Становление профессионально важных качеств начинается с возникновения профессиональной мотивации, поэтому обратимся к изучению направленности ‑ устойчивой системы мотивов, действующих в различных ситуациях. Профессиональные установки ‑ это вариант жизненных установок вообще, и в этом качестве они отражают основные потребности человека. Профессиональное самоопределение больше связано с развитием идентичности, чем с конкретной профессией, и детерминировано во многом чисто социальными и эмоциональными потребностями. Так, Дж.Холланд полагал, что выбор профессии ‑ это в первую очередь выбор образа жизни, связанный с Я-концепцией человека. Поэтому в свои методы диагностики интересов он включал достаточно обширные личностные свойства, не имеющие узкопрофессиональной ценности. А.Л.Тайлер, в отличие от этого, считала, что профессиональные предпочтения связаны с теми выборами, которые человек совершает на данном этапе своего жизненного пути, таким образом ограничивая и делая более специальным коридор возможностей человека. Эти выборы не только характеризуют тип личности, но и позволяют предсказать ее дальнейшее развитие, что подтверждается высокой валидностью методик, изучающих профессиональные предпочтения. Таким образом, профессия ‑ это способ самореализации человека, и в этом качестве она должна быть рассмотрена в контексте его личной философии (2, 3).
В зависимости от того, что для людей представляет наивысшую ценность, иначе говоря, для чего они живут, их можно распределять по группам. Первые шаги в этом направлении были сделаны выдающимся немецким психологом Э.Шпрангером, одним из создателей понимающей психологии, труды которого не были достаточно оценены в России по причинам идеологическим ‑ Шпрангер был «махровым идеалистом».
6 типов личности, описанные Шпрангером, не связаны ни с анатомическим строением, ни с жизненными сложностями человека, ни с его профессиональными предпочтениями, а скорее выражают мироотношение в целом. Каждый может самоактуализироваться в любой области, стать творцом собственной жизни, если найдет для себя нишу, в которой и реализует свои основные потребности (2, 3).
Для теоретического человека такой потребностью является познание закономерностей жизни. Чем бы он ни занимался ‑ созданием генетического оружия или тачанием сапог, он стремится увидеть внутреннюю связь явлений, и его основная награда ‑ установление этих связей.
Экономический человек, в отличие от теоретического, хочет добиться пользы от познания, хочет поставить знание на службу человеку.
Эстетический человек познает мир через самовыражение, в любой деятельности он стремится оставить часть себя, и наибольшее наказание для него ‑ это условия, при которых он должен следовать жестким требованиям жизни, не оставляющим свободы для творчества.
Социальный человек ищет себя в других, признание и возможность сделать что-то для мира ‑ близких или дальних ‑ для него основная жизненная потребность.
Политический человек не может обойтись без того, что бы не властвовать над окружающими, ‑ являются ли ими избиратели, ученики, коллеги или просто собственная семья.
И, наконец, религиозный человек (который, кстати, может быть и атеистом) чувствует себя хорошо, только когда ощущает наполненность своей жизни смыслом.
Шпрангер в своей классификации указал не зоны уязвимости, а, напротив, направления для роста и развития личности, его самоактуализации. Среди выделенных им типов нет плохих и хороших, здоровых и больных, однако отмечается тот факт, что и эти качества могут быть привнесены неправильным воспитанием без понимания основных потребностей человека.
В отечественной психологии направленность личности изучалась с несколько иных позиций: подчеркивая способность и желание субъекта выделять собственную персону как фигуру на фоне социального бытия, выделяют три типа ориентации человека (8). Ориентация на себя, по данным М.С.Неймарк, связана с выраженной центрацией на себе, своих мыслях, чувствах, переживаниях. Она характеризуется такими показателями, как тревожность, забота о физическом благополучии, высокая мнительность, эгоцентризм, детерминированность поведения своим самочувствием и настроением. Преобладающими мотивами при этом являются личные достижения, стремление к самоутверждению. Следующий вид ориентации ‑ на предметную деятельность (на дело, на объект) характеризуется выраженными потребностями в познании, освоении предметной и коммуникативной среды. Наконец, ориентация на других (на группу) проявляется в позитивном отношении к общению, а преобладающие мотивы определяются в основном мотивами и интересами других людей. Очевидно, что содержание ориентации может быть допустимым для данной профессии или противопоказанным ей. Ориентации, относясь к уровню духовно-мировоззренческих характеристик, поддаются изменению стихийно или в процессе психотерапевтической и коррекционной работы, например, благодаря участию в тренинге профессионального самоопределения.
В зависимости от того, что для людей представляет наивысшую ценность, иначе говоря, для чего они живут, их можно распределять по группам. Первые шаги в этом направлении были сделаны выдающимся немецким психологом Э.Шпрангером, одним из создателей понимающей психологии, труды которого не были достаточно оценены в России по причинам идеологическим ‑ Шпрангер был «махровым идеалистом».
6 типов личности, описанные Шпрангером, не связаны ни с анатомическим строением, ни с жизненными сложностями человека, ни с его профессиональными предпочтениями, а скорее выражают мироотношение в целом. Каждый может самоактуализироваться в любой области, стать творцом собственной жизни, если найдет для себя нишу, в которой и реализует свои основные потребности (2, 3).
Для теоретического человека такой потребностью является познание закономерностей жизни. Чем бы он ни занимался ‑ созданием генетического оружия или тачанием сапог, он стремится увидеть внутреннюю связь явлений, и его основная награда ‑ установление этих связей.
Экономический человек, в отличие от теоретического, хочет добиться пользы от познания, хочет поставить знание на службу человеку.
Эстетический человек познает мир через самовыражение, в любой деятельности он стремится оставить часть себя, и наибольшее наказание для него ‑ это условия, при которых он должен следовать жестким требованиям жизни, не оставляющим свободы для творчества.
Социальный человек ищет себя в других, признание и возможность сделать что-то для мира ‑ близких или дальних ‑ для него основная жизненная потребность.
Политический человек не может обойтись без того, что бы не властвовать над окружающими, ‑ являются ли ими избиратели, ученики, коллеги или просто собственная семья.
И, наконец, религиозный человек (который, кстати, может быть и атеистом) чувствует себя хорошо, только когда ощущает наполненность своей жизни смыслом.
Шпрангер в своей классификации указал не зоны уязвимости, а, напротив, направления для роста и развития личности, его самоактуализации. Среди выделенных им типов нет плохих и хороших, здоровых и больных, однако отмечается тот факт, что и эти качества могут быть привнесены неправильным воспитанием без понимания основных потребностей человека.
В отечественной психологии направленность личности изучалась с несколько иных позиций: подчеркивая способность и желание субъекта выделять собственную персону как фигуру на фоне социального бытия, выделяют три типа ориентации человека (8). Ориентация на себя, по данным М.С.Неймарк, связана с выраженной центрацией на себе, своих мыслях, чувствах, переживаниях. Она характеризуется такими показателями, как тревожность, забота о физическом благополучии, высокая мнительность, эгоцентризм, детерминированность поведения своим самочувствием и настроением. Преобладающими мотивами при этом являются личные достижения, стремление к самоутверждению. Следующий вид ориентации ‑ на предметную деятельность (на дело, на объект) характеризуется выраженными потребностями в познании, освоении предметной и коммуникативной среды. Наконец, ориентация на других (на группу) проявляется в позитивном отношении к общению, а преобладающие мотивы определяются в основном мотивами и интересами других людей. Очевидно, что содержание ориентации может быть допустимым для данной профессии или противопоказанным ей. Ориентации, относясь к уровню духовно-мировоззренческих характеристик, поддаются изменению стихийно или в процессе психотерапевтической и коррекционной работы, например, благодаря участию в тренинге профессионального самоопределения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи