Основной школой в философии Древнего Китая считается Конфуцианство. Основателем учения был крупный китайский мыслитель Кун-фу-цзы (по-русски Конфуций), живший в 551- 479 гг. до н. э. Он принадлежал к старинному, но разорившемуся аристократическому роду. В детстве ему пришлось быть пастухом и сторожем. Свою школу он основал в возрасте 50 лет. Конфуций не оставил письменного изложения своего учения. Но ученики записали как мысли своего учителя, так и свои собственные в книге «Лунь – юй» - «Беседы и Суждения».
В представлениях и мировоззрении Конфуций следовал китайской традиции. Согласно его учения, верховной силой мироздания является небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности в нём изначально заданы Небом.
Конфуцианцы – общественники. Их учение выражало взгляды феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Согласно Конфуцию, в обществе действует закон «Эй энь», который ниспослан небом. Конфуцианская просвещённость связана с такими представлениями, как нормы «ли» (почтительность, ритуал), составной частью которого является учение о «сяо» – сыновней почтительности и почитании старшего брата.
Конфуций сформулировал основные принципы того порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: «пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем». Это учение сыграло немалую роль в Древнем Китае. Ведь быть, например, достойным сыном, означало соблюдение всего ритуала сыновней почтительности. Наряду с рациональным и гуманным, ритуал содержал много чрезмерного. Так, после смерти отца сын ничего не мог менять в доме в течение трёх лет.
С течением времени сложился подлинный культ - Конфуция. Не бу-дучи религией в подлинном смысле слова, конфуцианство вобрало в себя и политику, и административную этику и функции верховного регулятора социально-экономических процессов, т.е. стало основой всего китайского образа жизни.
В представлениях и мировоззрении Конфуций следовал китайской традиции. Согласно его учения, верховной силой мироздания является небо, которое следит за порядком вещей и справедливостью в мире. Все отношения в обществе, права и обязанности в нём изначально заданы Небом.
Конфуцианцы – общественники. Их учение выражало взгляды феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений. Согласно Конфуцию, в обществе действует закон «Эй энь», который ниспослан небом. Конфуцианская просвещённость связана с такими представлениями, как нормы «ли» (почтительность, ритуал), составной частью которого является учение о «сяо» – сыновней почтительности и почитании старшего брата.
Конфуций сформулировал основные принципы того порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: «пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем». Это учение сыграло немалую роль в Древнем Китае. Ведь быть, например, достойным сыном, означало соблюдение всего ритуала сыновней почтительности. Наряду с рациональным и гуманным, ритуал содержал много чрезмерного. Так, после смерти отца сын ничего не мог менять в доме в течение трёх лет.
С течением времени сложился подлинный культ - Конфуция. Не бу-дучи религией в подлинном смысле слова, конфуцианство вобрало в себя и политику, и административную этику и функции верховного регулятора социально-экономических процессов, т.е. стало основой всего китайского образа жизни.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи