро­вать» себя непосредственно перед началом непри­ятного воспоминания, то есть когда он еще чув­ствует себя в безопасности.

4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в воображаемую про­екционную будку. Побудите клиента посмотреть из проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую фотографию на экране. Клиент будет видеть спину теперешнего себя, смотрящего на более молодого себя на экра­не. Сделайте небольшую паузу, чтобы этот опыт двойной диссоциации закрепился.

5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или фобии до конца со­бытия, до сцены комфорта/безопасности. Клиент испытывает двойную диссоциацию от воспоминания. Он сейчас смотрит на себя, смотрящего кино­фильм. Это позволяет удалить эмоциональное со­держание события и уменьшить его при взгляде с другой позиции восприятия. Если клиент все-таки будет испытывать сильные эмоции при просмотре фильма, пусть он отодвинет экран от себя.

Фрейм «согласия»


Рис. 6.2. Паттерн визуально-кинестетической диссоциации (быстрого лечения фобий)


В одном случае перед просмотром фильма я по­просил клиентку представить себя без нижней части тела. Отец изнасиловал ее в десятилетнем воз­расте. Итак, я предложил ей удалить подвергшу­юся жестокому обращению часть ее тела из образа. После применения модели лечения фобии только к верхней части тела она приделала к ней нижнюю часть и запустила фильм. Это прекрасно сработа­ло. Тэд Джеймс рассказывал, что он должен был посадить одну даму продавать билеты, прежде чем она смогла прокрутить фильм. Поэтому делайте все, что потребуется.

6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены ком­форта/безопасности, попросите его остановить кадр и либо «побелить», либо «зачернить» кар­тину. Клиент, вероятно, будет видеть просто пу­стой экран.

7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, находя­щееся в кресле кинотеатра. Затем подтолкните его к ассоциации со своим образом, который появился на экране в конце фильма, то есть в сцене комфор­та/безопасности. Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения, что­бы клиент в точности выполнял ваши указания. Регулярно осуществляйте проверку, чтобы убе­диться, делает ли он то, что вы хотите. «Сейчас, в конце фильма, полностью ли вы вновь ассоцииро­вались с самим собой? Вы смотрите своими глаза­ми и видите то, что вы видели тогда, не так ли? Вы слышите те же звуки, которые слышали тогда?» Отдавайте указания в доступной и четкой форме.

8. Запустите фильм в обратном направлении, в цве­те и ассоциированно. «Вы видели фильмы, запу­щенные в обратном направлении, не так ли?» По­лучив утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом и видит все в цве­те. «Теперь запустите этот же фильм в обратном направлении и прокрутите его действительно бы­стро. Сделайте это за одну - две секунды». Вы мо­жете осуществить якорение клиента к звуку, ска­зав «Р-а-а-а-з-з-з». Наблюдая за глазами клиента, вы сможете определить, когда он прокручивает фильм в обратном направлении и как быстро он это делает.

9. Повторите процесс. Попросите человека повто­рить этапы 7 и 8 от трех до пяти раз. Каждый разубеждайтесь в том, что он прерывает состо­яние, очищает экран и начинает с конца фильма. Делайте это, пока не исчезнет кинестетика не­приятного воспоминания. Если вы захотите, вы можете повторять этот процесс, пока не исчезнет и его образ. Полное удаление образа удалит и всю кинестетику. Человек сможет вспоминать со­бытие, однако он будет получать только какой-ни­будь образ или слова. При просмотре фильма в об­ратном направлении пусть клиент в конце филь­ма снова увидит себя ассоциированно. Убедитесь в том, что клиент не был ассоциирован при про­смотре фильма, так как это восстановит фобию или травму. Когда он прокрутит фильм в обратном направлении, скажите: «Теперь очистите экран. Поместите себя в конец фильма. Перейдите пря­мо к концу фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда вы испытывали комфорт/бе­зопасность. Представьте то, что вы видели и слы­шали. Теперь прокрутите этот же фильм в обрат­ном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет».

10. Проверка и подстройка к будущему для того, что­бы определить, может ли клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответ­ствует ли невербальная реакция клиента прежне­му состоянию фобии или травмы. Вы можете ска­зать: «Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации». Или, если вы знаете содержание фо­бии, вызовите стимул более явно. В случае фобии воды скажите: «Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже». Если вы получите какую-нибудь фобическую реакцию, проверьте, насколько точно клиент следовал инструкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что клиент точно выполняет указания.

Примечание: когда лечение фобии не при­водит к желаемому результату, для усиления воздействия я использую паттерн «Взмах».

Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант)

1. Установите ресурсный якорь. Вы можете устано­вить ресурсный якорь для того, чтобы вывести клиента из травмирующего события, если он ассо­циирован с ним. Я больше не использую якорение, так как понял, что когда клиент ассоциирован с травмирующим событием, он должен просто по-настоящему быстро встать и некоторое время глу­боко дышать животом. Это диссоциирует клиента от его травматического состояния.

2. Подтвердите способность клиента к научению с одной попытки. «Как удивительно, что вы никогда не забываете испытать страх или страдание, когда раздумываете о неприятном воспоминании. Вы помните, что вам нужно испытать фобию (или страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно!»

3. Пусть клиент представит пустой экран. Приве­дите клиента в воображаемый кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит на него. Как только человек представит экран, пусть он по­местит на экран свою черно-белую фотографию. Пусть на фотографии будет изображен этот чело­век в более молодом возрасте, до возникновения неприятного воспоминания, то есть когда он еще чувствует себя в безопасности и ощущает спокой­ствие.

4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в воображаемую про­екционную будку. Клиент должен теперь посмот­реть из проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую фото­графию на экране.

5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или фобии до конца события, до сцены комфорта/безопасности. Клиент смотрит на себя, смотрящего кинофильм, и испытывает при этом двойную диссоциацию от воспоминания. Он смотрит на себя, смотрящего фильм.

6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены комфор­та/безопасности, попросите его остановить кадр и либо «побелить», либо «зачернить» картину. Он будет видеть просто пустой экран.

7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, нахо­дящееся в кресле кинотеатра. Пусть он затем вой­дет в фильм и ассоциируется с образом, который появился на экране. Пусть он ассоциируется со своим образом в конце фильма, после того как он пережил травму. Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения.

8. Попросите его прокрутить этот же фильм в об­ратном направлении, в цвете и ассоциированно.

«Вы видели фильмы, запущенные в обратном на­правлении, не так ли?» Получив утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом, и попросите его увидеть все в цвете. «Те­перь прокрутите этот же фильм в обратном на­правлении по-настоящему быстро. Сделайте это за одну -две секунды». Вы можете осуществить якорение клиента к звуку, сказав: «Р-а-а-а-з-з-з». На­блюдая за глазами клиента, вы определите, когда он прокручивает фильм в обратном направлении, и как быстро он это делает.

9. Повторите процесс. Клиент повторяет этапы 7 и 8, пока не исчезнет кинестетика неприятного вос­поминания. Если вы хотите, то можете повторять этот процесс, пока не исчезнет и образ. Убедитесь в том, что клиент не остается в конце филь­ма ассоциированным с воспоминанием, так как это восстановит фобию или травму. После того как он прокрутит фильм в обратном направлении, скажи­те: «Теперь очистите экран. Поместите себя в ко­нец фильма. Перейдите прямо к концу фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда с вами все было в порядке. Увидьте то, что вы виде­ли, и услышьте то, что вы слышали. Теперь про­крутите этот же фильм в обратном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет».

10. Проверка и подстройка к будущему для того, что­бы определить, может ли клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответ­ствует ли невербальная реакция клиента прежне­му состоянию фобии или травмы. Вы можете ска­зать: «Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации». Или, если вы знаете содержание фо­бии, вызовите это воспоминание более явно. В случае фобии воды скажите: «Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже». Если обнаружится какая-нибудь фобическая реакция, проверьте, насколько точно клиент следовал ин­струкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что клиент точно выполняет указания.


Источник: Боденхамер Б., Холл М. «НЛП-практик: полный сертификационный курс»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.