Персефона
Персефона – дочь Деметры, супруга Аида, неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых.
Персефона и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ Персефоны относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о Персефоне как о подземной богине, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, — а таких местностей в Греции было много.
Средоточием сказаний о Персефоне служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, Персефона представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют Персефону дочерью Стикса, елевзинское учение — его сестрой.
Как дочь Деметры и Зевса, Персефона представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении Персефоны было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения Персефоны в древнйших сказаниях считался Океан, позднее — Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии.
Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение Персефоны во время собирания ею цветов и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода — так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, — Зевс решил восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся отпускать Персефону ежегодно на свидание с матерью на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года, чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти.
Позднее Персефону стали смешивать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер Персефоны отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые, осенние — таинственные. К весенним праздникам относятся так называемые малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним — Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии.
Точно так же в искусстве мы встречаем Персефону то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором — колосья, мак, нарцисс и прочее.
Персефона – дочь Деметры, супруга Аида, неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых.
Персефона и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ Персефоны относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о Персефоне как о подземной богине, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, — а таких местностей в Греции было много.
Средоточием сказаний о Персефоне служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, Персефона представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют Персефону дочерью Стикса, елевзинское учение — его сестрой.
Как дочь Деметры и Зевса, Персефона представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении Персефоны было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения Персефоны в древнйших сказаниях считался Океан, позднее — Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии.
Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение Персефоны во время собирания ею цветов и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода — так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, — Зевс решил восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся отпускать Персефону ежегодно на свидание с матерью на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года, чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти.
Позднее Персефону стали смешивать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер Персефоны отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые, осенние — таинственные. К весенним праздникам относятся так называемые малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним — Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии.
Точно так же в искусстве мы встречаем Персефону то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором — колосья, мак, нарцисс и прочее.
Пандора
Пандора — имя первой женщины, созданной Гефестом, по повелению Зевса, в наказание людям за грех Прометея. Гефест создал ее из воды и земли в образе чудной красоты, сообщил ей человеческий голос, силу и прелесть. Афродита, Пейто и хариты украсили ее дарами своей божественности. Горы увенчали ее гирляндами из весенних цветов, а Гермес внушил ей льстивость, хитрость и лживость и также дал ей способность красиво говорить.
Одаренная всеми божественными дарами, Пандора получила еще от Зевса сосуд, в котором были заперты все человеческие несчастия. Этот сосуд был отдан на сохранение супругу Пандоры, недальновидному Эпиметею, который взял его, несмотря на предостережения Прометея. Искушенная любопытством, Пандора открыла крышку сосуда и выпустила на свет все человеческие несчастия, прихлопнув только одну Надежду, которая осталась в сосуде, как замена счастья.
Пандора — имя первой женщины, созданной Гефестом, по повелению Зевса, в наказание людям за грех Прометея. Гефест создал ее из воды и земли в образе чудной красоты, сообщил ей человеческий голос, силу и прелесть. Афродита, Пейто и хариты украсили ее дарами своей божественности. Горы увенчали ее гирляндами из весенних цветов, а Гермес внушил ей льстивость, хитрость и лживость и также дал ей способность красиво говорить.
Одаренная всеми божественными дарами, Пандора получила еще от Зевса сосуд, в котором были заперты все человеческие несчастия. Этот сосуд был отдан на сохранение супругу Пандоры, недальновидному Эпиметею, который взял его, несмотря на предостережения Прометея. Искушенная любопытством, Пандора открыла крышку сосуда и выпустила на свет все человеческие несчастия, прихлопнув только одну Надежду, которая осталась в сосуде, как замена счастья.
Пан
Пан — древнегреческий бог, аркадийского происхождения. По Гомероу, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриона.
Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем великую радость.
П. был богом-покровителем стад. Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо...
Пан — древнегреческий бог, аркадийского происхождения. По Гомероу, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриона.
Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем великую радость.
П. был богом-покровителем стад. Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо...
Орфей
Имя Орфей связано как с ранней историей греческой литературы, в которой он занимает место как мифический поэт, так и с историей греческой религии, в которой он является установителем особого вероучения и религиозных обрядов и учредителем секты, названной по его имени сектой орфиков.
Орфей считался сыном фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы. Жил он в догомеровскую эпоху. Его лира издавала такие чудные звуки, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру. Из мифологических сказаний об Орфее особенным распространением пользовался миф о спуске певца в подземное царство за женой своей Евридикой. Окончательно потеряв Евридику, Орфей влачил жизнь в одиночестве, чуждаясь женщин или, по некоторым сказаниям, перенеся свою любовь на юношей.
По сказаниям позднейших мифографов, Орфей участвовал в экспедиции аргонавтов в Колхиду. При звуках его лиры море не шумело. Двигавшиеся симплегады остановились на месте, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались прикованными на своих местах. Благодаря его игре был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача аргонавтов — достать это руно.
По некоторым сказаниям, Орфей был сыном Аполлона, его учеником и учредителем в честь его культа. По одним сказаниям, Орфей умер от тоски по Евридике. Его могилу показывали в Пиерии, возле Пимплейского источника. Фракийцы рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы Орфея, пели приятнее и громче прочих соловьев. По другому сказанию, Орфей был растерзан менадами или за непочтение к культу Вакха, или за ревность к памяти Евридики. Овидий рассказывает, что менады, убив Орфея своими тирсами, растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу. Здесь, в Антиссе, был поставлен в память об Орфее жертвенник. Это сказание аллегорично изображает переход первоначальной фракийской поэзии на Лесбос в острова Эгейского моря.
Есть еще предание, вероятно сложенное орфиками, что О. был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о Прометее. Орфей является здесь создателем особой религии и провозвестником учения и мистерий Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Как создатель секты орфиков и орфического учения, Орфей — эпоним мифического певца. Распространившийся в первых десятилетиях 6 века тайный культ Диониса вызвал целую литературу, произведения которой составителями сборников при Писистрате были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в действительное существование Орфей, как автора этих произведений, глубоко укоренилась в секте орфиков. Трезвое мнение Аристотеля, что Орфей никогда не существовал, не могло поколебать этой веры.
Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, вероятно тождественного с редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из Южной Италии, а также тот факт, что некоторые орфические стихотворения приписывались южноиталийским и сицилийским автора, свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно в конце 6 века в Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм. Взаимное влияние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о переселении душ. Вероятно Ономакрит воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес его в Афины.
Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло собой практическую мораль, с целым катехизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, причем утрачена вся целостность образов греческой религии: орфические боги — скорее отвлеченные понятия.
Имя Орфей связано как с ранней историей греческой литературы, в которой он занимает место как мифический поэт, так и с историей греческой религии, в которой он является установителем особого вероучения и религиозных обрядов и учредителем секты, названной по его имени сектой орфиков.
Орфей считался сыном фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы. Жил он в догомеровскую эпоху. Его лира издавала такие чудные звуки, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру. Из мифологических сказаний об Орфее особенным распространением пользовался миф о спуске певца в подземное царство за женой своей Евридикой. Окончательно потеряв Евридику, Орфей влачил жизнь в одиночестве, чуждаясь женщин или, по некоторым сказаниям, перенеся свою любовь на юношей.
По сказаниям позднейших мифографов, Орфей участвовал в экспедиции аргонавтов в Колхиду. При звуках его лиры море не шумело. Двигавшиеся симплегады остановились на месте, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались прикованными на своих местах. Благодаря его игре был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача аргонавтов — достать это руно.
По некоторым сказаниям, Орфей был сыном Аполлона, его учеником и учредителем в честь его культа. По одним сказаниям, Орфей умер от тоски по Евридике. Его могилу показывали в Пиерии, возле Пимплейского источника. Фракийцы рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы Орфея, пели приятнее и громче прочих соловьев. По другому сказанию, Орфей был растерзан менадами или за непочтение к культу Вакха, или за ревность к памяти Евридики. Овидий рассказывает, что менады, убив Орфея своими тирсами, растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу. Здесь, в Антиссе, был поставлен в память об Орфее жертвенник. Это сказание аллегорично изображает переход первоначальной фракийской поэзии на Лесбос в острова Эгейского моря.
Есть еще предание, вероятно сложенное орфиками, что О. был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о Прометее. Орфей является здесь создателем особой религии и провозвестником учения и мистерий Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Как создатель секты орфиков и орфического учения, Орфей — эпоним мифического певца. Распространившийся в первых десятилетиях 6 века тайный культ Диониса вызвал целую литературу, произведения которой составителями сборников при Писистрате были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в действительное существование Орфей, как автора этих произведений, глубоко укоренилась в секте орфиков. Трезвое мнение Аристотеля, что Орфей никогда не существовал, не могло поколебать этой веры.
Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, вероятно тождественного с редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из Южной Италии, а также тот факт, что некоторые орфические стихотворения приписывались южноиталийским и сицилийским автора, свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно в конце 6 века в Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм. Взаимное влияние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о переселении душ. Вероятно Ономакрит воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес его в Афины.
Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло собой практическую мораль, с целым катехизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, причем утрачена вся целостность образов греческой религии: орфические боги — скорее отвлеченные понятия.
Океан
Океан — по Гомеру был древнейшим богом водной стихии, праотцем богов моря, рек, источников и тому подобное.
Оставаясь в сказаниях родоначальником водных божеств, Океан не смог создать себе культа, в силу неясного и общего характера своего облика, и был забыт в позднейшей мифологии, уступив место Посейдону, который, вследствие рельефности и определенности своего образа, сроднился с религиозными представлениями греков и при разделе мира воцарился над водной стихией.
Океан живет на дальнем Западе, где находятся начала всех вещей, но род его распространен по всей земле в тысячах рек, ручьев и источников. С именем Океана древние связывали представление громадной реки, окружающей кольцом всю Землю. На востоке из его лона выходят звезды и Солнце, чтобы в час заката погрузиться в западные его волны. Только одно созвездие Медведицы остается всегда на небесном своде, не погружаясь в Океан. На южном берегу Океана живет чудесное племя пигмеев.
По позднейшим сказаниям, бог Солнца со своими конями огибал по Океану полуокружность земного шара, начиная с запада и через северный полюс приходя к востоку. На западном берегу земли находилась элизийская равнина, по другую сторону — царство мрака, страна киммерийцев. Там же жили греи, горгоны и геспериды. Неподалеку от дальнего берега Океана был остров Эрифия, где пастух Эвригион пас стада Гериона. По Гезиодовской феогонии, Океан был титаном, сыном Урана и Геи, братом Кея, Гипериона, Крона, Реи, Фемиды и других. От него произошло многочисленное поколение водяных божеств, составивших особый водный Олимп в греческой мифологии.
Океан — по Гомеру был древнейшим богом водной стихии, праотцем богов моря, рек, источников и тому подобное.
Оставаясь в сказаниях родоначальником водных божеств, Океан не смог создать себе культа, в силу неясного и общего характера своего облика, и был забыт в позднейшей мифологии, уступив место Посейдону, который, вследствие рельефности и определенности своего образа, сроднился с религиозными представлениями греков и при разделе мира воцарился над водной стихией.
Океан живет на дальнем Западе, где находятся начала всех вещей, но род его распространен по всей земле в тысячах рек, ручьев и источников. С именем Океана древние связывали представление громадной реки, окружающей кольцом всю Землю. На востоке из его лона выходят звезды и Солнце, чтобы в час заката погрузиться в западные его волны. Только одно созвездие Медведицы остается всегда на небесном своде, не погружаясь в Океан. На южном берегу Океана живет чудесное племя пигмеев.
По позднейшим сказаниям, бог Солнца со своими конями огибал по Океану полуокружность земного шара, начиная с запада и через северный полюс приходя к востоку. На западном берегу земли находилась элизийская равнина, по другую сторону — царство мрака, страна киммерийцев. Там же жили греи, горгоны и геспериды. Неподалеку от дальнего берега Океана был остров Эрифия, где пастух Эвригион пас стада Гериона. По Гезиодовской феогонии, Океан был титаном, сыном Урана и Геи, братом Кея, Гипериона, Крона, Реи, Фемиды и других. От него произошло многочисленное поколение водяных божеств, составивших особый водный Олимп в греческой мифологии.
Одиссей
Одиссей — любимый герой древнегреческого эпоса, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы. Он царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых входили Итака, Зама, Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним из славных патриархальных царей древности.
Прежде чем отправиться на троянскую войну, Одиссей принимал участие в походе на Мессению, где заключил дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов лук. На Тафе он получил от Анхиала для стрел яд, приобретя, таким образом, оружие, которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял власть над своим народом. Едва родился у него первенец, Телемах, как Агамемнон с Менелаем прибыли на Итаку, чтобы пригласить Одиссея принять участие в походе на Трою. Несмотря на предсказание итакийца Галиферса, что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода, Одиссей отплыл на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о доме другу своему Ментору, сыну Алкима.
Одиссей — любимый герой древнегреческого эпоса, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы. Он царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых входили Итака, Зама, Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним из славных патриархальных царей древности.
Прежде чем отправиться на троянскую войну, Одиссей принимал участие в походе на Мессению, где заключил дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов лук. На Тафе он получил от Анхиала для стрел яд, приобретя, таким образом, оружие, которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял власть над своим народом. Едва родился у него первенец, Телемах, как Агамемнон с Менелаем прибыли на Итаку, чтобы пригласить Одиссея принять участие в походе на Трою. Несмотря на предсказание итакийца Галиферса, что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода, Одиссей отплыл на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о доме другу своему Ментору, сыну Алкима.
Нимфы
Нимфы — в греко-римской мифологии олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в журчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов.
Нимфы жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Подобно сатирам, Нимфы — духи земной поверхности, проявления демонических сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами.
Иногда Нимфы приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство, посылают пророческий дар и исступленное вдохновение. К таким вдохновительницам-нимфам относятся, например, Музы. Нимфы гор назывались ореадами, Нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, Нимфы источников — наядами, Нимфы моря — нереидами.
Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву Нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд. Ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.
Нимфы — в греко-римской мифологии олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в журчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов.
Нимфы жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Подобно сатирам, Нимфы — духи земной поверхности, проявления демонических сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами.
Иногда Нимфы приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство, посылают пророческий дар и исступленное вдохновение. К таким вдохновительницам-нимфам относятся, например, Музы. Нимфы гор назывались ореадами, Нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, Нимфы источников — наядами, Нимфы моря — нереидами.
Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву Нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд. Ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.
Нерей
Нерей — в греческой мифологии один из наиболее любимых и чтимых богов водяной стихии (моря): добрый, мудрый, справедливый старец, олицетворение спокойной морской глубины, обещающей морякам счастливое плавание.
Нерей живет в гроте на дне моря, в обществе 50 (или 100) дочерей, нереид. Судя по их именам, они — олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Особенно известны из них были:
• Амфитрита, супруга Посейдона;
• Фетида, руководительница хора нереид, к которой сватались Зевс и Посейдон, но она вышла за смертного Пелея;
• Галатея, возлюбленная циклопа Полифема.
Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции — вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.
Нерей — в греческой мифологии один из наиболее любимых и чтимых богов водяной стихии (моря): добрый, мудрый, справедливый старец, олицетворение спокойной морской глубины, обещающей морякам счастливое плавание.
Нерей живет в гроте на дне моря, в обществе 50 (или 100) дочерей, нереид. Судя по их именам, они — олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Особенно известны из них были:
• Амфитрита, супруга Посейдона;
• Фетида, руководительница хора нереид, к которой сватались Зевс и Посейдон, но она вышла за смертного Пелея;
• Галатея, возлюбленная циклопа Полифема.
Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции — вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.
Нарцисс
Нарцисс — красивый юноша из Фестий или Лакедемона, сын реки Кефисса и нимфы Лейриопы. На вопрос, какова будет судьба мальчика, Тиресий ответил Лейриопе, что он достигнет старости, если не увидит сам своего лица.
О смерти Нврцисса мифология сохранила несколько рассказов, из которых известнейший прекрасно передан Овидием. В жаркий день Нарцисс, никого никогда не любивший, нагнулся над чистым источником и увидел свое лицо: с того же момента он влюбился в себя и скоро умер, причем тело его обратилось в цветок.
Нарцисс — красивый юноша из Фестий или Лакедемона, сын реки Кефисса и нимфы Лейриопы. На вопрос, какова будет судьба мальчика, Тиресий ответил Лейриопе, что он достигнет старости, если не увидит сам своего лица.
О смерти Нврцисса мифология сохранила несколько рассказов, из которых известнейший прекрасно передан Овидием. В жаркий день Нарцисс, никого никогда не любивший, нагнулся над чистым источником и увидел свое лицо: с того же момента он влюбился в себя и скоро умер, причем тело его обратилось в цветок.
Музы
Музы — мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну Mузу, знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев. Она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам.
Гомеровские Музы живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения.
Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех Mузах, соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами или нимфами источников. Предполагают, впрочем, что Музы первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания Муз были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов. Такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у северного подножия Олимпа, на родине почитания Муз, называвшихся отсюда Пиеридами.
Уже в "Одиссее" Муз насчитается девять. Имена их со времен Гезиода установились следующие: Каллиопа, Клио, Евтерпа (или Эвтерпа), Талия (Фалия), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемозина. Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных Муз ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния Муз невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства Муз, а также и их изображениями.
Музы — мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну Mузу, знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев. Она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам.
Гомеровские Музы живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения.
Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех Mузах, соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами или нимфами источников. Предполагают, впрочем, что Музы первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания Муз были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов. Такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у северного подножия Олимпа, на родине почитания Муз, называвшихся отсюда Пиеридами.
Уже в "Одиссее" Муз насчитается девять. Имена их со времен Гезиода установились следующие: Каллиопа, Клио, Евтерпа (или Эвтерпа), Талия (Фалия), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемозина. Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных Муз ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния Муз невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства Муз, а также и их изображениями.
Минерва
Минерва соответствует греческой богине Афине-Палладе — италийская богиня мудрости. Особенно почитали ее этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений.
В Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь ее «Quinquatrus». Намек на отношение Минервы к войне можно видеть в тех дарах и посвящениях, которые делались римскими полководцами в ее честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Л. Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжег часть добычи в честь Минервы. Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм. Так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме.
Но главным образом римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремесел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам; она наставляет, учит и руководит женщин во всех их работах. Главное празднество в честь ее — «Quinquatrus» или «Quinquatria» с 19 по 24 марта — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — «minewal».
Минерва соответствует греческой богине Афине-Палладе — италийская богиня мудрости. Особенно почитали ее этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений.
В Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь ее «Quinquatrus». Намек на отношение Минервы к войне можно видеть в тех дарах и посвящениях, которые делались римскими полководцами в ее честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Л. Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжег часть добычи в честь Минервы. Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм. Так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме.
Но главным образом римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремесел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам; она наставляет, учит и руководит женщин во всех их работах. Главное празднество в честь ее — «Quinquatrus» или «Quinquatria» с 19 по 24 марта — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — «minewal».
Марс
Марс — считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении Италийского полуострова, а позже — и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога.
Раньше всего Марс был богом весны, на что указывают праздники его, падавшие на весну и, особенно на месяц март, названный его именем. Были в честь Марса праздники и в другие теплые времена года, то есть летом и осенью. Почитание Марса продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев, которые, по своей важности сравнительно с коротким и бесполезным для поселянина зимним временем года, составляли в сущности год.
Как представитель растительной силы природы за год, Марс считался богом года, годового благоденствия. Отсюда понятна связь его с богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба. 12 щитов Марса — символическое изображение 12 месяцев года.
Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, Марс получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи с этим стоят щиты и военный характер религиозных движений салиев. Как раз во время 8 теплых месяцев, посвященных Марсу, происходили военные действия, заканчивавшиеся в день последнего празднества Марса, 19 октября.
Уже после Катона значение Марса, как бога земледелия, растительной силы природы и болезней, перешло к божествам Церере, Либеру и Эскулапию, а за Марсом осталось значение бога войны. К военным атрибутам бога, кроме щитов, относятся копья. Марс считался еще богом-родоначальником городов и племен. Миф об основании Рима называет его отцом Ромула. Он же был одним из немногих богов-предсказателей, дававших людям оракулы. Как бог-предсказатель (сначала погоды, а затем и вообще будущего), он — дед Фавна и отец Пика.
Марс — считался одним из коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении Италийского полуострова, а позже — и в провинциях, где культ аналогичных туземных божеств слился с культом национального италийского бога.
Раньше всего Марс был богом весны, на что указывают праздники его, падавшие на весну и, особенно на месяц март, названный его именем. Были в честь Марса праздники и в другие теплые времена года, то есть летом и осенью. Почитание Марса продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев, которые, по своей важности сравнительно с коротким и бесполезным для поселянина зимним временем года, составляли в сущности год.
Как представитель растительной силы природы за год, Марс считался богом года, годового благоденствия. Отсюда понятна связь его с богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба. 12 щитов Марса — символическое изображение 12 месяцев года.
Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, Марс получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи с этим стоят щиты и военный характер религиозных движений салиев. Как раз во время 8 теплых месяцев, посвященных Марсу, происходили военные действия, заканчивавшиеся в день последнего празднества Марса, 19 октября.
Уже после Катона значение Марса, как бога земледелия, растительной силы природы и болезней, перешло к божествам Церере, Либеру и Эскулапию, а за Марсом осталось значение бога войны. К военным атрибутам бога, кроме щитов, относятся копья. Марс считался еще богом-родоначальником городов и племен. Миф об основании Рима называет его отцом Ромула. Он же был одним из немногих богов-предсказателей, дававших людям оракулы. Как бог-предсказатель (сначала погоды, а затем и вообще будущего), он — дед Фавна и отец Пика.