Макиавелли учил: «Мудрецы утверждают — и не без основания,— что о будущем нужно спрашивать прошлое, ибо поведение людей остается неизменным. Так происходит потому, что люди жили, живут и будут жить одними и теми же страстями, приходя к одним и тем же результатам».
Переговоры подразумевают обмен мнениями, призванный изменить отношения. За стол переговоров садятся люди со своими индивидуальными особенностями, разными характерами, взглядами и эмоциями. На первый взгляд их поведение может показаться хаотичным, лишенным смысла. Это впечатление усиливается благодаря прессе. Ежедневно мы узнаем об эксцентричных выходках, немотивированных преступлениях, вспышках агрессии по ничтожнейшим поводам. Иногда начинаешь сомневаться, что человек — разумное существо, руководствующееся логикой.
Как узнать человека? С помощью каких тестов и экспериментов? Какой подход применить? За последние пятьдесят лет ответы на подобные вопросы претерпели радикальные изменения благодаря развитию таких наук, как функциональная психология, структурная психология, ассоцианизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, холистическая психология, феноменология, психология экзистенциализма, гуманистическая психология, трансакционный анализ, биосоциальная психология.
В начале нашего века в психологии главенствовало течение бихевиоризма* во главе с Джоном Б.Уотсоном. Бихевиористы находились под впечатлением достигнутых Морганом и Торндайком блестящих результатов в области психологии животных. По Уотсону, человека и следует изучать, как любое животное. Его поведение — точно такое же явление объективно существующей действительности, как предметы изучения естественных наук, таких как химия, физика, физиология или биология.
Ни один ученый-бихевиорист, доказывал Уотсон, не наблюдал воочию ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, ощущениями, восприятиями, образным мышлением или волей. И, значит, все эти понятия следует исключить из научных описаний человеческой деятельности. Опыты должны быть сведены к объективному наблюдению за стимулами и реакциями. Простой пример подобного опыта — исследование акта моргания, когда дотрагиваются до роговой оболочки глаза. Было проведено множество экспериментов и добыта масса ценных сведений.
Вместе с тем подход бихевиористов подвергался серьезной критике со стороны набирающего силу прогрессивного течения в психологии, представители которого утверждали: человек — не машина и не животное, его поведение нельзя свести к стимулу и реакции. Нельзя исключить из сферы деятельности науки о человеческом поведении все «как» и «почему». В Германии гештальтпсихологи произвели революцию в понимании механизма восприятия и решения проблем. Школа психоанализа, представленная такими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг и другие, развила теорию душевных стрессов и напряжений, а также роли подсознательного, что оказало огромное влияние на современную мысль. Сегодняшние бихевиористы не ограничивают свои исследования тривиальными сокращениями мышц и, обновив свою теорию, занимают важную нишу прикладной психологии.
Другие попытки достичь ясного понимания человеческого поведения привели к анализу его отдельных элементов. До сих пор ни один перечень таких элементов не получил безоговорочного одобрения; ведутся бесконечные дебаты о терминах. К примеру, я считаю целесообразным рассматривать поведение как сумму привычек, инстинктов и разума, или знания, но оказалось, что они накладываются друг на друга и не существуют в чистом виде. Тем не менее концепция, согласно которой поведение складывается из этих трех элементов, представляется конструктивной.
Привычка (или навык) — это форма поведения, развившаяся благодаря повторению. В частности, многие особенности речи и жестикуляции являются привычками. Мы относим к привычкам употребление алкоголя и курение. Относительно привычек существует большая степень согласия. Чего нельзя сказать об инстинктах. Что называть инстинктами? Некоторые авторитеты определяют инстинкт как естественный импульс или побуждение: например, инстинкт самосохранения, стремление к наслаждению или предостережение от боли. Другие, наблюдая сложные проявления инстинктов у низших форм жизни, определяют их как «врожденную модель поведения».
Пытаясь отличить инстинктивные (то есть врожденные) образцы нашего поведения от благоприобретенных, мы убеждаемся, что различия между этими двумя категориями весьма нечетки. Принято считать, что наши предки приспосабливались к окружающей среде главным образом благодаря развитию инстинктов. Постепенно верх над ними начал брать разум. В ходе этого соперничества и возникла современная нам цивилизация.
Переговоры подразумевают обмен мнениями, призванный изменить отношения. За стол переговоров садятся люди со своими индивидуальными особенностями, разными характерами, взглядами и эмоциями. На первый взгляд их поведение может показаться хаотичным, лишенным смысла. Это впечатление усиливается благодаря прессе. Ежедневно мы узнаем об эксцентричных выходках, немотивированных преступлениях, вспышках агрессии по ничтожнейшим поводам. Иногда начинаешь сомневаться, что человек — разумное существо, руководствующееся логикой.
Как узнать человека? С помощью каких тестов и экспериментов? Какой подход применить? За последние пятьдесят лет ответы на подобные вопросы претерпели радикальные изменения благодаря развитию таких наук, как функциональная психология, структурная психология, ассоцианизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, холистическая психология, феноменология, психология экзистенциализма, гуманистическая психология, трансакционный анализ, биосоциальная психология.
В начале нашего века в психологии главенствовало течение бихевиоризма* во главе с Джоном Б.Уотсоном. Бихевиористы находились под впечатлением достигнутых Морганом и Торндайком блестящих результатов в области психологии животных. По Уотсону, человека и следует изучать, как любое животное. Его поведение — точно такое же явление объективно существующей действительности, как предметы изучения естественных наук, таких как химия, физика, физиология или биология.
Ни один ученый-бихевиорист, доказывал Уотсон, не наблюдал воочию ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, ощущениями, восприятиями, образным мышлением или волей. И, значит, все эти понятия следует исключить из научных описаний человеческой деятельности. Опыты должны быть сведены к объективному наблюдению за стимулами и реакциями. Простой пример подобного опыта — исследование акта моргания, когда дотрагиваются до роговой оболочки глаза. Было проведено множество экспериментов и добыта масса ценных сведений.
Вместе с тем подход бихевиористов подвергался серьезной критике со стороны набирающего силу прогрессивного течения в психологии, представители которого утверждали: человек — не машина и не животное, его поведение нельзя свести к стимулу и реакции. Нельзя исключить из сферы деятельности науки о человеческом поведении все «как» и «почему». В Германии гештальтпсихологи произвели революцию в понимании механизма восприятия и решения проблем. Школа психоанализа, представленная такими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг и другие, развила теорию душевных стрессов и напряжений, а также роли подсознательного, что оказало огромное влияние на современную мысль. Сегодняшние бихевиористы не ограничивают свои исследования тривиальными сокращениями мышц и, обновив свою теорию, занимают важную нишу прикладной психологии.
Другие попытки достичь ясного понимания человеческого поведения привели к анализу его отдельных элементов. До сих пор ни один перечень таких элементов не получил безоговорочного одобрения; ведутся бесконечные дебаты о терминах. К примеру, я считаю целесообразным рассматривать поведение как сумму привычек, инстинктов и разума, или знания, но оказалось, что они накладываются друг на друга и не существуют в чистом виде. Тем не менее концепция, согласно которой поведение складывается из этих трех элементов, представляется конструктивной.
Привычка (или навык) — это форма поведения, развившаяся благодаря повторению. В частности, многие особенности речи и жестикуляции являются привычками. Мы относим к привычкам употребление алкоголя и курение. Относительно привычек существует большая степень согласия. Чего нельзя сказать об инстинктах. Что называть инстинктами? Некоторые авторитеты определяют инстинкт как естественный импульс или побуждение: например, инстинкт самосохранения, стремление к наслаждению или предостережение от боли. Другие, наблюдая сложные проявления инстинктов у низших форм жизни, определяют их как «врожденную модель поведения».
Пытаясь отличить инстинктивные (то есть врожденные) образцы нашего поведения от благоприобретенных, мы убеждаемся, что различия между этими двумя категориями весьма нечетки. Принято считать, что наши предки приспосабливались к окружающей среде главным образом благодаря развитию инстинктов. Постепенно верх над ними начал брать разум. В ходе этого соперничества и возникла современная нам цивилизация.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи