Основные типы культур Северной Америке
Коренные культуры Северной Америки чрезвычайно разнообразны и не похожи одна на другую. Если вы думаете, что все коренные американцы носили головные уборы из перьев, жили в вигвамах и охотились на бизонов, в промежутках воюя с белыми колонистами, то это очень далеко от истины.
В Северной Америке к моменту колонизации насчитывалось до двенадцати разновидностей культур. Все они достаточно отличались друг от друга способами ведения хозяйства. Внутри культурных типов также существовали различия, связанные с этническим происхождением народов, имевших разное социальное и политические устройство и разные обычаи, связанные с ведением этого самого хозяйства.
Современные коренные американцы являются потомками нескольких волн миграций народов Евразии на континент. Наука на данный момент не располагает точными данными, когда имела место первая из них (предположения варьируют от 12 до 70 тысяч лет назад), но абсолютно уверена на счет последней - 1492 год.
Коренные культуры Северной Америки чрезвычайно разнообразны и не похожи одна на другую. Если вы думаете, что все коренные американцы носили головные уборы из перьев, жили в вигвамах и охотились на бизонов, в промежутках воюя с белыми колонистами, то это очень далеко от истины.
В Северной Америке к моменту колонизации насчитывалось до двенадцати разновидностей культур. Все они достаточно отличались друг от друга способами ведения хозяйства. Внутри культурных типов также существовали различия, связанные с этническим происхождением народов, имевших разное социальное и политические устройство и разные обычаи, связанные с ведением этого самого хозяйства.
Современные коренные американцы являются потомками нескольких волн миграций народов Евразии на континент. Наука на данный момент не располагает точными данными, когда имела место первая из них (предположения варьируют от 12 до 70 тысяч лет назад), но абсолютно уверена на счет последней - 1492 год.
Ольмекская культура
Ольмекская культура сложилась и развивалась во влажных низменностях на побережье Мексиканского залива на территории нынешних штатов Веракрус и Табсако. Основную зону ольмекской культуры прорезают текущие в Мексиканский залив реки: Папалоапан на западе, Коацакоалькос в центре и Грихальва на востоке и занимает около 18 тыс. кв. км. Здесь расположены основные ольмекские памятники - Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес.
Как показали археологические исследования, самые ранние следы обитания в районе Ла-Венты относятся уже к концу III тыс. до н.э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах. В фазу поздний Бари (1400-1150 гг. до н.э.) в этом районе располагалось четыре небольших поселения, а центр области, видимо, располагался в Сан-Андресе. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, что привело к возвышению Ла-Венты.
В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250- 1150 гг. до н.э.). Именно из Сан-Лоренсо происходят первые свидетельства формирования в ольмекском регионе ранних социально-политических структур - вождеств. По определению Роберта Карнейро, вождество это «автономное политическое образование, объединяющее несколько деревень под постоянным контролем верховного вождя».
Ольмекская культура сложилась и развивалась во влажных низменностях на побережье Мексиканского залива на территории нынешних штатов Веракрус и Табсако. Основную зону ольмекской культуры прорезают текущие в Мексиканский залив реки: Папалоапан на западе, Коацакоалькос в центре и Грихальва на востоке и занимает около 18 тыс. кв. км. Здесь расположены основные ольмекские памятники - Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес.
Как показали археологические исследования, самые ранние следы обитания в районе Ла-Венты относятся уже к концу III тыс. до н.э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах. В фазу поздний Бари (1400-1150 гг. до н.э.) в этом районе располагалось четыре небольших поселения, а центр области, видимо, располагался в Сан-Андресе. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, что привело к возвышению Ла-Венты.
В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250- 1150 гг. до н.э.). Именно из Сан-Лоренсо происходят первые свидетельства формирования в ольмекском регионе ранних социально-политических структур - вождеств. По определению Роберта Карнейро, вождество это «автономное политическое образование, объединяющее несколько деревень под постоянным контролем верховного вождя».
Территория
В настоящее время территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть).
Найдено около 1000 городищ культуры майя (на начало 80-х XX века), но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков.
В настоящее время территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть).
Найдено около 1000 городищ культуры майя (на начало 80-х XX века), но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков.
Система счета у древних майя
Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатеричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как ноль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.
Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатеричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как ноль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.
Религия майя
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 года н. э. до 900-х годов н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.
Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 года н. э. до 900-х годов н. э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.
Письменность и счисление времени у майя
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким ученым Э.Ферстеманном в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким ученым Э.Ферстеманном в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.
Междоусобицы и войны
Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.
Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.
Искусство
Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.
Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года - 900 года н. э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.
Чичен - Ица
Чичен-Ица - политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика).
Основан, вероятно, в VII в. н. э. В X веке был захвачен тольтеками. С середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединенным войском трёх городов-государств - Майяпана, Ушмаля и Ицмаля, которое возглавлял Хунак Кеель. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI векa) Чич'ен-Ица представляла собой развалины. На территории Чич'ен-Ицы неоднократно производились раскопки, в результате которых были открыты крупные архитектурные памятники майя-тольтеков: «Храм Кукулькана» — 9-ступенчатая пирамида (высота 24 метра) с широкими лестницами на каждой из сторон; «Храм воинов» на невысокой 4-ступенчатой пирамиде и «Храм ягуаров» (оба с настенными росписями); обсерватория «Караколь»; 7 «стадионов» для игры в мяч; руины 4 колоннад, образующие гигантский прямоугольник («Группа тысячи колонн») и др. Сохранились статуи божеств с характерной стилизацией пластических форм, рельефы, богатые растительной и геометрической орнаментикой, произведения мелкой пластики и художественных ремёсел. В городе был священный колодец глубиной около 50 м, который служил для жертвоприношений.
Чичен-Ица - политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика).
Основан, вероятно, в VII в. н. э. В X веке был захвачен тольтеками. С середине XI века Чичен-Ица стала столицей тольтекского государства. В 1178 была разгромлена объединенным войском трёх городов-государств - Майяпана, Ушмаля и Ицмаля, которое возглавлял Хунак Кеель. Ко времени испанских завоеваний (середина XVI векa) Чич'ен-Ица представляла собой развалины. На территории Чич'ен-Ицы неоднократно производились раскопки, в результате которых были открыты крупные архитектурные памятники майя-тольтеков: «Храм Кукулькана» — 9-ступенчатая пирамида (высота 24 метра) с широкими лестницами на каждой из сторон; «Храм воинов» на невысокой 4-ступенчатой пирамиде и «Храм ягуаров» (оба с настенными росписями); обсерватория «Караколь»; 7 «стадионов» для игры в мяч; руины 4 колоннад, образующие гигантский прямоугольник («Группа тысячи колонн») и др. Сохранились статуи божеств с характерной стилизацией пластических форм, рельефы, богатые растительной и геометрической орнаментикой, произведения мелкой пластики и художественных ремёсел. В городе был священный колодец глубиной около 50 м, который служил для жертвоприношений.
Тикаль
Тикаль — одно из крупнейших городищ майя. Расположено в провинции Эль-Петен Гватемалы. Поселение индейцев существовало с VII века до н. э. В V — IX веках н. э. город входил в число основных центров майаской культуры. По оценкам исследователей, население его в это время составляло от 100 до 200 тысяч человек. К концу X века, после ряда восстаний, город был окончательно заброшен жителями. Название Тик'аль на языке майя означает Место, где слышны голоса духов. В иероглифических надписях упоминается более древнее название города Йаш-Мутуль — Зеленая связка.
Тикаль и окрестности включены правительством Гватемалы в одноимённый национальный парк. В 1979 году национальный парк включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Руины использовались в качестве фона, как база мятежников в голливудских Звёздных войнах.
Жилая застройка города занимала около 60 км. Городище насчитывает сотни каменных сооружений, из которых пока раскопана только небольшая часть.
В центре города расположено шесть ступенчатых пирамид (платформ) с храмами на вершинах. Ранними исследователями они были пронумерованы. Деревянные элементы конструкций выполнены из железного дерева и сохранились, несмотря на почтенный возраст. Хорошо сохранившиеся надписи помогли установить даты постройки сооружений имена правителей города. Храм I был сооружен около 695, Храм III в 810, Крупнейший храм-пирамида IV высотой 72 м был закончен к 720. Храм V — 750. Храм VI - 766. Среди прочих сооружений можно выделить дворцы правителей, храмы меньших размеров, здание, служившее по-видимому тюрьмой (сохранились решетки из деревянных брусьев на окнах), площадки для игры в мяч (эти своеобразные древние стадионы обычны для майаских городов — игра по-видимому имела ритуальный характер).
Первые упоминания испанских авторов о руинах Тикаля относятся к XVII веку. В 1848 году была организована первая научная экспедиция для исследования городища. В XIX — начале XX века их было несколько, были сняты рисунки с барельефов и надписей. В 1951 была сооружена взлетная полоса, облегчившая доступ к объекту. В 1957 — 1970 был проведен большой объем работ сотрудниками Пенсильванского университета. В 1979 правительство Гватемалы организовало новый археологический проект в Тикале, работы продолжаются.
Тикаль — одно из крупнейших городищ майя. Расположено в провинции Эль-Петен Гватемалы. Поселение индейцев существовало с VII века до н. э. В V — IX веках н. э. город входил в число основных центров майаской культуры. По оценкам исследователей, население его в это время составляло от 100 до 200 тысяч человек. К концу X века, после ряда восстаний, город был окончательно заброшен жителями. Название Тик'аль на языке майя означает Место, где слышны голоса духов. В иероглифических надписях упоминается более древнее название города Йаш-Мутуль — Зеленая связка.
Тикаль и окрестности включены правительством Гватемалы в одноимённый национальный парк. В 1979 году национальный парк включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Руины использовались в качестве фона, как база мятежников в голливудских Звёздных войнах.
Жилая застройка города занимала около 60 км. Городище насчитывает сотни каменных сооружений, из которых пока раскопана только небольшая часть.
В центре города расположено шесть ступенчатых пирамид (платформ) с храмами на вершинах. Ранними исследователями они были пронумерованы. Деревянные элементы конструкций выполнены из железного дерева и сохранились, несмотря на почтенный возраст. Хорошо сохранившиеся надписи помогли установить даты постройки сооружений имена правителей города. Храм I был сооружен около 695, Храм III в 810, Крупнейший храм-пирамида IV высотой 72 м был закончен к 720. Храм V — 750. Храм VI - 766. Среди прочих сооружений можно выделить дворцы правителей, храмы меньших размеров, здание, служившее по-видимому тюрьмой (сохранились решетки из деревянных брусьев на окнах), площадки для игры в мяч (эти своеобразные древние стадионы обычны для майаских городов — игра по-видимому имела ритуальный характер).
Первые упоминания испанских авторов о руинах Тикаля относятся к XVII веку. В 1848 году была организована первая научная экспедиция для исследования городища. В XIX — начале XX века их было несколько, были сняты рисунки с барельефов и надписей. В 1951 была сооружена взлетная полоса, облегчившая доступ к объекту. В 1957 — 1970 был проведен большой объем работ сотрудниками Пенсильванского университета. В 1979 правительство Гватемалы организовало новый археологический проект в Тикале, работы продолжаются.
Паленке
Паленке (Palenque, майя Лакамха) — условное название развалин большого майянского города на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас — политического и культурного центра майя в 3-8 вв. н. э. Сохранились: остатки дворца (площадью 92 x 68 м) — группа зданий, расположенных вокруг 2 больших и 2 малых дворов, квадратная в плане башня; «Храм Солнца», «Храм Креста», «Храм надписей» (в толще его пирамиды в 1952 году обнаружено помещение с ложным сводом, барельефами на стенах и саркофагом в центре — видимо, гробница правителя). Все здания богато украшены рельефами из стука. Паленке погиб, вероятно, в результате нашествия племён с побережья Мексиканского залива в IX в. Руины известны с XVIII в. и неоднократно исследовались (в частности, мексиканскими археологами в 1949-68 гг.).
Паленке (Palenque, майя Лакамха) — условное название развалин большого майянского города на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас — политического и культурного центра майя в 3-8 вв. н. э. Сохранились: остатки дворца (площадью 92 x 68 м) — группа зданий, расположенных вокруг 2 больших и 2 малых дворов, квадратная в плане башня; «Храм Солнца», «Храм Креста», «Храм надписей» (в толще его пирамиды в 1952 году обнаружено помещение с ложным сводом, барельефами на стенах и саркофагом в центре — видимо, гробница правителя). Все здания богато украшены рельефами из стука. Паленке погиб, вероятно, в результате нашествия племён с побережья Мексиканского залива в IX в. Руины известны с XVIII в. и неоднократно исследовались (в частности, мексиканскими археологами в 1949-68 гг.).
Ламанай
Ламанай - руины некогда одного из наиболее значимых церемониальных центров цивилизации майя, расположенных на территории современного Белиза. Город находится на берегу 48-километровой лагуны в северо-центральном Белизе.
Название Ламанай означает на языке майя «утонувший крокодил». Город насчитывает трёхтысячелетнюю историю, именно столько времени без перерывов здесь жили люди. Во время классического периода развития цивилизации майя (около 250 года – 900 года н.э.) население города достигало 20 000 жителей. В противоположность другим городам майя Ламанай был ещё заселён, когда в Белиз в XVI веке вторглись испанцы.
Ламанай - руины некогда одного из наиболее значимых церемониальных центров цивилизации майя, расположенных на территории современного Белиза. Город находится на берегу 48-километровой лагуны в северо-центральном Белизе.
Название Ламанай означает на языке майя «утонувший крокодил». Город насчитывает трёхтысячелетнюю историю, именно столько времени без перерывов здесь жили люди. Во время классического периода развития цивилизации майя (около 250 года – 900 года н.э.) население города достигало 20 000 жителей. В противоположность другим городам майя Ламанай был ещё заселён, когда в Белиз в XVI веке вторглись испанцы.