Белбог
Белбог или Белый бог — славянское божество, особенно интересное для исследователей славянских. Дело в том, что Белбогу соответствовал Чернобог, по-видимому, с противоположными свойствами. Славянские мифологи много занимались этим вопросом, но не пришли еще к окончательным результатам.
Чтобы решить данный вопрос, надо выяснить: существовал ли действительно в славянской мифологии Белбог? Какое его отношение к Чернобогу? Какова их относительная древность? Были ли они местными или общеславянскими божествами?
Первый вопрос решается утвердительно. Это доказывают и географические названия местностей, и свидетельства летописцев. Из свидетельств хроникеров самое важное Гельмольда, который не называет Белбога, но из слов его ясно видно, что должен был быть бог, составляющий противоположность Чернобогу. Что касается древности мифа о Белобоге, то другой мифолог (по фамилии Иречек) полагает, что слово бог первоначально у славян обозначало светлое, хорошее существо и только позже, когда в славянской мифологии выработалось понятие о злом божестве, то есть Чернобог, в противоположность последнему, образовался новый термин Белбог.
Лингвистический анализ не может нам дать почти никаких указаний в этом отношении, так как неизвестно ничего относительно древности сложных слов в славянских языках, и только неправильность таких форм, как Белбог, Белбожице и тому подобное, вместо правильных Белобог, Белобожице, говорят в пользу предположения Иречка, что это слово — а следовательно, и понятие — появилось на славянской почве относительно поздно. Сближения Белбога с Ваалом Ветхого завета и с Беланом гальским не имеют никакого основания. Если верование Белбогу действительно поздно появилось, то неудивительно, что оно встречается не на всем пространстве славянских земель.
Вообще, следы культа Белбога встречаем только у западных славян, а именно у поляков, лужичан, чехов и, может быть, у полабских славян. Афанасьев в своих "Поэтических воззрениях славян" отожествляет западного Белбога с малорусским Белуном. Возможна и идентификация Белого бога со Святовитом, защищаемая тем же Афанасьевым и Гильфердингом.
Белбог или Белый бог — славянское божество, особенно интересное для исследователей славянских. Дело в том, что Белбогу соответствовал Чернобог, по-видимому, с противоположными свойствами. Славянские мифологи много занимались этим вопросом, но не пришли еще к окончательным результатам.
Чтобы решить данный вопрос, надо выяснить: существовал ли действительно в славянской мифологии Белбог? Какое его отношение к Чернобогу? Какова их относительная древность? Были ли они местными или общеславянскими божествами?
Первый вопрос решается утвердительно. Это доказывают и географические названия местностей, и свидетельства летописцев. Из свидетельств хроникеров самое важное Гельмольда, который не называет Белбога, но из слов его ясно видно, что должен был быть бог, составляющий противоположность Чернобогу. Что касается древности мифа о Белобоге, то другой мифолог (по фамилии Иречек) полагает, что слово бог первоначально у славян обозначало светлое, хорошее существо и только позже, когда в славянской мифологии выработалось понятие о злом божестве, то есть Чернобог, в противоположность последнему, образовался новый термин Белбог.
Лингвистический анализ не может нам дать почти никаких указаний в этом отношении, так как неизвестно ничего относительно древности сложных слов в славянских языках, и только неправильность таких форм, как Белбог, Белбожице и тому подобное, вместо правильных Белобог, Белобожице, говорят в пользу предположения Иречка, что это слово — а следовательно, и понятие — появилось на славянской почве относительно поздно. Сближения Белбога с Ваалом Ветхого завета и с Беланом гальским не имеют никакого основания. Если верование Белбогу действительно поздно появилось, то неудивительно, что оно встречается не на всем пространстве славянских земель.
Вообще, следы культа Белбога встречаем только у западных славян, а именно у поляков, лужичан, чехов и, может быть, у полабских славян. Афанасьев в своих "Поэтических воззрениях славян" отожествляет западного Белбога с малорусским Белуном. Возможна и идентификация Белого бога со Святовитом, защищаемая тем же Афанасьевым и Гильфердингом.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи