Мы должны признать, что ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятии к что всякая кажущаяся дисгармонии между опытными фактами может быть устранена только путем надлежащего расшпренпн этой системы понятий.
Ах, я закидывал невод а их море, Надеясь вылошпъ богатую рыбу. Но каждый раз приходили сети С головою древнего бога...
Как всякая научная дисциплина, психотерапия, связанная с особыми состояниями сознания, должна располагать собственной номенклатурой понятий и умений, обеспечивающих однозначность описания психотерапевтических техник и точность теоретических формулировок. Поэтому, прежде чем приступить к изложению непосредственно методик работы с особыми состояниями сознания, кратко рассмотрим те операциональные термины, которые будут употребляться в дальнейшем. Тем более, что многие понятия в психотерапии обладают семантической многозначностью, связанной, с одной стороны, с их высокой зависимостью от методологического контекста, а с Другой, с их «обиходностью» и заимствованием из других областей научного знания.
Отнюдь не стремясь к их развернутому анализу и сопо-ставлению разнообразных интерпретаций, существующих в современной психотерапии, мы ограничимся только теми их трактовками, которые, по нашему опыту, наиболее применимы в работе с особыми состояниями сознания в психотерапии.
Как и полагается, начнем с развернутого плана действий.
План терапевтической сессии, связанной с применением особых состояний сознания
Все терапевтические сессии, на которых используются особые состояния сознания, различаются между собой, но каждая из них в той или иной форме включает шесть этапов:
1) предварительная подготовка;
2) вводные разъяснения;
3) наведение;
4) терапевтическая фаза;
5) окончание;
6) продолжение.
Классические сеансы гипноза развертываются всегда в указанной последовательности. Необходимо сразу признать, что в принципе эти этапы тесно переплетаются: так, например, наве-' дение может осуществляться одновременно с вводными разъяснениями. Главное, что успех или неудача проделанной работы зависит от того, в какой мере будет соблюдаться гармония между пациентом и психотерапевтом (контакт, альянс).
Альянс может быть естественным и зависеть от природных данных психотерапевта или пациента, но чаще всего на каждом этапе он создается благодаря использованию специальных средств.
Формирование результата
Любая психотерапия всегда начинается с формулировки результатов или целей, которых хотят достичь психотерапевт и пациент. Чем более точно и позитивно они смогут определить то, чего хотят, и, тем самым, лучше запрограммируют мозг на то, чтобы искать и замечать возможности, тем с большей вероятностью они получат то, к чему стремились. Благоприятные возможности возникают тогда и только тогда, когда в них узнают благоприятные возможности. В противном случае реализуется ситуация Алисы.
«~ Вы не будете столь любезны сказать мне, какой дорогой мне следует выйти отсюда?
— Это в значительной мере зависит от того, куда вы хотите прийти, ~ ответил кот.
— Мне безразлично, куда, — сказала Алиса.
— Тогда нет разницы, какой дорогой ты пойдешь, — сказал кот.» Чтобы прожить свою жизнь так, как человеку хочется, ему
следует прежде всего знать, чего он желает (причем желает «на самом деле»). С этих позиций «быть эффективным» в психотерапии означает прежде всего помогать пациенту достигнуть тех
оезультатов, которые он выбрал. Таким образом, первый шаг в тобой терапевтической сессии состоит в том, чтобы совершить выбор, причем если пациент не в силах сделать это самостоятельно, то весьма вероятно быстро найдется масса людей, желающих сделать это за него (надо признать, к сожалению, часто совершают это сами психотерапевты).
Нейро-лингвистическое программирование1 предлагает следующие критерии хорошо сформированного результата.
Во-первых, он должен быть сформулирован позитивно. Легче двигаться по направлению к тому, чего человек хочет, нежели уходить прочь от того, что ему не нравится. Однако мы не в состоянии двигаться по направлению к чему-то, если не знаем, что это такое. Наш мозг так устроен, что может понять негатив, лишь заменив его позитивом. Чтобы избежать чего-то, людям необходимо знать, что представляет собой то, чего они сторонятся, и удерживать свое внимание на нем. Это аналогично тому, как при вождении автомобиля необходимо держать объект в поле зрения, чтобы избежать столкновения с ним. Поэтому чему бы человек ни сопротивлялся, это всегда становится навязчивым2.
Во-вторых, пациент должен играть активную роль и держать результат в разумных предках под своим контролем. Результаты, которые изначально зависят от того, что предпримут другие люди, не являются хорошо сформированными, так как, если люди не реагируют так, как хотелось бы пациенту (а так время от времени происходит), он автоматически терпит неудачу. Поэтому, формулируя результат, желательно сосредоточиваться на том, что необходимо сделать, чтобы вызывать эти реакции.. Так, например, застенчивому подростку можно порекомендовать вместо того, чтобы ждать, когда у него появятся друзья, подумать о том, как самому подружиться с кем-нибудь.
В-третьих, пациент должен представлять свой результат настолько подробно, насколько это возможно. Что он видит, слышит и ощущает, представляя себе конечные цели? Попросите описать его, прямо или косвенно ответив на вопросы: кто,
1 Нейро-лигвистическое программировать базируется на следующих источниках: 1) изучение и анализ практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлса и других известных американских психотерапевтов; 2) современные данные о межполу-Шарной ассиметрии — различиях в переработке информации правым и левым Полушарием; 3) работы Г. Бсйтсона, посвященные «экологии разума» со ссылкой ча зоопсихологаческие данные о формировании нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки; 4) трансформационная грамматика Н. Хомского, выделяющая глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 5) исследования кибернетики 50—60-х годов, стирающие границы между естественным и искусственным интеллектом; 6) теория логических типов Б. Рассела.
Зго одна из причин, почему так трудно самостоятельно прекратить курить: человек вынужден постоянно думать о курении, чтобы бросить это делать.
что, где, когда и как? Чем более точным является представление о том, чего хочет пациент, тем лучше и он, и вы сможете проанализировать ситуацию и заметить возможности для достижения этого. В каком контексте он хочет получить результат? Существуют ли контексты, в которых он не хочет его получать? В-четвертых, пациент должен иметь логические, эмоциональные и телесные критерии того, что он достиг желаемого. Пусть он вообразит, что сигнализирует ему о том, что он достиг своего результата. Что он подумает, увидит, услышит, почувствует, когда достигнет его? Постарайтесь также установить временные ограничения на достижение желаемого результата, так как некоторые цели бывают настолько грандиозны и неопределенны, что на их достижение может уйти несколько жизней.
В-пятых, пациент должен осознавать собственные ресурсы, необходимые для того, чтобы получить результат. Эти ресурсы могут быть внутренними (особые знания или умения) или внешними. Если пациент нуждается во внешних ресурсах, возможно, появится необходимость поставить вспомогательный результат, чтобы получить их.
И, наконец, результат должен иметь реальные размеры. Он может быть слишком большим, и тогда его нужно разбить на несколько более мелких, легко достижимых результатов. Если это следует сделать, спросите: «Что препятствует в достижении данной цели?» При постановке больших целей пациенту, возможно, придется несколько раз пройти через процесс «формулирования», пока он не придет к тому, что первый шаг примет разумные размеры и окажется достижимым. Китайцы говорят: «Даже самый длинный путь начинается с маленького шага». С другой стороны, может получиться и так, что цели покажутся слишком мелкими и тривиальными, чтобы мотивировать пациента. В таком случае следует спросить: «Если вы получите этот результат, что он даст вам?» — и двигаться к более общему результату до тех пор, пока он не станет достаточно большим и мотивирующим.
Заключительная рамка вокруг выбора результатов — экологическая. Нет такого человека, который жил бы изолированно от других людей, мы все являемся частью более широкой системы: семьи, работы, круга друзей и общества в целом. Поэтому всегда следует рассматривать последствия достижения результатов в контексте этих более широких взаимоотношений. Возможны ли нежелательные побочные эффекты? От чего придется отказаться или с чем новым придется смириться, чтобы достичь результата? Классическим примером выбора неэкологичного результата был царь Мидас, который хотел, чтобы все, чего он касался, превращалось в золото.
Например, многие люди сегодня хотят «много зарабатывать». Активная реализация подобного стремления скорее всего будет
приводить к увеличению работы и, значит, забирать больше времени. Следствием этого станет уменьшение времени, уделяемого семье и своему духовному развитию. При этом такой результат может увеличить рабочую нагрузку до такой степени, что человек не сможет нормально справляться с работой.
Следует также убедиться, что результат находится в полной гармонии с пациентом, как с цельной личностью. Результаты — это не то, что нужно получать в ущерб другим. Наиболее значительные и удовлетворяющие результаты достигаются путем переговоров и сотрудничества, чтобы установить такой разделяемый всеми результат, в котором каждый оказывается победителем. Это автоматически разрешает проблему с экологическим исходом.
Таким образом, если результат хорошо сформирован, то он является достижимым, мотивирующим и обязывающим.
Во время формирования результата обычно калибруется и способ восприятия пациентом мира.
Ах, я закидывал невод а их море, Надеясь вылошпъ богатую рыбу. Но каждый раз приходили сети С головою древнего бога...
Ф. Ницше
Как всякая научная дисциплина, психотерапия, связанная с особыми состояниями сознания, должна располагать собственной номенклатурой понятий и умений, обеспечивающих однозначность описания психотерапевтических техник и точность теоретических формулировок. Поэтому, прежде чем приступить к изложению непосредственно методик работы с особыми состояниями сознания, кратко рассмотрим те операциональные термины, которые будут употребляться в дальнейшем. Тем более, что многие понятия в психотерапии обладают семантической многозначностью, связанной, с одной стороны, с их высокой зависимостью от методологического контекста, а с Другой, с их «обиходностью» и заимствованием из других областей научного знания.
Отнюдь не стремясь к их развернутому анализу и сопо-ставлению разнообразных интерпретаций, существующих в современной психотерапии, мы ограничимся только теми их трактовками, которые, по нашему опыту, наиболее применимы в работе с особыми состояниями сознания в психотерапии.
Как и полагается, начнем с развернутого плана действий.
План терапевтической сессии, связанной с применением особых состояний сознания
Все терапевтические сессии, на которых используются особые состояния сознания, различаются между собой, но каждая из них в той или иной форме включает шесть этапов:
1) предварительная подготовка;
2) вводные разъяснения;
3) наведение;
4) терапевтическая фаза;
5) окончание;
6) продолжение.
Классические сеансы гипноза развертываются всегда в указанной последовательности. Необходимо сразу признать, что в принципе эти этапы тесно переплетаются: так, например, наве-' дение может осуществляться одновременно с вводными разъяснениями. Главное, что успех или неудача проделанной работы зависит от того, в какой мере будет соблюдаться гармония между пациентом и психотерапевтом (контакт, альянс).
Альянс может быть естественным и зависеть от природных данных психотерапевта или пациента, но чаще всего на каждом этапе он создается благодаря использованию специальных средств.
Формирование результата
Любая психотерапия всегда начинается с формулировки результатов или целей, которых хотят достичь психотерапевт и пациент. Чем более точно и позитивно они смогут определить то, чего хотят, и, тем самым, лучше запрограммируют мозг на то, чтобы искать и замечать возможности, тем с большей вероятностью они получат то, к чему стремились. Благоприятные возможности возникают тогда и только тогда, когда в них узнают благоприятные возможности. В противном случае реализуется ситуация Алисы.
«~ Вы не будете столь любезны сказать мне, какой дорогой мне следует выйти отсюда?
— Это в значительной мере зависит от того, куда вы хотите прийти, ~ ответил кот.
— Мне безразлично, куда, — сказала Алиса.
— Тогда нет разницы, какой дорогой ты пойдешь, — сказал кот.» Чтобы прожить свою жизнь так, как человеку хочется, ему
следует прежде всего знать, чего он желает (причем желает «на самом деле»). С этих позиций «быть эффективным» в психотерапии означает прежде всего помогать пациенту достигнуть тех
оезультатов, которые он выбрал. Таким образом, первый шаг в тобой терапевтической сессии состоит в том, чтобы совершить выбор, причем если пациент не в силах сделать это самостоятельно, то весьма вероятно быстро найдется масса людей, желающих сделать это за него (надо признать, к сожалению, часто совершают это сами психотерапевты).
Нейро-лингвистическое программирование1 предлагает следующие критерии хорошо сформированного результата.
Во-первых, он должен быть сформулирован позитивно. Легче двигаться по направлению к тому, чего человек хочет, нежели уходить прочь от того, что ему не нравится. Однако мы не в состоянии двигаться по направлению к чему-то, если не знаем, что это такое. Наш мозг так устроен, что может понять негатив, лишь заменив его позитивом. Чтобы избежать чего-то, людям необходимо знать, что представляет собой то, чего они сторонятся, и удерживать свое внимание на нем. Это аналогично тому, как при вождении автомобиля необходимо держать объект в поле зрения, чтобы избежать столкновения с ним. Поэтому чему бы человек ни сопротивлялся, это всегда становится навязчивым2.
Во-вторых, пациент должен играть активную роль и держать результат в разумных предках под своим контролем. Результаты, которые изначально зависят от того, что предпримут другие люди, не являются хорошо сформированными, так как, если люди не реагируют так, как хотелось бы пациенту (а так время от времени происходит), он автоматически терпит неудачу. Поэтому, формулируя результат, желательно сосредоточиваться на том, что необходимо сделать, чтобы вызывать эти реакции.. Так, например, застенчивому подростку можно порекомендовать вместо того, чтобы ждать, когда у него появятся друзья, подумать о том, как самому подружиться с кем-нибудь.
В-третьих, пациент должен представлять свой результат настолько подробно, насколько это возможно. Что он видит, слышит и ощущает, представляя себе конечные цели? Попросите описать его, прямо или косвенно ответив на вопросы: кто,
1 Нейро-лигвистическое программировать базируется на следующих источниках: 1) изучение и анализ практики М. Эриксона, В. Сатир, Ф. Перлса и других известных американских психотерапевтов; 2) современные данные о межполу-Шарной ассиметрии — различиях в переработке информации правым и левым Полушарием; 3) работы Г. Бсйтсона, посвященные «экологии разума» со ссылкой ча зоопсихологаческие данные о формировании нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки; 4) трансформационная грамматика Н. Хомского, выделяющая глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 5) исследования кибернетики 50—60-х годов, стирающие границы между естественным и искусственным интеллектом; 6) теория логических типов Б. Рассела.
Зго одна из причин, почему так трудно самостоятельно прекратить курить: человек вынужден постоянно думать о курении, чтобы бросить это делать.
что, где, когда и как? Чем более точным является представление о том, чего хочет пациент, тем лучше и он, и вы сможете проанализировать ситуацию и заметить возможности для достижения этого. В каком контексте он хочет получить результат? Существуют ли контексты, в которых он не хочет его получать? В-четвертых, пациент должен иметь логические, эмоциональные и телесные критерии того, что он достиг желаемого. Пусть он вообразит, что сигнализирует ему о том, что он достиг своего результата. Что он подумает, увидит, услышит, почувствует, когда достигнет его? Постарайтесь также установить временные ограничения на достижение желаемого результата, так как некоторые цели бывают настолько грандиозны и неопределенны, что на их достижение может уйти несколько жизней.
В-пятых, пациент должен осознавать собственные ресурсы, необходимые для того, чтобы получить результат. Эти ресурсы могут быть внутренними (особые знания или умения) или внешними. Если пациент нуждается во внешних ресурсах, возможно, появится необходимость поставить вспомогательный результат, чтобы получить их.
И, наконец, результат должен иметь реальные размеры. Он может быть слишком большим, и тогда его нужно разбить на несколько более мелких, легко достижимых результатов. Если это следует сделать, спросите: «Что препятствует в достижении данной цели?» При постановке больших целей пациенту, возможно, придется несколько раз пройти через процесс «формулирования», пока он не придет к тому, что первый шаг примет разумные размеры и окажется достижимым. Китайцы говорят: «Даже самый длинный путь начинается с маленького шага». С другой стороны, может получиться и так, что цели покажутся слишком мелкими и тривиальными, чтобы мотивировать пациента. В таком случае следует спросить: «Если вы получите этот результат, что он даст вам?» — и двигаться к более общему результату до тех пор, пока он не станет достаточно большим и мотивирующим.
Заключительная рамка вокруг выбора результатов — экологическая. Нет такого человека, который жил бы изолированно от других людей, мы все являемся частью более широкой системы: семьи, работы, круга друзей и общества в целом. Поэтому всегда следует рассматривать последствия достижения результатов в контексте этих более широких взаимоотношений. Возможны ли нежелательные побочные эффекты? От чего придется отказаться или с чем новым придется смириться, чтобы достичь результата? Классическим примером выбора неэкологичного результата был царь Мидас, который хотел, чтобы все, чего он касался, превращалось в золото.
Например, многие люди сегодня хотят «много зарабатывать». Активная реализация подобного стремления скорее всего будет
приводить к увеличению работы и, значит, забирать больше времени. Следствием этого станет уменьшение времени, уделяемого семье и своему духовному развитию. При этом такой результат может увеличить рабочую нагрузку до такой степени, что человек не сможет нормально справляться с работой.
Следует также убедиться, что результат находится в полной гармонии с пациентом, как с цельной личностью. Результаты — это не то, что нужно получать в ущерб другим. Наиболее значительные и удовлетворяющие результаты достигаются путем переговоров и сотрудничества, чтобы установить такой разделяемый всеми результат, в котором каждый оказывается победителем. Это автоматически разрешает проблему с экологическим исходом.
Таким образом, если результат хорошо сформирован, то он является достижимым, мотивирующим и обязывающим.
Во время формирования результата обычно калибруется и способ восприятия пациентом мира.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи