Личность — это ансамбль общественных отношений.
Я убедился, что существующее определение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней формулировать: "человек — животное, восприимчивое к разуму".
Под внушаемостью обычно принято понимать определенную готовность пациента изменять свои мысли и поведение не на основании привычных, рациональных доводов или мотивов, а под влиянием особым образом сконструированных предложений, которые исходят от другого лида или группы лиц. Она не является, как это часто считали раньше, психическим предрасположением, свойственным только некоторым больным, страдающим какими-либо психическими расстройствами (в частности, истерического круга); это одно из нормальных свойств высшей нервной деятельности (А. П. Слободяник, 1983).
Не следует подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. В. М. Бехтерев писал: «Внушение и прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании». Известно, что чем выше для человека авторитет говорящего, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. Степень и вид внушаемости у разных людей чрезвычайно различны. Несомненное влияние оказывают при этом возраст, пол, интеллектуальное развитие, социальный статус, соматическое состояние и т. п. В отдельных случаях: внушаемость значительно колеблется в зависимости от характера внушений и способа их вызывания. Так, например, восприимчивость к посторонним внушениям (гетеровнушаемость) может быть очень велика, а склонность к образованию самовнушений (аутосуггестивность), напротив, — очень мала.
К. Маркс
Я убедился, что существующее определение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней формулировать: "человек — животное, восприимчивое к разуму".
Джонатан Ст/фт
Под внушаемостью обычно принято понимать определенную готовность пациента изменять свои мысли и поведение не на основании привычных, рациональных доводов или мотивов, а под влиянием особым образом сконструированных предложений, которые исходят от другого лида или группы лиц. Она не является, как это часто считали раньше, психическим предрасположением, свойственным только некоторым больным, страдающим какими-либо психическими расстройствами (в частности, истерического круга); это одно из нормальных свойств высшей нервной деятельности (А. П. Слободяник, 1983).
Не следует подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. В. М. Бехтерев писал: «Внушение и прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании». Известно, что чем выше для человека авторитет говорящего, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. Степень и вид внушаемости у разных людей чрезвычайно различны. Несомненное влияние оказывают при этом возраст, пол, интеллектуальное развитие, социальный статус, соматическое состояние и т. п. В отдельных случаях: внушаемость значительно колеблется в зависимости от характера внушений и способа их вызывания. Так, например, восприимчивость к посторонним внушениям (гетеровнушаемость) может быть очень велика, а склонность к образованию самовнушений (аутосуггестивность), напротив, — очень мала.
Говорят, полезен яд змей, если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед, если он в руках дурака.
Ключ к сокровенным тайнам Бытия давным-давно в руках человека. А о» не знает, что в руках его.
Понятно, что методы психотерапии, связанные с особыми состояниями сознания, как и все прочие, имеют свои многочисленные показания и противопоказания как общемедицинские, так и связанные с психологией. Мы помним из истории, что в целительской практике всех времен И народов неоднократно фиксировались как позитивное или негативное воздействие духа на тело, так и наоборот. Подобное положение дел закономерно, поскольку особые состояния сознания находятся как раз на пересечении всех феноменов взаимодействия психологического и соматического. Поэтому естественно, что мы не можем составить исчерпывающий список показаний и противопоказаний и укажем лишь главные, основанные на нашей повседневной практике. Мы убеждены, что каждому психотерапевту по силам дополнить этот список самому, если он будет помнить, что хорошее показание, как и правильное противопоказание, — это то, что настоящий профессионал предлагает своему пациенту, оставаясь в привычных для себя терапевтических рамках и учитывая современный уровень знаний.
Расул Гамзатов
Ключ к сокровенным тайнам Бытия давным-давно в руках человека. А о» не знает, что в руках его.
В. Сидоров
Понятно, что методы психотерапии, связанные с особыми состояниями сознания, как и все прочие, имеют свои многочисленные показания и противопоказания как общемедицинские, так и связанные с психологией. Мы помним из истории, что в целительской практике всех времен И народов неоднократно фиксировались как позитивное или негативное воздействие духа на тело, так и наоборот. Подобное положение дел закономерно, поскольку особые состояния сознания находятся как раз на пересечении всех феноменов взаимодействия психологического и соматического. Поэтому естественно, что мы не можем составить исчерпывающий список показаний и противопоказаний и укажем лишь главные, основанные на нашей повседневной практике. Мы убеждены, что каждому психотерапевту по силам дополнить этот список самому, если он будет помнить, что хорошее показание, как и правильное противопоказание, — это то, что настоящий профессионал предлагает своему пациенту, оставаясь в привычных для себя терапевтических рамках и учитывая современный уровень знаний.
Сразу отметим, что ни один из наблюдаемых признаков не является специфическим для особых состояний сознания. На самом деле все они могут встречаться и в других ситуациях, как патологических, так и нормальных.
Эти признаки близки к тем, которые отмечаются при релаксации:
• снижение мышечного тонуса,
• уменьшение подвижности или неподвижности тела,
• увеличение латентного периода,
• экономия движений,
• замедление дыхания и пульса,
• изменение голоса,
• уплощение черт лица,
Эти признаки близки к тем, которые отмечаются при релаксации:
• снижение мышечного тонуса,
• уменьшение подвижности или неподвижности тела,
• увеличение латентного периода,
• экономия движений,
• замедление дыхания и пульса,
• изменение голоса,
• уплощение черт лица,
Под внушением мы понимаем элемент коммуникации между психотерапевтом и пациентом, позволяющий получить непроизвольный ответ на стимул, адресованный бессознательной части пациента. А. Вайтценхоффер характеризует внушение следующим образом: «Это прямое воздействие, оказывающее влияние на мыслительные процессы или поведение индивида, материалом для которого служат чаще всего вербальные стимулы... и эффективность которого зависит от субъекта, от содержания воздействия и от совокупной ситуации, в которой оно произведено».
Внушения делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные внушения
Вербальные внушения можно разделить на три большие категории:
1) прямые внушения;
2) косвенные внушения;
3) открытые внушения. Разберем их подробнее.
Внушения делятся на вербальные и невербальные.
Вербальные внушения
Вербальные внушения можно разделить на три большие категории:
1) прямые внушения;
2) косвенные внушения;
3) открытые внушения. Разберем их подробнее.
Милтон-модель — способ употребления речевых средств с целью наведения, поддержания и использования для психотерапии особых состояний сознания. Ее применение в психотерапевтической практике позволяет войти в контакт с психофизиологическими резервами человека тем же самым путем, по которому следует естественная работа мозга.
В основе милтон-модели лежит понятие функциональной асимметрии (от греч. asymmetria — несоразмерность) мозга — специфического распределения психических функций между правым и левым полушариями. Знаменитые нейрофизиологические эксперименты, в которых измерялась активность полушарий при решении самых разнообразных задач, показали, что полушария выполняют различные, но комплементарные (дополняющие друг друга) функции. Так, было установлено, что левое полушарие (у правшей) является доминирующим и его функция состоит в оперировании вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также в чтении и счете. Функция же правого полушария заключается в оперировании образами, ориентацией в пространстве, в различении музыкальных тонов, мелодий и звуков, а также в распознавании сложных объектов (в частности, человеческих лиц) и продуцировании сновидений и фантазий.
Кроме того, было установлено, что оба полушария способны к восприятию и переработке слов и образов (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополу-шарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логический, непротиворечивый анализ объектов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или условных знаках. «Правополушарное» (пространст-венно-образное) мышление — интуитивное и синтетическое, поскольку создает возможность «одномоментного» схватывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов в нескольких плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. Именно это свойство правого полушария использует милтон-модель.
В основе милтон-модели лежит понятие функциональной асимметрии (от греч. asymmetria — несоразмерность) мозга — специфического распределения психических функций между правым и левым полушариями. Знаменитые нейрофизиологические эксперименты, в которых измерялась активность полушарий при решении самых разнообразных задач, показали, что полушария выполняют различные, но комплементарные (дополняющие друг друга) функции. Так, было установлено, что левое полушарие (у правшей) является доминирующим и его функция состоит в оперировании вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также в чтении и счете. Функция же правого полушария заключается в оперировании образами, ориентацией в пространстве, в различении музыкальных тонов, мелодий и звуков, а также в распознавании сложных объектов (в частности, человеческих лиц) и продуцировании сновидений и фантазий.
Кроме того, было установлено, что оба полушария способны к восприятию и переработке слов и образов (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополу-шарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логический, непротиворечивый анализ объектов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или условных знаках. «Правополушарное» (пространст-венно-образное) мышление — интуитивное и синтетическое, поскольку создает возможность «одномоментного» схватывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов в нескольких плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. Именно это свойство правого полушария использует милтон-модель.
Психотерапевты со стажем хорошо знают, что существует так называемый антисуггестивный барьер (И. Вельвовский и соавт., 1984), проявляющийся в негативной установке на психотерапию вообще и на методы, связанные с особыми состояниями сознания, в частности.
Такой антисуггестивный барьер связан с понятием контрвнушаемости — внутренней способности личности сопротивляться навязываемому извне. По большей части она зависит от возможности проверить истинность того, что внушается: если проверить невозможно или объективных критериев либо знаний недостаточно, контрвнушаемость снижается.
Контрвнушаемость также избирательна. Исследования показали, что один и тот же человек обнаруживает разную степень контрвнушаемости как в отношении разных суттесторов, так и в зависимости от разного содержания внушений, исходящих от одного и того же лица. Это связано с тем, что восприятие человеком новой информации всегда динамично.
Такой антисуггестивный барьер связан с понятием контрвнушаемости — внутренней способности личности сопротивляться навязываемому извне. По большей части она зависит от возможности проверить истинность того, что внушается: если проверить невозможно или объективных критериев либо знаний недостаточно, контрвнушаемость снижается.
Контрвнушаемость также избирательна. Исследования показали, что один и тот же человек обнаруживает разную степень контрвнушаемости как в отношении разных суттесторов, так и в зависимости от разного содержания внушений, исходящих от одного и того же лица. Это связано с тем, что восприятие человеком новой информации всегда динамично.
В своих работах Джон Гриндер и Джудит Делозье (1994) выделяют по крайней мере три способа, с помощью которых люди могут взглянуть на свой собственный опыт — первую, вторую и третью позиции восприятия.
Во-первых, человек может смотреть на мир полностью со своей собственной точки зрения, изнутри своей собственной реальности, не принимая в расчет ничьей другой точки зрения. Психотерапевт просто думает: «Как это на меня действует?» Это называется первой позицией.
Во-вторых, он может представить себе, что бы увидел, почувствовал и услышал с точки зрения другого человека. Очевидно, что одна и та же ситуация или поведение могут иметь свой особый смысл для каждого человека. Поэтому для психотерапевта существенно важно оценить точку зрения другого человека и спросить себя: «Как он это видит?» Это есть вторая позиция, часто известная как эмпатия.
В модели самораскрытия «окно Джогари» (названной так в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма) выделяют четыре зоны личности содержащие информацию о ней: «арену» — зону нашего Я, о которой знает человек и знают другие люди; «видимое* — то, что знает о себе человек, но не знают другие люди; «слепое пятно» — то, что другие знают о человеке, но сам он об этом не знает; «неизвестное» — то, что скрыто и от человека, и от других людей.
Во-первых, человек может смотреть на мир полностью со своей собственной точки зрения, изнутри своей собственной реальности, не принимая в расчет ничьей другой точки зрения. Психотерапевт просто думает: «Как это на меня действует?» Это называется первой позицией.
Во-вторых, он может представить себе, что бы увидел, почувствовал и услышал с точки зрения другого человека. Очевидно, что одна и та же ситуация или поведение могут иметь свой особый смысл для каждого человека. Поэтому для психотерапевта существенно важно оценить точку зрения другого человека и спросить себя: «Как он это видит?» Это есть вторая позиция, часто известная как эмпатия.
В модели самораскрытия «окно Джогари» (названной так в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма) выделяют четыре зоны личности содержащие информацию о ней: «арену» — зону нашего Я, о которой знает человек и знают другие люди; «видимое* — то, что знает о себе человек, но не знают другие люди; «слепое пятно» — то, что другие знают о человеке, но сам он об этом не знает; «неизвестное» — то, что скрыто и от человека, и от других людей.
Поскольку люди непосредственно не взаимодействуют с миром, в котором живут, они создают модели (или карты) мира, которые используют для управления своим поведением. Психотерапевту очень важно понимать карту мира пациента. Ведь человеческое поведение, каким бы странным оно ни казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выбора, который предоставляет человеку его карта. Поэтому модели не стоит оценивать с точки зрения того, хороши они или плохи, здоровы или являются «сумасшедшими», их нужно оценивать с точки зрения полезности — полезности в эффективном и творческом взаимодействии с окружающим миром. Дело не в том, что пациенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них недостаточно возможностей выбора, когда это необходимо. Каждый из нас делает лучший выбор, доступный в рамках нашей модели мира. Однако существует множество достаточно скудных моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что может проявляться в изобилии внутри- и межличностных конфликтов. «Возможностей выбора недостает не миру, а модели мира, которая есть у индивида», — считают Р. Бендлер и Дж. Гриндер.
Человек создает свои модели посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Они служат адаптивным целям, но, если человек начинает принимать субъективную реальность за одну-единственную «истинную» действительность, те же процессы ограничивают его и лишают способности гибко реагировать.
Человек создает свои модели посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Они служат адаптивным целям, но, если человек начинает принимать субъективную реальность за одну-единственную «истинную» действительность, те же процессы ограничивают его и лишают способности гибко реагировать.
Как известно, человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс такого восприятия называется модальностью. Обычно выделяют следующие модальности:
визуальную (зрительную);
аудиальиую (слуховую);
кинестетическую (телесных ощущений);
обонятелъно-вкусовую.
Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими. Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых доминирующая, то примерно точно так же он отражает и свой внутренний мир. Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, пациент должен «получить доступ» к собственной информации, к своим собственным бессознательным процессам. Модальная система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию, — репрезентативной, а система, сверяющая полученный результат, — референтной.
визуальную (зрительную);
аудиальиую (слуховую);
кинестетическую (телесных ощущений);
обонятелъно-вкусовую.
Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими. Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых доминирующая, то примерно точно так же он отражает и свой внутренний мир. Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, пациент должен «получить доступ» к собственной информации, к своим собственным бессознательным процессам. Модальная система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию, — репрезентативной, а система, сверяющая полученный результат, — референтной.
Мы должны признать, что ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятии к что всякая кажущаяся дисгармонии между опытными фактами может быть устранена только путем надлежащего расшпренпн этой системы понятий.
Ах, я закидывал невод а их море, Надеясь вылошпъ богатую рыбу. Но каждый раз приходили сети С головою древнего бога...
Как всякая научная дисциплина, психотерапия, связанная с особыми состояниями сознания, должна располагать собственной номенклатурой понятий и умений, обеспечивающих однозначность описания психотерапевтических техник и точность теоретических формулировок. Поэтому, прежде чем приступить к изложению непосредственно методик работы с особыми состояниями сознания, кратко рассмотрим те операциональные термины, которые будут употребляться в дальнейшем. Тем более, что многие понятия в психотерапии обладают семантической многозначностью, связанной, с одной стороны, с их высокой зависимостью от методологического контекста, а с Другой, с их «обиходностью» и заимствованием из других областей научного знания.
Ах, я закидывал невод а их море, Надеясь вылошпъ богатую рыбу. Но каждый раз приходили сети С головою древнего бога...
Ф. Ницше
Как всякая научная дисциплина, психотерапия, связанная с особыми состояниями сознания, должна располагать собственной номенклатурой понятий и умений, обеспечивающих однозначность описания психотерапевтических техник и точность теоретических формулировок. Поэтому, прежде чем приступить к изложению непосредственно методик работы с особыми состояниями сознания, кратко рассмотрим те операциональные термины, которые будут употребляться в дальнейшем. Тем более, что многие понятия в психотерапии обладают семантической многозначностью, связанной, с одной стороны, с их высокой зависимостью от методологического контекста, а с Другой, с их «обиходностью» и заимствованием из других областей научного знания.
Заключая наше рассмотрение теоретических моделей, обратим внимание на подход к изучению особых состояний сознания, который предлагает трансперсональная психология. Это течение, сравнительно недавно возникшее в США, по мнению многих ученых (Ф. Капры, В Налимова, С. Грофа и др.) все больше претендует на роль новой философии человека. Исходный ее постулат: психология и психотерапия должны быть направлены не на изучение отдельных проявлений психики человека, а на осмысление природы человека в целом — в широком мировоззренческом контексте, основанном, правда, в . значительной степени на построениях квантовой физики и восточной (а точнее, буддийской) антропологии.
Необходимость нового обусловлена тем, что предыдущие научные представления в психиатрии, психологии и антропологии в большой мере базировались на ньютоно-картезиан-ской модели Вселенной, созданной в XVII столетии и предполагающей существование обособленных объектов, связанных между собой механическими или гравитационными взаимодействиями.
Однако она была адекватной до тех пор, пока физики исследовали явления в мире повседневного опыта или в так называемой «зоне средних измерений». Как только они начали совершать экскурсы за пределы обычного восприятия в микромир субатомных процессов и в макромир астрофизики, ньютоно-картезианская модель стала непригодной и возникла необходимость ее транс ценденции. Соответственно это вызвало глубокие изменения во всех дисциплинах, являющихся ее непосредственными производными.
Необходимость нового обусловлена тем, что предыдущие научные представления в психиатрии, психологии и антропологии в большой мере базировались на ньютоно-картезиан-ской модели Вселенной, созданной в XVII столетии и предполагающей существование обособленных объектов, связанных между собой механическими или гравитационными взаимодействиями.
Однако она была адекватной до тех пор, пока физики исследовали явления в мире повседневного опыта или в так называемой «зоне средних измерений». Как только они начали совершать экскурсы за пределы обычного восприятия в микромир субатомных процессов и в макромир астрофизики, ньютоно-картезианская модель стала непригодной и возникла необходимость ее транс ценденции. Соответственно это вызвало глубокие изменения во всех дисциплинах, являющихся ее непосредственными производными.
В середине XX века психотерапия находилась под преобладающим влиянием двух теорий — психоанализа и бихевиоризма (учения, большинство постулатов которого основывались на теориях'И. П. Павлова и Р. Скиннера). Но постепенно все' большее число известных клиницистов, исследователей и философов, непосредственно сталкивающихся с нормальными и патологическими проявлениями человеческой души, испытывали неудовлетворенность механистической направленностью этих школ. Внешним проявлением такого недовольства стало возникновение экзистенциальной1 психотерапии во главе с Ролло Меем (1958) и развитие гуманистической психологии. Поскольку и экзистенциальная, и гуманистическая психология первостепенное внимание отводят свободе и значимости индивидуальностей, в них проявляется достаточное сходство. Оба этих направления весьма интересны для нашего обсуждения, так как включают как интраперсональное, так и трансперсональное измерения и являются связующим звеном -между главенствующими традиционными воззрениями академической психологии и психотерапии и теми, которые представлены в этой книге.
Своими корнями экзистенциальная и гуманистическая психотерапия уходит в философию Серена Къеркегора и в феноменологию Эдмунда Гуссерля. Они подчеркивают, что каждый человек уникален и непостижим с точки зрения какой бы то ни было научной или философской системы. У человека есть свобода выбора, что делает его будущее непредсказуемым и тревожащим. Различают религиозных (К. Ясперс, Дж. Марсель, Н. Л. Бердяев, J. И. Шестов) и атеистических экзистенциалистов (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
Своими корнями экзистенциальная и гуманистическая психотерапия уходит в философию Серена Къеркегора и в феноменологию Эдмунда Гуссерля. Они подчеркивают, что каждый человек уникален и непостижим с точки зрения какой бы то ни было научной или философской системы. У человека есть свобода выбора, что делает его будущее непредсказуемым и тревожащим. Различают религиозных (К. Ясперс, Дж. Марсель, Н. Л. Бердяев, J. И. Шестов) и атеистических экзистенциалистов (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).