Аполлон
Между божествами древнего греческого мира Аполлон является в этическом смысле наиболее выработанным, так сказать, одухотворенным. Культ его, в особенности в дорийских государствах, много способствовал смягчению нравов, упрочению и почитанию государственного порядка.
Аполлон не был сначала, как ошибочно полагают, специально дорийским божеством. Точно так же и прозвание его «Аполлон» не дает нам права выводить его из Ликии, как это делалось, хотя греки, правда, очень рано уже отождествляли всевозможные негреческие, в особенности малоазиатские, божества света с Аполлоном. Первоначально Аполлон был богом света и именно солнечного света со всеми его благодетельными и вредными влияниями. На первые ясно указывают его прозвания: «светлый», «сияющий лучами», часто встречающееся у Гомера. Поэтому он называется сыном Зевса, высшего небесного божества, и Латоны, богини ночной темноты, которая является наложницей Зевса и соперницей Геры, после того как последняя стала законной женой Зевса. Бог света родился при неблагоприятных обстоятельствах.
Латона, рассказывает нам миф, преследовалась ревнивой Герой, запретившей всем странам и островам давать ее сопернице убежище. После долгих скитаний Латона нашла, наконец, приют на небольшом острове Делосе, который в то время, когда Гера объявила вышеупомянутое запрещение, представлял собой скалу, гонимую бурными волнами. Здесь-то Латона после трудных родов разрешилась от бремени близнецами: Аполлоном и Артемидой.
Новорожденный бог, немедленно в полном расцвете юношеской красоты, схватывает лук и стрелы, стремится через моря и поля и верными стрелами своими убивает дракона Пифона, чудовище, опустошавшее местность, где позже находились Дельфы, или Пифо, со святилищем Аполлона. Таким образом, он тотчас по рождении своем является уже победителем зла, на что указывает целый ряд прозваний, изображающих его спасителем, приносящим помощь, спасение.
Точно так же сказания передают нам, как Аполлон наказывает человечество, дерзающее переступить поставленный ему богами предел; так, он вместе с Артемидой убивает исполина Тития, пытавшегося причинить насилие Латоне, уничтожает вместе с другими богами гигантов и убивает, опять-таки вместе с Артемидой, детей Ниобеи, которая осмелилась поставить себя выше Латоны. Так, он посылает в лагерь греков перед Троей приносящие заразу стрелы (стрелы эти первоначально означали вредное действие слишком сильных солнечных лучей), когда Агамемнон недостаточно почтительно обошелся со жрецом его Хрисом. Поэтому он обыкновенно уже в гомеровских песнях называется «далеко мечущий» и изображался обыкновенно с луком, стрелами и колчаном.
Как солнечное божество Аполлон является и в мифе, по которому он должен был будто бы известное время служить смертному, а именно Адмету, королю ферейскому в Фессалии, так как Адмет был не кто иной, как непреодолимый бог смерти, и служение ему солнечного божества должно было выражать, по распространенному, особенно на Востоке, представлению, бессилие солнца во время зимы, как бы сковывающей природу смертью. Из этого первоначального значения Аполлона как божества природы, божества света, объясняется и прекрасный миф о гипербореях, народе, живущем по ту сторону северных гор, с которых веет борей; народ этот живет в блаженном спокойствии и служит, как святой, жреческий народ, богу, часто его посещающему. С этим же мифом можно связать и представление о сказочной птице, грифе, который также жил будто бы на дальнем севере и охранял сокровища золота, которыми фантазия греков обогащала эти местности. Мало-помалу все божества, которые были первоначально лишь олицетворением сил и явлений природы, стали понимать более отвлеченно, на них стали смотреть с нравственной точки зрения. Бог чистого солнечного света сделался представителем и покровителем всего ясного и чистого в области духовной и нравственной, первоисточником всякого образования и прогресса в социальном и политическом отношениях. Таким образом, он является, прежде всего, богом пения и смягчающей бурные страсти игры на цитре, почему ему и дана была кроме лука — лира. Он услаждает богов своим искусством, стоит во главе хора муз и наделяет любимых людей даром пения и поэзии.
Как бог духовного просветления, Аполлон является и богом предсказаний: по поручению и от имени отца своего Зевса он открывает людям сокрытое от них в настоящем и будущем для того, чтобы направить их на истинный путь и предостеречь от ложного. Но он делает это не в ясных словах, а только намеками и двусмысленными речами.
Наконец, Аполлон является источником и защитником всякого государственного и гражданского благоустройства, основателем городов и законодателем. Так в Афинах чтили Аполлона как родового бога и защитника всего ионического племени, так спартанцы данные им Ликургом законы приводили в связь с Аполлон и его оракулом в Дельфах. К этому же оракулу прибегал греческий город за советом каждый раз, когда он намеревался основать колонии где-нибудь в далеких странах.
Для искусства Аполлон является идеалом мужской, юношеской красоты, он изображается без бороды, длинные волосы то ниспадают на плечи, то приподнимаются и связываются кверху узлом. Стройный, с выражением чистой, божественной величавости в лице, он обыкновенно, в особенности когда при нем стрелы и колчан, изображается в одной только короткой, наброшенной на плечи хламиде. Иногда же, когда он играет на цитре и ведет хор муз, он одет в ниспадающую до ног одежду. Голова его нередко бывает украшена венком из ветвей посвященного ему лаврового дерева. Рядом с ним стоит часто треножник как символ пророчества, так как таковой стоял в святая святых Дельфийского храма над расселиной и служил седалищем для Пифии.
Между божествами древнего греческого мира Аполлон является в этическом смысле наиболее выработанным, так сказать, одухотворенным. Культ его, в особенности в дорийских государствах, много способствовал смягчению нравов, упрочению и почитанию государственного порядка.
Аполлон не был сначала, как ошибочно полагают, специально дорийским божеством. Точно так же и прозвание его «Аполлон» не дает нам права выводить его из Ликии, как это делалось, хотя греки, правда, очень рано уже отождествляли всевозможные негреческие, в особенности малоазиатские, божества света с Аполлоном. Первоначально Аполлон был богом света и именно солнечного света со всеми его благодетельными и вредными влияниями. На первые ясно указывают его прозвания: «светлый», «сияющий лучами», часто встречающееся у Гомера. Поэтому он называется сыном Зевса, высшего небесного божества, и Латоны, богини ночной темноты, которая является наложницей Зевса и соперницей Геры, после того как последняя стала законной женой Зевса. Бог света родился при неблагоприятных обстоятельствах.
Латона, рассказывает нам миф, преследовалась ревнивой Герой, запретившей всем странам и островам давать ее сопернице убежище. После долгих скитаний Латона нашла, наконец, приют на небольшом острове Делосе, который в то время, когда Гера объявила вышеупомянутое запрещение, представлял собой скалу, гонимую бурными волнами. Здесь-то Латона после трудных родов разрешилась от бремени близнецами: Аполлоном и Артемидой.
Новорожденный бог, немедленно в полном расцвете юношеской красоты, схватывает лук и стрелы, стремится через моря и поля и верными стрелами своими убивает дракона Пифона, чудовище, опустошавшее местность, где позже находились Дельфы, или Пифо, со святилищем Аполлона. Таким образом, он тотчас по рождении своем является уже победителем зла, на что указывает целый ряд прозваний, изображающих его спасителем, приносящим помощь, спасение.
Точно так же сказания передают нам, как Аполлон наказывает человечество, дерзающее переступить поставленный ему богами предел; так, он вместе с Артемидой убивает исполина Тития, пытавшегося причинить насилие Латоне, уничтожает вместе с другими богами гигантов и убивает, опять-таки вместе с Артемидой, детей Ниобеи, которая осмелилась поставить себя выше Латоны. Так, он посылает в лагерь греков перед Троей приносящие заразу стрелы (стрелы эти первоначально означали вредное действие слишком сильных солнечных лучей), когда Агамемнон недостаточно почтительно обошелся со жрецом его Хрисом. Поэтому он обыкновенно уже в гомеровских песнях называется «далеко мечущий» и изображался обыкновенно с луком, стрелами и колчаном.
Как солнечное божество Аполлон является и в мифе, по которому он должен был будто бы известное время служить смертному, а именно Адмету, королю ферейскому в Фессалии, так как Адмет был не кто иной, как непреодолимый бог смерти, и служение ему солнечного божества должно было выражать, по распространенному, особенно на Востоке, представлению, бессилие солнца во время зимы, как бы сковывающей природу смертью. Из этого первоначального значения Аполлона как божества природы, божества света, объясняется и прекрасный миф о гипербореях, народе, живущем по ту сторону северных гор, с которых веет борей; народ этот живет в блаженном спокойствии и служит, как святой, жреческий народ, богу, часто его посещающему. С этим же мифом можно связать и представление о сказочной птице, грифе, который также жил будто бы на дальнем севере и охранял сокровища золота, которыми фантазия греков обогащала эти местности. Мало-помалу все божества, которые были первоначально лишь олицетворением сил и явлений природы, стали понимать более отвлеченно, на них стали смотреть с нравственной точки зрения. Бог чистого солнечного света сделался представителем и покровителем всего ясного и чистого в области духовной и нравственной, первоисточником всякого образования и прогресса в социальном и политическом отношениях. Таким образом, он является, прежде всего, богом пения и смягчающей бурные страсти игры на цитре, почему ему и дана была кроме лука — лира. Он услаждает богов своим искусством, стоит во главе хора муз и наделяет любимых людей даром пения и поэзии.
Как бог духовного просветления, Аполлон является и богом предсказаний: по поручению и от имени отца своего Зевса он открывает людям сокрытое от них в настоящем и будущем для того, чтобы направить их на истинный путь и предостеречь от ложного. Но он делает это не в ясных словах, а только намеками и двусмысленными речами.
Наконец, Аполлон является источником и защитником всякого государственного и гражданского благоустройства, основателем городов и законодателем. Так в Афинах чтили Аполлона как родового бога и защитника всего ионического племени, так спартанцы данные им Ликургом законы приводили в связь с Аполлон и его оракулом в Дельфах. К этому же оракулу прибегал греческий город за советом каждый раз, когда он намеревался основать колонии где-нибудь в далеких странах.
Для искусства Аполлон является идеалом мужской, юношеской красоты, он изображается без бороды, длинные волосы то ниспадают на плечи, то приподнимаются и связываются кверху узлом. Стройный, с выражением чистой, божественной величавости в лице, он обыкновенно, в особенности когда при нем стрелы и колчан, изображается в одной только короткой, наброшенной на плечи хламиде. Иногда же, когда он играет на цитре и ведет хор муз, он одет в ниспадающую до ног одежду. Голова его нередко бывает украшена венком из ветвей посвященного ему лаврового дерева. Рядом с ним стоит часто треножник как символ пророчества, так как таковой стоял в святая святых Дельфийского храма над расселиной и служил седалищем для Пифии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи