Гефест
Гефест — в греческой мифологии — бог огня и металлических изделий, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам — сын одной Геры (поэтому называется «не имеющий отца»). Родившись некрасивым и хромым, Гефест был сброшен Герой с Олимпа в море, но подхвачен Фетидой и Эвриномой и ими воспитан. По позднейшим сказаниям, Гефест сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромать. Он упал на остров Лемнос, где его ласково приняли.
Искусный кузнец, он на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги, сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь, скипетр и эгида Зевса, доспехи Ахиллеса, собаки Алкиноя, колесница Гелиоса, ящик Пандоры — все это его работы. Гефест приготовил также ту сеть, которой окутал свою неверную супругу Афродиту в объятиях Арея.
Женой его является то Афродита (в Одиссее), то Харита (в Илиаде), то Аглая (у Гезиода). Его мастерские находились на Олимпе, а по другим преданиям в Этне и кратерах других вулканов, на Лемносе, Липарских островах, где он работал с помощью циклопов.
Гефест изображался в виде мускулистого мужчины, работающего с молотом и щипцами на наковальне. На вазах встречаются сцены, как Дионис ведет на Олимп опьяневшего Гефеста, или как Гефест раскалывает Зевсу череп, и так далее. В честь его в Афинах учреждены были празднества — гефестии.
Гефест — в греческой мифологии — бог огня и металлических изделий, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам — сын одной Геры (поэтому называется «не имеющий отца»). Родившись некрасивым и хромым, Гефест был сброшен Герой с Олимпа в море, но подхвачен Фетидой и Эвриномой и ими воспитан. По позднейшим сказаниям, Гефест сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромать. Он упал на остров Лемнос, где его ласково приняли.
Искусный кузнец, он на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги, сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь, скипетр и эгида Зевса, доспехи Ахиллеса, собаки Алкиноя, колесница Гелиоса, ящик Пандоры — все это его работы. Гефест приготовил также ту сеть, которой окутал свою неверную супругу Афродиту в объятиях Арея.
Женой его является то Афродита (в Одиссее), то Харита (в Илиаде), то Аглая (у Гезиода). Его мастерские находились на Олимпе, а по другим преданиям в Этне и кратерах других вулканов, на Лемносе, Липарских островах, где он работал с помощью циклопов.
Гефест изображался в виде мускулистого мужчины, работающего с молотом и щипцами на наковальне. На вазах встречаются сцены, как Дионис ведет на Олимп опьяневшего Гефеста, или как Гефест раскалывает Зевсу череп, и так далее. В честь его в Афинах учреждены были празднества — гефестии.
Гестия
Гестия в Греции (в Италии ее звали Веста) — считалась богиней-покровительницей семейного очага и жертвенного огня. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка "начинать с Гестией", служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.
По мифологическим преданиям, Гестия была старшей дочерью Кроноса и Реи. Посейдон и Аполлон добивались ее руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину. В скульптурных изображениях, очень редких, впрочем, богиня эта представляется в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом.
Гестия в Греции (в Италии ее звали Веста) — считалась богиней-покровительницей семейного очага и жертвенного огня. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка "начинать с Гестией", служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу.
По мифологическим преданиям, Гестия была старшей дочерью Кроноса и Реи. Посейдон и Аполлон добивались ее руки, но она предпочла остаться девственницей и жить у своего брата Зевса. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину. В скульптурных изображениях, очень редких, впрочем, богиня эта представляется в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом.
Гермес
Гермес — греческий бог, сын Зевса и Майи, дочери Атланта, рожденный на аркадской горе Киллене. Тотчас после рождения Гермес оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада, которое пас Аполлон. Аполлон узнает вора, который делает из черепахи лиру и вознаграждает ею Аполлона.
Гермес, первоначально аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости, доходит до высокого положения в сонме олимпийских богов. Ум, ловкость и изворотливость — вот основные черты характера Гермеса. Благодаря этим качествам он становится у Гомера глашатаем богов, гонцом, исполняющим волю Зевса и приводящим все к счастливому концу. В качестве Зевсова посланника, он распоряжается также сновидениями, посылает сон, смыкая посредством своего жезла глаза людей и возбуждая их снова к жизни. Поэтому ему делались возлияния перед сном.
Гермес — бог разнообразных изобретений и открытий: лиры, букв и чисел, религиозных обрядов и прочего. Бог гимнастики, бог остроумия, бог промышленности, которая только тогда и доставляет богатство, когда идет рука об руку с хитростью и обманом, даже кражей и ложной клятвой, лишь бы все это отличалось известного рода грацией. Далее, он бог дорог, путеводитель странников. Гермес – бог, доставляющий случайное счастье находки, низводящий тени умерших к Гадесу. Он бог стад и пастбищ.
Древнейшим местом его культа была пеласгийская Аркадия, но уже довольно рано культ его распространился по всей Греции. Его изображения, имевшие вид столбов с головой Гермеса — так называемые гермы, или Гермесовы столбы, — стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры. В Риме купцы справляли праздник Меркурия (Гермеса) 15 мая. В этот день в 495 году до Рождества Христова был ему посвящен первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник его находился также у так называемых вод Меркурия, где купцы приносили, ему жертву и окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.
Искусство изображает его здоровым, рослым юношей, с чертами лица, свидетельствующими о его тонком уме и доброте, с крыльями на подошвах и с плоской дорожной шляпой с широкими полями, к которой впоследствии также приставляли крылья. Он держит в руке золотой волшебный жезл счастья, разделенный на три ветки, из которых две верхние скручены в узел: это жезл глашатая. Гермес иногда также изображается под видом мальчика, с кошельком в руке или, как в группе, хранящейся в Берлинском музее, со связанными руками, возле Аполлона — намек на кражу коров.
Гермес — греческий бог, сын Зевса и Майи, дочери Атланта, рожденный на аркадской горе Киллене. Тотчас после рождения Гермес оставляет пелены и пещеру матери и крадет 50 коров из стада, которое пас Аполлон. Аполлон узнает вора, который делает из черепахи лиру и вознаграждает ею Аполлона.
Гермес, первоначально аркадский бог пастбищ, благодаря своей хитрости и ловкости, доходит до высокого положения в сонме олимпийских богов. Ум, ловкость и изворотливость — вот основные черты характера Гермеса. Благодаря этим качествам он становится у Гомера глашатаем богов, гонцом, исполняющим волю Зевса и приводящим все к счастливому концу. В качестве Зевсова посланника, он распоряжается также сновидениями, посылает сон, смыкая посредством своего жезла глаза людей и возбуждая их снова к жизни. Поэтому ему делались возлияния перед сном.
Гермес — бог разнообразных изобретений и открытий: лиры, букв и чисел, религиозных обрядов и прочего. Бог гимнастики, бог остроумия, бог промышленности, которая только тогда и доставляет богатство, когда идет рука об руку с хитростью и обманом, даже кражей и ложной клятвой, лишь бы все это отличалось известного рода грацией. Далее, он бог дорог, путеводитель странников. Гермес – бог, доставляющий случайное счастье находки, низводящий тени умерших к Гадесу. Он бог стад и пастбищ.
Древнейшим местом его культа была пеласгийская Аркадия, но уже довольно рано культ его распространился по всей Греции. Его изображения, имевшие вид столбов с головой Гермеса — так называемые гермы, или Гермесовы столбы, — стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры. В Риме купцы справляли праздник Меркурия (Гермеса) 15 мая. В этот день в 495 году до Рождества Христова был ему посвящен первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник его находился также у так называемых вод Меркурия, где купцы приносили, ему жертву и окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.
Искусство изображает его здоровым, рослым юношей, с чертами лица, свидетельствующими о его тонком уме и доброте, с крыльями на подошвах и с плоской дорожной шляпой с широкими полями, к которой впоследствии также приставляли крылья. Он держит в руке золотой волшебный жезл счастья, разделенный на три ветки, из которых две верхние скручены в узел: это жезл глашатая. Гермес иногда также изображается под видом мальчика, с кошельком в руке или, как в группе, хранящейся в Берлинском музее, со связанными руками, возле Аполлона — намек на кражу коров.
Геракл
Геракл или Геркулес — национальный греческий герой. Древнейший источник, где воспеваются его подвиги, — Гомер. У последнего, а также и у Гезиода, Геракл является еще вполне греческим героем в вооружении героев доисторического периода и действует почти исключительно в пределах Греции.
Впоследствии Пизандр, эпический поэт середины 7 века, в своей «Гераклее», от которой дошли до нас только отрывки, дал ему вместо обыкновенного оружия палицу и одел его в львиную шкуру. В то же время круг сказаний о нем стал постепенно расти. На него перенесли подвиги героев других народов, особенно финикийцев и египтян, и согласно восточным воззрениям привели его деятельность в связь с течением солнца.
По представлению греков, Геракл был сыном Зевса и Алкмены, жены тиринфского царя Амфитриона, сына Алкеева, внука Персея. В тот день, когда должен был родиться Геракл, Зевс имел неосторожность похвалиться в собрании богов, что явится на свет человек, который будет властвовать над всеми потомками Персея. Ревнивая Гера замедлила тогда роды Алкмены и вместо Геракла явился в тот день на свет Эврисфей, сын дяди его Сфенела. Когда, наконец, родились близнецы Геракл и Ификл, Гера послала двух страшных змей к ложу младенцев, но Геракл задушил их...
Геракл или Геркулес — национальный греческий герой. Древнейший источник, где воспеваются его подвиги, — Гомер. У последнего, а также и у Гезиода, Геракл является еще вполне греческим героем в вооружении героев доисторического периода и действует почти исключительно в пределах Греции.
Впоследствии Пизандр, эпический поэт середины 7 века, в своей «Гераклее», от которой дошли до нас только отрывки, дал ему вместо обыкновенного оружия палицу и одел его в львиную шкуру. В то же время круг сказаний о нем стал постепенно расти. На него перенесли подвиги героев других народов, особенно финикийцев и египтян, и согласно восточным воззрениям привели его деятельность в связь с течением солнца.
По представлению греков, Геракл был сыном Зевса и Алкмены, жены тиринфского царя Амфитриона, сына Алкеева, внука Персея. В тот день, когда должен был родиться Геракл, Зевс имел неосторожность похвалиться в собрании богов, что явится на свет человек, который будет властвовать над всеми потомками Персея. Ревнивая Гера замедлила тогда роды Алкмены и вместо Геракла явился в тот день на свет Эврисфей, сын дяди его Сфенела. Когда, наконец, родились близнецы Геракл и Ификл, Гера послала двух страшных змей к ложу младенцев, но Геракл задушил их...
Гера
Гера — старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана и Тефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения.
В особенности в Илиаде Гера выказывает сварливость, упрямство и ревность — черты характера, перешедшие в Илиаду, вероятно, из древнейших песен, прославлявших Геракла. Гера ненавидит и преследует Геракла, как и всех любимцев и детей Зевса. Когда Геракл возвращался на корабле из Трои, она с помощью бога сна Гипноса усыпила Зевса и посредством поднятой ею бури едва не погубила героя. В наказание Зевс привязал коварную богиню крепкими золотыми цепями к эфиру и привесил к ее ногам две тяжелые наковальни. Но это не мешает богине постоянно прибегать к хитрости, когда ей нужно добиться чего-нибудь от Зевса, против которого она ничего не может сделать силой.
Брак Геры с Зевсом, имевший первоначально стихийное значение — связь между небом и землей, получает затем отношение к гражданскому учреждению брака. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера — покровительница браков и родов. Ей были посвящены гранатное яблоко, символ брачной любви, и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались павлин и ворона.
Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественной осанкой, зрелой красотой, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле с короной на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой. Наверху скипетра — кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.
Гера — старшая дочь Кроноса и Реи, воспитанная в доме Океана и Тефии, сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому сказанию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своей супругой и царицей богов. Зевс чтит ее высоко и сообщает ей свои планы, хотя и удерживает ее при случае в пределах ее подвластного положения.
В особенности в Илиаде Гера выказывает сварливость, упрямство и ревность — черты характера, перешедшие в Илиаду, вероятно, из древнейших песен, прославлявших Геракла. Гера ненавидит и преследует Геракла, как и всех любимцев и детей Зевса. Когда Геракл возвращался на корабле из Трои, она с помощью бога сна Гипноса усыпила Зевса и посредством поднятой ею бури едва не погубила героя. В наказание Зевс привязал коварную богиню крепкими золотыми цепями к эфиру и привесил к ее ногам две тяжелые наковальни. Но это не мешает богине постоянно прибегать к хитрости, когда ей нужно добиться чего-нибудь от Зевса, против которого она ничего не может сделать силой.
Брак Геры с Зевсом, имевший первоначально стихийное значение — связь между небом и землей, получает затем отношение к гражданскому учреждению брака. Как единственная законная жена на Олимпе, Гера — покровительница браков и родов. Ей были посвящены гранатное яблоко, символ брачной любви, и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались павлин и ворона.
Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественной осанкой, зрелой красотой, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле с короной на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой. Наверху скипетра — кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.
Вакх (Дионис)
Дионис или Вакх, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским населением.
Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также — бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. Так, например, потребление нового, свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым празднеством — Дионисиями. Начало разливки уже выбродившего вина имело в Афинах свое празднество — Антестерия, праздник цветов. Все мифы и рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, — все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и веселья.
Дионис был сын бога небес и грозовой тучи или, иначе, сын богини земли, оплодотворенной небесным богом под видом ливня. Это поэтически переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса, причем рассказывается следующее: Семела, по совету ревнивой Геры, пожелала увидеть Зевса во всем его царственном и божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями и громом, она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева матери недоношенное еще дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся вторично после некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам.
По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы называют Диониса Загреем и рассказывают, что он, умерщвленный и разорванный на части титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце или, по другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога, а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом и увяданием природы во время годичного цикла времени.
Дионис или Вакх, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским населением.
Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также — бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. Так, например, потребление нового, свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым празднеством — Дионисиями. Начало разливки уже выбродившего вина имело в Афинах свое празднество — Антестерия, праздник цветов. Все мифы и рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, — все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и веселья.
Дионис был сын бога небес и грозовой тучи или, иначе, сын богини земли, оплодотворенной небесным богом под видом ливня. Это поэтически переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса, причем рассказывается следующее: Семела, по совету ревнивой Геры, пожелала увидеть Зевса во всем его царственном и божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями и громом, она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева матери недоношенное еще дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся вторично после некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам.
По другому сказанию, Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы называют Диониса Загреем и рассказывают, что он, умерщвленный и разорванный на части титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце или, по другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога, а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом и увяданием природы во время годичного цикла времени.
Ахилл
Ахилл (или Ахиллес) – в героических сказаниях греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сказания единогласно называют его сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян (народ южной Фессалии), мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.
Согласно преданию, неизвестному Гомеру, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой. Отсюда и поныне часто употребляемая поговорка — "Ахиллесова пята" для обозначения слабой стороны данного лица...
Ахилл (или Ахиллес) – в героических сказаниях греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сказания единогласно называют его сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян (народ южной Фессалии), мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.
Согласно преданию, неизвестному Гомеру, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой. Отсюда и поныне часто употребляемая поговорка — "Ахиллесова пята" для обозначения слабой стороны данного лица...
Афродита
Афродита или Венера — одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню "прекраснее, чем сама красота". Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы.
Златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу, воинственную и царственную, которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила. Рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее. Они позднейшего происхождения.
Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания. Отсюда ее эпитеты: «морская» и «выходящая из морской пены», «дающая благополучное плавание». Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру, а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет «представительница грубой и разнузданной чувственности». Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.
Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой — неизвестно, но, вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Венера была богинею садов, весны, произрастания и расцвета, но затем Венера в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу Венеры, как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 году до нашей эры Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом. Венере посвящены, как символы любви, мирт, роза, яблоко, как символы плодородия — мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине — дельфин и лебедь.
Афродита или Венера — одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню "прекраснее, чем сама красота". Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы.
Златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу, воинственную и царственную, которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила. Рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее. Они позднейшего происхождения.
Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания. Отсюда ее эпитеты: «морская» и «выходящая из морской пены», «дающая благополучное плавание». Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру, а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет «представительница грубой и разнузданной чувственности». Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.
Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой — неизвестно, но, вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Венера была богинею садов, весны, произрастания и расцвета, но затем Венера в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу Венеры, как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 году до нашей эры Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом. Венере посвящены, как символы любви, мирт, роза, яблоко, как символы плодородия — мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине — дельфин и лебедь.
Астрей
Астрей — в греческом предании сын титана Криоса и Эврибии.
По Гесиоду, Астрей производил вместе с Эосом (Авророй) ветры — Зефир, Борей, Нот, равно как и Геспер и другие звезды. У Овидия ветры называются поэтому «Fratres Astraei». Астреем называлась также маленькая речка в Македонии.
Астрей — в греческом предании сын титана Криоса и Эврибии.
По Гесиоду, Астрей производил вместе с Эосом (Авророй) ветры — Зефир, Борей, Нот, равно как и Геспер и другие звезды. У Овидия ветры называются поэтому «Fratres Astraei». Астреем называлась также маленькая речка в Македонии.
Артемида (Диана)
Артемида, по обычному преданию дочь Зевса и Леты, была первоначально богиней света и луны, потому ей, как и всем богам света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи — факел. У древних римлян Артемида звалась Дианой.
Как олицетворение бесплодной луны, Артемиду считали девственницей. В некоторых частях Греции — в Аркадии и Этолии — она считалась богиней лесов, рек и ручьев. Спутница нимф, строго наказывающая всякое оскорбление скромности, покровительница охотников, Диана вместе с тем и покровительница дичи. В союзе с Аполлоном она является карательницей гордости и самомнения людей, выходящих из границ, указанных божеством. Как Аполлон, она убивает стрелами людей, особенно женщин и детей, и посылает болезни на людей и животных.
Изображалась Артемида или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Обычно у нее за плечами колчан, а в руках лук или факел. Нередко около Артемиды стоит лань, как, например, на известном изображении так называемой версальской Диане (вероятно, это — произведение греческого художника, сделанное в последние годы республики в Риме; в настоящее время в Луврском музее). На некоторых изображениях богиня сидит на лани, на других она вместе с Аполлоном едет на колеснице, запряженной ланями.
Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида — азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы. Первая, родина которой была Каппадокия и Понт, представляла враждебную жизни сторону природы. Ей поклонялись в некоторых местах Аттики (куда, по сказанию, Ифигения привезла ее изображение из таврического Херсонеса), в Спарте, в южной Италии, всюду — с обрядами, сохранившими следы древних человеческих жертв. Эфесская Артемида, которой служили жрецы-евнухи, имела основанный амазонками храм, одно из известнейших святилищ Малой Азии. Ее изображение в виде мумии указывало на глубокую древность и представляло собой богиню плодородия, с многочисленными грудями.
Артемида, по обычному преданию дочь Зевса и Леты, была первоначально богиней света и луны, потому ей, как и всем богам света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи — факел. У древних римлян Артемида звалась Дианой.
Как олицетворение бесплодной луны, Артемиду считали девственницей. В некоторых частях Греции — в Аркадии и Этолии — она считалась богиней лесов, рек и ручьев. Спутница нимф, строго наказывающая всякое оскорбление скромности, покровительница охотников, Диана вместе с тем и покровительница дичи. В союзе с Аполлоном она является карательницей гордости и самомнения людей, выходящих из границ, указанных божеством. Как Аполлон, она убивает стрелами людей, особенно женщин и детей, и посылает болезни на людей и животных.
Изображалась Артемида или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Обычно у нее за плечами колчан, а в руках лук или факел. Нередко около Артемиды стоит лань, как, например, на известном изображении так называемой версальской Диане (вероятно, это — произведение греческого художника, сделанное в последние годы республики в Риме; в настоящее время в Луврском музее). На некоторых изображениях богиня сидит на лани, на других она вместе с Аполлоном едет на колеснице, запряженной ланями.
Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида — азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы. Первая, родина которой была Каппадокия и Понт, представляла враждебную жизни сторону природы. Ей поклонялись в некоторых местах Аттики (куда, по сказанию, Ифигения привезла ее изображение из таврического Херсонеса), в Спарте, в южной Италии, всюду — с обрядами, сохранившими следы древних человеческих жертв. Эфесская Артемида, которой служили жрецы-евнухи, имела основанный амазонками храм, одно из известнейших святилищ Малой Азии. Ее изображение в виде мумии указывало на глубокую древность и представляло собой богиню плодородия, с многочисленными грудями.
Аргонавты
Аргонавты — так назывались мореплаватели, отправившиеся на корабле Арго, по древним греческим сказаниям, в первое морское плавание в далекие чужие края. Первым воспел их поход Пиндар, затем Аполлоний Родосский, эпос которого хорошо сохранился.
В труде Аполлония Родосского о том, что сын Эзона Ясон по приказанию царствовавшего в Фессалии, в Иолко, дяди Пелея отправился добывать золотое руно барана, увезшего Фрикса и Геллу. Руно находилось в роще Арея под стражею вечно бодрствовавшего дракона. Сын Фрикса Аргос по совету афинян выстроил судно — Арго, и все герои того времени приняли участие в походе.
После нескольких приключений они прибыли в Колхиду, лежащую у устья реки Фазиса. Царь Этес обещал Ясону возвратить руно с условием, что Ясон запряжет в плуг двух быков с медными ногами, дышащих пламенем, и вырвет драконовы зубы, оставленные Кадмом в Фивах и полученные Этесом от Афины. Ясон исполнил это с помощью влюбившейся в него дочери Этеса — Медеи. Она дала ему магическое средство от огня и железа и советовала ударом камня раздробить зубы. Ясон исполнил все в точности, но Этес отказался выдать руно и задумал убить аргонавтов. Тогда Ясон и Медея отправились в рощу, и, овладевши руном после того, как она усыпила дракона, они бежали на корабле. Аполлоний говорит, что в Адриатическом море они столкнулись с колхидцами, преследовавшими их с братом Медеи — Апсиртом. Медея предала брата, и аргонавты победили.
По другим сказаниям, Этес не мог преследовать аргонавтов, потому что Медея, захватившая брата с собою, убила его и по кускам выбросила в море, отец же стал собирать их. Возвращение рассказывается различно. По более древними сказаниям, Аргонавты вернулись тою же дорогой, через Фазис в Океан, оттуда в Ливию, куда перенесли Арго на руках до Средиземного моря, по которому доехали до Иолко. Позднейшие сказания передают возвращение аргонавтов со многими приключениями. Из сохранившихся произведений искусств замечательна так называемая Фикоронская Циста — гравированное изображение плена короля бебриков Амика, побежденного во время похода в Колхиду, в кулачном бою, Полидейком.
Аргонавты — так назывались мореплаватели, отправившиеся на корабле Арго, по древним греческим сказаниям, в первое морское плавание в далекие чужие края. Первым воспел их поход Пиндар, затем Аполлоний Родосский, эпос которого хорошо сохранился.
В труде Аполлония Родосского о том, что сын Эзона Ясон по приказанию царствовавшего в Фессалии, в Иолко, дяди Пелея отправился добывать золотое руно барана, увезшего Фрикса и Геллу. Руно находилось в роще Арея под стражею вечно бодрствовавшего дракона. Сын Фрикса Аргос по совету афинян выстроил судно — Арго, и все герои того времени приняли участие в походе.
После нескольких приключений они прибыли в Колхиду, лежащую у устья реки Фазиса. Царь Этес обещал Ясону возвратить руно с условием, что Ясон запряжет в плуг двух быков с медными ногами, дышащих пламенем, и вырвет драконовы зубы, оставленные Кадмом в Фивах и полученные Этесом от Афины. Ясон исполнил это с помощью влюбившейся в него дочери Этеса — Медеи. Она дала ему магическое средство от огня и железа и советовала ударом камня раздробить зубы. Ясон исполнил все в точности, но Этес отказался выдать руно и задумал убить аргонавтов. Тогда Ясон и Медея отправились в рощу, и, овладевши руном после того, как она усыпила дракона, они бежали на корабле. Аполлоний говорит, что в Адриатическом море они столкнулись с колхидцами, преследовавшими их с братом Медеи — Апсиртом. Медея предала брата, и аргонавты победили.
По другим сказаниям, Этес не мог преследовать аргонавтов, потому что Медея, захватившая брата с собою, убила его и по кускам выбросила в море, отец же стал собирать их. Возвращение рассказывается различно. По более древними сказаниям, Аргонавты вернулись тою же дорогой, через Фазис в Океан, оттуда в Ливию, куда перенесли Арго на руках до Средиземного моря, по которому доехали до Иолко. Позднейшие сказания передают возвращение аргонавтов со многими приключениями. Из сохранившихся произведений искусств замечательна так называемая Фикоронская Циста — гравированное изображение плена короля бебриков Амика, побежденного во время похода в Колхиду, в кулачном бою, Полидейком.
Аполлон
Между божествами древнего греческого мира Аполлон является в этическом смысле наиболее выработанным, так сказать, одухотворенным. Культ его, в особенности в дорийских государствах, много способствовал смягчению нравов, упрочению и почитанию государственного порядка.
Аполлон не был сначала, как ошибочно полагают, специально дорийским божеством. Точно так же и прозвание его «Аполлон» не дает нам права выводить его из Ликии, как это делалось, хотя греки, правда, очень рано уже отождествляли всевозможные негреческие, в особенности малоазиатские, божества света с Аполлоном. Первоначально Аполлон был богом света и именно солнечного света со всеми его благодетельными и вредными влияниями. На первые ясно указывают его прозвания: «светлый», «сияющий лучами», часто встречающееся у Гомера. Поэтому он называется сыном Зевса, высшего небесного божества, и Латоны, богини ночной темноты, которая является наложницей Зевса и соперницей Геры, после того как последняя стала законной женой Зевса. Бог света родился при неблагоприятных обстоятельствах.
Между божествами древнего греческого мира Аполлон является в этическом смысле наиболее выработанным, так сказать, одухотворенным. Культ его, в особенности в дорийских государствах, много способствовал смягчению нравов, упрочению и почитанию государственного порядка.
Аполлон не был сначала, как ошибочно полагают, специально дорийским божеством. Точно так же и прозвание его «Аполлон» не дает нам права выводить его из Ликии, как это делалось, хотя греки, правда, очень рано уже отождествляли всевозможные негреческие, в особенности малоазиатские, божества света с Аполлоном. Первоначально Аполлон был богом света и именно солнечного света со всеми его благодетельными и вредными влияниями. На первые ясно указывают его прозвания: «светлый», «сияющий лучами», часто встречающееся у Гомера. Поэтому он называется сыном Зевса, высшего небесного божества, и Латоны, богини ночной темноты, которая является наложницей Зевса и соперницей Геры, после того как последняя стала законной женой Зевса. Бог света родился при неблагоприятных обстоятельствах.