Осирис
Осирис или Озирис — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах.
Популярность Осириса объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), Осирис, по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, Осирис и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот — олицетворенная премудрость. Затем Осирис предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний.
После победоносного возвращения Осирис, брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом, удалось заключить в него Осириса и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов.
Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий. Многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с Осирисом — например "великий бог, предводитель западных" (то есть покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой Осириса, с незапамятных времен привлекавший богомольцев. Отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф Осириса и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, Осирис стал богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным.
Осирис является добрым началом и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление Осириса с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества.
В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осириса в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, Осирис изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц).
Осирис или Озирис — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах.
Популярность Осириса объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), Осирис, по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, Осирис и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот — олицетворенная премудрость. Затем Осирис предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний.
После победоносного возвращения Осирис, брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом, удалось заключить в него Осириса и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов.
Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий. Многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с Осирисом — например "великий бог, предводитель западных" (то есть покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой Осириса, с незапамятных времен привлекавший богомольцев. Отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф Осириса и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, Осирис стал богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным.
Осирис является добрым началом и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление Осириса с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества.
В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осириса в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, Осирис изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц).
Нут
Нут — древнеегипетская богиня неба, супруга Кеба, мать Озириса и его цикла, откуда ее эпитеты "мать богов", "великая "владычица неба", "госпожа земли". В виде свойственного египетской религии отожествления покойника с Осирисом, Нут играла видную роль в заупокойных текстах, принимая на себя попечение о своем сыне — усопшем, соединяя его члены и кормя его с ветвей своей смоковницы.
Изображение ее в виде сидящей женщины, с распростертыми крыльями, почти всегда помещалось на груди саркофагов нового царства; во весь рост, с поднятыми вверх руками, она изображалась также на внутренней стороне нижней части саркофагов, а вместе с Кебом — на внешних сторонах боковых стенок. Нередки ее изображения на ветвях смоковницы, с продовольствием в руках, для стоящей внизу души покойника, а также в виде женщины, туловище которой усеяно звездами, а руки и ноги опираются на землю, и которую поддерживает поднятыми руками олицетворение воздуха, Шу. На спине ее иногда изображались солнечные и лунные барки. Иногда встречается несколько подобных изображений одно над другим — намек на различные небесные сферы.
Нут — древнеегипетская богиня неба, супруга Кеба, мать Озириса и его цикла, откуда ее эпитеты "мать богов", "великая "владычица неба", "госпожа земли". В виде свойственного египетской религии отожествления покойника с Осирисом, Нут играла видную роль в заупокойных текстах, принимая на себя попечение о своем сыне — усопшем, соединяя его члены и кормя его с ветвей своей смоковницы.
Изображение ее в виде сидящей женщины, с распростертыми крыльями, почти всегда помещалось на груди саркофагов нового царства; во весь рост, с поднятыми вверх руками, она изображалась также на внутренней стороне нижней части саркофагов, а вместе с Кебом — на внешних сторонах боковых стенок. Нередки ее изображения на ветвях смоковницы, с продовольствием в руках, для стоящей внизу души покойника, а также в виде женщины, туловище которой усеяно звездами, а руки и ноги опираются на землю, и которую поддерживает поднятыми руками олицетворение воздуха, Шу. На спине ее иногда изображались солнечные и лунные барки. Иногда встречается несколько подобных изображений одно над другим — намек на различные небесные сферы.
Нефтида
Нефтида — богиня, дочь неба (Нут) и земли (Кеба), сестра Осириса и Изиды, супруга Сета, последний член великой эннеады.
Нефтида - чисто искусственное женское дополнение Сета, который, как бог разрушения, не нуждался в нем. Нефтида — двойник Изиды. Она родила от Осириса Анубиса и оплакивала его вместе с Изидой. Весьма часты изображения на саркофагах этих двух сестер, стоящих, в головах и ногах мумий, на коленях и плачущих. Они играли также роль в ритуале плача над Осирисом, будучи представляемы двумя жрицами. Когда имя Сета стало заменяться Тотом, Нефтида выступает иногда супругой последнего, отожествляясь с Сафхет (в Фивах). Изображалась в виде женщины, с иероглифом своего имени на голове. В последний день года праздновалось ее рождение.
Нефтида — богиня, дочь неба (Нут) и земли (Кеба), сестра Осириса и Изиды, супруга Сета, последний член великой эннеады.
Нефтида - чисто искусственное женское дополнение Сета, который, как бог разрушения, не нуждался в нем. Нефтида — двойник Изиды. Она родила от Осириса Анубиса и оплакивала его вместе с Изидой. Весьма часты изображения на саркофагах этих двух сестер, стоящих, в головах и ногах мумий, на коленях и плачущих. Они играли также роль в ритуале плача над Осирисом, будучи представляемы двумя жрицами. Когда имя Сета стало заменяться Тотом, Нефтида выступает иногда супругой последнего, отожествляясь с Сафхет (в Фивах). Изображалась в виде женщины, с иероглифом своего имени на голове. В последний день года праздновалось ее рождение.
Нейт
Нейт — египетская богиня. Уже в текстах пирамид и надписях древнего царства Нейт встречается неоднократно, как мать бога Себека и путеводительница покойного.
Вообще Нейт постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии. Поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления.
Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: "Я все бывшее, настоящее и грядущее. Моего покрывала никто не открывал. Плод, рожденный мной — солнце". Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: "О, великая мать, рождение которой непостижимо. О, богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими".
Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог. Лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной. Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад. Он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, кажется, был известен ливийцам. По крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.
Нейт — египетская богиня. Уже в текстах пирамид и надписях древнего царства Нейт встречается неоднократно, как мать бога Себека и путеводительница покойного.
Вообще Нейт постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии. Поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с ее именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления.
Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: "Я все бывшее, настоящее и грядущее. Моего покрывала никто не открывал. Плод, рожденный мной — солнце". Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: "О, великая мать, рождение которой непостижимо. О, богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити ее руками твоими".
Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог. Лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин ее сопоставления с Афиной. Геродот описывает ее праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад. Он же упоминает об ее оракуле. Культ Нейт, кажется, был известен ливийцам. По крайней мере, ее иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.
Мут
Мут (собственно "мать") — богиня египетских Фив, второй член местной триады (Амон-Мут-Хонсу). Считалась матерью, супругой и дочерью Амона, "матерью своего создателя и дочерью своего сына" — выражение божественной предвечности.
Именовалась Мут "владычицей неба", "царицей всех богов". Постоянный эпитет — "владычица озера Ишру", по имени священного озера при ее храме, выстроенном Аменготепом Третьим к северо-востоку от главного карнакского храма и соединенном с ним аллеей сфинксов. Многочисленные гимны в честь Мут покрывали стены храма. Изображалась в виде женщины, с коронами и грифом — ее иероглифом — на голове.
Мут (собственно "мать") — богиня египетских Фив, второй член местной триады (Амон-Мут-Хонсу). Считалась матерью, супругой и дочерью Амона, "матерью своего создателя и дочерью своего сына" — выражение божественной предвечности.
Именовалась Мут "владычицей неба", "царицей всех богов". Постоянный эпитет — "владычица озера Ишру", по имени священного озера при ее храме, выстроенном Аменготепом Третьим к северо-востоку от главного карнакского храма и соединенном с ним аллеей сфинксов. Многочисленные гимны в честь Мут покрывали стены храма. Изображалась в виде женщины, с коронами и грифом — ее иероглифом — на голове.
Мендес
Мендес — греческая транскрипция египетского Ба-неб-дед, имени бога-покровителя 16-го нома Дельты, расположенного по Мендезийскому рукаву Нила. Божество это было особой формой Осириса, почитавшейся под видом священного овна.
Установление культа Мендеса Манефон возводит ко Второй династии. По имени божества назывался город Пи-ба-неби-дед — "дом владыки Деда". Город этот был уже в глубокой древности важным религиозным центром, а в последние времена самостоятельной жизни Египта достиг важного политического значения. Он был одним из центров мелких владетелей времен додекархии (так называют период египетской истории, предшествовавший возрождению при 26 династии).
Из Мендоса произошла 29, независимая от персов династия (408—387), посаженная и руководимая солдатами. Судя по именам царей, она — ливийского происхождения. От времен Птолемея Второго дошла большая надпись из Мендеса, повествующая о церемониях при открытии нового овна, освящении храма и освобождении по этому случаю от налогов.
В римское время город был в упадке, но славился производством мази. Произведенные Навиллем на месте Мендеса зимой 1892 года раскопки обнаружили остатки древнего храма, с обломками времен Рамсеса Второго и Саисской эпохи, кладбище священных овнов и библиотеку римского времени, с массой греческих папирусов, которые частью сгорели и обуглились, частью съедены сыростью и почвенной солью.
Мендес — греческая транскрипция египетского Ба-неб-дед, имени бога-покровителя 16-го нома Дельты, расположенного по Мендезийскому рукаву Нила. Божество это было особой формой Осириса, почитавшейся под видом священного овна.
Установление культа Мендеса Манефон возводит ко Второй династии. По имени божества назывался город Пи-ба-неби-дед — "дом владыки Деда". Город этот был уже в глубокой древности важным религиозным центром, а в последние времена самостоятельной жизни Египта достиг важного политического значения. Он был одним из центров мелких владетелей времен додекархии (так называют период египетской истории, предшествовавший возрождению при 26 династии).
Из Мендоса произошла 29, независимая от персов династия (408—387), посаженная и руководимая солдатами. Судя по именам царей, она — ливийского происхождения. От времен Птолемея Второго дошла большая надпись из Мендеса, повествующая о церемониях при открытии нового овна, освящении храма и освобождении по этому случаю от налогов.
В римское время город был в упадке, но славился производством мази. Произведенные Навиллем на месте Мендеса зимой 1892 года раскопки обнаружили остатки древнего храма, с обломками времен Рамсеса Второго и Саисской эпохи, кладбище священных овнов и библиотеку римского времени, с массой греческих папирусов, которые частью сгорели и обуглились, частью съедены сыростью и почвенной солью.
Кеб
Кеб - древнеегипетское божество земли, сын Шу и Тефнут, отец Осириса и всех богов, откуда и его титул "бог великий, отец богов".
Кеб принадлежал к числу богов, пользовавшихся повсеместным почитанием. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростертым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу. Греки отождествляли Кеба с Кроном.
Кеб - древнеегипетское божество земли, сын Шу и Тефнут, отец Осириса и всех богов, откуда и его титул "бог великий, отец богов".
Кеб принадлежал к числу богов, пользовавшихся повсеместным почитанием. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростертым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу. Греки отождествляли Кеба с Кроном.
Изида
Изида — греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса-Озирисом — женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен. Подобно Осирису, Изида дочь неба (Нут) и земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом — Нилом.
Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плач над ним Изиды, погребении его и воспитании ее сына Гора в болотах Дельты. Другой миф представляет ее премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя. Как в древнеегипетской литературе, так и у классиков, Изида приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда ее эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и тому подобное.
Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось ее рождение. Как богиня женского плодородия, Изида изображалась в виде коровы, несущей между рогами солнечный диск. Этот же головной убор не забывался, если богиня изображалась в виде женщины, при чем иногда к нему присоединялся иероглиф богини. В эпоху синкретизма нередко богиню изображали вроде азиатских женских божеств с грудями по всему телу. Сохранилась масса статуэток Изиды с младенцем Гором на руках.
Изида — греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса-Озирисом — женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен. Подобно Осирису, Изида дочь неба (Нут) и земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом — Нилом.
Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плач над ним Изиды, погребении его и воспитании ее сына Гора в болотах Дельты. Другой миф представляет ее премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя. Как в древнеегипетской литературе, так и у классиков, Изида приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда ее эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и тому подобное.
Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось ее рождение. Как богиня женского плодородия, Изида изображалась в виде коровы, несущей между рогами солнечный диск. Этот же головной убор не забывался, если богиня изображалась в виде женщины, при чем иногда к нему присоединялся иероглиф богини. В эпоху синкретизма нередко богиню изображали вроде азиатских женских божеств с грудями по всему телу. Сохранилась масса статуэток Изиды с младенцем Гором на руках.
Гор
Гор — древнеегипетское божество, сын Изиды, рожденный ею, по большинству сказаний, без участия Осириса, после его смерти, и усыновленный им.
Представление об этом боге пережило три этапа. Сначала он — дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болот Буто. Затем он является "мстителем за отца", когда, не предупредив Изиду, покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с Сетом, которого сделал бессильным, сам лишившись при этом глаза. Побежденному Сету была оставлена жизнь и свобода. Боги, примирившись, очистились и уврачевались от повреждений. Себ признал Гора наследником Осириса, а Сету тоже дал часть во владычестве. Теперь представление о Горе переходит в третий этап: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богов", "великий Гор". Царствование его продолжалось 300 лет. Ему наследовал Тот, то есть мудрость, затем Маат — справедливость, наконец, "шесу Гор" — служители Гора, жрецы.
Почитание Гора в различных местностях Египта соответствовало тому, какой этап его мифа выдвигался на первый план. В Дендерах, Эдфу и др. он носил специальное название "соединителя обеих земель". В Панополе и Конте его представляли в фаллическом виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником Египта от восточных варваров. Вообще он был национальным богом-покровителем в противоположность Сету — покровителю пустыни и азиатов. Особенная форма Гора — Гармахис (см.). На счет значения мифа существует несколько мнений.
Большинство ученых считают Гора богом солнца, возродившегося на другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой. Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Осириса и Изиды, и Гора, бога солнца, Гор-ура, который еще в доисторическое время был отождествлен с первым. Гор олицетворял собой небесную лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Осириса, то есть после победы противников его культа, приверженцы его продолжали тайно служить ему. Любовь к гонимому богу была Изидой, в которую он заронил семя — надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся Осирисом, его сыном.
Гор явился богом будущего, предметом надежд, обетования. Это был первый период представления о нем, чему соответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и так далее. Учение о нем держалось в тайне. Отсюда сказание о его тайном воспитании. Окрепши, его приверженцы без ведома своих более осторожных вождей вступили в борьбу с поклонниками Сета и, победив их, не истребили, так как партия противников была еще сильна и, главное, ей удалось завладеть "глазом Гора", то есть вождями его последователей.
После победы произошло примирение. Побежденным поручено охранять северные границы. Отсюда представление о Сете, получившем в удел Нижний Египет. Сет остался страшным богом силы, Гор — праведным и милостивым. Уже в титулах древних царей оба бога стоят рядом, примиренными, и оба оказывают покойным царям помощь в преисподней. Гор был третьей и конечной формой проявления божественной силы. Он истребил в мире все богопротивное и явился богом по преимуществу духовным, чему соответствует и символ его — парящий кобчик. Сказанием о Горе заключается цикл древнейших мифов.
В позднейшие времена иероглиф Гор — кобчик — употреблялся как идеограмма слова "бог". Гор изображался в виде кобчика или с головой кобчика или ястреба, с различными коронами, со скипетром и знаком жизни в руках. Встречаются изображения в форме сфинкса с головой кобчика. Есть изображение о 7 головах различных животных, а также масса изображений различных эпизодов борьбы c Сетом.
Греки сопоставляли Гора с Аполлоном, видя в нем бога света. Культ его перешел за пределы Египта, но большого распространения не получил. Место Гора в Александрийской триаде занял Гарпократ, культ которого проник и на запад, особенно в Рим. В мистериях он являлся олицетворением воскресения.
Гор — древнеегипетское божество, сын Изиды, рожденный ею, по большинству сказаний, без участия Осириса, после его смерти, и усыновленный им.
Представление об этом боге пережило три этапа. Сначала он — дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болот Буто. Затем он является "мстителем за отца", когда, не предупредив Изиду, покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с Сетом, которого сделал бессильным, сам лишившись при этом глаза. Побежденному Сету была оставлена жизнь и свобода. Боги, примирившись, очистились и уврачевались от повреждений. Себ признал Гора наследником Осириса, а Сету тоже дал часть во владычестве. Теперь представление о Горе переходит в третий этап: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богов", "великий Гор". Царствование его продолжалось 300 лет. Ему наследовал Тот, то есть мудрость, затем Маат — справедливость, наконец, "шесу Гор" — служители Гора, жрецы.
Почитание Гора в различных местностях Египта соответствовало тому, какой этап его мифа выдвигался на первый план. В Дендерах, Эдфу и др. он носил специальное название "соединителя обеих земель". В Панополе и Конте его представляли в фаллическом виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником Египта от восточных варваров. Вообще он был национальным богом-покровителем в противоположность Сету — покровителю пустыни и азиатов. Особенная форма Гора — Гармахис (см.). На счет значения мифа существует несколько мнений.
Большинство ученых считают Гора богом солнца, возродившегося на другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой. Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Осириса и Изиды, и Гора, бога солнца, Гор-ура, который еще в доисторическое время был отождествлен с первым. Гор олицетворял собой небесную лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Осириса, то есть после победы противников его культа, приверженцы его продолжали тайно служить ему. Любовь к гонимому богу была Изидой, в которую он заронил семя — надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся Осирисом, его сыном.
Гор явился богом будущего, предметом надежд, обетования. Это был первый период представления о нем, чему соответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и так далее. Учение о нем держалось в тайне. Отсюда сказание о его тайном воспитании. Окрепши, его приверженцы без ведома своих более осторожных вождей вступили в борьбу с поклонниками Сета и, победив их, не истребили, так как партия противников была еще сильна и, главное, ей удалось завладеть "глазом Гора", то есть вождями его последователей.
После победы произошло примирение. Побежденным поручено охранять северные границы. Отсюда представление о Сете, получившем в удел Нижний Египет. Сет остался страшным богом силы, Гор — праведным и милостивым. Уже в титулах древних царей оба бога стоят рядом, примиренными, и оба оказывают покойным царям помощь в преисподней. Гор был третьей и конечной формой проявления божественной силы. Он истребил в мире все богопротивное и явился богом по преимуществу духовным, чему соответствует и символ его — парящий кобчик. Сказанием о Горе заключается цикл древнейших мифов.
В позднейшие времена иероглиф Гор — кобчик — употреблялся как идеограмма слова "бог". Гор изображался в виде кобчика или с головой кобчика или ястреба, с различными коронами, со скипетром и знаком жизни в руках. Встречаются изображения в форме сфинкса с головой кобчика. Есть изображение о 7 головах различных животных, а также масса изображений различных эпизодов борьбы c Сетом.
Греки сопоставляли Гора с Аполлоном, видя в нем бога света. Культ его перешел за пределы Египта, но большого распространения не получил. Место Гора в Александрийской триаде занял Гарпократ, культ которого проник и на запад, особенно в Рим. В мистериях он являлся олицетворением воскресения.
Атор
Атор — египетская богиня, которую греки уподобляли своей Афродите. Она принадлежала к первой династии египетских богов и была подругою последнего из великих богов, Оруса. Ее имя иероглифически означает, по объяснению еще Плутарха, «жилище Оруса».
Богине Атор посвящена была корова, почему и она изображалась иногда с головой коровы. Нередко в ее изображении — к женской голове присоединялись коровьи рога, между которыми помещался диск солнца. Почему она уподобляется и Изиде и иногда признается за Изиду и представляется возле Осириса богинею преисподней.
В греко-римское время многое с Афродиты переносилось на Атор. Ей воздвигнуто было много храмов в Египте — в Фивах, в Омбосе, в трех городах, получивших потому название Афродитиных городов, особенно же пышный храм в Дендере, воздвигнутый знаменитою Клеопатрою после рождения Цезариона. Ей посвящен был и полуостров Синай, на котором найдена была медная руда, богиней которой (Мафка) она прозывалась в египетских колониях. Именем богини Атор назывался и третий месяц египетского года.
Атор — египетская богиня, которую греки уподобляли своей Афродите. Она принадлежала к первой династии египетских богов и была подругою последнего из великих богов, Оруса. Ее имя иероглифически означает, по объяснению еще Плутарха, «жилище Оруса».
Богине Атор посвящена была корова, почему и она изображалась иногда с головой коровы. Нередко в ее изображении — к женской голове присоединялись коровьи рога, между которыми помещался диск солнца. Почему она уподобляется и Изиде и иногда признается за Изиду и представляется возле Осириса богинею преисподней.
В греко-римское время многое с Афродиты переносилось на Атор. Ей воздвигнуто было много храмов в Египте — в Фивах, в Омбосе, в трех городах, получивших потому название Афродитиных городов, особенно же пышный храм в Дендере, воздвигнутый знаменитою Клеопатрою после рождения Цезариона. Ей посвящен был и полуостров Синай, на котором найдена была медная руда, богиней которой (Мафка) она прозывалась в египетских колониях. Именем богини Атор назывался и третий месяц египетского года.
Апис
Апис — священный бык, имевший свой храм в Мемфисе (Мемфис – древнеегипетский город (название которого означает «прекрасная гавань»), основанный первым смертным фараоном Мином).
По рассказу Манефона, культ Аписа был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом (около 3600 года до нашей эры) одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе и Мендесского козла. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из Фиса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящен Апис.
Апис первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно "быком преисподней", поэтому-то Плутарх и говорит, что Апис есть одухотворенное изображение Осириса. Для народа же он был, по словам Страбона, самим "богом, то же самое, что Осирис". Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь Апис (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать повышение уровня воды в Ниле. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Aписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Больше 25 лет Апис не должен был жить, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил.
По Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца. Между приметами его есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца. При восходе луны же жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть черным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового Аписа праздновалось во всей стране.
Апису приписывались также и пророческие силы, как и вообще в позднейшее время, особенно в греко-римскую эпоху, ему приписывалось многое, что было совершенно чуждо его первоначальному символическому значению. Введенный во время первых Птоломеев в сонм египетских божеств из Синопа, местный александрийский бог Сарапис должен был быть приведен в связь с древним мемфисским Осирисом-Аписом, так как раздраженные египетские жрецы не хотели его сначала принять.
Апис — священный бык, имевший свой храм в Мемфисе (Мемфис – древнеегипетский город (название которого означает «прекрасная гавань»), основанный первым смертным фараоном Мином).
По рассказу Манефона, культ Аписа был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом (около 3600 года до нашей эры) одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе и Мендесского козла. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из Фиса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящен Апис.
Апис первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно "быком преисподней", поэтому-то Плутарх и говорит, что Апис есть одухотворенное изображение Осириса. Для народа же он был, по словам Страбона, самим "богом, то же самое, что Осирис". Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь Апис (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать повышение уровня воды в Ниле. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Aписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Больше 25 лет Апис не должен был жить, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил.
По Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца. Между приметами его есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца. При восходе луны же жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть черным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового Аписа праздновалось во всей стране.
Апису приписывались также и пророческие силы, как и вообще в позднейшее время, особенно в греко-римскую эпоху, ему приписывалось многое, что было совершенно чуждо его первоначальному символическому значению. Введенный во время первых Птоломеев в сонм египетских божеств из Синопа, местный александрийский бог Сарапис должен был быть приведен в связь с древним мемфисским Осирисом-Аписом, так как раздраженные египетские жрецы не хотели его сначала принять.
Анубис
Анубис — египетское божество, в иероглифических памятниках называется «Анепу» или «Ануп». По египетской мифологии Анубис — сын Осириса, родившийся от Нефтис, которую Осирис по ошибке принял за свою супругу Изиду.
Греки приравнивали его к Гермесу, иногда же, объединяя его египетское и греческое имя, называли Германубисом. На памятниках он изображен с головою шакала, с заостренными ушами и мордой. Эту голову греки заменяли головой собаки. На том и другом изображении его красуется двойная корона Верхнего и Нижнего Египта.
По Плутарху, в жертву Анубису приносили белого или желтого петуха. Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего.
Анубис — египетское божество, в иероглифических памятниках называется «Анепу» или «Ануп». По египетской мифологии Анубис — сын Осириса, родившийся от Нефтис, которую Осирис по ошибке принял за свою супругу Изиду.
Греки приравнивали его к Гермесу, иногда же, объединяя его египетское и греческое имя, называли Германубисом. На памятниках он изображен с головою шакала, с заостренными ушами и мордой. Эту голову греки заменяли головой собаки. На том и другом изображении его красуется двойная корона Верхнего и Нижнего Египта.
По Плутарху, в жертву Анубису приносили белого или желтого петуха. Как и Гермес Психопомпос у греков, он, по верованиям египтян, был проводником мертвых в подземный мир, называемый Аментес, и вместе с Горусом взвешивал дела их перед Осирисом. Когда египетский культ проник в Римскую империю, Анубис слился с Гермесом и его изображения с собачьей головой сопровождались знаками последнего.