Одной из острейших проблем общества и молодежной среды, в частности, являются межнациональные отношения. Проблема имеет ряд уровней и аспектов, вот некоторые из них: государственная национальная политика и социальная работа в области межнациональных отношений, теории и концепции межнационального общения, воспитательная работа образовательных учреждений и молодежных организаций, наконец, бытовое восприятие и поведение граждан.
Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В России, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропаганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия.
Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этническим сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психологией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпимость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования.
Из печати известны вопиющие факты, свидетельствующие о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В России, мягко сказать, есть группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи. Несмотря на официальные запреты, в СМИ нередко ведется пропаганда антисемитизма, шовинизма, национальной ненависти, насилия.
Существует расхождение между официальной идеологией и политикой, законодательством в области национальных отношений, где признаются и принимаются международные нормы и стандарты, и обыденным этническим сознанием и поведением, массовой личностной и групповой психологией, где господствуют предрассудки, стереотипы, национальная нетерпимость и пр. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования.
…Тон давался вовсе не школой, а семьей, улицей, переменой между
уроками, вообще теми минутами, когда нет возле нас педагога.
А. С. Макаренко
уроками, вообще теми минутами, когда нет возле нас педагога.
А. С. Макаренко
Подростковая среда и субкультура
Наряду с организованным педагогическим воздействием семьи и школы на детей и подростков большую роль в их формировании играет свободное общение, формы стихийно складывающейся жизни молодежи в социальной среде. На бытовом языке обыденного сознания можно сказать, что воспитывает школа, семья и улица. «Улица» - это товарищи во дворе, районе, это неформальные движения, группы и объединения по увлечениям, интересам, это также события разного масштаба, социальная обстановка в селе, городе, это частично и детские, подростковые организации. К этому институту социализации личности примыкают в какой-то степени и учреждения дополнительного образования - различные клубы, центры внешкольных занятий для детей и молодежи. Итак, свободное общение, жизнь подростка среди сверстников являются сильными, необходимыми и вместе с тем проблематичными факторами формирования личности.
Современная педагогика оперирует словом «система» не менее часто, чем термином «технология». Это закономерно потому, что, пожалуй, главный принцип современной науки — принцип системности. Мы рассматривали систему воспитательной работы классного руководителя , она является основной частью системы воспитательной работы школы — комплекса мероприятий в школе с целью формирования, воспитания учащихся . В нашей стране и за рубежом имеется богатый опыт по проведению воспитательной работы педагогическими коллективами. Однако специалисты считают, что такой «мероприятийный» подход неэффективен и часто воспитание на его основе носит односторонний и формальный характер, сводится к проведению «дежурных» и стандартных форм работы. Системное педагогическое мышление, новые технологии в управлении обязывают понимать и строить воспитательную работу иначе.
Одновременно в педагогической практике XX в. отмечены такие уникальные «авторские » образовательные учреждения, школы, которые заставили думать, что некоторые школы живут и развиваются как сложные, своеобразные и эффективные воспитательные системы, а не просто как официальное безликое учреждение. Такие воспитательные системы были у А. С. Макаренко , С. Френе, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского . К ним относят Вальдорфские школы, школы Кольберга со «справедливыми сообществами», школу А. Нилла в Англии. Среди авторов оригинальных воспитательных систем в нашей стране во второй половине XX в. называют Ф. Ф. Брюховецкого , А. А. Захаренко , а также ныне успешно работающих — В. А. Караковского, А. Н. Тубельского и др.
Одновременно в педагогической практике XX в. отмечены такие уникальные «авторские » образовательные учреждения, школы, которые заставили думать, что некоторые школы живут и развиваются как сложные, своеобразные и эффективные воспитательные системы, а не просто как официальное безликое учреждение. Такие воспитательные системы были у А. С. Макаренко , С. Френе, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского . К ним относят Вальдорфские школы, школы Кольберга со «справедливыми сообществами», школу А. Нилла в Англии. Среди авторов оригинальных воспитательных систем в нашей стране во второй половине XX в. называют Ф. Ф. Брюховецкого , А. А. Захаренко , а также ныне успешно работающих — В. А. Караковского, А. Н. Тубельского и др.
…Я буду говорить о механизации педагогического дела как о явлении
положительном и полезном, но эта механизация все же должна
предполагать присутствие воспитателя как живого деятеля.
А. С. Макаренко
положительном и полезном, но эта механизация все же должна
предполагать присутствие воспитателя как живого деятеля.
А. С. Макаренко
Методика, технология, мастерство
Термины: технология образования, технология обучения, педагогическая технология, воспитательные технологии, информационные технологии, технология общения и подобные — являются в настоящее время едва ли не самыми употребительными в педагогической литературе. Технология образования развивается с середины XX в. как научное направление, занимающееся проектированием конкретных процессов обучения и воспитания на основе теории систем, кибернетики , программированного обучения. Основная идея состоит в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, воспроизводимым и гарантирующим результаты, которые соответствуют диагностично поставленным целям, описывающим планируемое, прогнозируемое поведение учащегося. Под поведением в данном случае имеют в виду выполнение учебных действий, демонстрацию знаний, соблюдение норм общения и культуры, все социально одобряемые реакции, действия, деятельность в определенных ситуациях, наличие также социально приемлемых ценностей, взглядов, поведения.
Собственно, речь идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают полноценную жизнь детского воспитательного коллектива. К этим условиям и педагогическим мерам, кроме вышеназванных, А. С. Макаренко относил следующие:
● наличие планов, дальнейших целей - «система перспективных линий»;
● необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления;
● наличие традиций в коллективе;
● разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников;
● игровое и эстетическое оформление всей жизни группы;
● наличие единых для всех, в том числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.
● наличие планов, дальнейших целей - «система перспективных линий»;
● необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления;
● наличие традиций в коллективе;
● разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников;
● игровое и эстетическое оформление всей жизни группы;
● наличие единых для всех, в том числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.
Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция или команда, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективообразованием, что и рекомендует педагогическая наука учителям. Для того чтобы формировать коллективы, надо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также педагогическую сторону вопроса. Итак, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педагогическое руководство развитием коллектива, какие педагогические условия необходимы для оптимального развития детского воспитательного коллектива - вот актуальные для педагога вопросы.
Обратимся к данным социальной психологии о динамике развития «малой группы» и о типах групп по степени их развития. Согласно этим данным контактные группы проходят стадии развития от диффузной группы, в которой еще нет групповых процессов, это может быть толпа на остановке, до группы высокого уровня развития - коллектива. При положительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Этим занимался Л. И. Уманский, А. В. Петровский и другие ученые.
Обратимся к данным социальной психологии о динамике развития «малой группы» и о типах групп по степени их развития. Согласно этим данным контактные группы проходят стадии развития от диффузной группы, в которой еще нет групповых процессов, это может быть толпа на остановке, до группы высокого уровня развития - коллектива. При положительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп: группа-конгломерат, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Этим занимался Л. И. Уманский, А. В. Петровский и другие ученые.
Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus - собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой».
Более детально определил сущность коллектива А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище ».
Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают его различные стороны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко, утверждает, что воспитательный коллектив - это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения. В. Ф. Харламов выделяет в понятии «воспитательный коллектив» жизнь и деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование межличностных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов.
Более детально определил сущность коллектива А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище ».
Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают его различные стороны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко, утверждает, что воспитательный коллектив - это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения. В. Ф. Харламов выделяет в понятии «воспитательный коллектив» жизнь и деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование межличностных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов.
В системе наук о человеке существуют разнообразные определения коллектива. В самом общем философском смысле коллектив - это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии - контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике - организованные общности детей и взрослых.
Понятие ученического и детского коллектива в педагогике складывалось постепенно, по мере осознания его роли в жизни и развитии ребенка. Еще Я. А. Коменский в «Великой дидактике» подметил значимость влияния детей друг на друга и советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными». В отечественной педагогике также обосновывалась необходимость поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи. П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, развивающих детей. Анализируя этот феномен, использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».
Понятие ученического и детского коллектива в педагогике складывалось постепенно, по мере осознания его роли в жизни и развитии ребенка. Еще Я. А. Коменский в «Великой дидактике» подметил значимость влияния детей друг на друга и советовал учителю объединять «более медлительных с более быстрыми, более тупых с более умными, упрямых с послушными». В отечественной педагогике также обосновывалась необходимость поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи. П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, развивающих детей. Анализируя этот феномен, использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы».
Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет,
если нет многогранного духовно богатого мира, составляющих его людей.
В. А. Сухомлинский
если нет многогранного духовно богатого мира, составляющих его людей.
В. А. Сухомлинский
Постановка проблемы: всегда ли приоритет коллектива?
Вопрос о воспитании в коллективе и через коллектив был острым идеологическим и педагогическим вопросом в прошлом, является спорным в настоящее время. В официальной советской педагогике с 30-х гг., с тех пор как А. С. Макаренко показал в своей работе образцы коллективного воспитания, принцип воспитания в коллективе и через коллектив не подвергался сомнению. Он означал, что воспитание, полноценное и правильное развитие личности возможно только в коллективе школьников, который выступает как средство положительного педагогического воздействия на ребенка. Эта идея воспитания детей в коллективной деятельности была частью коммунистической идеологии, которая утверждала, что социалистическое общество основано на принципе коллективизма. Следовательно, нормой жизни в стране были ответственность перед коллективом, подчинение интересов личности интересам коллектива.
Методы формирования сознания
Эти методы и по названиям и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная их функция - просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент, источник убеждения - слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует от воспитателя высокой культуры и профессионального мастерства.
Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение учащихся, молодежи к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта задача - информировать и интериоризовать, донести до сознания - делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь, старшеклассники нечасто принимают на веру, безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.
Эти методы и по названиям и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная их функция - просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент, источник убеждения - слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует от воспитателя высокой культуры и профессионального мастерства.
Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение учащихся, молодежи к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта задача - информировать и интериоризовать, донести до сознания - делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь, старшеклассники нечасто принимают на веру, безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.
Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, не по частям, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий. В психологии есть принцип единства сознания и деятельности: сознание формируется в деятельности. Тем не менее основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников - всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.
Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Еще А. С. Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для проявления мужества, справедливости, доброты. Задача педагогов создать такие условия. Школьная жизнь дает возможность это сделать: дети имеют поручения, организуют вместе со взрослыми разные дела в процессе учебы и вне ее, регулярно и периодически «упражняются» в самых разных умениях, поступках, т. е. вынуждены поступать в соответствии с принятыми в обществе правилами и ценностями.
Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Еще А. С. Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для проявления мужества, справедливости, доброты. Задача педагогов создать такие условия. Школьная жизнь дает возможность это сделать: дети имеют поручения, организуют вместе со взрослыми разные дела в процессе учебы и вне ее, регулярно и периодически «упражняются» в самых разных умениях, поступках, т. е. вынуждены поступать в соответствии с принятыми в обществе правилами и ценностями.
Как уже отмечалось выше, понятие «воспитание» является одним из центральных в педагогике. Раскрытию сущности, закономерностей, механизмов, условий, средств и методов воспитания способствовали работы многих ученых на протяжении всей истории развития педагогической науки. В этих работах анализировались существующие на практике системы общественного и семейного воспитания и описывались новые модели эффективного воспитательного воздействия.
Развитие человеческой цивилизации всегда сопровождалось задачей трансляции накопленных знаний и воспроизводства общественной морали. Отобранные в процессе социальной селекции наиболее ценные нормы общежития передавались следующим поколениям. Поэтому отношение государства к воспитанию и содержание социального заказа к системе образования можно по праву рассматривать в числе важнейших характеристик уровня развития государства.
В истории развития мировой цивилизации наблюдается одновременное существование и практическое воплощение различных моделей воспитательных систем. Такая вариативность может, с одной стороны, рассматриваться как эмпирические поиски эффективных моделей воспитания, а с другой - позволяет характеризовать процесс воспитания как сложное, неоднозначное, многомерное социальное явление.
Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания следуют из воспитательного идеала. Идеал воспитания - это представление о совершенном человеке. Такое представление выступает как недостижимый образец, на движение к которому направлены все воспитательные воздействия.
Развитие человеческой цивилизации всегда сопровождалось задачей трансляции накопленных знаний и воспроизводства общественной морали. Отобранные в процессе социальной селекции наиболее ценные нормы общежития передавались следующим поколениям. Поэтому отношение государства к воспитанию и содержание социального заказа к системе образования можно по праву рассматривать в числе важнейших характеристик уровня развития государства.
В истории развития мировой цивилизации наблюдается одновременное существование и практическое воплощение различных моделей воспитательных систем. Такая вариативность может, с одной стороны, рассматриваться как эмпирические поиски эффективных моделей воспитания, а с другой - позволяет характеризовать процесс воспитания как сложное, неоднозначное, многомерное социальное явление.
Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания следуют из воспитательного идеала. Идеал воспитания - это представление о совершенном человеке. Такое представление выступает как недостижимый образец, на движение к которому направлены все воспитательные воздействия.