Тайга
Это более или менее густая в естественном состоянии, обыкновенно труднодоступная, хвойная чаща с болотистой почвой с буреломом и ветровалом. Северная граница Тайги совпадает с северною границею лесов. Южная граница проходит в Европейской части России от Финского залива на северо-восток к Уралу, огибает его с юга и совпадает далее, в Сибири, с северной границей степей до реки Оби. Восточнее тайга захватывает горные пространства от Алтая, до Амура и Уссурийского края. Крайний cевepo-восток Сибири не имеет лесов. В Камчатке тайга занимает два небольших острова к северу от Петропавловска.
Главнейшие древесные породы тайги: ель, европейская и сибирская сосна, лиственница, пихта, кедр. В Сибири те же породы, за исключением европейской ели. В Восточной Сибири господствует лиственница даурская, а высоко на горах кедровый сланец. В тайге Дальнего Востока появляются новые хвойные: пихты, аянская ель, маньчжурский кедр, а на Сахалине – тис. В Европейской России тайга переходит на юг в хвойные леса с примесью крупнолиственных пород (дуба и прочих), которые во всей Сибири отсутствуют, но появляются вновь на Амуре. В тайге имеются из лиственных пород только береза, осина, рябина, черемуха, ольха и ивы. Из крупнолиственных пород в тайге попадается только липа, причем лишь в европейской тайге и иногда – в Западной Сибири до реки Енисея. Довольно крупный остров липы имеется на Алтае, по западному склону Кузнецкого Алатау.
Относительно недавно (до середины 90-х годов XIX века) таежные и урманные пространства Сибири были совершенно не исследованы и считались непригодными для заселения и, в частности, для земледельческой колонизации. Предполагалось, что тайга и урманы состоят более или менее сплошь из гористых или болотистых пространств, покрытых дремучим лесом. Считалось, что эти земли неудобны для земледелия как по почвенным и климатическим условиям (крайняя суровость климата, избыток влаги), так и по трудности расчистки леса под угодья.
Делавшиеся иногда попытки отвода земель под заселение по окраинам тайги почти всегда оканчивались неудачей: либо участки не заселялись, либо водворившиеся на них переселенцы переходили на более удобные места. На вопрос о заселении таежных пространств было обращено серьезное внимание только в 1893 – 1895 годах, когда вообще мероприятия по заселению Сибири были поставлены более широко. Было признано невозможным оставить без внимания такие огромные земельные пространства, какие представляет собою тайга.
Почвенные условия во многих местах тайги достаточно благоприятны для земледелия. Такие препятствия как избыток влаги и суровость климата, в значительной мере устраняются под влиянием заселения и культуры. Ввиду этого во многих таежных районах были открыты работы по образованию переселенческих участков, которые давали очень удовлетворительные в общем результаты.
Это более или менее густая в естественном состоянии, обыкновенно труднодоступная, хвойная чаща с болотистой почвой с буреломом и ветровалом. Северная граница Тайги совпадает с северною границею лесов. Южная граница проходит в Европейской части России от Финского залива на северо-восток к Уралу, огибает его с юга и совпадает далее, в Сибири, с северной границей степей до реки Оби. Восточнее тайга захватывает горные пространства от Алтая, до Амура и Уссурийского края. Крайний cевepo-восток Сибири не имеет лесов. В Камчатке тайга занимает два небольших острова к северу от Петропавловска.
Главнейшие древесные породы тайги: ель, европейская и сибирская сосна, лиственница, пихта, кедр. В Сибири те же породы, за исключением европейской ели. В Восточной Сибири господствует лиственница даурская, а высоко на горах кедровый сланец. В тайге Дальнего Востока появляются новые хвойные: пихты, аянская ель, маньчжурский кедр, а на Сахалине – тис. В Европейской России тайга переходит на юг в хвойные леса с примесью крупнолиственных пород (дуба и прочих), которые во всей Сибири отсутствуют, но появляются вновь на Амуре. В тайге имеются из лиственных пород только береза, осина, рябина, черемуха, ольха и ивы. Из крупнолиственных пород в тайге попадается только липа, причем лишь в европейской тайге и иногда – в Западной Сибири до реки Енисея. Довольно крупный остров липы имеется на Алтае, по западному склону Кузнецкого Алатау.
Относительно недавно (до середины 90-х годов XIX века) таежные и урманные пространства Сибири были совершенно не исследованы и считались непригодными для заселения и, в частности, для земледельческой колонизации. Предполагалось, что тайга и урманы состоят более или менее сплошь из гористых или болотистых пространств, покрытых дремучим лесом. Считалось, что эти земли неудобны для земледелия как по почвенным и климатическим условиям (крайняя суровость климата, избыток влаги), так и по трудности расчистки леса под угодья.
Делавшиеся иногда попытки отвода земель под заселение по окраинам тайги почти всегда оканчивались неудачей: либо участки не заселялись, либо водворившиеся на них переселенцы переходили на более удобные места. На вопрос о заселении таежных пространств было обращено серьезное внимание только в 1893 – 1895 годах, когда вообще мероприятия по заселению Сибири были поставлены более широко. Было признано невозможным оставить без внимания такие огромные земельные пространства, какие представляет собою тайга.
Почвенные условия во многих местах тайги достаточно благоприятны для земледелия. Такие препятствия как избыток влаги и суровость климата, в значительной мере устраняются под влиянием заселения и культуры. Ввиду этого во многих таежных районах были открыты работы по образованию переселенческих участков, которые давали очень удовлетворительные в общем результаты.
Лесотундра
Лесотундра — переходный тип ландшафта, в котором редколесья чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами. Лесотундры располагаются полосой от 30 до 300 км шириной через всю Северную Америку и от Кольского полуострова до бассейна Индигирки.
Количество атмосферных осадков в лесотундре небольшое (200—350 мм), однако из-за мерзлоты и низких температур влага испаряется очень медленно. Результатом этого является наличие большого числа озёр и болот, которые занимают до 60% площади этой природной зоны. Средние температуры воздуха на территории лесотундры в июле составляют 10-12°С, а в январе от −10° до −40 °C. Почвы здесь торфянисто-глеевые, торфяно-болотные, а под редколесьями — глеево-подзолистые.
Растительность лесотундры изменяется в зависимости от долготы. Из деревьев в зон лесотундры наиболее распространены карликовые берёзы, полярные ивы, встречаются ели, пихты и лиственницы. Распространены также мхи и лишайники, а также мелкие кустарники.
В фауне лесотундры преобладают лемминги, северные олени, песцы, куропатки белая и тундряная, полярная сова и большое разнообразие перелетных, водоплавающих и малых, селящихся в кустарниках, птиц.
Лесотундра — переходный тип ландшафта, в котором редколесья чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами. Лесотундры располагаются полосой от 30 до 300 км шириной через всю Северную Америку и от Кольского полуострова до бассейна Индигирки.
Количество атмосферных осадков в лесотундре небольшое (200—350 мм), однако из-за мерзлоты и низких температур влага испаряется очень медленно. Результатом этого является наличие большого числа озёр и болот, которые занимают до 60% площади этой природной зоны. Средние температуры воздуха на территории лесотундры в июле составляют 10-12°С, а в январе от −10° до −40 °C. Почвы здесь торфянисто-глеевые, торфяно-болотные, а под редколесьями — глеево-подзолистые.
Растительность лесотундры изменяется в зависимости от долготы. Из деревьев в зон лесотундры наиболее распространены карликовые берёзы, полярные ивы, встречаются ели, пихты и лиственницы. Распространены также мхи и лишайники, а также мелкие кустарники.
В фауне лесотундры преобладают лемминги, северные олени, песцы, куропатки белая и тундряная, полярная сова и большое разнообразие перелетных, водоплавающих и малых, селящихся в кустарниках, птиц.
Тундра
К тундре относятся лежащие за северными пределами лесной растительности пространства с вечномерзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. По характеру поверхности тундра может быть каменистой, глинистой, песчаной, торфяной, кочкарной или болотистой. Представление о тундре, как о пространстве труднодоступном справедливо только для болотистой тундры, где мерзлота может к концу лета исчезать. В тундре Европейской России талый слой достигает, к сентябрю на торфе около 35 см, на глине около 132 см, на песке около 159 см. В болотистых местах со стоячей водой мерзлота опускается к середине лета в зависимости от количества воды и примеси твердых растительных остатков на глубину около 52 – 66 см.
После очень морозных и малоснежных зим и в холодное лето мерзлота, конечно, ближе к поверхности, тогда как после зим мягких и снежных и в теплое лето мерзлота опускается. Кроме того, на ровных местах талый слой тоньше, чем на склонах, где мерзлота может даже исчезать совершенно. На Кольском полуострове, на Канине и по побережью Чешской губы Северного Ледовитого океана до Тиманского кряжа господствует тундра торфяно-бугристая.
Поверхность тундры состоит здесь из крупных, вышиною около 12 – 14 м и шириной до 10 – 15 м изолированных, крутобоких, чрезвычайно плотных торфяных, мерзлых внутри, бугров. Промежутки между буграми, шириной около 2 – 5 м, заняты очень водяным, труднодоступным болотом, "ерсеями" самоедов. Растительность на буграх состоит из различных лишаев и мхов, обыкновенно с морошкой по склонам. Тело бугра сложено изо мха и мелких тундровых кустарников, которые могут иногда даже преобладать.
Торфяно-бугристая тундра переходит южнее или ближе к рекам, где уже имеются леса, в сфагновые торфяники с клюквой, морошкой, гоноболью, багуном, березовым ерником. Сфагновые торфяники очень далеко вдаются в область лесов. К востоку от Тиманского кряжа торфяные бугры и ерсеи встречаются уже редко и лишь небольшими участками в местах пониженных, где больше скопляется воды. На северо-востоке Европейской Россия и в Сибири развиты следующие типы тундры.
Торфянистая тундра. Торфяной слой, состоящий изо мхов и тундровых кустарничков, сплошной, но тонкий. Поверхность одета, главным образом, ковром из ягелей, но встречаются иногда в изобилии морошка и прочие мелкие кустарнички. Этот тип, развитый на более ровных местах, пользуется большим распространением особенно между реками Тиманом и Печорой.
Лысая, трещиноватая тундра очень распространена на местах, не представляющих условий для застаивания воды и доступных действию ветра, сдувающего снег и иссушающего почву, которая покрывается трещинами. Этими трещинами почва разбивается на небольшие (с тарелку, с колесо и более крупные) площадки, совершенно лишенные растительности, так что наружу выступают мерзлая глина или мерзлый же песок. Такие площадки отделены друг от друга полосками из мелких, сидящих в трещинах кустарничков, злаков и камнеломок.
Травянисто-кустарная тундра развивается там, где почва более плодородная. Лишайники и мхи отступают на второй план или исчезают совершенно, а господствуют кустарнички.
Кочковатая тундра. Кочки вышиной до30 см состоят из пушицы со мхами, лишаями и тундровыми кустарничками. Промежутки между кочками заняты мхами и лишаями, причем седые лишаи одевают также и верхушки старых, отмерших кочек пушицы.
Болотистая тундра покрывает большие пространства в Сибири, где в болотах преобладают разные осоки и злаки. Болотистые пространства занимают, как уже замечено, и промежутки между буграми в торфяно-бугристой тундре.
Каменистая тундра развита на выходах каменистых горных пород (например, Хибины горы на Кольском полуострове, Канинский и Тиманский Камни, Северный Урал, горы Восточной Сибири). Каменистая тундра одета лишайниками и тундровыми кустарничками.
Характерные для тундры растения – это ягели или лишайники, придающие поверхности тундры светло-серый цвет. Другие растения, преимущественно мелкие, жмущиеся к почве кустарнички, встречаются обыкновенно пятнами на фоне из ягелей. В южных частях тундры и ближе к рекам, где уже начинают появляться островки лесов, на безлесных местах пользуется большим распространением березовый ерник и некоторые ивы, ростом около 0,7 – 8 м.
К тундре относятся лежащие за северными пределами лесной растительности пространства с вечномерзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. По характеру поверхности тундра может быть каменистой, глинистой, песчаной, торфяной, кочкарной или болотистой. Представление о тундре, как о пространстве труднодоступном справедливо только для болотистой тундры, где мерзлота может к концу лета исчезать. В тундре Европейской России талый слой достигает, к сентябрю на торфе около 35 см, на глине около 132 см, на песке около 159 см. В болотистых местах со стоячей водой мерзлота опускается к середине лета в зависимости от количества воды и примеси твердых растительных остатков на глубину около 52 – 66 см.
После очень морозных и малоснежных зим и в холодное лето мерзлота, конечно, ближе к поверхности, тогда как после зим мягких и снежных и в теплое лето мерзлота опускается. Кроме того, на ровных местах талый слой тоньше, чем на склонах, где мерзлота может даже исчезать совершенно. На Кольском полуострове, на Канине и по побережью Чешской губы Северного Ледовитого океана до Тиманского кряжа господствует тундра торфяно-бугристая.
Поверхность тундры состоит здесь из крупных, вышиною около 12 – 14 м и шириной до 10 – 15 м изолированных, крутобоких, чрезвычайно плотных торфяных, мерзлых внутри, бугров. Промежутки между буграми, шириной около 2 – 5 м, заняты очень водяным, труднодоступным болотом, "ерсеями" самоедов. Растительность на буграх состоит из различных лишаев и мхов, обыкновенно с морошкой по склонам. Тело бугра сложено изо мха и мелких тундровых кустарников, которые могут иногда даже преобладать.
Торфяно-бугристая тундра переходит южнее или ближе к рекам, где уже имеются леса, в сфагновые торфяники с клюквой, морошкой, гоноболью, багуном, березовым ерником. Сфагновые торфяники очень далеко вдаются в область лесов. К востоку от Тиманского кряжа торфяные бугры и ерсеи встречаются уже редко и лишь небольшими участками в местах пониженных, где больше скопляется воды. На северо-востоке Европейской Россия и в Сибири развиты следующие типы тундры.
Торфянистая тундра. Торфяной слой, состоящий изо мхов и тундровых кустарничков, сплошной, но тонкий. Поверхность одета, главным образом, ковром из ягелей, но встречаются иногда в изобилии морошка и прочие мелкие кустарнички. Этот тип, развитый на более ровных местах, пользуется большим распространением особенно между реками Тиманом и Печорой.
Лысая, трещиноватая тундра очень распространена на местах, не представляющих условий для застаивания воды и доступных действию ветра, сдувающего снег и иссушающего почву, которая покрывается трещинами. Этими трещинами почва разбивается на небольшие (с тарелку, с колесо и более крупные) площадки, совершенно лишенные растительности, так что наружу выступают мерзлая глина или мерзлый же песок. Такие площадки отделены друг от друга полосками из мелких, сидящих в трещинах кустарничков, злаков и камнеломок.
Травянисто-кустарная тундра развивается там, где почва более плодородная. Лишайники и мхи отступают на второй план или исчезают совершенно, а господствуют кустарнички.
Кочковатая тундра. Кочки вышиной до30 см состоят из пушицы со мхами, лишаями и тундровыми кустарничками. Промежутки между кочками заняты мхами и лишаями, причем седые лишаи одевают также и верхушки старых, отмерших кочек пушицы.
Болотистая тундра покрывает большие пространства в Сибири, где в болотах преобладают разные осоки и злаки. Болотистые пространства занимают, как уже замечено, и промежутки между буграми в торфяно-бугристой тундре.
Каменистая тундра развита на выходах каменистых горных пород (например, Хибины горы на Кольском полуострове, Канинский и Тиманский Камни, Северный Урал, горы Восточной Сибири). Каменистая тундра одета лишайниками и тундровыми кустарничками.
Характерные для тундры растения – это ягели или лишайники, придающие поверхности тундры светло-серый цвет. Другие растения, преимущественно мелкие, жмущиеся к почве кустарнички, встречаются обыкновенно пятнами на фоне из ягелей. В южных частях тундры и ближе к рекам, где уже начинают появляться островки лесов, на безлесных местах пользуется большим распространением березовый ерник и некоторые ивы, ростом около 0,7 – 8 м.
Экваториальный и субэкваториальный пояса
Климат – это многолетний режим погоды на определённой территории Земли. Вполне естественно, что климатические условия в разных частях планеты сильно отличаются. В географии выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относят: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных, арктический и антарктический (полярные). К переходным относят: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический пояса. В основных поясах в течение всего года господствует один тип воздушной массы, а в переходных они меняются при смене времен года.
Средние месячные температуры экваториального пояса составляют 25-28 ° С, а перепады их невелики. Для этого пояса характерны слабые ветры и высокая влажность (в год выпадает 1000-2000 мм осадков). В экваториальном поясе наблюдаются два дождливых периода, разделенные менее дождливыми. Экваториальный пояс проходит по Амазонской низменности Южной Америки, побережью Гвинейского залива и низменности Конго в Африке, полуострову Малакка, Зондским островам и Новой Гвинее.
К югу и к северу от экваториального пояса расположены субэкваториальные пояса. Летом сюда приходит влажный экваториальный воздух, зимой – сухой тропический. Благодаря этому, количество осадков, выпадающих летом, намного превышает этот параметр в зимний период. Среднегодовое количество осадков избыточное - 1000-1500 мм/год, а на склонах гор оно достигает 6000-10000 мм/год. Средние температуры субэкваториального пояса колеблются от 22 до 30 ° С. Их различие между зимой летом относительно невелико, но уже больше, чем в экваториальном поясе. Субэкваториальный пояс проходит по Бразильскому и Гвинейскому нагорьям Южной Америки, в Центральной Африке, в Индостане и Индокитае и Северной Австралии.
Климат – это многолетний режим погоды на определённой территории Земли. Вполне естественно, что климатические условия в разных частях планеты сильно отличаются. В географии выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относят: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных, арктический и антарктический (полярные). К переходным относят: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический пояса. В основных поясах в течение всего года господствует один тип воздушной массы, а в переходных они меняются при смене времен года.
Средние месячные температуры экваториального пояса составляют 25-28 ° С, а перепады их невелики. Для этого пояса характерны слабые ветры и высокая влажность (в год выпадает 1000-2000 мм осадков). В экваториальном поясе наблюдаются два дождливых периода, разделенные менее дождливыми. Экваториальный пояс проходит по Амазонской низменности Южной Америки, побережью Гвинейского залива и низменности Конго в Африке, полуострову Малакка, Зондским островам и Новой Гвинее.
К югу и к северу от экваториального пояса расположены субэкваториальные пояса. Летом сюда приходит влажный экваториальный воздух, зимой – сухой тропический. Благодаря этому, количество осадков, выпадающих летом, намного превышает этот параметр в зимний период. Среднегодовое количество осадков избыточное - 1000-1500 мм/год, а на склонах гор оно достигает 6000-10000 мм/год. Средние температуры субэкваториального пояса колеблются от 22 до 30 ° С. Их различие между зимой летом относительно невелико, но уже больше, чем в экваториальном поясе. Субэкваториальный пояс проходит по Бразильскому и Гвинейскому нагорьям Южной Америки, в Центральной Африке, в Индостане и Индокитае и Северной Австралии.
Тропический и субтропический пояса
Климат – это многолетний режим погоды на определённой территории Земли. Вполне естественно, что климатические условия в разных частях планеты сильно отличаются. В географии выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относят: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных, арктический и антарктический (полярные). К переходным относят: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический пояса. В основных поясах в течение всего года господствует один тип воздушной массы, а в переходных они меняются при смене времен года.
В тропических климатических поясах в течение года преобладает сухой и горячий тропический воздух. Различие температурного режима между зимой и летом более значительно. Средние температуры самого теплого месяца составляют +30-35 ° С, холодного – обычно не ниже +10 ° С. Для тропического пояса характерны значительные перепады температур между ночью и днём. Иногда они достигают 40 ° С, а среднегодовые около 20 ° С. В тропиках осадков выпадает очень мало: 50-150 мм/год. Исключением являются лишь побережья материков, на которые влага приносится с океана.
В субтропических климатических поясах летом господствует сухой тропический воздух, зимой – более влажный умеренный. Характерно наличие сухого и влажного периодов. Естественно, что лето здесь сухое и жаркое (средние температуры около 30 ° С). Зима влажная и теплая, хотя иногда температуры всё же опускаются ниже 0 ° С. Иногда здесь даже выпадает снег, но снежный покров не образуется. Количество осадков в целом недостаточное (200 - 500 мм/год). В субтропиках выделяют несколько климатических областей: средиземноморская (сухое и жаркое лето и дождливая теплая зима), муссонная субтропическая (лето жаркое и дождливое, зима холодная и сухая), субтропическая континентальная (лето жаркое и сухое, зима относительно холодная с малым количеством осадков).
Климат – это многолетний режим погоды на определённой территории Земли. Вполне естественно, что климатические условия в разных частях планеты сильно отличаются. В географии выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относят: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных, арктический и антарктический (полярные). К переходным относят: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический пояса. В основных поясах в течение всего года господствует один тип воздушной массы, а в переходных они меняются при смене времен года.
В тропических климатических поясах в течение года преобладает сухой и горячий тропический воздух. Различие температурного режима между зимой и летом более значительно. Средние температуры самого теплого месяца составляют +30-35 ° С, холодного – обычно не ниже +10 ° С. Для тропического пояса характерны значительные перепады температур между ночью и днём. Иногда они достигают 40 ° С, а среднегодовые около 20 ° С. В тропиках осадков выпадает очень мало: 50-150 мм/год. Исключением являются лишь побережья материков, на которые влага приносится с океана.
В субтропических климатических поясах летом господствует сухой тропический воздух, зимой – более влажный умеренный. Характерно наличие сухого и влажного периодов. Естественно, что лето здесь сухое и жаркое (средние температуры около 30 ° С). Зима влажная и теплая, хотя иногда температуры всё же опускаются ниже 0 ° С. Иногда здесь даже выпадает снег, но снежный покров не образуется. Количество осадков в целом недостаточное (200 - 500 мм/год). В субтропиках выделяют несколько климатических областей: средиземноморская (сухое и жаркое лето и дождливая теплая зима), муссонная субтропическая (лето жаркое и дождливое, зима холодная и сухая), субтропическая континентальная (лето жаркое и сухое, зима относительно холодная с малым количеством осадков).
Умеренный пояс
Климат – это многолетний режим погоды на определённой территории Земли. Вполне естественно, что климатические условия в разных частях планеты сильно отличаются. В географии выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относят: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных, арктический и антарктический (полярные). К переходным относят: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический пояса. В основных поясах в течение всего года господствует один тип воздушной массы, а в переходных они меняются при смене времен года.
В умеренном климатическом поясе преобладают ветры западных направлений, а на восточных побережьях - муссоны. Количество осадков в умеренном поясе сильно различается и зависит от близости к морю и характера рельефа. При продвижении в глубь материков количество осадков становится меньше. В северных и западных частях материков увлажнение избыточное, а в южных и центральных - недостаточное. Для умеренного пояса характерны существенные температурные различия между летом и зимой, а также между сушей и морем. Зимние температуры здесь значительно ниже, чем в предыдущем поясе, поэтому выпадающий снег образует покров, который сохраняется до нескольких месяцев.
В умеренном поясе выделяют 4 климатические области: морского умеренного климата (западные побережья материков) - сравнительно теплая зима, прохладное и дождливое лето, переходного от морского к континентальному, континентального климата - максимальное количество осадков выпадает в тёплое время года и муссонного - холодная и сухая зима, прохладным и дождливое лето.
Климат – это многолетний режим погоды на определённой территории Земли. Вполне естественно, что климатические условия в разных частях планеты сильно отличаются. В географии выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относят: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных, арктический и антарктический (полярные). К переходным относят: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический пояса. В основных поясах в течение всего года господствует один тип воздушной массы, а в переходных они меняются при смене времен года.
В умеренном климатическом поясе преобладают ветры западных направлений, а на восточных побережьях - муссоны. Количество осадков в умеренном поясе сильно различается и зависит от близости к морю и характера рельефа. При продвижении в глубь материков количество осадков становится меньше. В северных и западных частях материков увлажнение избыточное, а в южных и центральных - недостаточное. Для умеренного пояса характерны существенные температурные различия между летом и зимой, а также между сушей и морем. Зимние температуры здесь значительно ниже, чем в предыдущем поясе, поэтому выпадающий снег образует покров, который сохраняется до нескольких месяцев.
В умеренном поясе выделяют 4 климатические области: морского умеренного климата (западные побережья материков) - сравнительно теплая зима, прохладное и дождливое лето, переходного от морского к континентальному, континентального климата - максимальное количество осадков выпадает в тёплое время года и муссонного - холодная и сухая зима, прохладным и дождливое лето.
Арктический и антарктические пояса
Климат – это многолетний режим погоды на определённой территории Земли. Вполне естественно, что климатические условия в разных частях планеты сильно отличаются. В географии выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относят: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных, арктический и антарктический (полярные). К переходным относят: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический пояса. В основных поясах в течение всего года господствует один тип воздушной массы, а в переходных они меняются при смене времен года.
В арктическом и антарктическом поясах в течение года преобладает арктический воздух. Снежная и ледяная поверхности хорошо отражают солнечные лучи, которые здесь падают под углом, близким к 180 °. Поэтому температура и влажность воздуха здесь очень низкие, лишь кое-где в летние месяцы столбик термометра поднимается до +5 ° С. В Антарктике температуры зимой (в августе) иногда достигают -71 ° С, а в самые тёплые месяцы поднимаются лишь до - 20 ° С. Осадков на полюсах выпадает мало.
В субарктическом и субантарктическом поясах происходит смена воздушных масс: зимой господствует арктический (антарктический) воздух, летом – умеренные воздушные массы. Зима продолжительная (до 9 месяцев) и холодная: средняя температура самых холодных месяцев достигает -40 ° С и даже ниже. Летом столбик термометра поднимается лишь на несколько градусов выше нуля. Увлажнение избыточное, хотя здесь выпадает до 200 мм/год. Связано это с низкой испаряемостью. Сложные климатические условия усугубляются частыми и сильными ветрами. Субполярные пояса проходят через северное побережье Евразии и Северной Америки, Командорские и Алеутские острова, а также острова Антарктики.
Климат – это многолетний режим погоды на определённой территории Земли. Вполне естественно, что климатические условия в разных частях планеты сильно отличаются. В географии выделяют 7 основных и 6 переходных климатических поясов. К основным относят: экваториальный, два субэкваториальных (в северном и южном полушариях), два тропических, два умеренных, арктический и антарктический (полярные). К переходным относят: два субэкваториальных, два субтропических, субарктический и субантарктический пояса. В основных поясах в течение всего года господствует один тип воздушной массы, а в переходных они меняются при смене времен года.
В арктическом и антарктическом поясах в течение года преобладает арктический воздух. Снежная и ледяная поверхности хорошо отражают солнечные лучи, которые здесь падают под углом, близким к 180 °. Поэтому температура и влажность воздуха здесь очень низкие, лишь кое-где в летние месяцы столбик термометра поднимается до +5 ° С. В Антарктике температуры зимой (в августе) иногда достигают -71 ° С, а в самые тёплые месяцы поднимаются лишь до - 20 ° С. Осадков на полюсах выпадает мало.
В субарктическом и субантарктическом поясах происходит смена воздушных масс: зимой господствует арктический (антарктический) воздух, летом – умеренные воздушные массы. Зима продолжительная (до 9 месяцев) и холодная: средняя температура самых холодных месяцев достигает -40 ° С и даже ниже. Летом столбик термометра поднимается лишь на несколько градусов выше нуля. Увлажнение избыточное, хотя здесь выпадает до 200 мм/год. Связано это с низкой испаряемостью. Сложные климатические условия усугубляются частыми и сильными ветрами. Субполярные пояса проходят через северное побережье Евразии и Северной Америки, Командорские и Алеутские острова, а также острова Антарктики.
Ярило
Ярило — имя славянского божества и название весенних праздников, справлявшихся в разных местностях России до начала 19 века.
Происхождение слова толкуется неодинаково. Ввиду того, что Ярило не фигурирует в памятниках древней письменности, некоторые ученые готовы были видеть намек на Ярило в отрывке из "Слова христолюбца": "словене веруют в Перуна "и в Сима, и в Рыла", то есть в "Ерыла", причем припоминали италийские названия Геркулеса. Другие считали Ярило древнерусским праздником "вакханалий, буйств, пьянства, великого разврата" и отождествляли божество Ярило с славянским идолом, в суздальской летописи носящим название Яруна. Третьи не сомневались в идентичности Ярила и Яровита балтийских славян, бога скотоводства и плодородия. Наконец, вариант последнего имени, Руевит, наводил на предположение о происхождении его от корня «ru», благодаря чему славянское божество получало значение "освобождающего землю от ледяных покровов".
Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило с словом "ярый" — "белый", как например, в былинах старой записи. Суффикс «ило» не является окончанием причастной формы, а обычное окончание уменьшительных или ласкательных имен в роде Добрило, Гостило, Чурило, "ветер-ветрило" в «Слове о Полку Игореве» и других письменных источниках.
Примеры из других языков выдают несамостоятельное происхождение подобных имен и отношение их к соответствующим полным мужским, тем более, что в документах 17 века упоминаются московский стрелец Ивашко Ярило, астраханец Иван Ярило и другие. Возможно также, что большинство имен в роде Яровой, Ярой, Яромир, Ярополк, Яропуй, Ярослав, Яруй, Ярыга, Ярычи и тому подобное, вместе с местными названиями "Ярилово", "Яриловичи", "Ярило поле", "Ярилова роща", "Ярилова долина", наконец, "Ярилов день" (ярмарка) — одного корня с ярилом. Подробных описаний праздников в честь Ярилы до нас не дошло.
Известно, что у белорусов в конце апреля вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали ее в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали ее на белого коня («юный всадник» — бог солнечного света), а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярилы.
У малороссов (то есть, украинцев) тот же праздник совершался в воскресенье после всехсвятского заговенья и состоял в погребении соломенного изображения мужчины и причитаниях по поводу смерти "доброго божества".
Великорусские ярилины праздники отличались большим разнообразием и в разных местностях были приурочены к разным срокам, преимущественно к концу июня, причем замечалась двойственность ритуала:
• Выбирали старика, которого одевали в пестрый кафтан, украшали лентами и бубенцами, напаивали и затем устраивали вокруг него "игрища" с кулачным боем и хороводами. При этом толпа потешалась над Ярилой;
• Приготовляли небольшое мужское чучело с половыми органами и зарывали в землю с плачем, после чего начинались игры и пляска.
Отсюда выводилось предположение о слиянии двух отдельных общерусских празднеств: возрождения Ярилы в начале весны и его смерти в конце весны, или же двух великорусских: Ярило-мужчины и Костромы-женщины.
Вакхический характер празднеств, соединенный с обычаем "поневестывания" в некоторых местностях, давал основание сближать их с праздниками в честь Адониса, как бога солнца (Костомаров), или же Озириса и Изиды, Деметры, Прозерпины, Венеры, наконец, Гермеса и Вакха, о которых говорит Геродот. Иные видели в тех же празднествах намек на чествование Ареса, Эрота или Приапа, "смотря по свойству жителей и климату". Иные считали Ярило покровителем браков, в роде германского бога, при чем атрибуты Руевита балтийских славян были перенесены на Ярило.
В настоящее время не существует более празднеств, связанных с именем Ярилы и вызывавших энергические протесты со стороны духовенства, начиная с первых времен христианства на Руси. В истории этой борьбы против языческих обрядов особенно известно «Слово» епископа Тихона Задонского, который в 1765 году писал, что «из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярилы, который в сих странах за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия. А иные праздник сей называют игрищем». По мнению А.Н. Афанасьева, искоренению "игрищ" в честь Ярилы предшествовало перенесение их на другие сроки, "так как по своему вакханальному характеру подобное бесстудие не соответствовало святости поста и церковного праздника".
Ярило — имя славянского божества и название весенних праздников, справлявшихся в разных местностях России до начала 19 века.
Происхождение слова толкуется неодинаково. Ввиду того, что Ярило не фигурирует в памятниках древней письменности, некоторые ученые готовы были видеть намек на Ярило в отрывке из "Слова христолюбца": "словене веруют в Перуна "и в Сима, и в Рыла", то есть в "Ерыла", причем припоминали италийские названия Геркулеса. Другие считали Ярило древнерусским праздником "вакханалий, буйств, пьянства, великого разврата" и отождествляли божество Ярило с славянским идолом, в суздальской летописи носящим название Яруна. Третьи не сомневались в идентичности Ярила и Яровита балтийских славян, бога скотоводства и плодородия. Наконец, вариант последнего имени, Руевит, наводил на предположение о происхождении его от корня «ru», благодаря чему славянское божество получало значение "освобождающего землю от ледяных покровов".
Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило с словом "ярый" — "белый", как например, в былинах старой записи. Суффикс «ило» не является окончанием причастной формы, а обычное окончание уменьшительных или ласкательных имен в роде Добрило, Гостило, Чурило, "ветер-ветрило" в «Слове о Полку Игореве» и других письменных источниках.
Примеры из других языков выдают несамостоятельное происхождение подобных имен и отношение их к соответствующим полным мужским, тем более, что в документах 17 века упоминаются московский стрелец Ивашко Ярило, астраханец Иван Ярило и другие. Возможно также, что большинство имен в роде Яровой, Ярой, Яромир, Ярополк, Яропуй, Ярослав, Яруй, Ярыга, Ярычи и тому подобное, вместе с местными названиями "Ярилово", "Яриловичи", "Ярило поле", "Ярилова роща", "Ярилова долина", наконец, "Ярилов день" (ярмарка) — одного корня с ярилом. Подробных описаний праздников в честь Ярилы до нас не дошло.
Известно, что у белорусов в конце апреля вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали ее в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали ее на белого коня («юный всадник» — бог солнечного света), а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярилы.
У малороссов (то есть, украинцев) тот же праздник совершался в воскресенье после всехсвятского заговенья и состоял в погребении соломенного изображения мужчины и причитаниях по поводу смерти "доброго божества".
Великорусские ярилины праздники отличались большим разнообразием и в разных местностях были приурочены к разным срокам, преимущественно к концу июня, причем замечалась двойственность ритуала:
• Выбирали старика, которого одевали в пестрый кафтан, украшали лентами и бубенцами, напаивали и затем устраивали вокруг него "игрища" с кулачным боем и хороводами. При этом толпа потешалась над Ярилой;
• Приготовляли небольшое мужское чучело с половыми органами и зарывали в землю с плачем, после чего начинались игры и пляска.
Отсюда выводилось предположение о слиянии двух отдельных общерусских празднеств: возрождения Ярилы в начале весны и его смерти в конце весны, или же двух великорусских: Ярило-мужчины и Костромы-женщины.
Вакхический характер празднеств, соединенный с обычаем "поневестывания" в некоторых местностях, давал основание сближать их с праздниками в честь Адониса, как бога солнца (Костомаров), или же Озириса и Изиды, Деметры, Прозерпины, Венеры, наконец, Гермеса и Вакха, о которых говорит Геродот. Иные видели в тех же празднествах намек на чествование Ареса, Эрота или Приапа, "смотря по свойству жителей и климату". Иные считали Ярило покровителем браков, в роде германского бога, при чем атрибуты Руевита балтийских славян были перенесены на Ярило.
В настоящее время не существует более празднеств, связанных с именем Ярилы и вызывавших энергические протесты со стороны духовенства, начиная с первых времен христианства на Руси. В истории этой борьбы против языческих обрядов особенно известно «Слово» епископа Тихона Задонского, который в 1765 году писал, что «из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярилы, который в сих странах за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия. А иные праздник сей называют игрищем». По мнению А.Н. Афанасьева, искоренению "игрищ" в честь Ярилы предшествовало перенесение их на другие сроки, "так как по своему вакханальному характеру подобное бесстудие не соответствовало святости поста и церковного праздника".
Чернобог
Чернобог злое божество у западных славян, бог мрака, холода и тьмы. Этот бог воплощал в себе все отрицательное, что есть в жизни человека. Истукан Чернобога был сделан из железа. Его лик был страшен. Чернобог держал копье, с помощью которого вершил злые дела.
Чернобогу приносили кровавые человеческие жертвы. Такие жертвы были обязательными перед войной. Чернобог был покровителем войн и вражды. Но в его силах было и предотвратить и остановить кровопролитие.
Многие западные славяне представляли Чернобога в образе льва, у которого на лбу была руническая надпись. Другие же видели в Чернобоге человекообразное существо с посеребренными усами и ужасным ликом.
Чернобога боялись, так как он ведал злом. Чернобог мог смилостивиться и отвратить зло и вред. Человек, по представлениям древних славян, совершает злые дела, которые пополняют чашу Чернобога. И когда чаша будет переполнена, ее содержимое прольется на землю, на которой взойдет ядовитая трава Чернобыль.
В подчинении Чернобога находятся колдуны, волхвы, змеи, лешие. Чернобог правит в Пекле, где главным управляющим является Вий. Рядом с Вием находится его жена Мара (повелительница смерти) и их дети – демоны.
Чернобог главным своим противником видит Белобога. Борьба между ними – это вечная борьба добра и зла, жизни и смерти. Чернобог и Белобог считают хорошие и плохие дела человека и записывают их в книгу. Если человек раскаивается, то запись в книге исчезает.
Битву Белобога и Чернобога олицетворяют бьющиеся белый и черный лебеди.
Чернобог злое божество у западных славян, бог мрака, холода и тьмы. Этот бог воплощал в себе все отрицательное, что есть в жизни человека. Истукан Чернобога был сделан из железа. Его лик был страшен. Чернобог держал копье, с помощью которого вершил злые дела.
Чернобогу приносили кровавые человеческие жертвы. Такие жертвы были обязательными перед войной. Чернобог был покровителем войн и вражды. Но в его силах было и предотвратить и остановить кровопролитие.
Многие западные славяне представляли Чернобога в образе льва, у которого на лбу была руническая надпись. Другие же видели в Чернобоге человекообразное существо с посеребренными усами и ужасным ликом.
Чернобога боялись, так как он ведал злом. Чернобог мог смилостивиться и отвратить зло и вред. Человек, по представлениям древних славян, совершает злые дела, которые пополняют чашу Чернобога. И когда чаша будет переполнена, ее содержимое прольется на землю, на которой взойдет ядовитая трава Чернобыль.
В подчинении Чернобога находятся колдуны, волхвы, змеи, лешие. Чернобог правит в Пекле, где главным управляющим является Вий. Рядом с Вием находится его жена Мара (повелительница смерти) и их дети – демоны.
Чернобог главным своим противником видит Белобога. Борьба между ними – это вечная борьба добра и зла, жизни и смерти. Чернобог и Белобог считают хорошие и плохие дела человека и записывают их в книгу. Если человек раскаивается, то запись в книге исчезает.
Битву Белобога и Чернобога олицетворяют бьющиеся белый и черный лебеди.
Хорс
Хорс в представлении славян – это солнце, которое всходит и заходит на небосводе. Славяне верили, что Хорс божество, которое определяет существующее мироустройство, смену дня и ночи, смену времен года.
Слово «Хорс» имеет корень –хор- который означает «круг, окружность». Хорс управляет молниями. Славяне представляли Хорса как всадника с золотыми волосами. Хорс движется по небесному своду в своей огненной колеснице. С наступлением ночи Хорс уходит на остров радости, где отдыхает, а потом возвращается на небо по «морю мрака».
Хорс никогда не ходит один. Его непременно сопровождают различные боги и прежде всего Даждьбог, который был богом дневного света. Чтобы получить богатый урожай, нужен не только солнечный свет, но и дождь, который несет собой бог Стрибог.
Солнце обожествлялось в виде 3 богов: Хорса, Дажьбога и Ярило. Даждьбог был богом небесного света, который достигает Земли, а Хорс был богом желтого, солнечного света. Имя Хорса отражается в словах «хороший, хоровод, хоромы». В некоторых языках слово «хоро» означает «солнечный диск».
Хорс влюбился в Зарю-зареницу и женился на ней. В подарок на свадьбу боги принесли Заре-заренице золотой платок. Его можно увидеть на небосклоне на заре. Хорс же получил в подарок чащу с живой водой. По преданию, если отпить из этой чаши, можно стать бессмертным.
Хорса почитали в дни летнего солнцеворота с 21 по 25 июня и осеннего солнцеворота с 21 по 23 сентября. В это время приносили в жертву разные яства и водили хороводы.
После принятия христианства на Руси Хорса стали отождествлять с Георгием Победоносцем.
Хорс в представлении славян – это солнце, которое всходит и заходит на небосводе. Славяне верили, что Хорс божество, которое определяет существующее мироустройство, смену дня и ночи, смену времен года.
Слово «Хорс» имеет корень –хор- который означает «круг, окружность». Хорс управляет молниями. Славяне представляли Хорса как всадника с золотыми волосами. Хорс движется по небесному своду в своей огненной колеснице. С наступлением ночи Хорс уходит на остров радости, где отдыхает, а потом возвращается на небо по «морю мрака».
Хорс никогда не ходит один. Его непременно сопровождают различные боги и прежде всего Даждьбог, который был богом дневного света. Чтобы получить богатый урожай, нужен не только солнечный свет, но и дождь, который несет собой бог Стрибог.
Солнце обожествлялось в виде 3 богов: Хорса, Дажьбога и Ярило. Даждьбог был богом небесного света, который достигает Земли, а Хорс был богом желтого, солнечного света. Имя Хорса отражается в словах «хороший, хоровод, хоромы». В некоторых языках слово «хоро» означает «солнечный диск».
Хорс влюбился в Зарю-зареницу и женился на ней. В подарок на свадьбу боги принесли Заре-заренице золотой платок. Его можно увидеть на небосклоне на заре. Хорс же получил в подарок чащу с живой водой. По преданию, если отпить из этой чаши, можно стать бессмертным.
Хорса почитали в дни летнего солнцеворота с 21 по 25 июня и осеннего солнцеворота с 21 по 23 сентября. В это время приносили в жертву разные яства и водили хороводы.
После принятия христианства на Руси Хорса стали отождествлять с Георгием Победоносцем.
Стрибог
Стрибог – бог, который, по представлениям древних славян, управлял ветрами. Истукан Стрибога стоял в Киеве в 980 году. Слово «стрибог» имеет корень «стрег», что значит «старший».
Стрибога породил Род. Стрибог управляет ветрами. Он способен перевоплотиться в птицу Стратим. Но чаще всего Стрибог выступает в образе старика с седыми волосами, который живет на самом краю света, в чащобе или на волшебном острове.
Стрибог олицетворял атмосферные явления, которые были важны для славян, занимавшихся земледелием. Бог был также покровителем мореплавателей, которые просили его о попутном ветре. Стрибог был мрачным и злобным богом, ветры которого несли преимущественно разрушительную силу. Он противостоял Даждьбогу и часто упоминался вместе с ним, например, в Слове о полку Игореве. Даждьбог наделял человека благами, а Стрибог разносил эти блага, разорял человека. Вероятно, отсюда пошло выражение «пустить по ветру».
Стрибог имел множество сыновей и внуков, которые были божествами ветров различной силы и направления. Посвист был старшим ветром, бурей, Подага – ветер жаркий, южный, пустынный, Погода – приятный, слабый ветерок, Южный ветер – теплый, приятный, Северный ветер (Северко) – холодный, колючий ветер, Западный ветер – сухой, малоприятный, Восточный ветер – непредсказуемый, Полуденник и Полуночиник – дневной и ночной ветры.
Стрибог – бог, который, по представлениям древних славян, управлял ветрами. Истукан Стрибога стоял в Киеве в 980 году. Слово «стрибог» имеет корень «стрег», что значит «старший».
Стрибога породил Род. Стрибог управляет ветрами. Он способен перевоплотиться в птицу Стратим. Но чаще всего Стрибог выступает в образе старика с седыми волосами, который живет на самом краю света, в чащобе или на волшебном острове.
Стрибог олицетворял атмосферные явления, которые были важны для славян, занимавшихся земледелием. Бог был также покровителем мореплавателей, которые просили его о попутном ветре. Стрибог был мрачным и злобным богом, ветры которого несли преимущественно разрушительную силу. Он противостоял Даждьбогу и часто упоминался вместе с ним, например, в Слове о полку Игореве. Даждьбог наделял человека благами, а Стрибог разносил эти блага, разорял человека. Вероятно, отсюда пошло выражение «пустить по ветру».
Стрибог имел множество сыновей и внуков, которые были божествами ветров различной силы и направления. Посвист был старшим ветром, бурей, Подага – ветер жаркий, южный, пустынный, Погода – приятный, слабый ветерок, Южный ветер – теплый, приятный, Северный ветер (Северко) – холодный, колючий ветер, Западный ветер – сухой, малоприятный, Восточный ветер – непредсказуемый, Полуденник и Полуночиник – дневной и ночной ветры.
Соловей-разбойник
Соловей-разбойник представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря.
Соловей залег дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец. Он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом. Его гнездо на 7 дубах, но есть у него и терем. У Соловья есть сыновья и дочь богатырша — "перевозница". Илья привозит Соловья в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае Соловей является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о Соловье Будимировиче.
Академик Ягич пытался объяснить происхождение Соловья-разбойника из легенд о Соломоне, но, как доказал профессор В. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени Соловей от Соломона, при чем впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым. В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, В. Ф. Миллер сближает Соловья с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом, а в сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к Соловью в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В. Стасов.
Профессор Халанский, сближая соответственную былину об Илье Муромце с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в Соловье отражение образа Зигурда. Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история типа Соловья-разбойника до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных построениях, рядом с ценными указаниями, заключается немало произвола.
Соловей-разбойник представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря.
Соловей залег дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец. Он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом. Его гнездо на 7 дубах, но есть у него и терем. У Соловья есть сыновья и дочь богатырша — "перевозница". Илья привозит Соловья в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае Соловей является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о Соловье Будимировиче.
Академик Ягич пытался объяснить происхождение Соловья-разбойника из легенд о Соломоне, но, как доказал профессор В. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени Соловей от Соломона, при чем впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым. В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, В. Ф. Миллер сближает Соловья с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом, а в сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к Соловью в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В. Стасов.
Профессор Халанский, сближая соответственную былину об Илье Муромце с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в Соловье отражение образа Зигурда. Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история типа Соловья-разбойника до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных построениях, рядом с ценными указаниями, заключается немало произвола.