Доктор философии Уолтер О'Коннелл (его еще называют Шутником), клинический психолог в медицинском центре управления по делам ветеранов в Хьюстоне, применяет юмор в терапии и начинает подшучивать над своими пациентами, как только чувствует, что они уже могут воспринять это без проблем. Согласно мнению д-ра О'Коннелла, основоположника метода, который он именует «природной интенсивной терапией», как чувство вины, так и нереалистические ожидания мешают людям принимать себя с большей легкостью.
«Чувствовать вину – это значит относиться к себе слишком серьезно, – говорит д-р О'Коннелл. – Вы говорите себе: «Я сделал это, следовательно, я больше никогда не буду хорошим». Вы уверены, что обязаны быть совершенством. У вас нет чувства юмора, если вы пытаетесь быть совершенством.
Вместо того чтобы цепляться за представление о своих мнимых обязанностях, людям следовало бы выкинуть из головы, – продолжает он, – убеждение, что они должны делать больше денег или быть лучшими любовниками в мире.
Люди должны принимать себя всерьез, но им не следует принимать всерьез свое «эго». Необходимость чувствовать свою значимость, ощущать причастность к чему-то ни в коем случае не заслуживает осмеяния. Но ничтожное маленькое «эго» – эта капля воды в океане – не должно приниматься всерьез вообще».
Часть работы д-ра О'Коннелла в Хьюстоне составляет лечение ветеранов вьетнамской войны, которые чувствуют вину за свою роль в этой войне и удручены своей несостоятельностью в гражданской жизни. Один из ветеранов, крупный мужчина по имени Билл, был настроен резко враждебно и угрожал сорвать сеансы групповой терапии. Д-р О'Коннелл «сразил Билла шуткой», назвав его «затемненным Буддой». Он поблагодарил Билла за то, что тот дает остальной группе возможность практиковаться в противостоянии враждебности окружающего мира. «Билл был глубоко потрясен», – рассказывает д-р О'Коннелл. Если он останется враждебным, окажется, что он сотрудничает с терапевтом. А если бы он отказался от враждебности и посмеялся над собой, он бы сделал важный шаг на пути к психическому здоровью. В итоге Билл выбрал именно последний шаг.
В конечном счете юмор энергетически окупается. «Человек с хорошим чувством юмора не тратит зря энергию, стараясь выглядеть совершенным или скрыть свой гнев или чувство вины, – поясняет д-р О'Коннелл. – Он не тратит энергию, пытаясь подавить свои мысли. Чувство юмора означает, что вы можете приспособиться к трудным обстоятельствам и одновременно быть продуктивным».
Люди, которым поневоле приходится относиться к себе с чрезвычайной серьезностью, как ни странно, лучше всех могут разглядеть смешные стороны своего серьезного положения. Так считает доктор философии Джейн Литтманн, клинический психолог Психиатрического института Уильяма С. Холла в Колумбии, штат Южная Каролина.
Д-р Литтманн написала свою докторскую диссертацию на тему индивидуальных различий чувства юмора и пришла к заключению, что «чем более серьезна тема – это может быть политика, религия или секс, – тем более в потенциале она может быть забавна и тем больший взрыв смеха вызовет шутка в этой области».
«Чем глубже человек вовлечен в тему или чем серьезнее он ее воспринимает, тем большее удовольствие у него вызовет шутка насчет нее – то есть если он вообще способен разглядеть в этом комизм», – говорит д-р Литтманн. Хирурги и медсестры неотложной помощи, к примеру, порой снимают напряжение, позволяя себе черный юмор. «Хирург принимает свою работу всерьез, но, если он станет относиться к ней слишком серьезно, – говорит она, – его может парализовать ответственностью. Для стороннего же наблюдателя его особый юмор может показаться ужасным».
Не принимать нечто слишком серьезно, уточняет д-р Литтманн, не означает вообще не принимать это всерьез.
«Вы хотите быть серьезным и одновременно видеть смешные стороны, – говорит она. – Вам надо обладать в некотором роде двойным зрением. Человек, который способен сохранить чувство юмора, способен справиться с более разнообразными проблемами. Там, где другие, если их выбить из колеи, сдаются, человек с чувством юмора быстро придет в норму и возьмется за дело вновь».
«Чувствовать вину – это значит относиться к себе слишком серьезно, – говорит д-р О'Коннелл. – Вы говорите себе: «Я сделал это, следовательно, я больше никогда не буду хорошим». Вы уверены, что обязаны быть совершенством. У вас нет чувства юмора, если вы пытаетесь быть совершенством.
Вместо того чтобы цепляться за представление о своих мнимых обязанностях, людям следовало бы выкинуть из головы, – продолжает он, – убеждение, что они должны делать больше денег или быть лучшими любовниками в мире.
Люди должны принимать себя всерьез, но им не следует принимать всерьез свое «эго». Необходимость чувствовать свою значимость, ощущать причастность к чему-то ни в коем случае не заслуживает осмеяния. Но ничтожное маленькое «эго» – эта капля воды в океане – не должно приниматься всерьез вообще».
Часть работы д-ра О'Коннелла в Хьюстоне составляет лечение ветеранов вьетнамской войны, которые чувствуют вину за свою роль в этой войне и удручены своей несостоятельностью в гражданской жизни. Один из ветеранов, крупный мужчина по имени Билл, был настроен резко враждебно и угрожал сорвать сеансы групповой терапии. Д-р О'Коннелл «сразил Билла шуткой», назвав его «затемненным Буддой». Он поблагодарил Билла за то, что тот дает остальной группе возможность практиковаться в противостоянии враждебности окружающего мира. «Билл был глубоко потрясен», – рассказывает д-р О'Коннелл. Если он останется враждебным, окажется, что он сотрудничает с терапевтом. А если бы он отказался от враждебности и посмеялся над собой, он бы сделал важный шаг на пути к психическому здоровью. В итоге Билл выбрал именно последний шаг.
В конечном счете юмор энергетически окупается. «Человек с хорошим чувством юмора не тратит зря энергию, стараясь выглядеть совершенным или скрыть свой гнев или чувство вины, – поясняет д-р О'Коннелл. – Он не тратит энергию, пытаясь подавить свои мысли. Чувство юмора означает, что вы можете приспособиться к трудным обстоятельствам и одновременно быть продуктивным».
Люди, которым поневоле приходится относиться к себе с чрезвычайной серьезностью, как ни странно, лучше всех могут разглядеть смешные стороны своего серьезного положения. Так считает доктор философии Джейн Литтманн, клинический психолог Психиатрического института Уильяма С. Холла в Колумбии, штат Южная Каролина.
Д-р Литтманн написала свою докторскую диссертацию на тему индивидуальных различий чувства юмора и пришла к заключению, что «чем более серьезна тема – это может быть политика, религия или секс, – тем более в потенциале она может быть забавна и тем больший взрыв смеха вызовет шутка в этой области».
«Чем глубже человек вовлечен в тему или чем серьезнее он ее воспринимает, тем большее удовольствие у него вызовет шутка насчет нее – то есть если он вообще способен разглядеть в этом комизм», – говорит д-р Литтманн. Хирурги и медсестры неотложной помощи, к примеру, порой снимают напряжение, позволяя себе черный юмор. «Хирург принимает свою работу всерьез, но, если он станет относиться к ней слишком серьезно, – говорит она, – его может парализовать ответственностью. Для стороннего же наблюдателя его особый юмор может показаться ужасным».
Не принимать нечто слишком серьезно, уточняет д-р Литтманн, не означает вообще не принимать это всерьез.
«Вы хотите быть серьезным и одновременно видеть смешные стороны, – говорит она. – Вам надо обладать в некотором роде двойным зрением. Человек, который способен сохранить чувство юмора, способен справиться с более разнообразными проблемами. Там, где другие, если их выбить из колеи, сдаются, человек с чувством юмора быстро придет в норму и возьмется за дело вновь».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи