Род (Чур)
Род или Чур — боги-покровители семейного очага. Иногда их объединяют общим названием «Домашние боги». Эмблемой домашних богов был священный огонь, который постоянно поддерживался на алтаре в доме каждого грека или римлянина. Жрецом их был глава семьи. «Вступить в семью» (например женщине посредством брака) значило приобщиться к культу Домашних богов.
Домашние боги — это обоготворенные родоначальники, предки, родители. Души предков, возведенные смертью в божество, назывались у греков «демонами», или «героями», латины называли души усопших «маннами», добрые души — «ларами», также «гениями», а злые — «ларвами». Место культа Домашних богов — очаг, огнище — скрывалось от непосвященных взоров в самых сокровенных частях дома. Не только каждая семья, но и государство, как одно целое, имело своих ларов и своих пенатов.
Культ предков явственно выступает в славянской мифологии, отражается и в современных народных представлениях. С. М. Соловьев, находя, что религия восточных славян состояла в поклонении стихийным божествам и в поклонении душам умерших, утверждает, что из последнего преимущественно развилась вся славянская демонология. Поклонение душам умерших обусловливалось, по мнению С. М. Соловьева, родовым бытом и совершалось старшими в родах и семьях, чем объясняется отсутствие у восточных славян особого сословия жрецов и неразвитость общественного богослужения. Божеством, охраняющим род, дом был у них прежде всего Род, или Чур, Щур (то есть дед, прадед, что ясно из употребительного «пращур»). Это божество призывается и теперь бессознательно в опасностях, особенно когда простолюдин думает, что он подвержен злобе духов. "Чур меня, чур", — говорит он тогда.
С упадком язычества древний Род, или Чур, перешел в современного Домового. Более всего сохранился культ предков, в форме почитания незримого духа-хранителя дома, у малороссов (украинцев), у которых души предков иногда, хотя и редко, называются «долями». Говорят: «Ныгодитця горшкив и ложок писля вечери мыты, а то доли ничого буде йисты»; не должно выметать cop из хаты через порог, так как можно при этом запылить души умерших родителей, входящих в ту минуту в хату. У белорусов молодая, оставляя отцовский дом, уже севши на воз с мужем, причитает: "Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином".
Род или Чур — боги-покровители семейного очага. Иногда их объединяют общим названием «Домашние боги». Эмблемой домашних богов был священный огонь, который постоянно поддерживался на алтаре в доме каждого грека или римлянина. Жрецом их был глава семьи. «Вступить в семью» (например женщине посредством брака) значило приобщиться к культу Домашних богов.
Домашние боги — это обоготворенные родоначальники, предки, родители. Души предков, возведенные смертью в божество, назывались у греков «демонами», или «героями», латины называли души усопших «маннами», добрые души — «ларами», также «гениями», а злые — «ларвами». Место культа Домашних богов — очаг, огнище — скрывалось от непосвященных взоров в самых сокровенных частях дома. Не только каждая семья, но и государство, как одно целое, имело своих ларов и своих пенатов.
Культ предков явственно выступает в славянской мифологии, отражается и в современных народных представлениях. С. М. Соловьев, находя, что религия восточных славян состояла в поклонении стихийным божествам и в поклонении душам умерших, утверждает, что из последнего преимущественно развилась вся славянская демонология. Поклонение душам умерших обусловливалось, по мнению С. М. Соловьева, родовым бытом и совершалось старшими в родах и семьях, чем объясняется отсутствие у восточных славян особого сословия жрецов и неразвитость общественного богослужения. Божеством, охраняющим род, дом был у них прежде всего Род, или Чур, Щур (то есть дед, прадед, что ясно из употребительного «пращур»). Это божество призывается и теперь бессознательно в опасностях, особенно когда простолюдин думает, что он подвержен злобе духов. "Чур меня, чур", — говорит он тогда.
С упадком язычества древний Род, или Чур, перешел в современного Домового. Более всего сохранился культ предков, в форме почитания незримого духа-хранителя дома, у малороссов (украинцев), у которых души предков иногда, хотя и редко, называются «долями». Говорят: «Ныгодитця горшкив и ложок писля вечери мыты, а то доли ничого буде йисты»; не должно выметать cop из хаты через порог, так как можно при этом запылить души умерших родителей, входящих в ту минуту в хату. У белорусов молодая, оставляя отцовский дом, уже севши на воз с мужем, причитает: "Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином".
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи