Гор
Гор — древнеегипетское божество, сын Изиды, рожденный ею, по большинству сказаний, без участия Осириса, после его смерти, и усыновленный им.
Представление об этом боге пережило три этапа. Сначала он — дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болот Буто. Затем он является "мстителем за отца", когда, не предупредив Изиду, покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с Сетом, которого сделал бессильным, сам лишившись при этом глаза. Побежденному Сету была оставлена жизнь и свобода. Боги, примирившись, очистились и уврачевались от повреждений. Себ признал Гора наследником Осириса, а Сету тоже дал часть во владычестве. Теперь представление о Горе переходит в третий этап: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богов", "великий Гор". Царствование его продолжалось 300 лет. Ему наследовал Тот, то есть мудрость, затем Маат — справедливость, наконец, "шесу Гор" — служители Гора, жрецы.
Почитание Гора в различных местностях Египта соответствовало тому, какой этап его мифа выдвигался на первый план. В Дендерах, Эдфу и др. он носил специальное название "соединителя обеих земель". В Панополе и Конте его представляли в фаллическом виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником Египта от восточных варваров. Вообще он был национальным богом-покровителем в противоположность Сету — покровителю пустыни и азиатов. Особенная форма Гора — Гармахис (см.). На счет значения мифа существует несколько мнений.
Большинство ученых считают Гора богом солнца, возродившегося на другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой. Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Осириса и Изиды, и Гора, бога солнца, Гор-ура, который еще в доисторическое время был отождествлен с первым. Гор олицетворял собой небесную лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Осириса, то есть после победы противников его культа, приверженцы его продолжали тайно служить ему. Любовь к гонимому богу была Изидой, в которую он заронил семя — надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся Осирисом, его сыном.
Гор явился богом будущего, предметом надежд, обетования. Это был первый период представления о нем, чему соответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и так далее. Учение о нем держалось в тайне. Отсюда сказание о его тайном воспитании. Окрепши, его приверженцы без ведома своих более осторожных вождей вступили в борьбу с поклонниками Сета и, победив их, не истребили, так как партия противников была еще сильна и, главное, ей удалось завладеть "глазом Гора", то есть вождями его последователей.
После победы произошло примирение. Побежденным поручено охранять северные границы. Отсюда представление о Сете, получившем в удел Нижний Египет. Сет остался страшным богом силы, Гор — праведным и милостивым. Уже в титулах древних царей оба бога стоят рядом, примиренными, и оба оказывают покойным царям помощь в преисподней. Гор был третьей и конечной формой проявления божественной силы. Он истребил в мире все богопротивное и явился богом по преимуществу духовным, чему соответствует и символ его — парящий кобчик. Сказанием о Горе заключается цикл древнейших мифов.
В позднейшие времена иероглиф Гор — кобчик — употреблялся как идеограмма слова "бог". Гор изображался в виде кобчика или с головой кобчика или ястреба, с различными коронами, со скипетром и знаком жизни в руках. Встречаются изображения в форме сфинкса с головой кобчика. Есть изображение о 7 головах различных животных, а также масса изображений различных эпизодов борьбы c Сетом.
Греки сопоставляли Гора с Аполлоном, видя в нем бога света. Культ его перешел за пределы Египта, но большого распространения не получил. Место Гора в Александрийской триаде занял Гарпократ, культ которого проник и на запад, особенно в Рим. В мистериях он являлся олицетворением воскресения.
Гор — древнеегипетское божество, сын Изиды, рожденный ею, по большинству сказаний, без участия Осириса, после его смерти, и усыновленный им.
Представление об этом боге пережило три этапа. Сначала он — дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болот Буто. Затем он является "мстителем за отца", когда, не предупредив Изиду, покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с Сетом, которого сделал бессильным, сам лишившись при этом глаза. Побежденному Сету была оставлена жизнь и свобода. Боги, примирившись, очистились и уврачевались от повреждений. Себ признал Гора наследником Осириса, а Сету тоже дал часть во владычестве. Теперь представление о Горе переходит в третий этап: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богов", "великий Гор". Царствование его продолжалось 300 лет. Ему наследовал Тот, то есть мудрость, затем Маат — справедливость, наконец, "шесу Гор" — служители Гора, жрецы.
Почитание Гора в различных местностях Египта соответствовало тому, какой этап его мифа выдвигался на первый план. В Дендерах, Эдфу и др. он носил специальное название "соединителя обеих земель". В Панополе и Конте его представляли в фаллическом виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником Египта от восточных варваров. Вообще он был национальным богом-покровителем в противоположность Сету — покровителю пустыни и азиатов. Особенная форма Гора — Гармахис (см.). На счет значения мифа существует несколько мнений.
Большинство ученых считают Гора богом солнца, возродившегося на другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой. Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Осириса и Изиды, и Гора, бога солнца, Гор-ура, который еще в доисторическое время был отождествлен с первым. Гор олицетворял собой небесную лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Осириса, то есть после победы противников его культа, приверженцы его продолжали тайно служить ему. Любовь к гонимому богу была Изидой, в которую он заронил семя — надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся Осирисом, его сыном.
Гор явился богом будущего, предметом надежд, обетования. Это был первый период представления о нем, чему соответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и так далее. Учение о нем держалось в тайне. Отсюда сказание о его тайном воспитании. Окрепши, его приверженцы без ведома своих более осторожных вождей вступили в борьбу с поклонниками Сета и, победив их, не истребили, так как партия противников была еще сильна и, главное, ей удалось завладеть "глазом Гора", то есть вождями его последователей.
После победы произошло примирение. Побежденным поручено охранять северные границы. Отсюда представление о Сете, получившем в удел Нижний Египет. Сет остался страшным богом силы, Гор — праведным и милостивым. Уже в титулах древних царей оба бога стоят рядом, примиренными, и оба оказывают покойным царям помощь в преисподней. Гор был третьей и конечной формой проявления божественной силы. Он истребил в мире все богопротивное и явился богом по преимуществу духовным, чему соответствует и символ его — парящий кобчик. Сказанием о Горе заключается цикл древнейших мифов.
В позднейшие времена иероглиф Гор — кобчик — употреблялся как идеограмма слова "бог". Гор изображался в виде кобчика или с головой кобчика или ястреба, с различными коронами, со скипетром и знаком жизни в руках. Встречаются изображения в форме сфинкса с головой кобчика. Есть изображение о 7 головах различных животных, а также масса изображений различных эпизодов борьбы c Сетом.
Греки сопоставляли Гора с Аполлоном, видя в нем бога света. Культ его перешел за пределы Египта, но большого распространения не получил. Место Гора в Александрийской триаде занял Гарпократ, культ которого проник и на запад, особенно в Рим. В мистериях он являлся олицетворением воскресения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи