Как известно, в психологии распространено понимание психологической сути личности как «ансамбля отношений».
Естественно, что в основе личностного акме у разных людей лежат не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей, что хорошо видно даже из приведенных выше примеров. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других — глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих — беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т. д.
Очевидно также, что, хотя каждое из названных отношений и доминирует в ансамбле всех других, но вместе с тем оно, как правило, родственно всем остальным по признаку своей сущности, поскольку в нем находит выражение один из элементов главных ценностей жизни и культуры.
Правда, в реальной жизни бывают случаи, когда в «ансамбль» отношений, которые несет в себе какая-то конкретная личность, оказываются включенными противоречащие друг другу по своей нравственной основе отношения. И тогда то, какое из них возьмет верх и проявится в соответствующем поступке, будет всецело зависеть от конкретного стечения обстоятельств, в которые попадает такой человек.
Естественно, что в основе личностного акме у разных людей лежат не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей, что хорошо видно даже из приведенных выше примеров. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других — глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих — беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т. д.
Очевидно также, что, хотя каждое из названных отношений и доминирует в ансамбле всех других, но вместе с тем оно, как правило, родственно всем остальным по признаку своей сущности, поскольку в нем находит выражение один из элементов главных ценностей жизни и культуры.
Правда, в реальной жизни бывают случаи, когда в «ансамбль» отношений, которые несет в себе какая-то конкретная личность, оказываются включенными противоречащие друг другу по своей нравственной основе отношения. И тогда то, какое из них возьмет верх и проявится в соответствующем поступке, будет всецело зависеть от конкретного стечения обстоятельств, в которые попадает такой человек.
Общепринятыми значениями понятия «культура» являются следующие: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.
Культура как творческая деятельность во всех сферах бытия и сознания характеризуется диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследства) и направлена на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
Культура по природе своей изменчива.
Можно выделить три основных подхода к исследованию культуры: аксиологический, деятельностный и личностный.
Согласно аксиологическому подходу, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А.А. Зварыкин, Г.П. Францев, Н.Э. Чавчадзе);
Культура как творческая деятельность во всех сферах бытия и сознания характеризуется диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследства) и направлена на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
Культура по природе своей изменчива.
Можно выделить три основных подхода к исследованию культуры: аксиологический, деятельностный и личностный.
Согласно аксиологическому подходу, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А.А. Зварыкин, Г.П. Францев, Н.Э. Чавчадзе);
Феномен акменологии и его главные характеристики
Взрослость во всех проявлениях своей природной и социальной сути человека оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.
При таком понимании акме - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.
Вместе с тем в акмеологии понятие «акме» используется в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его поведение как личности оказывается относительно наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретного результате его творчества.
Взрослость во всех проявлениях своей природной и социальной сути человека оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.
При таком понимании акме - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.
Вместе с тем в акмеологии понятие «акме» используется в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его поведение как личности оказывается относительно наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретного результате его творчества.
Концепции:
1. сценарный подход
«никогда, всегда, после того как, перед тем как, снова и снова»...
2. социология жизненных планов
объективные факторы пути человека и тесные связи с субъектами, причинами (место обучения, жизненные ориентации). Жизненные планы содержат ориентацию на определенное соц-ое положение и отражают возможности его достижения
3. психосоциология/ клиническая социология принцип социоклинического и социобиографического аспектов анализа, с использованием многопричинности, множественных лроблематизацнй. Взаимности влияния диалектической причинности и т.д.
1. сценарный подход
«никогда, всегда, после того как, перед тем как, снова и снова»...
2. социология жизненных планов
объективные факторы пути человека и тесные связи с субъектами, причинами (место обучения, жизненные ориентации). Жизненные планы содержат ориентацию на определенное соц-ое положение и отражают возможности его достижения
3. психосоциология/ клиническая социология принцип социоклинического и социобиографического аспектов анализа, с использованием многопричинности, множественных лроблематизацнй. Взаимности влияния диалектической причинности и т.д.
Одним из основных принципов в акмеологическом понимании развития человека является принцип детерминизма.
Важными особенностями акмеологической трактовки принципа детерминизма являются: поступательный, созидательный характер развития; определяющая роль личности как системообразующего фактора развития; важная роль механизмов саморазвития, самоорганизации, саморегуляции; гармоничное сочетание внутренней и внешней детерминации поведения и деятельности личности как необходимое условие созидательного характера процесса функционирования и развития личности.
Но сегодня проблема социальной детерминации - особенно для акмеологии — выступает совсем в другом качестве. Еще Б.Г. Ананьев сформулировал, предвидя недалекое будущее, идею о необходимости подготовить человека к жизни, а не только передать необходимую систему знаний. Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе заключается не в ее определенности, а, напротив, в неопределенности, в изменчивости, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время — это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а не простые и категорические руководства.
Важными особенностями акмеологической трактовки принципа детерминизма являются: поступательный, созидательный характер развития; определяющая роль личности как системообразующего фактора развития; важная роль механизмов саморазвития, самоорганизации, саморегуляции; гармоничное сочетание внутренней и внешней детерминации поведения и деятельности личности как необходимое условие созидательного характера процесса функционирования и развития личности.
Но сегодня проблема социальной детерминации - особенно для акмеологии — выступает совсем в другом качестве. Еще Б.Г. Ананьев сформулировал, предвидя недалекое будущее, идею о необходимости подготовить человека к жизни, а не только передать необходимую систему знаний. Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе заключается не в ее определенности, а, напротив, в неопределенности, в изменчивости, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время — это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а не простые и категорические руководства.
Индивид — человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.
Рассматривая людей как индивидов, т. е. как элемент природы, мы можем выделить основные биологические особенности, которые, характеризуя вид в целом, всем людям даны от рождения и вместе с тем очень важны для их дальнейшего формирования в качестве личностей и субъектов. Человеческий вид характеризуется следующим:
Человек — существо общественное, самой природой предназначенное для бытия в социуме.
Персонифицированное сообщество людей имеет Иерархическую структуру независима от произвола, поскольку там, где произвол полностью отсутствует, она всегда устанавливается спонтанно. Формирование иерархий свойственно не только людям^ используется в природе как универсальный способ. Иерархия представля ет собой единую систему - все ее члены между собой связаны но не равны. Стремление к равенству скорее культурный феномен, оно противно природе, человеческой в том числе.
Рассматривая людей как индивидов, т. е. как элемент природы, мы можем выделить основные биологические особенности, которые, характеризуя вид в целом, всем людям даны от рождения и вместе с тем очень важны для их дальнейшего формирования в качестве личностей и субъектов. Человеческий вид характеризуется следующим:
Человек — существо общественное, самой природой предназначенное для бытия в социуме.
Персонифицированное сообщество людей имеет Иерархическую структуру независима от произвола, поскольку там, где произвол полностью отсутствует, она всегда устанавливается спонтанно. Формирование иерархий свойственно не только людям^ используется в природе как универсальный способ. Иерархия представля ет собой единую систему - все ее члены между собой связаны но не равны. Стремление к равенству скорее культурный феномен, оно противно природе, человеческой в том числе.
А. А. Бодалев в своем научном творчестве выделился в двух основных направлениях: психология общения и акмеология. Определенным итогом работы в области акмеологии является монография посвященная феномену акме и некоторым условиям его формирования «Вершина в развитии взрослого человека характеристики и условия достижения», автор обращает внимание на роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития. Исследуется взаимосвязь акме и индивидуальности человека, акме и популярности, акме и проблемы саморазвития, акмеологии и педагогики и т.д.
Б. Г. Ананьев (1907-1972) более 30 лет назад в своей работе «Человек как предмет познания» ставит задачу: наука обязана показать, что представляет собой человек, достигший своего расцвета в своем психологическом и физическом развитии. Также, какой путь каждый человек должен одолеть, чтобы подняться на возможно более высокую для него ступень в физическом совершенстве и состояться как яркая личность, как действительно талантливый субъект деятельности как богатая духовно и самобытная индивидуальность.
Он выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в исследовании системного характера. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказал необходимость комплексного изучения психики, разработал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Он изучал индивидуальность как систему, интегрирующую разноуровневые свойства индивида, личности. Субъекта. Начал изучение проблем старения и зрелости. В его исследованиях были получены данные о гетерохромности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости, тем самым было положено начало акмеологии в нашей стране. «О проблемах современного человекознания» (1967г., переиздается до сих пор) в ней Ананьев:
Он выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в исследовании системного характера. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказал необходимость комплексного изучения психики, разработал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Он изучал индивидуальность как систему, интегрирующую разноуровневые свойства индивида, личности. Субъекта. Начал изучение проблем старения и зрелости. В его исследованиях были получены данные о гетерохромности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости, тем самым было положено начало акмеологии в нашей стране. «О проблемах современного человекознания» (1967г., переиздается до сих пор) в ней Ананьев:
Акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т.п.) на различных возрастных этапах жизни. Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т.п.
При этом необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.).
Альтернативой служит предлагаемый мной [20] системно-функциональный подход к акмеологии, согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом се культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного (т.е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемно-конфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология - процессы и результаты его макроразвития.
При этом необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.).
Альтернативой служит предлагаемый мной [20] системно-функциональный подход к акмеологии, согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом се культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного (т.е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемно-конфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология - процессы и результаты его макроразвития.