Балдур
Балдур — германское божество, по северным преданиям сын Одина и Фригги, супруг Наины и отец Форсета. Это светлое божество, которое дарует всем благо.
Имя Балдура встречается не только в скандинавских сагах, но и в англосаксонских и германских мифах, в германских героических легендах о Гартунгах он упоминается, вместе со своим братом Вали, под именем Балтрама (и Синтрама). Погиб Балдур от руки хитрого и злого бога Локи.
Балдур — германское божество, по северным преданиям сын Одина и Фригги, супруг Наины и отец Форсета. Это светлое божество, которое дарует всем благо.
Имя Балдура встречается не только в скандинавских сагах, но и в англосаксонских и германских мифах, в германских героических легендах о Гартунгах он упоминается, вместе со своим братом Вали, под именем Балтрама (и Синтрама). Погиб Балдур от руки хитрого и злого бога Локи.
Андвари
Андвари — название карлика в северной мифологии, проклятие которого настигало всякого владевшего сокровищами Нибелунгов.
Трое Азов (потомков скандинавского божества Одина) — Один, Локи и Хенир — должны были уплатить Хрейдмару пени за убийство его сына. Добыть деньги должен был Локи. Он отправляется к богине моря Ранне, которая дает ему свои сети, и с ними Локи отправляется в Альргейм. Здесь в образе рыбы обитает Андвари. Локи ловит его при помощи сети богини и требует золота.
Карлик отдает все свое золото и оставляет при себе лишь одно кольцо, помощью которого он мог бы накопить новые богатства. Но Локи требует и это кольцо. Тогда Андвари произносит страшное проклятие, чтобы кольцо приносило смерть своему обладателю. Проклятие это в сказании о Нибелунгах на самом деле преследует всех обладателей кольца до самого возвращения сокровищ Нибелунгов водам Рейна.
Андвари — название карлика в северной мифологии, проклятие которого настигало всякого владевшего сокровищами Нибелунгов.
Трое Азов (потомков скандинавского божества Одина) — Один, Локи и Хенир — должны были уплатить Хрейдмару пени за убийство его сына. Добыть деньги должен был Локи. Он отправляется к богине моря Ранне, которая дает ему свои сети, и с ними Локи отправляется в Альргейм. Здесь в образе рыбы обитает Андвари. Локи ловит его при помощи сети богини и требует золота.
Карлик отдает все свое золото и оставляет при себе лишь одно кольцо, помощью которого он мог бы накопить новые богатства. Но Локи требует и это кольцо. Тогда Андвари произносит страшное проклятие, чтобы кольцо приносило смерть своему обладателю. Проклятие это в сказании о Нибелунгах на самом деле преследует всех обладателей кольца до самого возвращения сокровищ Нибелунгов водам Рейна.
Ярило
Ярило — имя славянского божества и название весенних праздников, справлявшихся в разных местностях России до начала 19 века.
Происхождение слова толкуется неодинаково. Ввиду того, что Ярило не фигурирует в памятниках древней письменности, некоторые ученые готовы были видеть намек на Ярило в отрывке из "Слова христолюбца": "словене веруют в Перуна "и в Сима, и в Рыла", то есть в "Ерыла", причем припоминали италийские названия Геркулеса. Другие считали Ярило древнерусским праздником "вакханалий, буйств, пьянства, великого разврата" и отождествляли божество Ярило с славянским идолом, в суздальской летописи носящим название Яруна. Третьи не сомневались в идентичности Ярила и Яровита балтийских славян, бога скотоводства и плодородия. Наконец, вариант последнего имени, Руевит, наводил на предположение о происхождении его от корня «ru», благодаря чему славянское божество получало значение "освобождающего землю от ледяных покровов".
Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило с словом "ярый" — "белый", как например, в былинах старой записи. Суффикс «ило» не является окончанием причастной формы, а обычное окончание уменьшительных или ласкательных имен в роде Добрило, Гостило, Чурило, "ветер-ветрило" в «Слове о Полку Игореве» и других письменных источниках.
Примеры из других языков выдают несамостоятельное происхождение подобных имен и отношение их к соответствующим полным мужским, тем более, что в документах 17 века упоминаются московский стрелец Ивашко Ярило, астраханец Иван Ярило и другие. Возможно также, что большинство имен в роде Яровой, Ярой, Яромир, Ярополк, Яропуй, Ярослав, Яруй, Ярыга, Ярычи и тому подобное, вместе с местными названиями "Ярилово", "Яриловичи", "Ярило поле", "Ярилова роща", "Ярилова долина", наконец, "Ярилов день" (ярмарка) — одного корня с ярилом. Подробных описаний праздников в честь Ярилы до нас не дошло.
Известно, что у белорусов в конце апреля вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали ее в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали ее на белого коня («юный всадник» — бог солнечного света), а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярилы.
У малороссов (то есть, украинцев) тот же праздник совершался в воскресенье после всехсвятского заговенья и состоял в погребении соломенного изображения мужчины и причитаниях по поводу смерти "доброго божества".
Великорусские ярилины праздники отличались большим разнообразием и в разных местностях были приурочены к разным срокам, преимущественно к концу июня, причем замечалась двойственность ритуала:
• Выбирали старика, которого одевали в пестрый кафтан, украшали лентами и бубенцами, напаивали и затем устраивали вокруг него "игрища" с кулачным боем и хороводами. При этом толпа потешалась над Ярилой;
• Приготовляли небольшое мужское чучело с половыми органами и зарывали в землю с плачем, после чего начинались игры и пляска.
Отсюда выводилось предположение о слиянии двух отдельных общерусских празднеств: возрождения Ярилы в начале весны и его смерти в конце весны, или же двух великорусских: Ярило-мужчины и Костромы-женщины.
Вакхический характер празднеств, соединенный с обычаем "поневестывания" в некоторых местностях, давал основание сближать их с праздниками в честь Адониса, как бога солнца (Костомаров), или же Озириса и Изиды, Деметры, Прозерпины, Венеры, наконец, Гермеса и Вакха, о которых говорит Геродот. Иные видели в тех же празднествах намек на чествование Ареса, Эрота или Приапа, "смотря по свойству жителей и климату". Иные считали Ярило покровителем браков, в роде германского бога, при чем атрибуты Руевита балтийских славян были перенесены на Ярило.
В настоящее время не существует более празднеств, связанных с именем Ярилы и вызывавших энергические протесты со стороны духовенства, начиная с первых времен христианства на Руси. В истории этой борьбы против языческих обрядов особенно известно «Слово» епископа Тихона Задонского, который в 1765 году писал, что «из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярилы, который в сих странах за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия. А иные праздник сей называют игрищем». По мнению А.Н. Афанасьева, искоренению "игрищ" в честь Ярилы предшествовало перенесение их на другие сроки, "так как по своему вакханальному характеру подобное бесстудие не соответствовало святости поста и церковного праздника".
Ярило — имя славянского божества и название весенних праздников, справлявшихся в разных местностях России до начала 19 века.
Происхождение слова толкуется неодинаково. Ввиду того, что Ярило не фигурирует в памятниках древней письменности, некоторые ученые готовы были видеть намек на Ярило в отрывке из "Слова христолюбца": "словене веруют в Перуна "и в Сима, и в Рыла", то есть в "Ерыла", причем припоминали италийские названия Геркулеса. Другие считали Ярило древнерусским праздником "вакханалий, буйств, пьянства, великого разврата" и отождествляли божество Ярило с славянским идолом, в суздальской летописи носящим название Яруна. Третьи не сомневались в идентичности Ярила и Яровита балтийских славян, бога скотоводства и плодородия. Наконец, вариант последнего имени, Руевит, наводил на предположение о происхождении его от корня «ru», благодаря чему славянское божество получало значение "освобождающего землю от ледяных покровов".
Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило с словом "ярый" — "белый", как например, в былинах старой записи. Суффикс «ило» не является окончанием причастной формы, а обычное окончание уменьшительных или ласкательных имен в роде Добрило, Гостило, Чурило, "ветер-ветрило" в «Слове о Полку Игореве» и других письменных источниках.
Примеры из других языков выдают несамостоятельное происхождение подобных имен и отношение их к соответствующим полным мужским, тем более, что в документах 17 века упоминаются московский стрелец Ивашко Ярило, астраханец Иван Ярило и другие. Возможно также, что большинство имен в роде Яровой, Ярой, Яромир, Ярополк, Яропуй, Ярослав, Яруй, Ярыга, Ярычи и тому подобное, вместе с местными названиями "Ярилово", "Яриловичи", "Ярило поле", "Ярилова роща", "Ярилова долина", наконец, "Ярилов день" (ярмарка) — одного корня с ярилом. Подробных описаний праздников в честь Ярилы до нас не дошло.
Известно, что у белорусов в конце апреля вечером собирались девушки, выбирали из своей среды одну, наряжали ее в белое, на голову клали венок, в правую руку давали череп (толкование мифологов: «побежденная зима или ночь»), в левую — ржаные колосья («плодородие земли»), сажали ее на белого коня («юный всадник» — бог солнечного света), а сами становились вокруг и пели песни в честь Ярилы.
У малороссов (то есть, украинцев) тот же праздник совершался в воскресенье после всехсвятского заговенья и состоял в погребении соломенного изображения мужчины и причитаниях по поводу смерти "доброго божества".
Великорусские ярилины праздники отличались большим разнообразием и в разных местностях были приурочены к разным срокам, преимущественно к концу июня, причем замечалась двойственность ритуала:
• Выбирали старика, которого одевали в пестрый кафтан, украшали лентами и бубенцами, напаивали и затем устраивали вокруг него "игрища" с кулачным боем и хороводами. При этом толпа потешалась над Ярилой;
• Приготовляли небольшое мужское чучело с половыми органами и зарывали в землю с плачем, после чего начинались игры и пляска.
Отсюда выводилось предположение о слиянии двух отдельных общерусских празднеств: возрождения Ярилы в начале весны и его смерти в конце весны, или же двух великорусских: Ярило-мужчины и Костромы-женщины.
Вакхический характер празднеств, соединенный с обычаем "поневестывания" в некоторых местностях, давал основание сближать их с праздниками в честь Адониса, как бога солнца (Костомаров), или же Озириса и Изиды, Деметры, Прозерпины, Венеры, наконец, Гермеса и Вакха, о которых говорит Геродот. Иные видели в тех же празднествах намек на чествование Ареса, Эрота или Приапа, "смотря по свойству жителей и климату". Иные считали Ярило покровителем браков, в роде германского бога, при чем атрибуты Руевита балтийских славян были перенесены на Ярило.
В настоящее время не существует более празднеств, связанных с именем Ярилы и вызывавших энергические протесты со стороны духовенства, начиная с первых времен христианства на Руси. В истории этой борьбы против языческих обрядов особенно известно «Слово» епископа Тихона Задонского, который в 1765 году писал, что «из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярилы, который в сих странах за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия. А иные праздник сей называют игрищем». По мнению А.Н. Афанасьева, искоренению "игрищ" в честь Ярилы предшествовало перенесение их на другие сроки, "так как по своему вакханальному характеру подобное бесстудие не соответствовало святости поста и церковного праздника".
Чернобог
Чернобог злое божество у западных славян, бог мрака, холода и тьмы. Этот бог воплощал в себе все отрицательное, что есть в жизни человека. Истукан Чернобога был сделан из железа. Его лик был страшен. Чернобог держал копье, с помощью которого вершил злые дела.
Чернобогу приносили кровавые человеческие жертвы. Такие жертвы были обязательными перед войной. Чернобог был покровителем войн и вражды. Но в его силах было и предотвратить и остановить кровопролитие.
Многие западные славяне представляли Чернобога в образе льва, у которого на лбу была руническая надпись. Другие же видели в Чернобоге человекообразное существо с посеребренными усами и ужасным ликом.
Чернобога боялись, так как он ведал злом. Чернобог мог смилостивиться и отвратить зло и вред. Человек, по представлениям древних славян, совершает злые дела, которые пополняют чашу Чернобога. И когда чаша будет переполнена, ее содержимое прольется на землю, на которой взойдет ядовитая трава Чернобыль.
В подчинении Чернобога находятся колдуны, волхвы, змеи, лешие. Чернобог правит в Пекле, где главным управляющим является Вий. Рядом с Вием находится его жена Мара (повелительница смерти) и их дети – демоны.
Чернобог главным своим противником видит Белобога. Борьба между ними – это вечная борьба добра и зла, жизни и смерти. Чернобог и Белобог считают хорошие и плохие дела человека и записывают их в книгу. Если человек раскаивается, то запись в книге исчезает.
Битву Белобога и Чернобога олицетворяют бьющиеся белый и черный лебеди.
Чернобог злое божество у западных славян, бог мрака, холода и тьмы. Этот бог воплощал в себе все отрицательное, что есть в жизни человека. Истукан Чернобога был сделан из железа. Его лик был страшен. Чернобог держал копье, с помощью которого вершил злые дела.
Чернобогу приносили кровавые человеческие жертвы. Такие жертвы были обязательными перед войной. Чернобог был покровителем войн и вражды. Но в его силах было и предотвратить и остановить кровопролитие.
Многие западные славяне представляли Чернобога в образе льва, у которого на лбу была руническая надпись. Другие же видели в Чернобоге человекообразное существо с посеребренными усами и ужасным ликом.
Чернобога боялись, так как он ведал злом. Чернобог мог смилостивиться и отвратить зло и вред. Человек, по представлениям древних славян, совершает злые дела, которые пополняют чашу Чернобога. И когда чаша будет переполнена, ее содержимое прольется на землю, на которой взойдет ядовитая трава Чернобыль.
В подчинении Чернобога находятся колдуны, волхвы, змеи, лешие. Чернобог правит в Пекле, где главным управляющим является Вий. Рядом с Вием находится его жена Мара (повелительница смерти) и их дети – демоны.
Чернобог главным своим противником видит Белобога. Борьба между ними – это вечная борьба добра и зла, жизни и смерти. Чернобог и Белобог считают хорошие и плохие дела человека и записывают их в книгу. Если человек раскаивается, то запись в книге исчезает.
Битву Белобога и Чернобога олицетворяют бьющиеся белый и черный лебеди.
Хорс
Хорс в представлении славян – это солнце, которое всходит и заходит на небосводе. Славяне верили, что Хорс божество, которое определяет существующее мироустройство, смену дня и ночи, смену времен года.
Слово «Хорс» имеет корень –хор- который означает «круг, окружность». Хорс управляет молниями. Славяне представляли Хорса как всадника с золотыми волосами. Хорс движется по небесному своду в своей огненной колеснице. С наступлением ночи Хорс уходит на остров радости, где отдыхает, а потом возвращается на небо по «морю мрака».
Хорс никогда не ходит один. Его непременно сопровождают различные боги и прежде всего Даждьбог, который был богом дневного света. Чтобы получить богатый урожай, нужен не только солнечный свет, но и дождь, который несет собой бог Стрибог.
Солнце обожествлялось в виде 3 богов: Хорса, Дажьбога и Ярило. Даждьбог был богом небесного света, который достигает Земли, а Хорс был богом желтого, солнечного света. Имя Хорса отражается в словах «хороший, хоровод, хоромы». В некоторых языках слово «хоро» означает «солнечный диск».
Хорс влюбился в Зарю-зареницу и женился на ней. В подарок на свадьбу боги принесли Заре-заренице золотой платок. Его можно увидеть на небосклоне на заре. Хорс же получил в подарок чащу с живой водой. По преданию, если отпить из этой чаши, можно стать бессмертным.
Хорса почитали в дни летнего солнцеворота с 21 по 25 июня и осеннего солнцеворота с 21 по 23 сентября. В это время приносили в жертву разные яства и водили хороводы.
После принятия христианства на Руси Хорса стали отождествлять с Георгием Победоносцем.
Хорс в представлении славян – это солнце, которое всходит и заходит на небосводе. Славяне верили, что Хорс божество, которое определяет существующее мироустройство, смену дня и ночи, смену времен года.
Слово «Хорс» имеет корень –хор- который означает «круг, окружность». Хорс управляет молниями. Славяне представляли Хорса как всадника с золотыми волосами. Хорс движется по небесному своду в своей огненной колеснице. С наступлением ночи Хорс уходит на остров радости, где отдыхает, а потом возвращается на небо по «морю мрака».
Хорс никогда не ходит один. Его непременно сопровождают различные боги и прежде всего Даждьбог, который был богом дневного света. Чтобы получить богатый урожай, нужен не только солнечный свет, но и дождь, который несет собой бог Стрибог.
Солнце обожествлялось в виде 3 богов: Хорса, Дажьбога и Ярило. Даждьбог был богом небесного света, который достигает Земли, а Хорс был богом желтого, солнечного света. Имя Хорса отражается в словах «хороший, хоровод, хоромы». В некоторых языках слово «хоро» означает «солнечный диск».
Хорс влюбился в Зарю-зареницу и женился на ней. В подарок на свадьбу боги принесли Заре-заренице золотой платок. Его можно увидеть на небосклоне на заре. Хорс же получил в подарок чащу с живой водой. По преданию, если отпить из этой чаши, можно стать бессмертным.
Хорса почитали в дни летнего солнцеворота с 21 по 25 июня и осеннего солнцеворота с 21 по 23 сентября. В это время приносили в жертву разные яства и водили хороводы.
После принятия христианства на Руси Хорса стали отождествлять с Георгием Победоносцем.
Стрибог
Стрибог – бог, который, по представлениям древних славян, управлял ветрами. Истукан Стрибога стоял в Киеве в 980 году. Слово «стрибог» имеет корень «стрег», что значит «старший».
Стрибога породил Род. Стрибог управляет ветрами. Он способен перевоплотиться в птицу Стратим. Но чаще всего Стрибог выступает в образе старика с седыми волосами, который живет на самом краю света, в чащобе или на волшебном острове.
Стрибог олицетворял атмосферные явления, которые были важны для славян, занимавшихся земледелием. Бог был также покровителем мореплавателей, которые просили его о попутном ветре. Стрибог был мрачным и злобным богом, ветры которого несли преимущественно разрушительную силу. Он противостоял Даждьбогу и часто упоминался вместе с ним, например, в Слове о полку Игореве. Даждьбог наделял человека благами, а Стрибог разносил эти блага, разорял человека. Вероятно, отсюда пошло выражение «пустить по ветру».
Стрибог имел множество сыновей и внуков, которые были божествами ветров различной силы и направления. Посвист был старшим ветром, бурей, Подага – ветер жаркий, южный, пустынный, Погода – приятный, слабый ветерок, Южный ветер – теплый, приятный, Северный ветер (Северко) – холодный, колючий ветер, Западный ветер – сухой, малоприятный, Восточный ветер – непредсказуемый, Полуденник и Полуночиник – дневной и ночной ветры.
Стрибог – бог, который, по представлениям древних славян, управлял ветрами. Истукан Стрибога стоял в Киеве в 980 году. Слово «стрибог» имеет корень «стрег», что значит «старший».
Стрибога породил Род. Стрибог управляет ветрами. Он способен перевоплотиться в птицу Стратим. Но чаще всего Стрибог выступает в образе старика с седыми волосами, который живет на самом краю света, в чащобе или на волшебном острове.
Стрибог олицетворял атмосферные явления, которые были важны для славян, занимавшихся земледелием. Бог был также покровителем мореплавателей, которые просили его о попутном ветре. Стрибог был мрачным и злобным богом, ветры которого несли преимущественно разрушительную силу. Он противостоял Даждьбогу и часто упоминался вместе с ним, например, в Слове о полку Игореве. Даждьбог наделял человека благами, а Стрибог разносил эти блага, разорял человека. Вероятно, отсюда пошло выражение «пустить по ветру».
Стрибог имел множество сыновей и внуков, которые были божествами ветров различной силы и направления. Посвист был старшим ветром, бурей, Подага – ветер жаркий, южный, пустынный, Погода – приятный, слабый ветерок, Южный ветер – теплый, приятный, Северный ветер (Северко) – холодный, колючий ветер, Западный ветер – сухой, малоприятный, Восточный ветер – непредсказуемый, Полуденник и Полуночиник – дневной и ночной ветры.
Соловей-разбойник
Соловей-разбойник представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря.
Соловей залег дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец. Он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом. Его гнездо на 7 дубах, но есть у него и терем. У Соловья есть сыновья и дочь богатырша — "перевозница". Илья привозит Соловья в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае Соловей является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о Соловье Будимировиче.
Академик Ягич пытался объяснить происхождение Соловья-разбойника из легенд о Соломоне, но, как доказал профессор В. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени Соловей от Соломона, при чем впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым. В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, В. Ф. Миллер сближает Соловья с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом, а в сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к Соловью в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В. Стасов.
Профессор Халанский, сближая соответственную былину об Илье Муромце с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в Соловье отражение образа Зигурда. Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история типа Соловья-разбойника до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных построениях, рядом с ценными указаниями, заключается немало произвола.
Соловей-разбойник представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря.
Соловей залег дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец. Он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом. Его гнездо на 7 дубах, но есть у него и терем. У Соловья есть сыновья и дочь богатырша — "перевозница". Илья привозит Соловья в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае Соловей является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о Соловье Будимировиче.
Академик Ягич пытался объяснить происхождение Соловья-разбойника из легенд о Соломоне, но, как доказал профессор В. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени Соловей от Соломона, при чем впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым. В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, В. Ф. Миллер сближает Соловья с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом, а в сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к Соловью в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В. Стасов.
Профессор Халанский, сближая соответственную былину об Илье Муромце с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в Соловье отражение образа Зигурда. Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история типа Соловья-разбойника до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных построениях, рядом с ценными указаниями, заключается немало произвола.
Семаргл
Семаргл (Симаргл) в славянской мифологии бог огня и Луны. Семаргл покровительствует домашнему очагу и охраняет крестьянские наделы. По представлениям древних славян Семаргл стоит у врат в Навь и провожает в потусторонний мир погибших на поле брани.
Название бога связано со старорусским словом «смага», которое означает огонь. О том, в каком образе представляли славяне Семаргла, ведутся споры. Одни считают, что это крылатое существо, которое сторожит посевы. Другие считают, что это семиглавое божество, которое изображалось в виде истукана с семью ликами.
Семаргла породил бог Сварог, который высек огонь из волшебного камня Алатыря. Огонь стал сильнее и из него выехал всадник на огненном коне. Это и был бог Семаргл. Семаргл оставлял за собой огненный след и дым. Он стал богом любви, которая как искра вспыхивает между мужчиной и женщиной.
Семаргл охраняет мир от зла. Но он однажды в год оставляет свой пост, уходя к Купальнице в день весеннего равноденствия. В результате через 9 месяцев рождаются дети Семаргла и Купальницы Кострома и Купало.
С пранятием христианства на Руси Семаргла стали отождествлять с архангелом Михаилом.
Семаргл (Симаргл) в славянской мифологии бог огня и Луны. Семаргл покровительствует домашнему очагу и охраняет крестьянские наделы. По представлениям древних славян Семаргл стоит у врат в Навь и провожает в потусторонний мир погибших на поле брани.
Название бога связано со старорусским словом «смага», которое означает огонь. О том, в каком образе представляли славяне Семаргла, ведутся споры. Одни считают, что это крылатое существо, которое сторожит посевы. Другие считают, что это семиглавое божество, которое изображалось в виде истукана с семью ликами.
Семаргла породил бог Сварог, который высек огонь из волшебного камня Алатыря. Огонь стал сильнее и из него выехал всадник на огненном коне. Это и был бог Семаргл. Семаргл оставлял за собой огненный след и дым. Он стал богом любви, которая как искра вспыхивает между мужчиной и женщиной.
Семаргл охраняет мир от зла. Но он однажды в год оставляет свой пост, уходя к Купальнице в день весеннего равноденствия. В результате через 9 месяцев рождаются дети Семаргла и Купальницы Кострома и Купало.
С пранятием христианства на Руси Семаргла стали отождествлять с архангелом Михаилом.
Святогор
Святогор — богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем.
Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего". Его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах. При его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю сумочку, которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь.
По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 сажень (примерно 21 метр), шириной 6 (примерно 13 метров) сажень. Он засыпает на ней на три дня. На 3-й день с северной стороны послышался шум. Конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: "Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.
Третий эпизод — женитьба Святогора. Он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая ее, сошла. Она превратилась в красавицу, и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и понял, что от судьбы не уйдешь.
Святогор — богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем.
Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего". Его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах. При его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю сумочку, которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь.
По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 сажень (примерно 21 метр), шириной 6 (примерно 13 метров) сажень. Он засыпает на ней на три дня. На 3-й день с северной стороны послышался шум. Конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: "Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.
Третий эпизод — женитьба Святогора. Он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая ее, сошла. Она превратилась в красавицу, и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и понял, что от судьбы не уйдешь.
Святовит
Святовит или Световит — языческий бог древних западных славян, живших на острове Рюгене. Известия о нем имеются у средневековых хронистов Гельтольда и Сансона Грамматика. Бог земли рюгенцев, он получил первенство над другими славянскими божествами. В сравнении с ним, они считались как бы полубогами.
О культе Сятовита довольно много сообщает второй из названных хронистов, хотя его сведения не всегда заслуживают доверия. Храм Сятовита был в Арконе, на острове Рюгене. Здесь стоял идол с громадным мечом в руках. Верили, что ночью бог садится на коня и поражает мечом врагов славян. В честь его при храме содержались 300 вооруженных всадников, беспрестанно делавших набеги на соседей и посвящавших награбленную добычу богу.
В храме Святовита хранилось большое цветное знамя, которое выносили при открытии войны. Это служило знаком, что раздраженное божество разрешает опустошать неприятельские города, разорять алтари и все предавать мечу и огню. Таким образом, Святовит является как бы богом войны. Он имел в своем храме белого коня. Возле идола Святовита висели седло и узда. Ездить на коне Святовита было строго воспрещено. Только жрец мог выводить и кормить его. Этот конь служил в Арконе для гаданья: втыкали в землю перед храмом три ряда копий, связанных попарно накрест. Ряды эти ставились в равном один от другого расстоянии. Совершив моление, жрецы вели коня Святовита и, смотря по тому, переступал ли он через копья правой или левой ногой, предсказывали успех или неудачу.
Святовит является также и богом обилия: арконский идол Святовита держал в правой руке рог тура, который ежегодно наполнялся вином. Ежегодно после жатвы жители собирались перед храмом, приносили жертвы и устраивали общий пир. Жрец брал из руки идола рог и если замечал, что напитка в нем было мало, предсказывал бесплодный год, а если оставалось еще много — урожай. Согласно с предсказанием, он советовал народу быть скупее или щедрее в употреблении хлеба, потом выливал старое вино к ногам идола и наливал свежего, громко испрашивая у бога счастья, побед и богатства народу. После этой молитвы жрец осушал «единым духом» рог, наливал снова и вкладывал в руку идола.
К празднику Святовита ежегодно приготовляли огромный медовый пирог, почти в рост человека. Жрец, став за пирогом, спрашивал у народа, видят ли его, и когда ему отвечали утвердительно, он тотчас же высказывал желание, чтобы будущий год был еще плодороднее, а пирог еще больше. Кроме указанных авторов, мы не встречаем упоминания о Святовите ни у северо-восточных, ни у южных славян. В русских летописях о нем не говорится, равно как и в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля. Впервые о нем упоминает Попов (в книге «Краткое описание славянского баснословия»), с легкой руки которого сомнительное рюгенское божество, неизвестно кому принадлежавшее — германцам или славянам, вносится в славянский пантеон.
Святовит или Световит — языческий бог древних западных славян, живших на острове Рюгене. Известия о нем имеются у средневековых хронистов Гельтольда и Сансона Грамматика. Бог земли рюгенцев, он получил первенство над другими славянскими божествами. В сравнении с ним, они считались как бы полубогами.
О культе Сятовита довольно много сообщает второй из названных хронистов, хотя его сведения не всегда заслуживают доверия. Храм Сятовита был в Арконе, на острове Рюгене. Здесь стоял идол с громадным мечом в руках. Верили, что ночью бог садится на коня и поражает мечом врагов славян. В честь его при храме содержались 300 вооруженных всадников, беспрестанно делавших набеги на соседей и посвящавших награбленную добычу богу.
В храме Святовита хранилось большое цветное знамя, которое выносили при открытии войны. Это служило знаком, что раздраженное божество разрешает опустошать неприятельские города, разорять алтари и все предавать мечу и огню. Таким образом, Святовит является как бы богом войны. Он имел в своем храме белого коня. Возле идола Святовита висели седло и узда. Ездить на коне Святовита было строго воспрещено. Только жрец мог выводить и кормить его. Этот конь служил в Арконе для гаданья: втыкали в землю перед храмом три ряда копий, связанных попарно накрест. Ряды эти ставились в равном один от другого расстоянии. Совершив моление, жрецы вели коня Святовита и, смотря по тому, переступал ли он через копья правой или левой ногой, предсказывали успех или неудачу.
Святовит является также и богом обилия: арконский идол Святовита держал в правой руке рог тура, который ежегодно наполнялся вином. Ежегодно после жатвы жители собирались перед храмом, приносили жертвы и устраивали общий пир. Жрец брал из руки идола рог и если замечал, что напитка в нем было мало, предсказывал бесплодный год, а если оставалось еще много — урожай. Согласно с предсказанием, он советовал народу быть скупее или щедрее в употреблении хлеба, потом выливал старое вино к ногам идола и наливал свежего, громко испрашивая у бога счастья, побед и богатства народу. После этой молитвы жрец осушал «единым духом» рог, наливал снова и вкладывал в руку идола.
К празднику Святовита ежегодно приготовляли огромный медовый пирог, почти в рост человека. Жрец, став за пирогом, спрашивал у народа, видят ли его, и когда ему отвечали утвердительно, он тотчас же высказывал желание, чтобы будущий год был еще плодороднее, а пирог еще больше. Кроме указанных авторов, мы не встречаем упоминания о Святовите ни у северо-восточных, ни у южных славян. В русских летописях о нем не говорится, равно как и в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля. Впервые о нем упоминает Попов (в книге «Краткое описание славянского баснословия»), с легкой руки которого сомнительное рюгенское божество, неизвестно кому принадлежавшее — германцам или славянам, вносится в славянский пантеон.
Сварог
Сварог — древнеславянское мифологическое божество неба, отец Солнца и огня.
Ипатьевская летопись сближает Сварога с Гефестом. По древним сказаниям Сварог, с появлением Солнца (Дажьбога) и огня, называемого в древнеславянских и русских памятниках «Сварожичем», предается покою, предоставив им творчество и управление вселенной.
По свидетельству Дитмара, языческие славяне чтили Сарога более других богов. Некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. По обыкновенному словообразованию Сварог происходит от санскр. «sur» (блистать) и почти тождественно с санскритским «svarga» — бог Солнца.
Сварог — древнеславянское мифологическое божество неба, отец Солнца и огня.
Ипатьевская летопись сближает Сварога с Гефестом. По древним сказаниям Сварог, с появлением Солнца (Дажьбога) и огня, называемого в древнеславянских и русских памятниках «Сварожичем», предается покою, предоставив им творчество и управление вселенной.
По свидетельству Дитмара, языческие славяне чтили Сарога более других богов. Некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. По обыкновенному словообразованию Сварог происходит от санскр. «sur» (блистать) и почти тождественно с санскритским «svarga» — бог Солнца.
Род (Чур)
Род или Чур — боги-покровители семейного очага. Иногда их объединяют общим названием «Домашние боги». Эмблемой домашних богов был священный огонь, который постоянно поддерживался на алтаре в доме каждого грека или римлянина. Жрецом их был глава семьи. «Вступить в семью» (например женщине посредством брака) значило приобщиться к культу Домашних богов.
Домашние боги — это обоготворенные родоначальники, предки, родители. Души предков, возведенные смертью в божество, назывались у греков «демонами», или «героями», латины называли души усопших «маннами», добрые души — «ларами», также «гениями», а злые — «ларвами». Место культа Домашних богов — очаг, огнище — скрывалось от непосвященных взоров в самых сокровенных частях дома. Не только каждая семья, но и государство, как одно целое, имело своих ларов и своих пенатов.
Культ предков явственно выступает в славянской мифологии, отражается и в современных народных представлениях. С. М. Соловьев, находя, что религия восточных славян состояла в поклонении стихийным божествам и в поклонении душам умерших, утверждает, что из последнего преимущественно развилась вся славянская демонология. Поклонение душам умерших обусловливалось, по мнению С. М. Соловьева, родовым бытом и совершалось старшими в родах и семьях, чем объясняется отсутствие у восточных славян особого сословия жрецов и неразвитость общественного богослужения. Божеством, охраняющим род, дом был у них прежде всего Род, или Чур, Щур (то есть дед, прадед, что ясно из употребительного «пращур»). Это божество призывается и теперь бессознательно в опасностях, особенно когда простолюдин думает, что он подвержен злобе духов. "Чур меня, чур", — говорит он тогда.
С упадком язычества древний Род, или Чур, перешел в современного Домового. Более всего сохранился культ предков, в форме почитания незримого духа-хранителя дома, у малороссов (украинцев), у которых души предков иногда, хотя и редко, называются «долями». Говорят: «Ныгодитця горшкив и ложок писля вечери мыты, а то доли ничого буде йисты»; не должно выметать cop из хаты через порог, так как можно при этом запылить души умерших родителей, входящих в ту минуту в хату. У белорусов молодая, оставляя отцовский дом, уже севши на воз с мужем, причитает: "Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином".
Род или Чур — боги-покровители семейного очага. Иногда их объединяют общим названием «Домашние боги». Эмблемой домашних богов был священный огонь, который постоянно поддерживался на алтаре в доме каждого грека или римлянина. Жрецом их был глава семьи. «Вступить в семью» (например женщине посредством брака) значило приобщиться к культу Домашних богов.
Домашние боги — это обоготворенные родоначальники, предки, родители. Души предков, возведенные смертью в божество, назывались у греков «демонами», или «героями», латины называли души усопших «маннами», добрые души — «ларами», также «гениями», а злые — «ларвами». Место культа Домашних богов — очаг, огнище — скрывалось от непосвященных взоров в самых сокровенных частях дома. Не только каждая семья, но и государство, как одно целое, имело своих ларов и своих пенатов.
Культ предков явственно выступает в славянской мифологии, отражается и в современных народных представлениях. С. М. Соловьев, находя, что религия восточных славян состояла в поклонении стихийным божествам и в поклонении душам умерших, утверждает, что из последнего преимущественно развилась вся славянская демонология. Поклонение душам умерших обусловливалось, по мнению С. М. Соловьева, родовым бытом и совершалось старшими в родах и семьях, чем объясняется отсутствие у восточных славян особого сословия жрецов и неразвитость общественного богослужения. Божеством, охраняющим род, дом был у них прежде всего Род, или Чур, Щур (то есть дед, прадед, что ясно из употребительного «пращур»). Это божество призывается и теперь бессознательно в опасностях, особенно когда простолюдин думает, что он подвержен злобе духов. "Чур меня, чур", — говорит он тогда.
С упадком язычества древний Род, или Чур, перешел в современного Домового. Более всего сохранился культ предков, в форме почитания незримого духа-хранителя дома, у малороссов (украинцев), у которых души предков иногда, хотя и редко, называются «долями». Говорят: «Ныгодитця горшкив и ложок писля вечери мыты, а то доли ничого буде йисты»; не должно выметать cop из хаты через порог, так как можно при этом запылить души умерших родителей, входящих в ту минуту в хату. У белорусов молодая, оставляя отцовский дом, уже севши на воз с мужем, причитает: "Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином".