Одно из самых удивительных околосмертных переживаний было у девятимесячного ребенка. Мальчик рассказал о нем своим родителям, когда ему исполнилось три года. Это воспоминание особенно удивительно по двум причинам: обычно человек не помнит то, что случилось с ним в раннем детстве; и второе: родители Марка никогда не рассказывали ему о том, что он едва не умер.
В девять месяцев Марк заболел бронхитом, который дал осложнения, и в больнице у мальчика остановилось сердце. Марк пришел в сознание только через сорок минут. В подобных случаях родителей готовят к дальнейшей умственной неполноценности ребенка. Марк, к счастью, полностью оправился, и его последующее развитие протекало нормально.
В возрасте трех лет он рассказал о том, что пережил тогда. Как-то в Рождество мальчик сообщил родителям, что Бог не похож на того человека, которого он увидел в фильме. Когда его отец спросил, что он под этим подразумевает, Марк описал, что произошло с ним за два года до этого.
В девять месяцев Марк заболел бронхитом, который дал осложнения, и в больнице у мальчика остановилось сердце. Марк пришел в сознание только через сорок минут. В подобных случаях родителей готовят к дальнейшей умственной неполноценности ребенка. Марк, к счастью, полностью оправился, и его последующее развитие протекало нормально.
В возрасте трех лет он рассказал о том, что пережил тогда. Как-то в Рождество мальчик сообщил родителям, что Бог не похож на того человека, которого он увидел в фильме. Когда его отец спросил, что он под этим подразумевает, Марк описал, что произошло с ним за два года до этого.
Джоан было восемь лет, когда она чуть не утонула в плавательном бассейне, запутавшись волосами в водопроводной трубе. Родители, врачи скорой помощи и, наконец, реаниматологи в больнице реанимировали девочку сорок пять минут. Полное неврологическое выздоровление заняло шесть недель.
История Джоан не получила бы такой известности, если бы не эпизод с велосипедом. Джоан ехала на велосипеде по улице, когда услышала, как мать кричит ей: осторожнее! Потревоженная окриком, она неловко вывернула руль, и ее чуть не сбил автомобиль. «Ты опять хочешь, чтобы я умерла, — крикнула Джоан с противоположной стороны улицы. — В этот раз я уже не вернусь назад».
История Джоан не получила бы такой известности, если бы не эпизод с велосипедом. Джоан ехала на велосипеде по улице, когда услышала, как мать кричит ей: осторожнее! Потревоженная окриком, она неловко вывернула руль, и ее чуть не сбил автомобиль. «Ты опять хочешь, чтобы я умерла, — крикнула Джоан с противоположной стороны улицы. — В этот раз я уже не вернусь назад».
Я познакомился с Жанной, когда ей было 35 лет. В возрасте 33 лет она испытала околосмертное переживание. Жанна замужем, у нее четверо детей, все девочки. Она всегда была в хороших отношениях с супругом, и до рассматриваемого нами случая не имела серьезных проблем со здоровьем. В марте 1997 года, спустя месяц после ее последних родов, у Жанны началось непрекращающееся кровотечение. После того как первое выскабливание результатов не дало, была проведена вторая чистка, которая также не принесла успеха. В два часа ночи было принято решение об удалении матки. Вся операция продлилась до шести утра.
У Жанны гуманитарное образование, об околосмертных переживаниях она не читала и не слышала. Во время операции она вышла из тела и подошла к границе между жизнью и смертью. Сначала Жанна услышала шум, который был подобен тому, как «если бы меняли бобину в старой кинокамере». После этого Жанна на огромной скорости пролетела темный туннель и оказалась в местности, залитой ярким светом. В этом месте она пересмотрела всю свою жизнь, начиная с самого детства. Потом Жанна очутилась на «светящейся равнине». Как она объясняла, «свет был очень яркий, белый и живой... Я чувствовала с ним родство, как будто вернулась домой. Я потеряла всякое чувство времени. Как будто прошлое, настоящее и будущее одновременно слились в одно-единственное мгновение». Она осознавала, что ее личная память во время «умирания» сохранилась. «Моя память никуда не делась». В ином мире Жанна встретила разных людей: «Я могла воспринимать разумом то, что думали эти существа. Я слышала их мысли, как если бы они произносили их вслух». «Мой разум был открыт, на все свои вопросы я тут же получала ответы. Все было предельно прозрачно и ясно. Я чувствовала себя переполненной знанием, как если бы мой мозг вместил в себя весь Интернет».
У Жанны гуманитарное образование, об околосмертных переживаниях она не читала и не слышала. Во время операции она вышла из тела и подошла к границе между жизнью и смертью. Сначала Жанна услышала шум, который был подобен тому, как «если бы меняли бобину в старой кинокамере». После этого Жанна на огромной скорости пролетела темный туннель и оказалась в местности, залитой ярким светом. В этом месте она пересмотрела всю свою жизнь, начиная с самого детства. Потом Жанна очутилась на «светящейся равнине». Как она объясняла, «свет был очень яркий, белый и живой... Я чувствовала с ним родство, как будто вернулась домой. Я потеряла всякое чувство времени. Как будто прошлое, настоящее и будущее одновременно слились в одно-единственное мгновение». Она осознавала, что ее личная память во время «умирания» сохранилась. «Моя память никуда не делась». В ином мире Жанна встретила разных людей: «Я могла воспринимать разумом то, что думали эти существа. Я слышала их мысли, как если бы они произносили их вслух». «Мой разум был открыт, на все свои вопросы я тут же получала ответы. Все было предельно прозрачно и ясно. Я чувствовала себя переполненной знанием, как если бы мой мозг вместил в себя весь Интернет».
Подробным изучением посмертных опытов занималась английский психолог Марго Грей. В 1985 году она выпустила книгу «Вернуться после смерти», основанием для написания которой стало переживание Грей, полученное ею в феврале 1976 года, когда она путешествовала по Индии.
Три недели я находилась между жизнью и смертью, много раз температура моего тела поднималась до 43 градусов по Цельсию. В какой-то момент моей болезни, когда я снова потеряла сознание, то обнаружила, что могу покинуть свое тело и свободно парить под потолком комнаты. Тогда мне это показалось совершенно естественным, я чувствовала себя исключительно комфортно и легко. Я помню, как смотрела сверху на свое тело, в беспамятстве раскинувшееся на кровати. Меня не беспокоил тот факт, что я рискую умереть так далеко от родины, в чужой стране, вдалеке от своего дома, друзей и семьи. Я подумала, что неважно, где я оставлю это тело, которое сослужило мне хорошую службу. Это было так, как если бы я с легкостью отдавала любимое, но поношенное платье, в котором перестала нуждаться.
Три недели я находилась между жизнью и смертью, много раз температура моего тела поднималась до 43 градусов по Цельсию. В какой-то момент моей болезни, когда я снова потеряла сознание, то обнаружила, что могу покинуть свое тело и свободно парить под потолком комнаты. Тогда мне это показалось совершенно естественным, я чувствовала себя исключительно комфортно и легко. Я помню, как смотрела сверху на свое тело, в беспамятстве раскинувшееся на кровати. Меня не беспокоил тот факт, что я рискую умереть так далеко от родины, в чужой стране, вдалеке от своего дома, друзей и семьи. Я подумала, что неважно, где я оставлю это тело, которое сослужило мне хорошую службу. Это было так, как если бы я с легкостью отдавала любимое, но поношенное платье, в котором перестала нуждаться.
Нижеследующий клинический случай произошел с великим мыслителем и психологом Карлом Густавом Юнгом. Юнг наряду с Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером считается одним из основателей психоанализа.
В автобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления» в главе «Видения» Юнг детально описывает свое переживание. В 1944 году Юнг сломал ногу, а чуть позже перенес инфаркт. Когда его сердце остановилось, у него было следующее переживание: Юнг находился высоко над землей на расстоянии примерно 1000 миль и наблюдал под собою Цейлон и Индию. Он был переполнен чувством умиротворения и целостности.
Он парил в космическом пространстве и видел вдали «блоки черно-коричневого гранита», из «которых были сложены храмы». Юнг заметил гигантский каменный блок. Справа от него был вход, который вел в вестибюль храма. «У меня было такое чувство, что шелуха всей прежней жизни спала с меня. Все, о чем я думал, чего желал, вся фантасмагория земного существования слетела с меня или была похищена. Это крайне болезненный процесс...» Однако только Юнг собрался переступить порог храма, как увидел, что ему навстречу идет его врач, и сразу пришел в себя.
В автобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления» в главе «Видения» Юнг детально описывает свое переживание. В 1944 году Юнг сломал ногу, а чуть позже перенес инфаркт. Когда его сердце остановилось, у него было следующее переживание: Юнг находился высоко над землей на расстоянии примерно 1000 миль и наблюдал под собою Цейлон и Индию. Он был переполнен чувством умиротворения и целостности.
Он парил в космическом пространстве и видел вдали «блоки черно-коричневого гранита», из «которых были сложены храмы». Юнг заметил гигантский каменный блок. Справа от него был вход, который вел в вестибюль храма. «У меня было такое чувство, что шелуха всей прежней жизни спала с меня. Все, о чем я думал, чего желал, вся фантасмагория земного существования слетела с меня или была похищена. Это крайне болезненный процесс...» Однако только Юнг собрался переступить порог храма, как увидел, что ему навстречу идет его врач, и сразу пришел в себя.
Е. сорок четыре года, она замужем и у нее тринадцатилетний сын. В возрасте четырнадцати лет она перенесла околосмертное переживание. Когда она жила в Кирении и как-то раз плавала в море, случилось так, что ее нога застряла на глубине между камнями. Девочка никак не могла освободиться. Она была еще в сознании и подумала о том, что пришел ее конец. Никто не видел, как она нырнула. Вдруг Е. очутилась в «ином мире» вместе со своей матерью, которая в реальном мире умерла в возрасте 73 лет от рака.
Перед глазами девочки пронеслись все события ее детства, она вспомнила о крещении младшей сестры, о том времени, когда ее родители были вместе. Мать Е. внешне выглядела как ее бабушка. Е. рассказывает, что в тот момент не чувствовала свое тело. Она увидела яркий свет, который ее успокоил.
Когда Е. пришла в сознание, она лежала уже на берегу. В то время поблизости рыбачил профессиональный водолаз, который случайно и заметил то, что девочка не вынырнула. Без сознания Е. находилась от 15 до 20 минут.
Перед глазами девочки пронеслись все события ее детства, она вспомнила о крещении младшей сестры, о том времени, когда ее родители были вместе. Мать Е. внешне выглядела как ее бабушка. Е. рассказывает, что в тот момент не чувствовала свое тело. Она увидела яркий свет, который ее успокоил.
Когда Е. пришла в сознание, она лежала уже на берегу. В то время поблизости рыбачил профессиональный водолаз, который случайно и заметил то, что девочка не вынырнула. Без сознания Е. находилась от 15 до 20 минут.
Лучшими доказательствами подлинности внетелесных переживаний являются реальные клинические случаи. Далее мы рассмотрим некоторые особенно интересные и характерные истории, переживания в которых будут соответствовать определенным этапам околосмертного опыта. Речь пойдет о девочке, которая «прожила другую жизнь», о путешествиях известного психоаналитика Карла Густава Юнга, о внетелесном переживании психолога Марго Грей и об опытах Жанны, которые имеют особенное значение в контексте рассматриваемой нами темы.
Обратимся к рассказу одной девочки, который записал детский врач Мелвин Морс. Этот рассказ вошел в книгу Морса, в которой он представил результаты своих обширных исследований. Автор книги убежден в том, что «дети не лгут», за исключением отдельных моментов, связанных с учебой в школе. Существенно также и то, что личность ребенка еще не испытывает в полной мере воздействия массовой культуры. Дети мало что знают о рае или об аде. Другим словами, дети более искренни и гораздо ближе к истинному пониманию мира, чем взрослые.
Обратимся к рассказу одной девочки, который записал детский врач Мелвин Морс. Этот рассказ вошел в книгу Морса, в которой он представил результаты своих обширных исследований. Автор книги убежден в том, что «дети не лгут», за исключением отдельных моментов, связанных с учебой в школе. Существенно также и то, что личность ребенка еще не испытывает в полной мере воздействия массовой культуры. Дети мало что знают о рае или об аде. Другим словами, дети более искренни и гораздо ближе к истинному пониманию мира, чем взрослые.
Чтобы лучше осмыслить посмертное переживание, мы должны иметь в виду, что в «загробном мире» не существует ни времени, ни пространства. Выходя за пределы земного мира, умирающий преодолевает и привычные рамки пространства и времени. Люди с рождения впитывают в себя понятия времени и пространства, и человеческому разуму сложно от них отказаться. Однако восприятие реалий иного мира невозможно без понятия безвременного измерения. Допустим, некто рассказывает, что когда он лежал при смерти, рядом с ним находились его умершие родители. Сразу встает вопрос: как могло произойти, что его отец и мать оказались рядом? Находились ли они поблизости или просто возникли в нужном месте? Исчезает космическое пространство, теряет свои границы Вселенная, но все еще имеется время.
Известный американский писатель Роберт Монро попытался картографировать область, которая лежит за пределами естественного мира. Он записал «маршрут», который прокладывает душа, покидая физическое тело. Исследователь отметил все «входы», «выходы» и другие пункты, которые часто встречались в рассказах о посмертном опыте. Более подробно мы рассмотрим работы Р. Монро в главе о внетелесных путешествиях. На исчезновение пространственно-временных границ в измененном состоянии сознания под влиянием мескалина (относится к той же категории препаратов, что и ЛСД) еще в 1954 году указал писатель-исследователь Олдос Хаксли. Оригинальную теорию на понятия пространства и времени дает в своей книге «Краткая история времени» (A Brief History of Time) астрофизик Стивен Хокинг. Нас интересует практическое и клиническое понимание времени, и мы к этому еще вернемся.
Известный американский писатель Роберт Монро попытался картографировать область, которая лежит за пределами естественного мира. Он записал «маршрут», который прокладывает душа, покидая физическое тело. Исследователь отметил все «входы», «выходы» и другие пункты, которые часто встречались в рассказах о посмертном опыте. Более подробно мы рассмотрим работы Р. Монро в главе о внетелесных путешествиях. На исчезновение пространственно-временных границ в измененном состоянии сознания под влиянием мескалина (относится к той же категории препаратов, что и ЛСД) еще в 1954 году указал писатель-исследователь Олдос Хаксли. Оригинальную теорию на понятия пространства и времени дает в своей книге «Краткая история времени» (A Brief History of Time) астрофизик Стивен Хокинг. Нас интересует практическое и клиническое понимание времени, и мы к этому еще вернемся.
Вспомним работу швейцарского профессора геологии Альберта Хейма «Заметки о смерти в результате падения с горы», мы писали о ней в начале книги. Хейм, переживший падение с одной из альпийских вершин, после этого инцидента проинтервьюировал других счастливчиков, которым повезло выжить, сорвавшись с горы. Он также провел беседы с людьми, которые были ранены в результате военных действий, и с теми, кто выжил после несчастных случаев. В рассказах этих людей часто встречается феномен обзора всей жизни перед вероятной кончиной.
Самое большое число позитивных ретроспекций приходится на людей, которые случайно избежали смерти в автоавариях и тех, кто едва не утонул. Неожиданная смерть позволяет позитивно оценить прожитую жизнь. Решающим фактором здесь является внезапность момента и неожиданность смерти для человека. В это мгновенное и наблюдается феномен ретроспекции. Жизнь индивидуума уплотняется в одно мгновение. Субъективное время в момент возможной смерти сжимается до секунды при объективном рассмотрении. Это означает, что практически нельзя измерить.
Самое большое число позитивных ретроспекций приходится на людей, которые случайно избежали смерти в автоавариях и тех, кто едва не утонул. Неожиданная смерть позволяет позитивно оценить прожитую жизнь. Решающим фактором здесь является внезапность момента и неожиданность смерти для человека. В это мгновенное и наблюдается феномен ретроспекции. Жизнь индивидуума уплотняется в одно мгновение. Субъективное время в момент возможной смерти сжимается до секунды при объективном рассмотрении. Это означает, что практически нельзя измерить.
Посмертное переживание начинается с того, что исчезает боль. Поэтому страдавшие до того люди становятся совершенно невозмутимыми. Когда душа покидает тело, усиливается зрительное и слуховое восприятие, обостряется мышление. Полностью пропадают вкус и запах. Зрение и слух иногда сохраняются до конца посмертного переживания, но в дальнейшем исчезают и они. Когда умирающий понимает, что подходит к границе смерти, или что он уже умер, остается только «мышление».
Зачастую люди слышат, или, точнее сказать, различают мужской голос. «Ясный голос, который я слышал, шел как бы из громкоговорителя». Нечто подобное происходит и со зрением. Человек словно бы различает, ощущает окружающее. «Я узнал свое тело, это был я». Когда эти инструменты восприятия исчезают, остается только способность мыслить. Мышление в совокупности с постепенно отходящими органами восприятия придает переживанию смерти его субъективную действительность.
Зачастую люди слышат, или, точнее сказать, различают мужской голос. «Ясный голос, который я слышал, шел как бы из громкоговорителя». Нечто подобное происходит и со зрением. Человек словно бы различает, ощущает окружающее. «Я узнал свое тело, это был я». Когда эти инструменты восприятия исчезают, остается только способность мыслить. Мышление в совокупности с постепенно отходящими органами восприятия придает переживанию смерти его субъективную действительность.
Это переживание было у 10% людей. На пятом этапе умирающие входят в лучи света, приближаются к источнику, из которого берет он начало. Согласно различным описаниям, на этом этапе умирающие находятся уже фактически в ином мире, полном метафизической красоты. Мир был насыщен незабываемыми красками. Люди говорят о совершенно необычайно красоте пейзажа, чудесных лужайках, по которым они могли гулять. На этом этапе часто происходят встречи с умершими родственниками. Люди видят прекрасные цветы, слышат необыкновенную, чудесную музыку. Один мужчина рассказывал следующее: «Я видел кристальные озера. Ангелы парили вокруг меня, как чайки. Кругом росли самые прекрасные цветы в мире таких оттенков, каких никогда не увидеть на Земле».
На этом этапе самое замечательное — существа, которых встречает умирающий. Чаще всего это души любимых людей, которые давно умерли, и появляются словно бы для того, чтобы приветствовать «вновь прибывших». Иногда души радостно встречают умирающего, иногда советуют ему вернуться обратно, так как тому предстоит еще многое сделать. Эти встречи всегда захватывающи и незабываемы. «Я увидел мою бабушку и девочку, которую знал по школьным временам, а также многих других своих родственников и друзей. Я видел преимущественно их лица и ощущал их присутствие. Все они производили на меня самое радостное впечатление. Это была настоящая искренняя радость, и у меня было чувство, что они здесь для того, чтобы защитить меня и сопроводить. Это было похоже на то, как если бы я вернулся домой после долгого отсутствия, и мои близкие высыпали на порог сказать мне „добро пожаловать“», — приводит еще одно свидетельство Р. Моуди.
На этом этапе самое замечательное — существа, которых встречает умирающий. Чаще всего это души любимых людей, которые давно умерли, и появляются словно бы для того, чтобы приветствовать «вновь прибывших». Иногда души радостно встречают умирающего, иногда советуют ему вернуться обратно, так как тому предстоит еще многое сделать. Эти встречи всегда захватывающи и незабываемы. «Я увидел мою бабушку и девочку, которую знал по школьным временам, а также многих других своих родственников и друзей. Я видел преимущественно их лица и ощущал их присутствие. Все они производили на меня самое радостное впечатление. Это была настоящая искренняя радость, и у меня было чувство, что они здесь для того, чтобы защитить меня и сопроводить. Это было похоже на то, как если бы я вернулся домой после долгого отсутствия, и мои близкие высыпали на порог сказать мне „добро пожаловать“», — приводит еще одно свидетельство Р. Моуди.
К четвертому этапу подходят в среднем 16% умирающих, для него характерна неповторимая встреча со светом, сделал вывод Ринг. Свет описывают преимущественно как золотой, очень мягкий и теплый. Это приглушенный свет невыразимой красоты. Некоторые упоминают о том, что они были окружены этим светом, как оболочкой. «Он струился повсюду, обнимал меня, — поделилась с Рингом своим впечатлением одна женщина. — У красок был особенный блеск». Верующие чувствовали себя в мистически приподнятом настроении, как будто они говорили «непосредственно с Богом».
Встреча со светом — это знак нового измерения в посмертном переживании. Как уже упоминалось, речь идет о ярком, но не слепящем свете, который дает умирающим ощущение защищенности. Люди чувствуют невыразимую красоту и позитивный психический подъем. Иногда на пути к свету они слышат некий шум, в котором тоже нет ничего пугающего. В сиянии этого света умирающие чувствуют себя абсолютно спокойно и умиротворенно. Удовлетворение, спокойствие и свет в этот момент становятся равнозначными. «Я не могу этого объяснить, не знаю, как я там оказалась, но вдруг меня окутал и пронизал необычайный свет, и это было по-настоящему прекрасно. Мне не казалось, что я стала чем-то другим, я не испытывала ощущения раздвоенности». Многие люди выражали убеждение в том, что посмертный свет сине-голубого цвета, и что в его лучах они слышали чудесную музыку. «Я чувствовал, что возвращаюсь туда, откуда пришел. Меня окружило множество людей, и все они казались мне дорогими друзьями». Эти рассказы о посмертных переживаниях записала психолог Марго Грей.
Встреча со светом — это знак нового измерения в посмертном переживании. Как уже упоминалось, речь идет о ярком, но не слепящем свете, который дает умирающим ощущение защищенности. Люди чувствуют невыразимую красоту и позитивный психический подъем. Иногда на пути к свету они слышат некий шум, в котором тоже нет ничего пугающего. В сиянии этого света умирающие чувствуют себя абсолютно спокойно и умиротворенно. Удовлетворение, спокойствие и свет в этот момент становятся равнозначными. «Я не могу этого объяснить, не знаю, как я там оказалась, но вдруг меня окутал и пронизал необычайный свет, и это было по-настоящему прекрасно. Мне не казалось, что я стала чем-то другим, я не испытывала ощущения раздвоенности». Многие люди выражали убеждение в том, что посмертный свет сине-голубого цвета, и что в его лучах они слышали чудесную музыку. «Я чувствовал, что возвращаюсь туда, откуда пришел. Меня окружило множество людей, и все они казались мне дорогими друзьями». Эти рассказы о посмертных переживаниях записала психолог Марго Грей.