Король-Рыбак
Наша история начинается в замке Грааля. На замок обрушилась беда. Живущий в нем Король-Рыбак был жестоко ранен. Его рана была столь серьезной, что он находился на грани жизни и смерти. Он стонал, кричал от боли и страдал, не зная ни сна, ни отдыха. Все его владения подверглись опустошению и разорению. Его стада больше не плодились, поля оскудели, рыцари и воины были убиты, дети в его королевстве осиротели, женщины постоянно плакали, повсеместно царили скорбь и траур, и все это имело только одну причину - Король-Рыбак был ранен.
Процветание и благополучие королевства зависят от силы и зрелости его правителя. Это общее правило, которое и сейчас не вызывает особенных сомнений, а первобытные люди ему следовали беспрекословно. До сих пор существуют племена, сохраняющие примитивную социальную организацию, где правителя убивают сразу, едва он потеряет способность к воспроизведению потомства. Его действительно убивают физически; для этого даже существует специальный ритуал. Иногда его убивают постепенно, иногда правителя ждет жестокая казнь, но убийство обязательно совершается, так как считается, что подвластный ему народ не может процветать при слабом или больном правителе.
Наша история начинается в замке Грааля. На замок обрушилась беда. Живущий в нем Король-Рыбак был жестоко ранен. Его рана была столь серьезной, что он находился на грани жизни и смерти. Он стонал, кричал от боли и страдал, не зная ни сна, ни отдыха. Все его владения подверглись опустошению и разорению. Его стада больше не плодились, поля оскудели, рыцари и воины были убиты, дети в его королевстве осиротели, женщины постоянно плакали, повсеместно царили скорбь и траур, и все это имело только одну причину - Король-Рыбак был ранен.
Процветание и благополучие королевства зависят от силы и зрелости его правителя. Это общее правило, которое и сейчас не вызывает особенных сомнений, а первобытные люди ему следовали беспрекословно. До сих пор существуют племена, сохраняющие примитивную социальную организацию, где правителя убивают сразу, едва он потеряет способность к воспроизведению потомства. Его действительно убивают физически; для этого даже существует специальный ритуал. Иногда его убивают постепенно, иногда правителя ждет жестокая казнь, но убийство обязательно совершается, так как считается, что подвластный ему народ не может процветать при слабом или больном правителе.
Введение
Очень часто, когда в истории человечества наступает новая эра, одновременно с ней возникает соответствующий миф, который несет в себе некоторое предвидение будущего; в нем всегда содержится мудрый совет, помогающий человеку адаптироваться к психологическим особенностям своего времени.
Такое духовное предписание для нашего современника можно найти в мифе о поисках Пар-сифалем Священной Чаши Грааля. Миф о Священной Чаше возник в XII веке; многие люди убеждены в том, что именно тогда и началась наша эра, что все наши современные идеи, теории и убеждения зарождались и развивались в то самое время, когда миф о Граале только-только появлялся и обретал свою форму.
Тема мифа о Граале постоянно была на слуху в XII, XIII и XIV-м веках. Эхо этого мифа можно было услышать в любой части Европы. Мы воспользуемся французской версией, записанной раньше всех остальных и отразившейся в поэме Кретьена де Труа. Кроме нее, существует немецкая версия Вольфрама фон Эшенбаха. Английская версия, "Смерть Артура", восходит к XIV веку, но с тех пор она претерпела очень большие изменения. Она стала чрезвычайно сложной, а в результате многочисленных переизданий настолько авторизованной, что утратила определенную, очень важную мифологическую часть психологической истины. Французская версия намного проще и конкретнее, она более доступна бессознательному. Таким образом, она больше всех других версий соответствует нашим целям.
Очень часто, когда в истории человечества наступает новая эра, одновременно с ней возникает соответствующий миф, который несет в себе некоторое предвидение будущего; в нем всегда содержится мудрый совет, помогающий человеку адаптироваться к психологическим особенностям своего времени.
Такое духовное предписание для нашего современника можно найти в мифе о поисках Пар-сифалем Священной Чаши Грааля. Миф о Священной Чаше возник в XII веке; многие люди убеждены в том, что именно тогда и началась наша эра, что все наши современные идеи, теории и убеждения зарождались и развивались в то самое время, когда миф о Граале только-только появлялся и обретал свою форму.
Тема мифа о Граале постоянно была на слуху в XII, XIII и XIV-м веках. Эхо этого мифа можно было услышать в любой части Европы. Мы воспользуемся французской версией, записанной раньше всех остальных и отразившейся в поэме Кретьена де Труа. Кроме нее, существует немецкая версия Вольфрама фон Эшенбаха. Английская версия, "Смерть Артура", восходит к XIV веку, но с тех пор она претерпела очень большие изменения. Она стала чрезвычайно сложной, а в результате многочисленных переизданий настолько авторизованной, что утратила определенную, очень важную мифологическую часть психологической истины. Французская версия намного проще и конкретнее, она более доступна бессознательному. Таким образом, она больше всех других версий соответствует нашим целям.
Мифология и постижение Бога
Введение в историю о Священной Чаше
Для первобытных людей мифология была священной, словно в архаичных мифах содержалась человеческая душа. Жизнь первобытного человека зарождается и развивается в мифологической колыбели, поэтому смерть мифологии означает разрушение человеческой жизни и человеческого духа, как это случилось с мифами американских индейцев.
Однако для большинства наших современников слово "миф" стало синонимом слов "вымысел" и "иллюзия". Такая путаница возникла вследствие ложного представления о том, что мифы родились в процессе наивных попыток древнего человека объяснить разные природные явления, в чем наука преуспела гораздо больше. Но сейчас некоторые психологи и антропологи помогают нам увидеть миф в совершенно ином свете и понять, что он отражает глубинные психологические и духовные процессы, присущие человеческой психике. В первую очередь следует назвать К. Г. Юнга, который в своей концепции коллективного бессознательного подчеркивал, что мифы - это спонтанные проявления скрытой в бессознательном психологической и духовной истины. По Юнгу, мифы содержат глубокий смысл для каждого человека, ибо в них в форме рассказа всплывает "архетипическое" содержание, то есть универсальные и достоверные картины жизни.
Введение в историю о Священной Чаше
Для первобытных людей мифология была священной, словно в архаичных мифах содержалась человеческая душа. Жизнь первобытного человека зарождается и развивается в мифологической колыбели, поэтому смерть мифологии означает разрушение человеческой жизни и человеческого духа, как это случилось с мифами американских индейцев.
Однако для большинства наших современников слово "миф" стало синонимом слов "вымысел" и "иллюзия". Такая путаница возникла вследствие ложного представления о том, что мифы родились в процессе наивных попыток древнего человека объяснить разные природные явления, в чем наука преуспела гораздо больше. Но сейчас некоторые психологи и антропологи помогают нам увидеть миф в совершенно ином свете и понять, что он отражает глубинные психологические и духовные процессы, присущие человеческой психике. В первую очередь следует назвать К. Г. Юнга, который в своей концепции коллективного бессознательного подчеркивал, что мифы - это спонтанные проявления скрытой в бессознательном психологической и духовной истины. По Юнгу, мифы содержат глубокий смысл для каждого человека, ибо в них в форме рассказа всплывает "архетипическое" содержание, то есть универсальные и достоверные картины жизни.
Предисловие
В действительности женщины знают о мужчинах не так много, как себе представляют. На протяжении многих веков они стремились преуспеть в особом искусстве приспособиться к ним. Но приспособиться к мужчинам - не значит их понять. Женщины часто заблуждаются, думая, что жизнь мужчины достаточно легка, по крайней мере, по сравнению с женской долей, и не имеют никакого понятия о той сложной внутренней борьбе, которая происходит в период превращения наивного мальчика в зрелого мужчину. Они не представляют себе, какой долгий и трудный путь следует пройти мальчику и мужчине, который должен отделиться от своей родной, незаменимой, заботливой матери и встать на путь испытаний, совершенно не похожий на пройденный ею, где уже нельзя воспользоваться ни материнским опытом, ни советом. С этой точки зрения можно отметить, что девочка должна стремиться быть похожей на мать, тогда как мальчик должен научиться от нее отличаться. При этом такое различие не должно портить ему жизнь, переходя в антагонизм или страх. К сожалению, сегодня западная культура находится в таком состоянии, что часто становится трудно избежать этого плачевного результата, несмотря на вытекающие из него очевидные социальные последствия.
Именно поэтому юнгианский подход, предполагающий проникновение в суть проблемы, оказывается столь полезным в объяснении никогда не прекращающегося конфликта между мужчинами и женщинами. Джонсон весьма удачно объясняет эту вечную "войну полов" с помощью очень простой, но искусной интерпретации древних мифов (в нашем случае - мифа о Парсифале).
В действительности женщины знают о мужчинах не так много, как себе представляют. На протяжении многих веков они стремились преуспеть в особом искусстве приспособиться к ним. Но приспособиться к мужчинам - не значит их понять. Женщины часто заблуждаются, думая, что жизнь мужчины достаточно легка, по крайней мере, по сравнению с женской долей, и не имеют никакого понятия о той сложной внутренней борьбе, которая происходит в период превращения наивного мальчика в зрелого мужчину. Они не представляют себе, какой долгий и трудный путь следует пройти мальчику и мужчине, который должен отделиться от своей родной, незаменимой, заботливой матери и встать на путь испытаний, совершенно не похожий на пройденный ею, где уже нельзя воспользоваться ни материнским опытом, ни советом. С этой точки зрения можно отметить, что девочка должна стремиться быть похожей на мать, тогда как мальчик должен научиться от нее отличаться. При этом такое различие не должно портить ему жизнь, переходя в антагонизм или страх. К сожалению, сегодня западная культура находится в таком состоянии, что часто становится трудно избежать этого плачевного результата, несмотря на вытекающие из него очевидные социальные последствия.
Именно поэтому юнгианский подход, предполагающий проникновение в суть проблемы, оказывается столь полезным в объяснении никогда не прекращающегося конфликта между мужчинами и женщинами. Джонсон весьма удачно объясняет эту вечную "войну полов" с помощью очень простой, но искусной интерпретации древних мифов (в нашем случае - мифа о Парсифале).
Глубинные аспекты мужской психологии
Что значит быть мужчиной? Каковы основные вехи на пути становления маскулинности? Как увидеть в себе черты Парсифаля и Короля-Рыбака? Как они проявляются в жизни современного мужчины? Какое место в жизни мужчины занимают женщины? Чем чувство отличается от эмоции, и где искать истоки плохого настроения? На эти и многие другие вопросы отвечает автор в этой необычной книге, посвященной загадкам мужской психологии.
Что значит быть мужчиной? Каковы основные вехи на пути становления маскулинности? Как увидеть в себе черты Парсифаля и Короля-Рыбака? Как они проявляются в жизни современного мужчины? Какое место в жизни мужчины занимают женщины? Чем чувство отличается от эмоции, и где искать истоки плохого настроения? На эти и многие другие вопросы отвечает автор в этой необычной книге, посвященной загадкам мужской психологии.
ПРИМАТЫ
Приматы. Этим словом назван один из самых замечательных отрядов млекопитающих. В него входят полуобезьяны, обезьяны (настоящие обезьяны!) и человек.
Термин «приматы» («одни из первых») для обозначения отряда животных, в котором объединены обезьяны и человек, впервые использовал Карл Линней ещё в 1758 г. По тем временам это был весьма смелый поступок. Объединение в один отряд обезьян и человека означало, что между ними имеется огромное сходство, а ведь в Библии говорится, что Бог создал человека по образу и подобию своему.
Полуобезьяны. Это название может показаться насмешкой. Кажется, что некоторые из них вообще ничего общего с обезьянами не имеют. Например, тупайи, небольшие зверьки, похожие на крыс, с вытянутой мордочкой и длинным пушистым хвостом. Далеко не все зоологи находят у них черты сходства с обезьянами.
Приматы. Этим словом назван один из самых замечательных отрядов млекопитающих. В него входят полуобезьяны, обезьяны (настоящие обезьяны!) и человек.
Термин «приматы» («одни из первых») для обозначения отряда животных, в котором объединены обезьяны и человек, впервые использовал Карл Линней ещё в 1758 г. По тем временам это был весьма смелый поступок. Объединение в один отряд обезьян и человека означало, что между ними имеется огромное сходство, а ведь в Библии говорится, что Бог создал человека по образу и подобию своему.
Руконожка.
Полуобезьяны. Это название может показаться насмешкой. Кажется, что некоторые из них вообще ничего общего с обезьянами не имеют. Например, тупайи, небольшие зверьки, похожие на крыс, с вытянутой мордочкой и длинным пушистым хвостом. Далеко не все зоологи находят у них черты сходства с обезьянами.
ЯЩЕРЫ
В отряде панголинов, или ящеров, — одно семейство и один род очень странных на вид животных: они одеты роговой чешуёй. Только конец и бока морды, горло, брюхо и внутренняя поверхность ног не покрыты чешуёй. Во рту у панголинов совсем нет зубов, но есть роговые зазубренные пластины в желудке, которые перетирают муравьев и термитов — основную пищу ящеров. Язык у ящеров шнуровидный, длинный, липкий, у крупных панголинов он до 40 см длиной.
40—50 млн. лет назад панголины водились и в Европе (их кости найдены в Южной Германии и Испании). Один вымерший ящер был длиной до 2,5 м.
Кгвара, кхака, инкаке, абу-кхирфа, бвана-мганга, ксикхвара и ещё множество других имён у панголина. Абу-кхирфа — означает «коровий отец», а бвана-мганга — «господин доктор». Верят в Африке, что если сжечь панголина в загоне для скота, то скоту будут обеспечены и здоровье, и долголетие, и плодовитость. Чешуя панголина — талисман, надёжно защищающий от львиных когтей и зубов; кольцо из неё — лучшее средство от «дурного глаза». Чешуя, истолчённая в порошок, спасает будто бы от сильного кровотечения.
Чешуя, шкура, когти, волосы — всё ценится в местной медицине и чародействе. И даже в военном деле: из панцирей панголинов в Индонезии шили, а местами и поныне шьют чешуйчатые доспехи — стрелы их не пробивают. Из-за всего этого много убивают панголинов.
В отряде панголинов, или ящеров, — одно семейство и один род очень странных на вид животных: они одеты роговой чешуёй. Только конец и бока морды, горло, брюхо и внутренняя поверхность ног не покрыты чешуёй. Во рту у панголинов совсем нет зубов, но есть роговые зазубренные пластины в желудке, которые перетирают муравьев и термитов — основную пищу ящеров. Язык у ящеров шнуровидный, длинный, липкий, у крупных панголинов он до 40 см длиной.
40—50 млн. лет назад панголины водились и в Европе (их кости найдены в Южной Германии и Испании). Один вымерший ящер был длиной до 2,5 м.
Кгвара, кхака, инкаке, абу-кхирфа, бвана-мганга, ксикхвара и ещё множество других имён у панголина. Абу-кхирфа — означает «коровий отец», а бвана-мганга — «господин доктор». Верят в Африке, что если сжечь панголина в загоне для скота, то скоту будут обеспечены и здоровье, и долголетие, и плодовитость. Чешуя панголина — талисман, надёжно защищающий от львиных когтей и зубов; кольцо из неё — лучшее средство от «дурного глаза». Чешуя, истолчённая в порошок, спасает будто бы от сильного кровотечения.
Чешуя, шкура, когти, волосы — всё ценится в местной медицине и чародействе. И даже в военном деле: из панцирей панголинов в Индонезии шили, а местами и поныне шьют чешуйчатые доспехи — стрелы их не пробивают. Из-за всего этого много убивают панголинов.
ДОМАШНЯЯ СОБАКА
Собака — наш самый верный друг из домашних животных и друг самый первый, приобретённый человеком ещё в каменном веке. Семь, а возможно, и тринадцать тысяч лет назад, в самый холод последнего оледенения, раньше, чем научился скотоводству и земледелию, когда был ещё бродячим охотником, приручил человек волка.
Постепенно, с годами благотворного для обоих сотрудничества, превратился волк в собаку. Позднее перед потомками приручённых волков встали новые задачи: не только выслеживание дичи, но и охрана жилищ, посевов, стад. Было два главных центра происхождения собак — Индия и Малая Азия. Но люди каменного века приручали волка и в других местах его прежнего обширного ареала обитания.
Индийский волк был родоначальником большинства пород собак: легавых, гончих, борзых, всевозможных терьеров и болонок, шпицев, пуделей... А наш северный волк был прародителем лаек и овчарок, но и здесь не обошлось без примеси крови индийских волков.
В Древнем Египте уже 3—4 тыс. лет назад были борзые почти современного типа, гончие, таксы. В Малой Азии у хеттов и в Ассирии — тяжёлые догообразные боевые собаки. Одетые в панцирь, сражались они в рядах войска, с ними охотились на копытных и хищных зверей, например на львов, о чём вполне убедительно свидетельствуют сохранившиеся от той эпохи барельефы.
Собака — наш самый верный друг из домашних животных и друг самый первый, приобретённый человеком ещё в каменном веке. Семь, а возможно, и тринадцать тысяч лет назад, в самый холод последнего оледенения, раньше, чем научился скотоводству и земледелию, когда был ещё бродячим охотником, приручил человек волка.
Постепенно, с годами благотворного для обоих сотрудничества, превратился волк в собаку. Позднее перед потомками приручённых волков встали новые задачи: не только выслеживание дичи, но и охрана жилищ, посевов, стад. Было два главных центра происхождения собак — Индия и Малая Азия. Но люди каменного века приручали волка и в других местах его прежнего обширного ареала обитания.
Индийский волк был родоначальником большинства пород собак: легавых, гончих, борзых, всевозможных терьеров и болонок, шпицев, пуделей... А наш северный волк был прародителем лаек и овчарок, но и здесь не обошлось без примеси крови индийских волков.
В Древнем Египте уже 3—4 тыс. лет назад были борзые почти современного типа, гончие, таксы. В Малой Азии у хеттов и в Ассирии — тяжёлые догообразные боевые собаки. Одетые в панцирь, сражались они в рядах войска, с ними охотились на копытных и хищных зверей, например на львов, о чём вполне убедительно свидетельствуют сохранившиеся от той эпохи барельефы.
СОБАЧЬИ
Собачьи — самые древние представители отряда хищных. Представители этого семейства встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.
Серый волк — главная «собака». Он самый крупный представитель собачьих. В прошлом волк был широко распространён на Земле и оказывал, да и сейчас ещё оказывает, серьёзное влияние на жизнь людей. Наконец, именно волк стал родоначальником многочисленного племени домашних собак, ставших для первобытного человека верными друзьями и помощниками и до сих пор играющих важную роль в нашей жизни.
Описывать волка не нужно. Волки больше всего похожи на немецких овчарок, а ростом могут быть крупнее их. Главное отличие от собак — хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз или вытянутым параллельно земле. По сравнению с собаками волки более сдержанны в движениях, не суетливы.
Горожане часто считают, что волки живут в глухих бескрайних лесах. На самом деле они таких мест избегают — там слишком мало корма. Волки любят степи, полупустыни, тундры, небольшие леса, перемежающиеся с открытыми пространствами. Живут волки парами или семьями. Зимой несколько семей могут объединиться в стаю. Весной стаи распадаются, и семейные пары спешат благоустроить логово.
Собачьи — самые древние представители отряда хищных. Представители этого семейства встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.
Серый волк — главная «собака». Он самый крупный представитель собачьих. В прошлом волк был широко распространён на Земле и оказывал, да и сейчас ещё оказывает, серьёзное влияние на жизнь людей. Наконец, именно волк стал родоначальником многочисленного племени домашних собак, ставших для первобытного человека верными друзьями и помощниками и до сих пор играющих важную роль в нашей жизни.
Описывать волка не нужно. Волки больше всего похожи на немецких овчарок, а ростом могут быть крупнее их. Главное отличие от собак — хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз или вытянутым параллельно земле. По сравнению с собаками волки более сдержанны в движениях, не суетливы.
Горожане часто считают, что волки живут в глухих бескрайних лесах. На самом деле они таких мест избегают — там слишком мало корма. Волки любят степи, полупустыни, тундры, небольшие леса, перемежающиеся с открытыми пространствами. Живут волки парами или семьями. Зимой несколько семей могут объединиться в стаю. Весной стаи распадаются, и семейные пары спешат благоустроить логово.
МЕДВЕЖЬИ
Весна ещё ранняя, апрель. Снегу в лесу по ельникам, борам, буеракам много. Глубоко вязнет медведь в нём. Вылез из берлоги, не терпится ему. Как запахи весны почуял, проломил «небо» спальной ямы своей, выбрался на свет. Лёг, щурясь, тут же, поверх берлоги. Лежал в дремоте ещё крепкой дня три, никуда не уходил.
Но вот пошёл, всюду хозяйничая: корягу вывернет, камни какие перевернёт. Сила велика у зверя. Может, мелочь какая живая есть, чтобы её съесть. Похудел за зиму, голодный зверь, всё жуёт и гложет, что зелено, что живое суетится по весне. Да и падаль найдёт — попирует. Муравейник — находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Лапы полижет и «кладёт их на муравьище». Насекомые суетятся, на медвежьи лапы толпами лезут. Он их слижет и съест. И за новой порцией тянется когтистой лапищей.
Когда с моховых болот снег сойдёт, клюкву медведь на них собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру — и медведь туда же. Высмотрит косматый с берега какую побольше и всеми лапами, как лиса на мышь, прыгнет на рыбину с шумным плеском.
Оттуда, где спит, туда, где кормится, ходит медведь обычно одной тропой, к которой привык. А там, где медведей много, тропы эти — часто единственные дороги в тайге. Ведут они к самым удобным перевалам, к самым рыбным и ягодным местам. Вся Камчатка, например, пересечена такими дорогами.
Весна ещё ранняя, апрель. Снегу в лесу по ельникам, борам, буеракам много. Глубоко вязнет медведь в нём. Вылез из берлоги, не терпится ему. Как запахи весны почуял, проломил «небо» спальной ямы своей, выбрался на свет. Лёг, щурясь, тут же, поверх берлоги. Лежал в дремоте ещё крепкой дня три, никуда не уходил.
Но вот пошёл, всюду хозяйничая: корягу вывернет, камни какие перевернёт. Сила велика у зверя. Может, мелочь какая живая есть, чтобы её съесть. Похудел за зиму, голодный зверь, всё жуёт и гложет, что зелено, что живое суетится по весне. Да и падаль найдёт — попирует. Муравейник — находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Лапы полижет и «кладёт их на муравьище». Насекомые суетятся, на медвежьи лапы толпами лезут. Он их слижет и съест. И за новой порцией тянется когтистой лапищей.
Когда с моховых болот снег сойдёт, клюкву медведь на них собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру — и медведь туда же. Высмотрит косматый с берега какую побольше и всеми лапами, как лиса на мышь, прыгнет на рыбину с шумным плеском.
Оттуда, где спит, туда, где кормится, ходит медведь обычно одной тропой, к которой привык. А там, где медведей много, тропы эти — часто единственные дороги в тайге. Ведут они к самым удобным перевалам, к самым рыбным и ягодным местам. Вся Камчатка, например, пересечена такими дорогами.
КУНЬИ
В семействе куньих звери небольшие, но очень ловкие и хищные. Живут они на всех континентах, кроме Австралии и, разумеется, Антарктиды; приспособились ко всем ландшафтам и хотя появились на Земле раньше всех современных хищников, однако вымирать, как видно, не собираются. От Заполярья до тропиков населяют куньи планету. Когти у них невтяжные, так сказать, собачьего, а не кошачьего образца. У некоторых под хвостом железы с очень неприятным запахом — это своего рода химическая защита, их выделения используются и для выставления пахучих знаков на границах охотничьих участков.
В странах СНГ обитает 18 видов животных из семейства куньих: всем известный соболь, куница, норка, горностай, хорь, ласка, выдра, барсук, росомаха и др.
«Редкий зверовщик вернётся с белкования с соболем, а другой, прожив на белкованье два-три месяца, не увидит и следа соболя», — писал, сокрушаясь, А.А. Черкасов.
В семействе куньих звери небольшие, но очень ловкие и хищные. Живут они на всех континентах, кроме Австралии и, разумеется, Антарктиды; приспособились ко всем ландшафтам и хотя появились на Земле раньше всех современных хищников, однако вымирать, как видно, не собираются. От Заполярья до тропиков населяют куньи планету. Когти у них невтяжные, так сказать, собачьего, а не кошачьего образца. У некоторых под хвостом железы с очень неприятным запахом — это своего рода химическая защита, их выделения используются и для выставления пахучих знаков на границах охотничьих участков.
В странах СНГ обитает 18 видов животных из семейства куньих: всем известный соболь, куница, норка, горностай, хорь, ласка, выдра, барсук, росомаха и др.
«Редкий зверовщик вернётся с белкования с соболем, а другой, прожив на белкованье два-три месяца, не увидит и следа соболя», — писал, сокрушаясь, А.А. Черкасов.
ХИЩНИКИ, КОШАЧЬИ
Лев — царь зверей. Кто с этим не согласится! Молва утверждает, что льва называют царём за то, что он может не моргая смотреть на лучезарное светило. Но ведь и многие другие кошки от прямых лучей солнца не слепнут: так уж у них устроены глаза.
Лев — прежде всего обличьем царь. «Высок» взгляд его. Он смотрит куда-то поверх вашей головы, словно не замечая вас. Выражение его морды величественно и сосредоточенно.
У льва — грива. У львицы гривы не бывает. Строки Лермонтова: «И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте...» рассматривать как информацию, достоверную с точки зрения зоологии, нельзя. Литературоведы давно уже оправдали великого поэта: сказали, что тут творческий вымысел, индивидуальное видение и т. д. Хотя, право, лучше было бы объяснить досадную неточность отсутствием в России во времена Лермонтова справочной литературы о львах, да и их самих тоже. Подобные львам звери если и водились в нашей стране, то значительно раньше — 15 тыс. лет назад. Они в те времена жили на Урале и Украине. «Лютый зверь скочил ко мне на бёдры, и конь со мною поверже», — эти слова написал славный киевский князь Владимир Мономах в «Поучении детям». Но был ли этот «лютый зверь» действительно лев (или леопард?) — достоверно неизвестно. Сейчас львы уцелели только в Африке (общим числом около 150 тыс.) да в Индии (в заповедниках их около 200).
Лев — царь зверей. Кто с этим не согласится! Молва утверждает, что льва называют царём за то, что он может не моргая смотреть на лучезарное светило. Но ведь и многие другие кошки от прямых лучей солнца не слепнут: так уж у них устроены глаза.
Лев — прежде всего обличьем царь. «Высок» взгляд его. Он смотрит куда-то поверх вашей головы, словно не замечая вас. Выражение его морды величественно и сосредоточенно.
У льва — грива. У львицы гривы не бывает. Строки Лермонтова: «И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте...» рассматривать как информацию, достоверную с точки зрения зоологии, нельзя. Литературоведы давно уже оправдали великого поэта: сказали, что тут творческий вымысел, индивидуальное видение и т. д. Хотя, право, лучше было бы объяснить досадную неточность отсутствием в России во времена Лермонтова справочной литературы о львах, да и их самих тоже. Подобные львам звери если и водились в нашей стране, то значительно раньше — 15 тыс. лет назад. Они в те времена жили на Урале и Украине. «Лютый зверь скочил ко мне на бёдры, и конь со мною поверже», — эти слова написал славный киевский князь Владимир Мономах в «Поучении детям». Но был ли этот «лютый зверь» действительно лев (или леопард?) — достоверно неизвестно. Сейчас львы уцелели только в Африке (общим числом около 150 тыс.) да в Индии (в заповедниках их около 200).