Святовит
Святовит или Световит — языческий бог древних западных славян, живших на острове Рюгене. Известия о нем имеются у средневековых хронистов Гельтольда и Сансона Грамматика. Бог земли рюгенцев, он получил первенство над другими славянскими божествами. В сравнении с ним, они считались как бы полубогами.
О культе Сятовита довольно много сообщает второй из названных хронистов, хотя его сведения не всегда заслуживают доверия. Храм Сятовита был в Арконе, на острове Рюгене. Здесь стоял идол с громадным мечом в руках. Верили, что ночью бог садится на коня и поражает мечом врагов славян. В честь его при храме содержались 300 вооруженных всадников, беспрестанно делавших набеги на соседей и посвящавших награбленную добычу богу.
В храме Святовита хранилось большое цветное знамя, которое выносили при открытии войны. Это служило знаком, что раздраженное божество разрешает опустошать неприятельские города, разорять алтари и все предавать мечу и огню. Таким образом, Святовит является как бы богом войны. Он имел в своем храме белого коня. Возле идола Святовита висели седло и узда. Ездить на коне Святовита было строго воспрещено. Только жрец мог выводить и кормить его. Этот конь служил в Арконе для гаданья: втыкали в землю перед храмом три ряда копий, связанных попарно накрест. Ряды эти ставились в равном один от другого расстоянии. Совершив моление, жрецы вели коня Святовита и, смотря по тому, переступал ли он через копья правой или левой ногой, предсказывали успех или неудачу.
Святовит является также и богом обилия: арконский идол Святовита держал в правой руке рог тура, который ежегодно наполнялся вином. Ежегодно после жатвы жители собирались перед храмом, приносили жертвы и устраивали общий пир. Жрец брал из руки идола рог и если замечал, что напитка в нем было мало, предсказывал бесплодный год, а если оставалось еще много — урожай. Согласно с предсказанием, он советовал народу быть скупее или щедрее в употреблении хлеба, потом выливал старое вино к ногам идола и наливал свежего, громко испрашивая у бога счастья, побед и богатства народу. После этой молитвы жрец осушал «единым духом» рог, наливал снова и вкладывал в руку идола.
К празднику Святовита ежегодно приготовляли огромный медовый пирог, почти в рост человека. Жрец, став за пирогом, спрашивал у народа, видят ли его, и когда ему отвечали утвердительно, он тотчас же высказывал желание, чтобы будущий год был еще плодороднее, а пирог еще больше. Кроме указанных авторов, мы не встречаем упоминания о Святовите ни у северо-восточных, ни у южных славян. В русских летописях о нем не говорится, равно как и в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля. Впервые о нем упоминает Попов (в книге «Краткое описание славянского баснословия»), с легкой руки которого сомнительное рюгенское божество, неизвестно кому принадлежавшее — германцам или славянам, вносится в славянский пантеон.
Святовит или Световит — языческий бог древних западных славян, живших на острове Рюгене. Известия о нем имеются у средневековых хронистов Гельтольда и Сансона Грамматика. Бог земли рюгенцев, он получил первенство над другими славянскими божествами. В сравнении с ним, они считались как бы полубогами.
О культе Сятовита довольно много сообщает второй из названных хронистов, хотя его сведения не всегда заслуживают доверия. Храм Сятовита был в Арконе, на острове Рюгене. Здесь стоял идол с громадным мечом в руках. Верили, что ночью бог садится на коня и поражает мечом врагов славян. В честь его при храме содержались 300 вооруженных всадников, беспрестанно делавших набеги на соседей и посвящавших награбленную добычу богу.
В храме Святовита хранилось большое цветное знамя, которое выносили при открытии войны. Это служило знаком, что раздраженное божество разрешает опустошать неприятельские города, разорять алтари и все предавать мечу и огню. Таким образом, Святовит является как бы богом войны. Он имел в своем храме белого коня. Возле идола Святовита висели седло и узда. Ездить на коне Святовита было строго воспрещено. Только жрец мог выводить и кормить его. Этот конь служил в Арконе для гаданья: втыкали в землю перед храмом три ряда копий, связанных попарно накрест. Ряды эти ставились в равном один от другого расстоянии. Совершив моление, жрецы вели коня Святовита и, смотря по тому, переступал ли он через копья правой или левой ногой, предсказывали успех или неудачу.
Святовит является также и богом обилия: арконский идол Святовита держал в правой руке рог тура, который ежегодно наполнялся вином. Ежегодно после жатвы жители собирались перед храмом, приносили жертвы и устраивали общий пир. Жрец брал из руки идола рог и если замечал, что напитка в нем было мало, предсказывал бесплодный год, а если оставалось еще много — урожай. Согласно с предсказанием, он советовал народу быть скупее или щедрее в употреблении хлеба, потом выливал старое вино к ногам идола и наливал свежего, громко испрашивая у бога счастья, побед и богатства народу. После этой молитвы жрец осушал «единым духом» рог, наливал снова и вкладывал в руку идола.
К празднику Святовита ежегодно приготовляли огромный медовый пирог, почти в рост человека. Жрец, став за пирогом, спрашивал у народа, видят ли его, и когда ему отвечали утвердительно, он тотчас же высказывал желание, чтобы будущий год был еще плодороднее, а пирог еще больше. Кроме указанных авторов, мы не встречаем упоминания о Святовите ни у северо-восточных, ни у южных славян. В русских летописях о нем не говорится, равно как и в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля. Впервые о нем упоминает Попов (в книге «Краткое описание славянского баснословия»), с легкой руки которого сомнительное рюгенское божество, неизвестно кому принадлежавшее — германцам или славянам, вносится в славянский пантеон.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи