Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
В сущности, нас в жизни интересует только одно наше психическое состояние... Миллионы страниц заняты изображением внутреннего мира человека, а результатов этого труда - законов душевной жизни человека - мы до сих пор не имеем. И.П. Павлов
И.П. Павлов многократно подчеркивал, что первейшей реальностью, с которой человек имеет дело в своей повседневной жизни и с которой ученый должен считаться при изучении функций мозга, является его психическая деятельность, переживаемая им в его сознании как собственный мир. Однако механизм психического состояния был и остаётся окутанным для нас глубоким мраком. Все ресурсы - искусство, религия, литература, философия и исторические науки - все это соединяется, чтобы бросить луч света в это мрак. Но человек располагает еще одним могущественным орудием: естественно-научным изучением с его строго объективными методами.
И.П. Павлов рассматривал вопрос об изучении психической деятельности человека как комплексную проблему, существенное место в познании которой должно занимать естествознание. У негр не было и тени сомнения в том, что все названные области человеческого познания имеют законное право на существование и могут заниматься исследованием психической деятельности человека и высших животных.
И.П. Павлов многократно подчеркивал, что первейшей реальностью, с которой человек имеет дело в своей повседневной жизни и с которой ученый должен считаться при изучении функций мозга, является его психическая деятельность, переживаемая им в его сознании как собственный мир. Однако механизм психического состояния был и остаётся окутанным для нас глубоким мраком. Все ресурсы - искусство, религия, литература, философия и исторические науки - все это соединяется, чтобы бросить луч света в это мрак. Но человек располагает еще одним могущественным орудием: естественно-научным изучением с его строго объективными методами.
И.П. Павлов рассматривал вопрос об изучении психической деятельности человека как комплексную проблему, существенное место в познании которой должно занимать естествознание. У негр не было и тени сомнения в том, что все названные области человеческого познания имеют законное право на существование и могут заниматься исследованием психической деятельности человека и высших животных.
Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
Предметом медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической ипостаси как организм, в социально-психологическом качестве - как личность.
Ю.М. Губачев
При решении этой сложной проблемы прежде всего необходимо определить сущность психики, выделить ее наиболее характерные признаки.
Наиболее существенными для направленного поиска физиологических механизмов психики являются два ее основных свойства.
Первое свойство: будучи продуктом мозга, психика отражает не работу, а внешний мир, объективную реальность. Ощущается, таким образом, не работа нервных клеток, не передача возбуждения из одних отделов в другие, другими словами, не внутренние механизмы деятельности мозга, а ее конечный результат, благодаря которому в сознании воссоздается картина действительности. При этом речь идет не о "фотографическом" отображении внешнего мира, а о творческом активном процессе, в котором образы окружающей среды преломляются через индивидуальный опыт субъекта.
Ю.М. Губачев
При решении этой сложной проблемы прежде всего необходимо определить сущность психики, выделить ее наиболее характерные признаки.
Наиболее существенными для направленного поиска физиологических механизмов психики являются два ее основных свойства.
Первое свойство: будучи продуктом мозга, психика отражает не работу, а внешний мир, объективную реальность. Ощущается, таким образом, не работа нервных клеток, не передача возбуждения из одних отделов в другие, другими словами, не внутренние механизмы деятельности мозга, а ее конечный результат, благодаря которому в сознании воссоздается картина действительности. При этом речь идет не о "фотографическом" отображении внешнего мира, а о творческом активном процессе, в котором образы окружающей среды преломляются через индивидуальный опыт субъекта.
Наука » Психология » Гипноз » Основы гипноза
В.М. Бехтерев
Решение проблем может умирать, но сами проблемы всегда пребывают живыми. Вели бы это было не так, у них не было бы столь долгой истории.
Х .Хеффдинг
С древних времен необъяснимые явления: голод, болезни, смерть - вызывали у человека страх, нередко перерастающий в ужас. Беспомощность человека, столкнувшегося с неизбежностью этих явлений, породила смиренное преклонение перед всемогуществом неведомых сил, власть их казалась человеку беспредельной. Так постепенно сложились религиозные взгляды, отражающие слепую веру в существование могучих сверхъестественных сил, неподвластных человеку.
Данный раздел книги собирался по крупицам во время тренингов личностного роста, которые я проводил в течение последних десяти лет.
В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который необходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помогали проявиться интегративным тенденциям личности, способствовали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоззренческой картине человека.
Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиентами после общих упражнений, как правило, проводится проговор.
ПРОГОВОР
Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упражнений.
Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут таким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слышать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутреннее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невыразимым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикулироваться в словах.
В силу того, что я использовал измененные состояния сознания, участники тренингов получали опыт той интенсивности, который необходимо было встраивать в жизнь и структуру своего Эго. Поэтому всегда дополнительно применялись методы и средства, которые помогали проявиться интегративным тенденциям личности, способствовали присоединению полученных знаний и переживаний к мировоззренческой картине человека.
Начнем с самого простого. Во время групповой работы с клиентами после общих упражнений, как правило, проводится проговор.
ПРОГОВОР
Проговор имеет разные формы в зависимости от контекста упражнений.
Когда в нем участвует вся группа, участники садятся в крут таким образом, чтобы каждому было удобно и каждый мог видеть и слышать говорящего. Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта дыхательной сессии в обычную жизнь. И внутреннее переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невыразимым, начинает как-то оформляться. Если вы проводите дыхательный процесс, то оно возникает в форме нарисованной мандалы, затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикулироваться в словах.
«Арка Лоуэна»
Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно минуты.
Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Психотерапевт помогает определить, какие сложности возникают при выполнении прогиба (возможно, это связанно с чрезмерной ригидностью или излишней рыхлостью). Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.
Прогиб таза
Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и расставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвиньте колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попытайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.
Встаньте, расставьте ноги на расстояние примерно 45 см, носки слегка поверните вовнутрь, колени согните, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола, кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом, удерживайте позу в течение примерно минуты.
Отметьте области напряжения в своем теле. Напряжение может быть в пояснице или в передней части бедер. Психотерапевт помогает определить, какие сложности возникают при выполнении прогиба (возможно, это связанно с чрезмерной ригидностью или излишней рыхлостью). Если вы удерживаете правильный прогиб, продолжаете дышать и стоите расслабленно, ваши ноги должны начать дрожать.
Прогиб таза
Лягте на спину на мат или мягкий коврик. Согните колени и расставьте ноги примерно на 30 см. Прогните спину, захватив руками лодыжки и потянувшись вперед. Ваша голова должна откинуться назад так, чтобы только макушка, плечи и ступни касались пола. Теперь положите кулаки под пятки, выдвиньте колени вперед, глубоко дышите. Вы почувствуете растяжение в мышцах бедер. Постарайтесь держать ягодицы расслабленными. Удерживая таз расслабленным, вы можете почувствовать, что он дрожит. Для усиления ощущения попытайтесь несколько раз покачать таз вверх-вниз.
Дышащий лежит на животе.
Попросите сидящего удерживать человека поперек пояса, прижатым к полу, для того чтобы дышащий не становился на колени, в то время как вы работаете с головой, шеей и плечами.
Это позволяет создавать максимум стабильного сопротивления. Ощущайте напряжение или вибрацию, предложите человеку экспериментировать с напряжениями в этих областях и создавать там некоторое сопротивление.
Общее телесное напряжение. Предложите человеку согнуть руки ладонями вверх, сжать кулаки, напрячь руки и все тело. Два человека с двух сторон поднимают напряженное тело за руки так, чтобы дышащий балансировал на пятках. Пусть человек удерживает эту позу как можно дольше и затем выразит как-то эту энергию (Тейлор К., 1992).
Попросите сидящего удерживать человека поперек пояса, прижатым к полу, для того чтобы дышащий не становился на колени, в то время как вы работаете с головой, шеей и плечами.
Это позволяет создавать максимум стабильного сопротивления. Ощущайте напряжение или вибрацию, предложите человеку экспериментировать с напряжениями в этих областях и создавать там некоторое сопротивление.
Общее телесное напряжение. Предложите человеку согнуть руки ладонями вверх, сжать кулаки, напрячь руки и все тело. Два человека с двух сторон поднимают напряженное тело за руки так, чтобы дышащий балансировал на пятках. Пусть человек удерживает эту позу как можно дольше и затем выразит как-то эту энергию (Тейлор К., 1992).
Дышащий лежит на спине.
Голова. Когда человек напряженно или как-то иначе двигает головой, поощряйте это движение.
Лицо. Работайте плоскими ладонями, избегая попадания пальцев в глаза. Не давите на нижнюю челюсть и не тяните ее вниз. Предложите дышащему сделать лицо подобным маске и усилить имеющееся выражение.
Горло. Не позволяйте прямого воздействия на горло. Работайте с мышцами, расположенными с боков и ниже, или по сторонам ключиц. При спазмах горла (особенно если присутствуют движения рук) используйте свернутое полотенце. Предложите кому-либо держать полотенце за оба конца. Дышащий пусть скручивает полотенце, держа его близко к горлу. Поощряйте звуковое выражение и любое другое движение, которое появляется естественно. Таким способом человек становится как сдавливающей силой, так и удушаемой жертвой, и приходит в соприкосновение с обеими частями себя.
Голова. Когда человек напряженно или как-то иначе двигает головой, поощряйте это движение.
Лицо. Работайте плоскими ладонями, избегая попадания пальцев в глаза. Не давите на нижнюю челюсть и не тяните ее вниз. Предложите дышащему сделать лицо подобным маске и усилить имеющееся выражение.
Горло. Не позволяйте прямого воздействия на горло. Работайте с мышцами, расположенными с боков и ниже, или по сторонам ключиц. При спазмах горла (особенно если присутствуют движения рук) используйте свернутое полотенце. Предложите кому-либо держать полотенце за оба конца. Дышащий пусть скручивает полотенце, держа его близко к горлу. Поощряйте звуковое выражение и любое другое движение, которое появляется естественно. Таким способом человек становится как сдавливающей силой, так и удушаемой жертвой, и приходит в соприкосновение с обеими частями себя.
В России эта техника телесного контакта называется «Театр прикосновений». По характеру она очень напоминает «Тайч-Инь» или искусство мягких (женских) прикосновений.
Упражнение проводится в парах или в тройках.
Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:
1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным.
2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом должно быть минимальным по силе и амплитуде.
3. Важна внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, на 100%. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.
Упражнение проводится в парах или в тройках.
Успешность дальнейшей работы в парах зависит от соблюдения следующих принципов:
1. Не суетитесь. Любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным.
2. Любое прикосновение, движение, взаимодействие с телом должно быть минимальным по силе и амплитуде.
3. Важна внутренняя готовность к работе с телом. Для взаимодействия с телом другого человека нужен определенный духовный настрой. Лучше не делать того, к чему вы не готовы. Если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, на 100%. Живите в том, что вы делаете. Лишь в этом случае упражнение будет максимально эффективным.
Телесно-ориентированное направление в прикладной психологии и психотерапии является той областью знаний о человеке, в которой впервые началось практическое изучение и использование признаков и свойств телесности. Телесно-ориентированная психотерапия родилась в лоне психоаналитической школы Зигмунда Фрейда. Именно он первым сформулировал положение: «Я есть прежде всего выражение телесного Я», но, вероятно, в силу личностных особенностей избегал изучения влияний телесных процессов на психику.
Первые шаги в понимании явления телесности был сделаны учеником Фрейда, Шандором Ференци, разработавшим «активную технику» в психотерапевтических целях. Новый метод, наряду с процедурой анализа, предусматривал активное участие пациентов в процессе излечения. Пациенты Ференци пели, играли на фортепиано, записывали поэтические идеи, а также выполняли релаксационные упражнения с целью актуализации содержания бессознательного. Ференци первым указал на параллелизм и подобие процессов мышления и иннервации мускулатуры, а также исследовал характер через классификацию паттернов поведения.
Развитие, расширение и обогащение этих идей, появление первой стройной психологической теории, раскрывающей взаимосвязь тела и психики, и нового метода исследования личности связано с именем Вильгельма Райха, ученика Ференци и Фрейда.
Первые шаги в понимании явления телесности был сделаны учеником Фрейда, Шандором Ференци, разработавшим «активную технику» в психотерапевтических целях. Новый метод, наряду с процедурой анализа, предусматривал активное участие пациентов в процессе излечения. Пациенты Ференци пели, играли на фортепиано, записывали поэтические идеи, а также выполняли релаксационные упражнения с целью актуализации содержания бессознательного. Ференци первым указал на параллелизм и подобие процессов мышления и иннервации мускулатуры, а также исследовал характер через классификацию паттернов поведения.
Развитие, расширение и обогащение этих идей, появление первой стройной психологической теории, раскрывающей взаимосвязь тела и психики, и нового метода исследования личности связано с именем Вильгельма Райха, ученика Ференци и Фрейда.
Этот танец я освоил 1992 году на суфийском тренинге. Аль-Газали говорил, что тело нужно рассматривать как везущего, душу — как едущего на нем: «Душа должна заботиться о теле, как пилигрим на пути в Мекку заботится о своем верблюде; однако если пилигрим проводит все свое время в кормлении и украшении верблюда, караван оставит его позади и он погибнет в пустыне». Хорошее здоровье и центрированность на потребностях тела поощряются до той степени, пока они не мешают внутренней работе.
Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:
1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;
2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.
С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава — вода», «Танец мастеров» и т. д., — а также коммуникативных тренингов.
Этот тренинг, основанный на суфийских техниках, показал мне «срединный путь» в работе с телом. И сам танец, который нам продемонстрировала Ма Дэва Прэм, я рассматриваю в двух аспектах:
1) увеличение внутренней свободы, жизненности и раскованности тела;
2) научение на уровне тела рефлексировать и эмпатировать другому человеку.
С тех пор я практикую этот танец, и его внутренняя идея легла в основу многих процессов с использованием связного дыхания: «Трава — вода», «Танец мастеров» и т. д., — а также коммуникативных тренингов.
Идея этой танцевально-двигательной импровизации принадлежит Александру Гиршону, который вложил огромное количество энергии и времени в практическое применение данного направления. Психотехника была придумана еще в середине 1990-х годов и апробирована на многих группах по танцевально-двигательной терапии. Надеюсь, что освоение этого упражнения принесет вам не только наслаждение, но и много личностных открытий.
Современные исследования сознания, особенно глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт, и модели, и контекста применения психотехник, и методологии работы с клиентами и группами.
Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной истории, но и эволюции — эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания — тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.
Современные исследования сознания, особенно глубинных уровней сознания, принесли немало открытий в область практической психологии, психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт, и модели, и контекста применения психотехник, и методологии работы с клиентами и группами.
Внутри новой, холистической парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной истории, но и эволюции — эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий является одной из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания — тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.
Эту танцевальную технику мы (Владимир Козлов и Александр Гир-шон) практикуем уже десять лет, она показала великолепные результаты, и поэтому мы хотим рассказать о ней.
Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;
• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).
Как известно, в пространстве телесно-двигательной активности человека (кинесфере), выделяются следующие зоны.
1. Три горизонтальных яруса:
• нижний - от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног; приседания, наклоны, переползания и т. д.;
• средний — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч;
• верхний — голова, шея и руки в их движении выше уровня плеч; прыжки, «полеты» и т. д. (А. Гиршон, 1995).