Трансактный анализ общения Э. Берне

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Э. Берн выделяет три эго-состояния человека и три соответствующие им позиции в общении: Ребенка, Родителя, Взрослого. Эти позиции могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.
При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говоря щего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка – роли молодого специали ста, аспиранта-соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

Стратегии общения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Стратегии общения: 1) открытое–закрытое общение; 2) монологическое–диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли)–личностное (общение «по душам»).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) если в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».
А. Добрович выделяет следующие виды общения:
«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Что входит в структуру речевого общения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В структуру речевого общения входят:
– значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;
– речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;
– выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении (смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.); разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э»; и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %.
Неречевое взаимодействие изучают различные направления психологии невербального поведения.
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимику – движение мышц лица; жесты – движения отдельных частей тела; пантомимику – моторику всего тела (позы, осанку, поклоны, походку).
Мимика (движение мышц лица), отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.

Функции, стороны, средства общения. Восприятие и понимание людьми друг друга

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три стороны:
1) коммуникативную;
2) интерактивную;
3) перцептивную.
Такое выделение имеет не только теоретико-познавательное значение, но и практический смысл.
Коммуникативная сторона общения – это обмен информацией и ее понимание.
Интерактивная сторона – взаимодействие между людьми, в которой различают такие формы (виды):
– сотрудничество;
– противоборство;
– уклонение от взаимодействия и др.
Перцептивная сторона общения – это восприятие одним партнером по общению другого. Это зависит от личностных качеств воспринимающего, от его жизненного опыта, ситуации и т.д.

Эффективность руководства

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вероятностная модель эффективности руководства (Ф. Фидлер) опосредствована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров: 1) степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными; 2) величина власти руководителя (его возможность в контроле за действиями подчиненных и исполь зовании различных средств стимулирования их активности); 3) структура групповой задачи (четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности). Совокупная количественная оценка (по специально разработанным шкалам) всех перечисленных выше параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля (СК), т.е. о степени владения им ситуацией функционирования группы.
Результаты исследований показали, что руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуациях с высоким или низким СК, т.е. крайне благоприятных или неблагоприятных. Руководитель с демократически-коллегиальным стилем наиболее эффективен в ситуациях с умеренным СК.
В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов:
– доминирование, утверждение своей позиции любой ценой;
– уступчивость, подчинение, сглаживание конфликтов;
– компромисс, позиционный торг («Я тебе уступлю, ты – мне»);
– сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обеих сторон;
– избегание конфликта, уход из ситуации, «закрывание глаз, как будто ничего не произошло».

Стили управления

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Авторитарный (или директивный, или диктаторский) – для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).
Демократический (или коллективный) – управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности. Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

Лидерство и руководство.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначается извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером?
Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.
Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Понятие межличностных отношений. Классификация групп. Социально-психологическая структура группы

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
В этих связях можно выделить:
– субъекты связи (количество людей, участвующих в межличностных взаимоотношениях);
– предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
– механизм регулирования взаимоотношений.
Прекращение связи может происходить при изменении (или утрате) предмета связи либо несогласии участников связи с принципами ее регулирования.
Установившиеся между людьми социальные связи могут выступать в виде социального контакта и взаимодействия.
Социальный контакт – связь, характеризующаяся поверхностью, мимолетностью. Партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком.
Взаимодействия – систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера.
Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы:
– простое соприсутствие;
– обмен информацией;
– совместная деятельность;
– равная, обоюдная или ассиметричная активность (может быть разных типов: социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.).

Интеллект и его структура

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В настоящее время существуют разные определения понятия интеллекта:
1. «Способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
2. «Способность к обучению, обучаемость».
3. «Совокупность тех или иных способностей».
4. «Способность адаптироваться к окружающей среде».
Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как «глобальную способность человека разумно действовать, рационально мыслить и справляться с жизненными ситуациями», т.е. как
«умное поведение». Основу интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствии с ними. В этом понимании выделяют два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции на основе этого познания.
Интеллект является одним из самых сложных и многоуровневых образований человеческой психики. По мнению исследователей, в структуру интеллекта входит, во-первых, система психических процессов, при помощи которой человек отражает и познает окружающий мир. В этой системе три базовых блока: внимание, память и мышление. Путь познания – от ощущения (восприятие, представление, воображение) к абстрактному мышлению. Во-вторых, блок оценки ситуации; в-третьих, принятие решения; в-четвертых, регуляция поведения. Завершается вся система интеллекта самооценкой и самоконтролем. Эмоции подключаются к блоку оценки ситуации и принятия решения, а волевой компонент очень важен на стадии принятия решения и регуляции поведения.

Способности.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Способности определяют как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражаются в его готовности к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению.
Какова природа способностей?
Сегодня существует несколько подходов к объяснению ее сущности:
а) способности имеют божественное начало, т.е. обычным людям передает свои размышления некое «высшее существо»;
б) способности носят наследственный характер;
в) теория «патологичности гения» (гений – «нарушенный в нужную сторону организм» по вине случая);
г) способности человека – результат прижизненных обучения и воспитания.
При всем многообразии подходов к определению природы способностей, вполне очевидными являются следующие позиции.
1. Человек рождается с задатками – врожденными анатомо-физиологическими особенностями функционирования нервной системы, которые в значительной мере предопределяют качественные и количественные характеристики взаимодействия с окружающим миром.
2. Вопрос о влиянии структуры мозговой ткани на развитие психических свойств личности сегодня остается в науке открытым. Вместе с тем, накопленный опыт позволяет утверждать, что все психически здоровые дети предрасположены к творчеству. Но при этом предрасположенность – только потенциал. Станет ли творчество реальностью, зависит от условий, содержания обучения и воспитания.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное учение о характере – характерология, которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.
Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.
Необходимо отметить, что попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.
Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем.

Характер и его структура. Акцентуации характера

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter – печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Формирование характера происходит в различных, по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость – в ситуации общения и т.д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами, и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.