После того как двузначное или трехзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.
25 - ДТ ПБ = ТП = ТоПор
826 - ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр
Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).
Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.
25 - ДТ ПБ = ТП = ТоПор
826 - ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр
Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).
Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.
Когда вы воспринимаете слова, они автоматически вызывают в вашем воображении зрительные образы, в соответствии с ранее установленными взаимосвязями. Например, вы понимаете слова "собака", "ворона", "спичка" именно потому, что при их восприятии в воображении рефлекторно возникают соответствующие картинки.
Обычно образы возникают в воображении очень слабые, настолько слабые, что многие люди даже не осознают того факта, что понимание слова осуществляется именно благодаря зрительным образам. Таким людям кажется, что они понимают слова без зрительных образов.
Вы можете легко убедиться, что если связь слова с образом ранее установлена не была, то вы не сможете понять значение слова. Сравните: хито, акаи, утау, мисэ. Или: человек, красный, петь, магазин. Эти слова обозначают одни и те же зрительные образы. Возникающий в воображении образ - это и есть ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ) СЛОВА. Образ-значение является общим основанием для любых языков. Люди говорят на разных языках, но мыслят одинаковыми зрительными образами.
Обычно образы возникают в воображении очень слабые, настолько слабые, что многие люди даже не осознают того факта, что понимание слова осуществляется именно благодаря зрительным образам. Таким людям кажется, что они понимают слова без зрительных образов.
Вы можете легко убедиться, что если связь слова с образом ранее установлена не была, то вы не сможете понять значение слова. Сравните: хито, акаи, утау, мисэ. Или: человек, красный, петь, магазин. Эти слова обозначают одни и те же зрительные образы. Возникающий в воображении образ - это и есть ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ) СЛОВА. Образ-значение является общим основанием для любых языков. Люди говорят на разных языках, но мыслят одинаковыми зрительными образами.
Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования двузначных и трехзначных чисел в слова.
Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.
0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ
5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 - РЦ
Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.
Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.
Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможно 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трехзначного числа:
25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ
350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН
По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания. Например: 35 = КБ = КуБ.
Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.
0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ
5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 - РЦ
Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.
Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.
Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможно 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трехзначного числа:
25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ
350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН
По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания. Например: 35 = КБ = КуБ.
Когда вы соединяете зрительные образы, речь идет об электрической памяти. Такие связи быстро образуются, но они также быстро и разрушаются в мозге. Для того чтобы сохранить информацию в мозге, образованные связи необходимо активизировать - сознательно прорабатывать в своем воображении по определенной системе. Способ закрепления информации в памяти называется в системе "Джордано" "Метод активного повторения". Он будет рассмотрен в разделе "Закрепление информации".
После закрепления информации - сведения будут сохранены в вашем мозге. И вы получите возможность вспоминать их не только последовательно, но и выборочно, без перебора всей хранящейся в мозге информации. Любой вопрос по запомненной ранее дате мгновенно будет вызывать в вашем воображении всю ассоциацию целиком. Например, если спросят: "А что было 26-го числа?". Вы сразу сможете ответить: 26 августа 1346 года была битва при Креси. А также сможете вспомнить любые другие даты, связанные с 26-м числом, если другие даты были закреплены в мозге.
Во всех рассмотренных выше этапах запоминания самым длительным и трудным для освоения является этап кодирования. От скорости кодирования информации в зрительные образы зависит ваша скорость запоминания. Навык кодирования в зрительные образы тренируется и быстро автоматизируется. Поэтому не пожалейте времени на выполнение упражнений, в которых отрабатываются приемы кодирования разных сведений в зрительные образы.
После закрепления информации - сведения будут сохранены в вашем мозге. И вы получите возможность вспоминать их не только последовательно, но и выборочно, без перебора всей хранящейся в мозге информации. Любой вопрос по запомненной ранее дате мгновенно будет вызывать в вашем воображении всю ассоциацию целиком. Например, если спросят: "А что было 26-го числа?". Вы сразу сможете ответить: 26 августа 1346 года была битва при Креси. А также сможете вспомнить любые другие даты, связанные с 26-м числом, если другие даты были закреплены в мозге.
Во всех рассмотренных выше этапах запоминания самым длительным и трудным для освоения является этап кодирования. От скорости кодирования информации в зрительные образы зависит ваша скорость запоминания. Навык кодирования в зрительные образы тренируется и быстро автоматизируется. Поэтому не пожалейте времени на выполнение упражнений, в которых отрабатываются приемы кодирования разных сведений в зрительные образы.
Допустим, что вам необходимо запомнить не одну историческую дату, а целую хронологическую таблицу, состоящую из 50-ти дат. Следовательно, вам придется образовать 50 отдельных ассоциаций. Вспомнить такое количество ассоциаций без подсказок (вопросов) практически невозможно. Более того, если вы их не будете вспоминать, они сотрутся, то есть образованные вами связи постепенно десинхронизируются. Вы будете помнить "крест", но не сможете вспомнить другие образы, к нему относящиеся.
Поэтому следующим обязательным этапом запоминания является этап фиксации последовательности ассоциаций.
Последовательность ассоциаций фиксируется двумя способами.
Первый. Основа каждой ассоциации (в нашем примере это образ "Крест") связывается с дополнительным стимулирующим образом. Следовательно, для фиксации последовательности 50-ти ассоциаций потребуется 50 опорных образов - стимулирующих образов, последовательность которых вы можете припомнить безошибочно.
Поэтому следующим обязательным этапом запоминания является этап фиксации последовательности ассоциаций.
Последовательность ассоциаций фиксируется двумя способами.
Первый. Основа каждой ассоциации (в нашем примере это образ "Крест") связывается с дополнительным стимулирующим образом. Следовательно, для фиксации последовательности 50-ти ассоциаций потребуется 50 опорных образов - стимулирующих образов, последовательность которых вы можете припомнить безошибочно.
Запоминание - это образование связей между элементами одного информационного сообщения. Когда мы преобразовали элементы в зрительные образы, мы получили возможность произвести прямую запись связей, так как зрительные образы легко можно связать непосредственно в своем воображении.
Перед тем как связывать образы в ассоциацию, необходимо выделить основу будущей ассоциацией. Основой ассоциации не могут быть образные коды. Среди запоминаемых элементов образными кодами являются: 346, 26, август. Остается только образ "Крест". Его и следует взять за основу ассоциации.
Представьте в воображении крест. Выделите в нем три разные части: колечко на крестике, крестовина, нижняя часть. Далее следует последовательно образовать три отдельные связи: "колечко + качели", "крестовина + душ", "основание + яблоко".
Перед тем как связывать образы в ассоциацию, необходимо выделить основу будущей ассоциацией. Основой ассоциации не могут быть образные коды. Среди запоминаемых элементов образными кодами являются: 346, 26, август. Остается только образ "Крест". Его и следует взять за основу ассоциации.
Представьте в воображении крест. Выделите в нем три разные части: колечко на крестике, крестовина, нижняя часть. Далее следует последовательно образовать три отдельные связи: "колечко + качели", "крестовина + душ", "основание + яблоко".
Любое запоминаемое информационное сообщение состоит из элементов. Чтобы иметь возможность связать вместе элементы одного информационного сообщения, необходимо каждый из этих элементов преобразовать в зрительный образ.
Обратите внимание на то, что кодирование информации в зрительные образы - это НЕ ЗАПОМИНАНИЕ. Это подготовка к запоминанию.
Кодирование элементов информации в зрительные образы осуществляется ограниченным набором приемов кодирования, с которыми вы подробно можете познакомиться в разделе "Приемы кодирования".
Среди этих приемов вы встретите своих давних знакомых. Скорее всего, вы часто пользуетесь этими приемами при запоминании, не подозревая при этом, что вы используете элементы мнемонической техники.
Пример. Необходимо преобразовать в образы элементы следующей информации: "Битва при Креси произошла в 1346 году 26 августа".
Обратите внимание на то, что кодирование информации в зрительные образы - это НЕ ЗАПОМИНАНИЕ. Это подготовка к запоминанию.
Кодирование элементов информации в зрительные образы осуществляется ограниченным набором приемов кодирования, с которыми вы подробно можете познакомиться в разделе "Приемы кодирования".
Среди этих приемов вы встретите своих давних знакомых. Скорее всего, вы часто пользуетесь этими приемами при запоминании, не подозревая при этом, что вы используете элементы мнемонической техники.
Пример. Необходимо преобразовать в образы элементы следующей информации: "Битва при Креси произошла в 1346 году 26 августа".
Это количество правильных ответов, которое вы дадите через достаточно длительный промежуток времени после запоминания. Например, через 2 месяца.
Надежность запоминания отражает вашу способность сохранять информацию в памяти. Если вы на контрольном тесте по английскому языку воспроизвели все иностранные слова и получили оценку "пять" - это ни о чем не говорит. Скорее всего через несколько дней вы забудете все эти слова, если не умеете закреплять новую информацию.
Надежность запоминания отражает вашу способность сохранять информацию в памяти. Если вы на контрольном тесте по английскому языку воспроизвели все иностранные слова и получили оценку "пять" - это ни о чем не говорит. Скорее всего через несколько дней вы забудете все эти слова, если не умеете закреплять новую информацию.
Это количество информации, которое вы "осилили" за один раз, без перерыва. Например, если вы запомнили 60 чисел в три захода, объем запомненной вами информации равен 20. Объем запоминания в мнемотехнике аналогичен количеству отжиманий в спорте. Очевидно, что имеет значение количество отжиманий "за один раз", а не суммарное число отжиманий в течение дня.
Эта характеристика отражает количество правильных ответов данных вами сразу после запоминания. Если из 100 двузначных чисел вы правильно вспомнили 90, то качество вашего запоминания равно 90%.
Это среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации (на образование одной связи). Если вы запомнили 40 чисел за 4 минуты, то ваша скорость запоминания равна 6-ти секундам на одно двузначное число, которое запоминается как один образ.
Это средняя скорость припоминания одной единицы информации. Если вы смогли воспроизвести 40 чисел за 1 минуту, значит скорость вашего припоминания, равна 1,5 секунды на число. Запомнившиеся сведения могут припоминаться очень быстро, намного быстрее, чем запоминаются.